При работе с нерезидентами не следует забывать об "обычных" ценах ------------------------------------------------------------------ В последнее время налогоплательщики могли заметить оживление контрольно-проверочной работы налоговых органов относительно предприятий, которые работают в сфере экспортно-импортных отношений. По информации, которая поступает с восточных регионов Украины, налоговики применяют при проверках экспортеров и импортеров "обычные" цены и доначисляют значительные суммы налогов и финансовых санкций. Попробуем и мы разобраться в этой ситуации. Подпунктом 7.3.1 пункта 7.3 статьи 7 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ) (далее - Закон о прибыли) предусмотрено, что доходы, полученные (начисленные) налогоплательщиком в иностранной валюте в связи с продажей товаров (работ, услуг) в течение отчетного периода, пересчитываются в гривни по официальному валютному (обменному) курсу Национального банка Украины, который действовал на дату получения (начисления) таких доходов, и не подлежат пересчету в связи с изменением обменного курса гривни в течение такого отчетного периода. Подпунктом 7.3.2 пункта 7.3 статьи 7 Закона предусмотрено, что расходы, понесенные (начисленные) налогоплательщиком в иностранной валюте в течение отчетного периода в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых относится в валовые расходы такого налогоплательщика, определяются в сумме, которая должна равняться балансовой стоимости такой иностранной валюты, определенной в соответствии с положениями подпунктов 7.3.1, 7.3.4, 7.3.6 этой статьи, и не подлежат пересчету в связи с изменением обменного курса гривни в течение такого отчетного периода. При этом в подпункте 7.3.8 Закона отмечено, что банки осуществляют отличный от других налогоплательщиков налоговый учет результатов операции с иностранной валютой. Вроде бы все понятно и не вызывает сомнений (если еще учесть все положения пункта 7.3 статьи 7 Закона о прибыли). Но... Далее в статье 7 Закона о прибыли идут подпункты 7.4.1, 7.4.2 и "злополучный" 7.4.3 (на который до последнего времени никто не обращал внимания). Подпунктом 7.4.1 Закона о прибыли предусмотрено, что доход, полученный налогоплательщиком от продажи товаров (работ, услуг) связанным лицам, определяется исходя из договорных цен, но не меньше обычных цен на такие товары (работы, услуги), которые действовали на дату такой продажи. Подпунктом 7.4.2 предусмотрено, что расходы, понесенные налогоплательщиком в связи с приобретением товаров (работ, услуг) у связанного лица, определяются исходя из договорных цен, но не больше обычных цен, которые действовали на дату такого приобретения. Подпункт 7.4.3 предусматривает, что положения подпунктов 7.4.1, 7.4.2 распространяются также на операции с юридическими лицами, которые не являются плательщиками налога, установленного статьей 10 этого Закона, или уплачивают налог на прибыль по иным, чем налогоплательщик, ставкам. Благодаря указанному подпункту, напрашивается вывод, что большинство наших предприятий, которые работают с юридическими лицами, в сфере внешнеэкономической деятельности, должны применять "обычные" цены. Этот вывод и взяла за основу ГНАУ и на выездных проверках, как уже было сказано, доначисление налога на прибыль идет полным ходом. Совершенно понятно, что соглашаться с таким выводом как-то не хочется и отдельные периодические издания уже стали на защиту экспортеров (импортеров). К сожалению, пока такая защита еще не имеет достаточных законодательных обоснований. Остается надеяться только на суды. Порочным во всей этой ситуации является то, что, возможно, наши законодатели все-таки предусматривали применение обычных цен в таких операциях. Во-первых, они в подпункте 7.4.3 не записали фразы, похожей на "кроме нерезидентов". Во-вторых, в пункте 1.20, в котором дается определение "обычной" цены, записано: "Обычная цена -цена продажи товаров (работ, услуг) продавцом, включая сумму начисленных (оплаченных) процентов, стоимость иностранной валюты, которая может быть получена в случае их продажи лицам, которые не связаны с продавцом при обычных условиях ведения хозяйственной деятельности". Тех, кто использует индикативные цены, может спасти в такой ситуации абзац второй указанного подпункта, ведь в нем предусмотрено, что в случае когда цены подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством, обычной считается цена, установленная согласно принципам такого регулирования. Что касается всех других экспортеров (импортеров), то получается, что им имеет смысл самим пересмотреть валовые расходы и валовые доходы и подать уточняющие Декларации о прибыли предприятия. Может для кого-то это окажется дешевле. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 442-91-71 № 10/02, стр. 32 [08.03.2002] Борис Мельник аудитор ------------------------------------------------------------------