А может ГНАУ и не ошиблась вовсе, а стоит на позиции, что
           "старье" вообще не надо амортизировать?

------------------------------------------------------------------

    Думаю,  что  практически  уже  все  читатели  ознакомились   с
Налоговым разъяснением   № 68 (см. стр. 25  № 8  БНБ от 28.02.2002
г.).  Вопросов  после   ознакомления  с  приказом  ГНАУ,   которым
утверждено "Налоговое разъяснение относительно  применения  абзаца
третьего  статьи  7  Закона  Украины  "О  государственном  бюджете
Украины на 2002 год" плательщиками налога на прибыль  предприятий"
от 13.02.2002 г. № 68 ( v0068225-02 ),  лично у  автора  стало  не
меньше, а больше.
    Необходимость создания  данного  Налогового  разъяснения  была
вызвана статьей  7   Закона  Украины  "О  государственном  бюджете
Украины на 2002 год".  В абзаце 3  данной  статьи  записано:  "для
целей налогообложения амортизация на основные фонды 2 и  3  групп,
выведенных из эксплуатации, не начисляется".
    Учитывая, что в  Законе  Украины  "О  налогообложении  прибыли
предприятий" от 22.05.97 г.  № 283/97-ВР ( 283/97-ВР )  статья  8,
посвященная амортизации, осталась в неизменном виде, то это  также
послужило причиной создания Налогового разъяснения.
    Так  как  само  Налоговое   разъяснение    уже    неоднократно
обсуждалось в прессе, то предлагаю рассмотреть всего один  вопрос,
который  на  первый  взгляд  остался  неприметным  для    обычного
читателя.
    Итак, выведенные из эксплуатации основные средства  по  мнению
ГНАУ не  амортизируются  (о  "правиле  конфликта  интересов"  ГНАУ
почему-то  забыла).  Проиграем  условный  вариант  с  цифрами   на
основании предложенного ГНАУ Налогового разъяснения.
    Основное средство балансовой (остаточной налоговой) стоимостью
в 100 тыс. грн. выведено из  эксплуатации.  Предположим,  что  был
проведен капитальный ремонт на сумму 20 тыс. грн.  Так как  ремонт
закончился,  то   основное   средство  уже  в   обновленном   виде
заработало.
    Что должен сделать бухгалтер в налоговом  учете?  Он  "должен"
выполнить указания, имеющиеся  в  Налоговом  разъяснении.  Давайте
внимательно прочитаем, а что же там рекомендуют.
    Процитируем дословно: "Обратный  ввод  таких  основных  фондов
после  проведения  их  капитального  ремонта,  реконструкции   или
модернизации осуществляется в  порядке,  установленном  подпунктом
8.4.2 п. 8.4 ст. 8 Закона".
    Вроде все нормально-обратный ввод возможен...
    Но давайте внимательно прочитаем этот подпункт.
    Подпунктом 8.4.2 статьи 8 Закона о прибыли предусмотрено,  что
"в случае осуществления расходов на  самостоятельное  изготовление
основных    фондов    плательщиком    налога    для    собственных
производственных нужд балансовая стоимость соответствующей  группы
основных  фондов  увеличивается  на  сумму  всех  производственных
расходов, понесенных плательщиком налога,  которые  связаны  с  их
изготовлением  и  вводом  в  эксплуатацию,  а  также  расходов  на
изготовление  таких  основных  фондов,  имеющих  другие  источники
финансирования..."
    Что удивляет в Налоговом разъяснении, так это отсутствие  хоть
какого-то  упоминания  о  подпункте   8.4.1    (там    упоминается
"приобретение" основных фондов).
    Напрашивается странный вывод - если  был  капитальный  ремонт,
реконструкция, модернизация, то не планирует ли  ГНАУ,  что  после
всего этого амортизироваться будет что-то новое, связанное  с  "их
изготовлением и вводом в эксплуатацию"? А "старье"  амортизировать
не надо. Получается, что амортизировать можно будет только 20 тыс.
грн.?
    Многие читатели скажут, что такого не может быть! Вы  думаете?
Давайте внимательно еще раз  уже  теперь  прочитаем  третий  абзац
статьи 7 Закона о бюджете: "для целей налогообложения  амортизация
на основные фонды 2 и 3  групп,  выведенных  из  эксплуатации,  не
начисляется".
    Ну и где написано, что после ввода в эксплуатацию  амортизация
должна начисляться? А, нету...
    Если  бы  наши  депутаты   написали    фразу:    "для    целей
налогообложения амортизация на основные фонды 2 и 3 групп на время
вывода из эксплуатации не начисляется", то вопрос  не  вызывал  бы
сомнений, а так он остается открытым  и  может  ГНАУ  не  случайно
написала то, что она написала.
    В общем, остается только надеяться на то, что  ГНАУ  разъяснит
свое Налоговое разъяснение, а до того "надо держать ухо востро".



------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес"  (044) 442-91-71
№ 10/02, стр. 33
[08.03.2002]
Борис Мельник
аудитор
------------------------------------------------------------------