Расходы на эксплуатацию автомобилей ------------------------------------------------------------------ В хозяйственной деятельности предприятий использование автотранспорта, как легкового, так и грузового, является необходимостью, связанной с обеспечением производственных нужд. В зависимости от вида эксплуатируемого транспортного средства возникают вопросы отражения в бухгалтерском и налоговом учете расходов на ремонт автомобилей, техническое обслуживание, заправку и т. п. Наиболее типичными расходами, связанными с эксплуатацией автотранспортных средств являются расходы на: - техническое обслуживание, ремонт, приобретение и замену запасных частей, в частности, обязательное приобретение аптечки и огнетушителя; - технический осмотр; - замену шин и аккумуляторов; - уплату налогов и сборов; - страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств; - парковку и стоянку; - горюче-смазочные материалы (ГСМ). Техническое обслуживание и ремонт В соответствии с Положением № 102 ( z0268-98 ) под техническим обслуживанием (ТО) подразумевается операция или комплекс операций, связанных с поддержанием работоспособности или исправности изделия во время использования его по назначению, а также при хранении и транспортировке. Согласно п. 3.1 Положения № 102 система технического обслуживания и ремонта транспортных средств предусматривает: - подготовку к продаже; - техническое обслуживание в период обкатки; - ежедневное обслуживание; - первое техническое обслуживание (ТО-1); - второе техническое обслуживание (ТО-2); - сезонное техническое обслуживание; - текущий ремонт; - капитальный ремонт; - техническое обслуживание во время консервации дорожно-транспортных средств (ДТС); - техническое обслуживание и ремонт ДТС на линии. Техническое обслуживание ДТС выполняется в планово-обязательном порядке в соответствии с перечнем обязательных работ, установленным Положением № 102 и инструкциями производителей. Периодичность проведения ТО-1 и ТО-2 установлена в зависимости от типа автотранспорта и пробега. Необходимо обратить внимание, что ежедневное обслуживание, техническое обслуживание и сезонное техническое обслуживание автотранспорта не относится к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения ДТС. Ремонт автотранспорта - это комплекс операций, выполняемых с целью восстановления его исправности или работоспособности, а также восстановления ресурсов автотранспорта или его составных частей. К текущему ремонту автотранспорта относится ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления его работоспособности, который заключается в замене и (или) восстановлении отдельных частей. Капитальный ремонт (КР) - это ремонт, который выполняется для восстановления исправности автотранспорта и полного или близкого к полному восстановлению его ресурса с заменой или восстановлением любых частей, в том числе базовых. В бухгалтерском учете согласно п. 14 ПБУ 7 ( z0288-00 ) "Основные средства" под улучшением объекта основных средств подразумеваются расходы, которые приводят к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта. Применительно к автотранспорту к таким расходам относятся расходы на: - модернизацию; - модификацию; - дооборудование; - реконструкцию. Сумма расходов, связанных с улучшением автомобиля, увеличивает его первоначальную стоимость. Расходы, осуществляемые с целью поддержания объекта в рабочем состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, включаются в состав расходов отчетного периода. Таким образом, в бухгалтерском учете расходы, связанные с текущим ремонтом и техническим обслуживанием, определенным в соотвествии с Положением № 102, включаются в состав расходов. В налоговом учете никаких ограничений относительно включения в состав валовых расходов, связанных с техническим обслуживанием автотранспорта не предусмотрено. Согласно пп. 8.1.2 п. 8.1 ст. 8 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ) не включаются в состав валовых расходов, а увеличивают балансовую стоимость и подлежат амортизации расходы на проведение всех видов ремонта, реконструкции, модернизации и других видов улучшения основных фондов. В отличие от вышеперечисленных операций, предусматривающих восстановление работоспособности автотранспорта, а также полную или частичную замену его частей, техническое обслуживание выполняется с целью поддержания его работоспособности и не приводит к каким-либо изменениям в конструкции самого автомобиля или его частей. Следовательно, налогоплательщик имеет право включать такие расходы в состав валовых. В соответствии с пп. 5.4.10 п. 5.4 ст. 5 Закона о Прибыли в состав валовых расходов не включаются расходы на горюче-смазочные материалы, а также на стоянку и парковку легковых автомобилей. Кроме того, из этого абзаца слова "техническим обслуживанием" исключены Законом Украины от 15.07.99 № 977-XIV ( 977-14 ). В практической деятельности чаще всего техническое обслуживание осуществляется водителем автомобиля. Вместе с тем предприятие может заключить договор со станцией техобслуживания на выполнение таких работ и расходы, связанные с их оплатой, включать в состав валовых расходов на основании документов, выданных СТО. Работы, выполненные станцией техобслуживания, должны соответствовать перечням работ ТО-1 и ТО-2, определенным Положением № 102. Что касается ремонта автотранспортных средств, то любые виды ремонта увеличивают первоначальную стоимость автомобиля. Необходимо отметить, что согласно пп. 8.7.1 п. 8.7 ст. 8 Закона о Прибыли налогоплательщики имеют право в течение отчетного года отнести к валовым расходам любые расходы, связанные с улучшением автотранспортного средства, в сумме, которая не превышает 5% совокупной балансовой стоимости групп основных фондов на начало отчетного года. Расходы, превышающие указанный лимит, относятся на увеличение балансовой стоимости автомобиля и подлежат амортизации. Необходимо обратить внимание, что согласно ст. 7 Закона Украины "О Государственном бюджете на 2002 год" от 20.12.2001 г. № 2905-III ( 2905-14 ) для целей налогообложения амортизация на основные фонды групп 2 и 3, выведенные из эксплуатации, не начисляется. То есть указанной статьей фактически введен пообъектный учет балансовой стоимости групп {1}. Это касается и автотраспорта, т. к. согласно пп. 8.2.2. п. 8.2 ст. 8 Закона о Прибыли автомобильный транспорт и запасные части к нему относятся к основным фондам группы 2. Пример 1 На предприятии ООО "Свиточ" были осуществлены следующие расходы на техническое обслуживание и ремонт автомобилей: |---|----------------------------|-------------------------------| | № | Содержание операции | Сумма, грн. | |п/п| |-----------|--------|----------| | | | Без НДС | НДС | Всего | |---|----------------------------|-----------|--------|----------| | 1 | Оплачены услуги СТО (за | 600,00 | 120,00 | 720,00 | | | контрольно-диагностические,| | | | | | крепежные, регулировочные | | | | | | работы на автомобиле | | | | | | Москвич-2141) | | | | |---|----------------------------|-----------|--------|----------| | 2 | Приобретен барабан тормоз- | 130,00 | 26,00 | 156,00 | | | ной для автомобиля КАМАЗ | | | | |---|----------------------------|-----------|--------|----------| | 3 | Установлен барабан тормоз- | | | | | | ной водителем: | | | | | | - начислена зарплата | - | - | 20,00 | | | водителю; | | | | | | - начислены сборы в | - | - | 7,60 | | | соцфонды | | | | |---|----------------------------|-----------|--------|----------| В бухгалтерском и налоговом учете указанные операции отразятся следующим образом: |---|-------------------------|---------------|-------|----------| | № | Содержание операции | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый| |п/п| | учет | грн. | учет | | | |-------|-------| |-----|----| | | | Д-т | К-т | | ВД | ВР | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | 1 | Оплачены услуги СТО | 631 | 311 | 720| - | 600| | | |641/ндс| 644 | 120| | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | 2 | Отражены расходы на | 84 | 631 | 600| - | - | | | техническое обслуживание| 92 | 84 | 600| | | | | легкового автомобиля | 644 | 631 | 120| | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | 3 | Оплачен барабан тормоз- | 631 | 311 | 156| - | 130| | | ной для автомобиля КАМАЗ|641/ндс| 644 | 26| | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | 4 | Получен и оприходован |207/скл| 631 | 130| - | - | | | барабан тормозной | 644 | 631 | 26| | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | 5 | Выдан барабан тормозной |207/экс|207/скл| 130| - | - | | | со склада водителю для | | | | | | | | ремонта тормозов | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | 6 | На основании актов | 806 |207/экс| 130| - | п. | | | списания списан барабан | {2} | 806 | 130| | 5.9| | | с водителя | 91 | | | | {3}| |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | 7 | Начислена заработная | 811 | 661 | 20| - | 20| | | плата водителю | 91 | 811 | 20| | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | 8 | Отражены отчисления в | 82 | 65 | 7,60| - |7,60| | | соцфонды | 91 | 82 | 7,60| | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| Замена шин и аккумуляторов Необходимо обратить внимание на отражение в бухгалтерском и налоговом учете операций по замене шин и аккумуляторов. В соответствии с п. 3.19 Положения № 102 операции замены на дорожно-транспортных средствах шин и аккумуляторных батарей не относятся к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам их улучшения. Следовательно, расходы, связанные с приобретением и заменой шин и аккумуляторов, в бухгалтерском учете не увеличивают балансовую стоимость автотранспортного средства, а согласно п. 7 ПБУ 16 ( z0027-00 ) относятся к расходам того отчетного периода, в котором они были осуществлены. В налоговом учете указанные расходы включаются в состав валовых расходов, т. к. они не относятся к капитальным расходам, связанным с улучшением основных средств. Однако существует мнение налоговых служб о том, что это не касается легковых автомобилей. В письме ГНАУ от 27.01.99 г. № 1258/7/15-1117 ( v1258225-99 ) разъяснено, что в соответствии с п. 3.19 Положения № 102 операции, связанные с заменой на дорожно-транспортных средствах аккумуляторных батарей и стальных тросов, не относятся к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения дорожно-транспортных средств. Поэтому расходы, связанные с заменой в установленном порядке аккумуляторных батарей и стальных тросов, ставших непригодными для дальнейшей эксплуатации и не подлежащих ремонту, на дорожно-транспортных средствах автомобильного транспорта (кроме легкового автотранспорта), включаются в состав валовых расходов с учетом норм п. 5.9 Закона о Прибыли. Хотя в указанном письме ничего не сказано об отнесении расходов, связанных с заменой шин, в состав валовых, ссылка в письме ГНАУ на п. 3.19 Положения № 102 дает налогоплательщикам такое право. Следует обратить внимание, что после разъяснений ГНАУ у налогоплательщиков может возникнуть вопрос: как отразить в налоговом учете расходы, связанные с заменой шин и аккумуляторов на легковых автомобилях. С одной стороны, такие расходы не относятся к улучшению основных средств, а с другой - не включаются в состав валовых расходов. А если израсходованные суммы не включаются в состав валовых расходов, то налогоплательщик не имеет права и на налоговый кредит согласно пп. 7.4.1 п. 7.4 ст. 7 Закона о НДС ( 168/97-ВР ). Но, как было отмечено, замена и (или) восстановление отдельных частей автотранспортных средств относится к текущему ремонту с целью обеспечения или восстановления работоспособности, что дает все основания расходы, связанные с заменой шин и аккумуляторов, относить на их балансовую стоимость или включать в состав валовых расходов в пределах 5-процентного лимита совокупной балансовой стоимости основных фондов. Такие операции не противоречат требованиям пп. 8.1.2 п. 8.1 ст. 8 Закона о Прибыли, предусматривающего увеличение балансовой стоимости с целью дальнейшей амортизации суммы расходов на проведение всех видов ремонта. Основанием для списания шин являются нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 08.12.97 г. № 420 ( v0420361-97 ). Для аккумуляторных батарей срок службы установлен р. 4 Правил надзора и поддержания в рабочем состоянии стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, утвержденных приказом Министерства транспорта Украины от 08.12.98 г. № 417. Для установленных на транспортные средства шин и аккумуляторов целесообразно вести отдельный аналитический учет с целью обособления информации о нормах пробега и сроках эксплуатации, например в карточках аналитического учета, содержащих необходимые сведения, в т. ч. сведения о сроках ввода в эксплуатацию шин и аккумулятора. После нормативного пробега шины могут быть списаны. По истечении срока службы аккумулятор может быть оприходован на склад для последующего ремонта. Если он ремонту не подлежит, то его списывают на основании заключения инженерно-технических служб о его непригодности к дальнейшей эксплуатации. Пример 2 На предприятии ООО "Свиточ" состоят на балансе следующие автотранспортные средства: |---------------------|-------------------------------------------| | Модель автомобиля | Остаточная (балансо вая) стоимость после | | | замены шин и аккумулятора | | |----------------------|--------------------| | |Бухгалтерский учет {4}| Налоговый учет {4}| |---------------------|----------------------|--------------------| | Грузовой автомобиль | 13 450 | 13 450 | | ГАЗ-33021 "Газель" | | | |---------------------|----------------------|--------------------| | Легковой автомобиль | 9550 | 9550 | | Москвич - 2141-01 | | | |---------------------|----------------------|--------------------| В марте 2002 года предприятие осуществило следующие операции: |---|---------------------|-------|------------------------------| | № | Содержание операции |Кол-во,| Сумма, грн. | |п/п| | шт. |---------|------|-------|-----| | | | |за 1 ед. |всего | НДС |всего| | | | |(без НДС)| | |с НДС| |---|---------------------|-------|---------|------|-------|-----| | 1 | Закуплены шины | 4 | 125 | 500 | 100 | 600 | | | 185/75 R16C "Газель"| | | | | | |---|---------------------|-------|---------|------|-------|-----| | 2 | Закуплен аккумулятор| 1 | 140 | 140 | 28 | 168 | | | 6СТ-60 АК {5} для | | | | | | | | легкового автомобиля| | | | | | |---|---------------------|-------|---------|------|-------|-----| | 3 | Произведена замена | 4 | 125 | 500 | - | - | | | шин | | | | | | |---|---------------------|-------|---------|------|-------|-----| | 4 | Произведена замена | 1 | 140 | 140 | - | - | | | аккумулятора | | | | | | |---|---------------------|-------|---------|------|-------|-----| В приведенной ниже таблице отражен порядок списания шин и аккумулятора в соответствии с действующими нормами: |---|----------------------|--------------|--------------|-------| | № | Содержание операции | Пробег шин, | Срок службы | Сумма,| |п/п| | тыс. км | аккумулятора,| грн. | | | |(приказ № 420)| лет (п. 4 | | | | | |приказа № 417)| | | | |-------|------|-------|------| | | | | норма |факти-| норма |факти-| | | | | |ческий| |ческий| | |---|----------------------|-------|------|-------|------|-------| | 3 | Произведена замена | 65,0 | 98,0 | - | - | 500| | | шин | | | | | | |---|----------------------|-------|------|-------|------|-------| | 4 | Произведена замена | - | - | 2,5 | 3,0 | 140| | | аккумулятора | | | | {5} | | |---|----------------------|-------|------|-------|------|-------| В бухгалтерском и налоговом учете описанные операции отразятся следующим образом: |---|-------------------------|---------------|-------|----------| | № | Содержание операции | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый| |п/п| | учет | грн. | учет | | | |-------|-------| |-----|----| | | | Д-т | К-т | | ВД | ВР | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | 1 | Оплачены шины для | 631 | 311 | 600| - | 500| | | грузового автомобиля |641/ндс| 644 | 100| | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | 2 | Оплачен аккумулятор к | 631 | 311 | 168| - | 140| | | легковому автомобилю |641/ндс| 644 | 28| | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | 3 | Получены и оприходованы |207/скл| 631 | 640| - | - | | | шины и аккумулятор | 644 | 631 | 128| | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | 4 | Выданы шины и аккумуля- |207/экс|207/скл| 640| - | - | | | тор со склада подотчет- | | | | | | | | ному лицу для замены | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | 5 | На основании актов | 806 |207/экс| 500| - | п. | | | списания списаны непри- | 91 | 806 | 500| | 5.9| | | годные к использованию | | | | | {6}| | | шины с подотчетного лица| | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | 6 | На основании актов спи- | 806 |207/экс| 140| - | п. | | | сания списан непригодный| 92 | 806 | 140| | 5.9| | | к использованию аккуму- | | | | | {7}| | | лятор | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | 7 | Начислена заработная | 811 | 661 | 100| - | 100| | | плата водителю грузового| 91 | 91 | 100| | | | | автомобиля | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | 8 | Отражены отчисления в | 82 | 65 | 38| - | 38 | | | соцфонды | 91 | 82 | 38| | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | 9 | Начислена заработная | 811 | 661 | 75| - | 75 | | | плата водителю легкового| 92 | 811 | 75| | | | | автомобиля | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | 10| Отражены отчисления в | 82 | 65 | 28,50| - |28,5| | | соцфонды | 92 | 82 | 28,50| | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | 11| Оприходован на склад | 209 | 716 | 15| - | - | | | изношенный аккумулятор в| | | | | | | | качестве металлолома | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| | 12| Отражен финансовый | 791 | 91 | 638| - | - | | | результат | 791 | 92 | 243,50| | | | | | 716 | 791 | 15| | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|----| Таким образом, после замены шин и аккумулятора балансовая (остаточная) стоимость автомобилей в бухгалтерском и налоговом учете отразится следующим образом: |---------------------|------------------------------------------| | Модель автомобиля | Остаточная (балансовая) стоимость после | | | замены шин и аккумулятора | | |---------------------|--------------------| | | Бухгалтерский учет | Налоговый учет | |---------------------|---------------------|--------------------| | Грузовой автомобиль | 13 450 | 13 450 | | ГАЗ-33021 "Газель" | | | |---------------------|---------------------|--------------------| | Легковой автомобиль | 9550 | 9690 {8} | | Москвич - 2141-01 | | | |---------------------|---------------------|--------------------| Расходы на горюче-смазочные материалы (ГСМ) В бухгалтерском учете согласно п. 11 ПБУ 16 ( z0027-00 ) "Расходы" суммы, уплаченные за ГСМ включаются в состав расходов независимо от вида автомобиля (грузовой или легковой). Списание ГСМ осуществляется в соответствии с установленными базовыми линейными нормами расходов топлива для автомобилей общего назначения (приложение А к нормам расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденным приказом Министерства транспорта Украины от 10.02.98 № 43 ( v0043361-98 )). Для грузовых автомобилей "Газель" в зависимости от конструктивных особенностей базовые линейные нормы (Hs) расходов топлива составляют от 15,8 до 18,5 л на 100 км пробега. Для легкового автомобиля Москвич-2141 - 10,0 л на 100 км пробега. В налоговом учете в соответствии с пп. 5.4.10 п. 5.4 ст. 5 Закона о Прибыли не включаются в состав валовых расходов расходы на ГСМ, а также расходы, связанные со стоянкой и парковкой легковых автомобилей. Пример 3 На предприятии ООО "Свиточ" осуществлены расходы на ГСМ: |---|---------------------|--------------|-------------------|-----------| | № | Содержание операции | Расход масла | Расход топлива, |Сумма, грн.| |п/п| | моторного | л/100 км | | | | | |(Нормы расхода ГСМ)| | | | |-------|------|---------|---------| | | | |k/100 л|факти-|базовая |фактичес-| | | | | Qн |ческий|линейная |кий | | | | | | |норма Hs,| | | | | | | |л/100 км | | | |---|---------------------|-------|------|---------|---------|-----------| | 1 | Списан бензин А-76, | - | - | 15,8 | 15,0 | 1 225,50| | | использованный гру- | | | | | | | | зовым автомобилем | | | | | | | | (пробег 8 600 км) | | | | | | |---|---------------------|-------|------|---------|---------|-----------| | 2 | Списан бензин А-92, | - | - | 10,0 | 10,0 | 567,00| | | использованный лег- | | | | | {9}| | | ковым автомобилем | | | | | | | | (пробег 4 200 км) | | | | | | |---|---------------------|-------|------|---------|---------|-----------| | 3 | Списано масло | 2,5 | 2 | - | - | 3,00| | | моторное | | | | | {9}| |---|---------------------|-------|------|---------|---------|-----------| Указанные операции в бухгалтерском и налоговом учете отразятся следующим образом: |---|-------------------------|---------------|-------|------------| | № | Содержание операции | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый | |п/п| | учет | грн. | учет | | | |-------|-------| |----|-------| | | | Д-т | К-т | | ВД | ВР | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|-------| | 1 | Произведена предоплата | 371 | 311 | 607,50| - | - | | | АЭС за 450 л бензина | | | | | | | | А-92 (для легкового | | | | | | | | автомобиля) | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|-------| | 2 | Произведена предоплата | 371 | 311 |1482,00| - |1235,00| | | АЭС за 1 300 л бензина |641/ндс| 644 | 247,00| | | | | А-76 (для грузового | | | | | | | | автомобиля) | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|-------| | 3 | Получены талоны на | 203 | 631 |1842,50| - | - | | | бензин | 644 | 631 | 247,00| | | | | | 631 | 371 |2089,50| | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|-------| | 4 | На основании полученного| 803 | 203 |1225,50| - | - | | | путевого листа списан | 91 | 803 |1225,50| | | | | бензин А-76 | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|-------| | 5 | Списан бензин А-92, | 803 | 203 | 567,00| - | - | | | использованный для | 92 | 803 | 567,00| | | | | легкового автомобиля | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|-------| | 6 | Приобретено моторное | 203 | 372 | 3,00| - | - | | | масло подотчетным лицом | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|-------| | 7 | Отражены расчеты за | 372 | 301 | 3,00| - | - | | | моторное масло с | | | | | | | | подотчетным лицом | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|-------| | 8 | Списано масло, использо-| 803 | 203 | 3,00| - | - | | | ванное для легкового | 92 | 803 | 3,00| | | | | автомобиля | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|-------| Перечень сокращенных обозначений нормативных документов, использованных в данной консультации: 1. Закон о Прибыли - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 28.12.94 г. № 334/94-ВР, в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями. 2. Закон о НДС - Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР с изменениями и дополнениями. 3. Положение № 102 - Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Министерства транспорта Украины от 30.03.98 г. № 102. 4. ПБУ 7 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 "Основные средства", утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92, с изменениями и дополнениями. 5. ПБУ 16 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 "Расходы", утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.12.99 г. № 318, с изменениями и дополнениями. {1} См. "ГлавБух" № 9/2002, стр. 52. {2} В бухгалтерском учете включается в состав расходов, т. к. ремонт тормозов не является улучшением автомобиля, а восстанавливает его работоспособность. {3} В налоговом учете включается в состав валовых расходов в пределах 5% совокупной балансовой стоимости основных фондов на начало года. Если сумма ремонта превышает указанную сумму, то она включается в балансовую стоимость автомобиля и уменьшает остаток материальных ценностей на начало периода в соответствующей ведомости (пп. 8.7.1 п. 8.7 ст. 8 Закона о Прибыли). {4} Для упрощения примера примем остаточную стоимость автомобилей одинаковой. {5} Предположим, что автомобиль эксплуатировался три года. {6} Расходы, связанные с заменой шин грузовых автомобилей, включаются в состав валовых расходов с учетом действия п. 5.9 Закона о Прибыли. {7} В налоговом учете увеличивается балансовая стоимость автомобиля (пп. 8.7.1 п. 8.7 ст. 8 Закона о Прибыли) и уменьшается остаток материальных ценностей на начало периода в соответствующей ведомости, т. е. стоимость аккумулятора для легкового автомобиля исключается из состава валовых расходов. {8} Расходы, связанные с заменой аккумулятора легкового автомобиля, в налоговом учете увеличивают его балансовую стоимость. {9} Сумма списывается с НДС, т. к. налогоплательщик не имеет права на налоговый кредит в соответствии с пп. 7.4.1 п. 7.4 ст. 7 Закона о НДС. ------------------------------------------------------------------ "ГлавБух" №11/02, стр. 37 [18.03.2002] Людмила Ильяш Бухгалтер-консультант АФ "ГлавБух-Аудит" ------------------------------------------------------------------