ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА АДМІНІСТРАЦІЯ УКРАЇНИ Л И С Т N 20/13/16-1110 від 16.01.98 м.Київ vd980116 vn20/13/16-1110 Щодо податку на додану вартість Фонд поддержки русской культуры в Украине является всеукраинским общественным благотворительным фондом. Целью деятельности Фонда является аккумулирование средств для дальнейшего их направления на финансирование программ поддержки развития русской культуры в Украине. Законом Украины от 16.09.97 г. N 531/97-ВР "О благотворительности и благотворительных организациях" определены общие принципы благотворительной деятельности. Основные направления и цель благотворительной деятельности направлены на улучшение материального положения получателей благотворительной помощи, содействие социальной реабилитации малообеспеченных, безработных инвалидов, других лиц, которые нуждаются в опеке, а также предоставление помощи лицам, которые из-за своих физических или других недостатков ограничены в реализации своих прав и законных интересов; предоставление помощи гражданам, которые пострадали вследствие стихийного бедствия, экологических, технологических, техногенных и других катастроф в результате социальных конфликтов, несчастных случаев, а также жертвам репрессий, беженцам. Фонд организовывает сбор благотворительных пожертвований и взносов от физических и юридических лиц Украины, иностранных государств и международных организаций как в виде денежных средств, так и в виде имущества. За счет указанных средств Фонд проводит культурно-просветительскую работу (организовывает выставки, фестивали, творческие вечера, концерты, выставки, лекции, создает культурно-просветительские организации и творческие коллективы); организовывает научные конференции, семинары и другие научно-образовательные мероприятия, то есть проводит финансово-хозяйственную деятельность. Согласно пункту 3.1.1 статьи 3 указанного Закона объектом налогообложения являются операции налогоплательщиков по продаже товаров (работ, услуг) на таможенной территории Украины, в том числе операции по оплате стоимости услуг по договорам оперативной аренды (лизинга) и операции по передаче права собственности на объекты залога заемщику (кредитору) для погашения кредиторской задолженности залогодателя, а также по бесплатному предоставлению товаров (работ, услуг). Исходя из вышеизложенного и при условии, что объемы операций по продаже товаров (работ, услуг) отвечают требованиям пункта 2.1 статьи 2 вышеупомянутого Закона, Фонд поддержки русской культуры в Украине является плательщиком налога на добавленную стоимость. При этом сумма налога, уплаченная в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых относится к составу валовых издержек производства (обращения) и основным фондам или нематериальным активам, подлежащим амортизации, включается в состав налогового кредита в том отчетном периоде, в котором была осуществлена уплата. Что касается вопроса уплаты налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), полученным как благотворительная помощь, то Законом Украины от 19.11.97 г. N 644/97-ВР "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения" предусмотрено освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость операций по предоставлению благотворительной помощи, а именно: бесплатная передача товаров (работ, услуг), в том числе при их ввозе (пересылке) на таможенную территорию Украины, учреждениям науки, физкультуры и спорта, содержащимся за счет бюджетов; заведениям дошкольного, начального, среднего, профессионально-технического и высшего образования, заведениям здравоохранения, культуры; религиозным, благотворительным организациям, зарегистрированным в порядке, установленном законодательством, а также операции по бесплатной передаче таких товаров (работ, услуг) получателям (субъектам) благотворительной помощи в соответствии с законодательством Украины. Под бесплатной передачей следует понимать предоставление товаров (работ, услуг) получателем благотворительной помощи без любой денежной, материальной или других видов компенсаций благотворительной организации такими получателями или другими лицами, связанными с ними. Нарушение этого правила приравнивается к умышленному уклонению от налогообложения. Правила маркировки и порядок распределения товаров, полученных как благотворительная помощь, а также контроля за целевым распределением благотворительной помощи в виде конкретно предоставленных услуг или выполненных работ устанавливаются Кабинетом Министров Украины. Что касается возможности получения налогового кредита, то поскольку в соответствии с Законом Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" ( 770/97-ВР ) до 1 января 1999 года датой возникновения права на налоговый кредит является дата списания средств с банковского счета налогоплательщика в оплату товаров (работ, услуг), при бесплатном получении товаров (работ, услуг) право на налоговый кредит не возникает. Не подлежат освобождению от налогообложения операции по предоставлению благотворительной помощи в виде товаров (работ, услуг), облагаемых акцизным сбором, ценных бумаг, нематериальных активов и товаров (работ, услуг), предназначенных для использования в предпринимательской деятельности, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины. Председатель Н.Азаров "Бизнес", 15/98