Введение в цивилизацию

                  Краткие основы авторского права

------------------------------------------------------------------

    В  последнее   время   тема   интеллектуальной   собственности
становится  все  более популярной.  Этому  немало  поспособствовал
американский президент со своей администрацией,  который,  как  вы
знаете, в свободное от охоты на Бен Ладена время вовсю  занимается
защитой авторских прав в Украине.
    В общем, после первых рейдов милиции,  разыскивающей с помощью
дубинок и автоматов Калашникова нелицензионные программы  ("Отойти
от компьютеров!  Лицом к стене!  Руки-ноги  за  голову!"),  многие
решили, что пользоваться лицензионным  -  не в пример спокойнее, а
иной раз в конечном итоге и дешевле.
    А поскольку авторское право  -  вещь для наших  бухгалтеров не
вполне привычная,  мы решили оказать им посильную помощь и вкратце
рассказать о некоторых "авторскоправовых" моментах, которые  могут
понадобиться в обычной бухгалтерской деятельности.
    Кстати, не  удивляйтесь,  когда  встретите  у  нас  ссылки  на
российские источники.  Просто российский Закон "Об авторском праве
и смежных правах" ( 3792-12 ) был положен  в  основу  одноименного
украинского Закона (далее  -  Закон),  а  серьезных  отечественных
разработок под него пока не существует, при том что многие моменты
в сфере авторского права являются весьма спорными.

    Лицензионные соглашения и авторские договоры

    Начнем с того, что в настоящее время основным видом соглашений
в этой сфере является  авторский  договор  (далее  -  АД).  Старая
редакция Закона говорила о лицензионных  соглашениях {1}, которые,
впрочем,  и  сейчас  используются  в  отношениях  с   иностранными
авторами, когда соглашения заключаются за границей.
    Что касается внутриукраинских лицензионных  соглашений,  то  в
новой редакции Закона  они  уже  не  упоминаются,  поэтому  у  нас
лицензии как  юридическая  категория  остались  в  прошлом.  Хотя,
собственно, лицензионное  соглашение  -  это  всего  лишь  частный
случай АД.  Кроме того,  ничто не мешает назвать  АД  лицензионным
соглашением: от этого суть его не изменится.

    Авторские договоры: определение, характер, форма

    Четкого определения АД в Законе нет. Однако некоторые сведения
о нем все-таки можно почерпнуть из общего контекста Закона.
    Итак,  АД  имеет  гражданско-правовой   характер,    поскольку
представляет  собой  соглашение двух  или  более лиц, направленное
на установление,  изменение или прекращение взаимных имущественных
прав  и  обязанностей.  {2}  Поэтому  к  АД  применимы  как  общие
положения    гражданского    права    (например,    об    условиях
действительности и формах сделок),  так и нормы обязательственного
права (в частности, порядок  заключения  и  исполнения  договоров,
ответственность  за  их  неисполнение  и  т. п.)  -  разумеется, с
учетом особенностей, присущих использованию результатов творческой
деятельности.
    Особое внимание следует обращать на наличие  в  договоре  всех
существенных условий, ибо в противном  случае  АД  могут  признать
незаключенным (ст. 153 ГК ( 1540-06 )). Подробнее о существенности
мы поговорим ниже,  а пока остановимся на форме АД.  Согласно п. 1
ст. 33 Закона

    "договоры  о  передаче  прав  на  использование   произведений
    заключаются  в  письменной  форме.  В  устной   форме    может
    заключаться  договор    об    использовании    (опубликовании)
    произведения  в  периодических  изданиях (газетах,  журналах и
    т. п.)".

    Несоблюдение   письменной    формы    договора    не    влечет
недействительности сделки,  однако лишает стороны права  в  случае
спора ссылаться на показания свидетелей  для  подтверждения  факта
заключения договора (ст. 46 ГК ( 1540-06 )).
    Для  возникновения   и   осуществления  авторского   права  не
требуется регистрации АД и авторских прав  на  произведение  (п. 2
ст. 11  Закона),  хотя  при  желании  их  можно   зарегистрировать
за   соответствующую   плату    в   Государственном   департаменте
интеллектуальной    собственности.    Расценки    на   регистрацию
зафиксированы   в  Постановлении  КМУ  от  27.12.2001  г.  №  1756
( 1756-2001-п ) "О государственной регистрации  авторского права и
договоров, касающихся права автора на произведение".

    Виды АД

    В Законе упоминаются три вида АД:

    1) договор   на   передачу  (отчуждение)  имущественных   прав
(ст. 31).  К сожалению,  этот вид АД законодатель описал  в  самых
общих словах, поэтому о его форме и  существенных  условиях  можно
лишь догадываться.
    По нашему мнению, АД на  передачу  (отчуждение)  имущественных
прав по своей сути аналогичен договору купли-продажи или  дарения.
Видимо,  при  определении  для  него  существенных  условий  можно
ориентироваться   на   общепринятые  условия  для  обычных  сделок
купли-продажи (дарения):  перечень передаваемых имущественных прав
(наименование),  размер  платы  за  переданные  права   (или    ее
отсутствие),  а  также  другие  условия,  в  отношении которых  по
требованию одной из сторон должно быть достигнуто согласие;
    2) договор на передачу исключительного либо  неисключительного
права  на  использование  произведения  (п.  3  и  п.  4  ст.   32
соответственно).  По такому АД право на использование произведения
не отчуждается,  а  передается  на  определенный срок. Это следует
из  перечня  существенных  условий  (п. 2  ст. 33),  в котором,  в
частности, названо условие о сроке действия договора  на  передачу
прав.  Срочный характер делает эти виды АД  сходными  с  договором
аренды. {3}
    Хотя существует  и  другая точка  зрения.  Так,  авторы  книги
"Право інтелектуальної  власності  України"  считают,  что  АД  на
передачу  исключительных  прав  подобен  договору   купли-продажи,
только - в отличие от него -  заключается  на  определенный  срок.
{4}
    Из анализа п. 3 и 4 ст. 32 Закона следует, что АД на  передачу
исключительного и неисключительного права различаются, в общем-то,
тем, что во втором случае передающая сторона  сохраняет  право  на
использование переданных приобретателю прав и, в частности,  может
их передать и другим лицам, а в  первом  -  нет.  Кроме  того,  во
втором случае приобретателю не предоставляется право разрешать или
запрещать подобное использование произведения другим  лицом,  а  в
первом - предоставляется.
    Согласно п. 2 ст. 33  Закона  к  существенным  условиям  таких
видов АД относятся:
    - срок действия договора,
    - способ использования произведения,
    - территория, на которую распространяется передаваемое право,
    - размер и порядок выплаты авторского вознаграждения,
    - другие условия, в отношении которых по требованию  одной  из
сторон должно быть достигнуто согласие;
    3) договор заказа (п. 6 ст. 33).  По АД заказа автор обязуется
в будущем создать и передать произведение заказчику, что позволяет
провести некоторые аналогии с договором подряда.
    Дальнейшая же судьба переданных прав, по всей видимости, будет
зависеть от условий  договора.  Так,  авторские  права,  очевидно,
могут быть переданы  на  определенный  срок  (как  в  договоре  на
передачу исключительных или неисключительных прав) либо  бессрочно
(как  в  договоре  на  отчуждение  имущественных прав).  Поэтому в
первом варианте АД заказа  скорее будет похож на гибрид  подряда с
арендой, а во втором - подряда с куплей-продажей.  Соответственно,
и  существенные  условия  в  договоре  заказа  будут  зависеть  от
конкретной формы заключенного договора.
    А теперь рассмотрим подробнее некоторые  существенные  условия
АД.

    Платность

    Согласно абз. 2 п. 2 ст. 33 Закона

    "авторское  вознаграждение  определяется  в  договоре  в  виде
    процентов   от   дохода,    полученного    от    использования
    произведения,  или  в  виде  фиксированной  суммы,  или   иным
    образом.  При этом ставки авторского вознаграждения  не  могут
    быть  ниже  минимальных  ставок,    установленных    Кабинетом
    Министров Украины".

    Минимальные  ставки  авторского  вознаграждения  на  некоторые
произведения  определены  Постановлением  КМУ от 18.11.94 г. № 784
( 784-94-п ),  однако,   например,   ставок    за    использование
программного обеспечения, равно как и многих других, в нем нет.  В
связи с этим по не указанным  в  Постановлении видам  произведений
размер авторского вознаграждения может быть каким угодно.

    Способы использования произведения

    На данное условие следует обратить особое  внимание,  так  как
согласно п. 8 ст. 33 Закона

    "все  имущественные  права  на  использование    произведения,
    передаваемые  по  авторскому   договору,  должны  быть  в  нем
    определены.  Имущественные права,  не  указанные  в  авторском
    договоре как переданные субъектом авторского права,  считаются
    непереданными и сохраняются за ним".

    Поэтому в интересах  приобретателя  предусмотреть  в  договоре
максимально  детализированный  перечень  имущественных  прав,  при
составлении которого можно ориентироваться на п. 3 ст. 15 Закона.
    Кстати,  о  некоторых  имущественных  правах    имеет    смысл
поговорить подробнее.

    Право продажи

    Лицам, намеревающимся продать экземпляр произведения,  полезно
знать, в каком случае и  приобретатель,  и  продавец  имеют  право
реализовать произведение вообще без заключения АД.
    Эта  ситуация  называется  "принципом    исчерпания    права".
Излагается она в п. 7 ст. 15 Закона:

    "Если экземпляры  правомерно  опубликованного произведения {5}
    законным образом введены в гражданский  оборот путем их первой
    продажи в Украине, то допускается их повторный ввод  в  оборот
    путем продажи,  дарения  и  т. п.  без  согласия  автора  (или
    другого  лица,  имеющего  авторское  право)   и   без  выплаты
    авторского   вознаграждения,  а   в   отношении   произведений
    изобразительного искусства  -  с учетом  положений  статьи  27
    настоящего  Закона.   Однако  в  данном  случае   право  сдачи
    в  имущественный   наем   или   коммерческий  прокат  остается
    исключительно за лицом, имеющим авторское право".

    В соответствии со ст. 1  Закона  опубликованием  произведения,
фонограммы, видеограммы считается

    "выпуск  в  оборот  с  согласия автора  или  другого  субъекта
    авторского  права  и  (или)   смежных    прав    изготовленных
    полиграфическими,  электронными    или    другими    способами
    экземпляров   произведения,    фонограммы,    видеограммы    в
    количестве,  способном  удовлетворить,  с  учетом    характера
    произведения, фонограммы или видеограммы, разумные потребности
    публики,  путем  их  продажи,  сдачи  в  имущественный   наем,
    бытового или коммерческого проката, предоставления  доступа  к
    ним через электронные системы информации  таким  образом,  что
    любое лицо может его получить из любого места и в любое  время
    по собственному выбору, или передачи  права  собственности  на
    них  либо  владения  ими  другими  способами.   Опубликованием
    произведения,  фонограммы,   видеограммы    считается    также
    депонирование рукописи произведения, фонограммы, видеограммы в
    хранилище (депозитарии)  с  открытым доступом  и  возможностью
    получения в нем экземпляра (копии)  произведения,  фонограммы,
    видеограммы".

    Как видим,  критерии  опубликования  достаточно  размыты,  что
может в отдельных  случаях  послужить  оправданием  нелицензионных
продаж.
    Так, для  соблюдения  критерия  "исчерпаемости"  нужно,  чтобы
первая продажа произведения произошла в  Украине  и  было  продано
определенное  количество  экземпляров   произведения,    способное
удовлетворить "разумные потребности  публики".  После  чего  ранее
купленные  экземпляры  можно  свободно  перепродавать   уже    без
разрешения  автора.  В  связи  с  этим  заметим,  что,  во-первых,
разумность  каждый  вправе  понимать  по-своему,   а    во-вторых,
насколько нам  известно,  статистические  исследования  количества
требуемых и продаваемых произведений у нас не ведутся.
    Следовательно, можно утверждать,  что,  к  примеру,  проданных
экземпляров  программы  "Радость  бухгалтера"  как раз  и  хватило
для удовлетворения  потребностей  публики,  поэтому  приобретенные
у  правообладателя  экземпляры  правомерно  перепродаются   и  без
разрешения автора.
    Главное  здесь,  конечно,  знать  меру.  Если  окажется,   что
произведение вышло тиражом в тринадцать  с  половиной экземпляров,
то вряд ли ваши ссылки на  "исчерпанность"  будут  иметь успех.  К
тому же не помешает подтвердить,  что  перепродаваемые  экземпляры
были приобретены правомерно, то есть у лица,  имевшего  полномочия
на продажу. {6}
    А  что  делать,   если  экземпляры   произведения   введены  в
гражданский оборот путем их первой продажи за границей?  Допустим,
украинский  торговец  купил  на  оптовом  рынке  в  Москве  книжку
московского издания и продал ее в Киеве  своему  соотечественнику.
Неужели  покупатель  этой  книги  уже   не   вправе   подарить  ее
своему  другу  без  согласия   автора  и  без  выплаты  авторского
вознаграждения? У россиян,  кстати,  такой  дурной  проблемы  нет,
потому что по их Закону не важно, где состоялся ввод в гражданский
оборот произведения, главное - что он состоялся.  Но наши  умники,
как всегда, решили выделиться.
    Можно, конечно, сослаться еще на п. 1 ст. 12 Закона:

    "Авторское право и право собственности на материальный объект,
    в  котором   воплощено   произведение,   не  зависят  друг  от
    друга. Отчуждение  материального объекта,  в котором воплощено
    произведение,  не  означает  отчуждения  авторского  права   и
    наоборот".

    Однако  в  нашей ситуации  этот  пункт  не  очень-то  спасает.
Да,  эти  права  не  зависят друг от друга.  Однако при отчуждении
материального  объекта,  в   котором    воплощено    произведение,
происходит и распространение экземпляра  произведения.  И  тут  уж
будьте добры соблюдать п. 7 ст. 15. Вот такая ерунда получается.

    Право переработки

    Имейте в виду,  что  согласно  п/п.  6  п.  3  ст.  15  Закона
переработки, адаптации, аранжировки  и  другие подобные  изменения
произведений  относятся   к   числу  имущественных  прав  субъекта
авторского права (правопреемника). {7}
    Поэтому,  скажем,  адаптировать    российские    бухгалтерские
программы  под  украинское  законодательство  можно    только    с
разрешения российских коллег,  обладающих  авторскими  правами  на
данную программу.
    С  авторскими  разрешениями,  кажется,  разобрались.    Теперь
посмотрим, как их можно законно обойти.

    Использование произведения без согласия автора

    Начнем с того,  что  обычному  приобретателю,  намеревающемуся
использовать  экземпляр  произведения   способами,  перечисленными
в  ст. 21 - 25  Закона, АД  вообще  заключать  не  надо.  Об  этом
свидетельствует содержащаяся в данных статьях фраза "без  согласия
автора". Речь идет о таких правах, как, например:
    - право  использовать  в  определенном  объеме    цитаты    из
опубликованных произведений;
    - воспроизводить   библиотеками    и    архивами    экземпляры
произведения репрографическим способом;
    - воспроизводить учебными заведениями для  аудиторных  занятий
опубликованные статьи и небольшие по объему произведения;
    - вносить  в  компьютерную  программу  изменения  с  целью  ее
функционирования на данном компьютере.
    При таком  использовании  (а  перечень  способов  в  указанных
статьях довольно  внушительный)  приобретателю  никаких  авторских
документов  (включая  лицензии)  получать  не  нужно  в  принципе.
Главное, чтобы экземпляр  произведения  был  выпущен  в  оборот  и
приобретен правомерно.
    Хотя  иногда  субъект  авторского  права  все  же   предлагает
приобретателю заключить  АД  на  отдельные  способы  использования
произведения {8}. Бывает, что типовые условия АД размещаются прямо
на экземпляре произведения (например, на обложке  лазерного  диска
или на самом диске,  появляясь на экране  монитора  перед  записью
программы на компьютер). АД  в  подобной  форме  обычно  именуется
оберточной лицензией.
    В этих  случаях  приобретателю  помимо действий,  указанных  в
ст.  21 - 25   Закона,  разрешается  производить   с   экземпляром
произведения любые действия, предусмотренные в таком АД.
    У организаций, сотрудничающих  с  россиянами,  есть  еще  одна
возможность  продажи  (а   у   их   покупателей,   соответственно,
использования) произведения без разрешения автора.
    Дело в том,  что  п. 3  ст. 45  российского  Закона  позволяет
их  коллективным  организациям  {9}  выдавать  лицензии  и  на  те
произведения,  права  на  управление   которыми    автор    данным
организациям не передавал.
    Эту  лазейку  некоторые  хитрецы  используют  для  легализации
пиратских копий.
    Скажем,  пиратами (или сочувствующими им лицами)  создается  в
России некая коллективная организация, которая по доступным  ценам
продает  желающим  авторские  права  на  использование   программы
"Microsoft Office" или дисков Элтона Джона.  Разумеется,  законные
обладатели этих авторских прав о таких продажах не догадываются, а
если и узнают, то максимум, что  грозит  хитрым  россиянам, -  это
выплата правообладателям собранного авторского вознаграждения.
    Этими обходными маневрами может воспользоваться  и  украинская
организация,  которая  вправе  заключить  АД  с  такой  российской
колорганизацией  и  на  вполне  законных  основаниях  использовать
имущественные  права  любых  иностранных  авторов  фактически  без
получения на то их разрешения.
    Так что пути объегоривания авторов, в принципе, имеются.

    Служебные произведения

    И еще один момент, касающийся АД, который необходимо  иметь  в
виду прежде  всего  тем,  кто  пользуется  услугами  разработчиков
компьютерных  программ.  Речь  идет  об    оформлении    служебных
произведений.
    Согласно ст. 1 Закона служебным произведением считается

    "произведение,  созданное  автором   в   порядке    исполнения
    служебных обязанностей в соответствии  со  служебным  заданием
    или  трудовым   договором    (контрактом)    между    ним    и
    работодателем".

    Из этого следует,  что  к  служебным  относятся  только  такие
произведения,  создание  которых  оговорено  либо    в   служебном
задании {10}, либо в трудовом договоре.
    Заострили  мы  внимание  на  данном  моменте  потому,  что   у
служебных  произведений  есть  одна  уникальная  особенность:   по
умолчанию все имущественные права на них переходят к работодателю,
а за автором остаются лишь права неимущественные.
    Поэтому если критерий  служебности  четко  не  просматривается
(например,   письменно   не   подтверждено,   что   работник   был
обязан  создавать  то  или иное произведение),  все  имущественные
права  на  произведение  будут  принадлежать  не  работодателю,  а
автору-работнику.
    Последствия такого варианта для работодателя могут быть весьма
плачевными: от авторского запрета на использование  разработанного
произведения  до  авторской  же  продажи    его    работодателевым
конкурентам.  Так что подстраховаться  во  избежание недоразумений
следует обязательно.
    Кстати, отдельно авторский договор с работником  заключать  не
обязательно, так как отношения между ним и его  работодателем  уже
урегулированы трудовым договором, в котором есть пункты о создании
программы, однако если есть желание - то можно. {11}
    Что касается платы за  служебные  разработки,  то  большинство
специалистов  считают,   что  такая  работа  должна   оплачиваться
дополнительно. Например, по мнению Р. Соловьева,

    "использование  служебных  произведений,  по  общему  правилу,
    подлежит дополнительной оплате.  Если  в  договоре  содержится
    пункт, фиксирующий отказ автора  от  получения вознаграждения,
    это не является нарушением закона.  Но  если  между  сторонами
    возникла в связи с этим вопросом конфликтная ситуация и они не
    пришли  к  согласию, автор вправе добиваться защиты своих прав
    в  судебном  порядке.  При  этом  он  может требовать  выплаты
    специального  вознаграждения   за   каждый  вид  использования
    служебного произведения ".  {12}

    Мы считаем,  что  такое  дополнительное  вознаграждение  может
выплачиваться в виде зарплаты или премии. Однако желательно, чтобы
из документов  явствовало,  что  выплата  производится  именно  за
разработку произведения.
    На этом  краткий  экскурс  в  основы  авторского  права  мы  и
завершим.  Разумеется,  с  этой  сферой  связано множество  других
проблем, в том числе чисто бухгалтерских и налоговых.  Но о них мы
поговорим в следующий раз.

{1} Так иностранцы любят называть авторские договоры.
{2} Обратите внимание  на  то,  что неимущественные  права  автора
    не  могут  быть  переданы  по  гражданско-правовому   договору
    (ст. 14 Закона).  Поэтому  в  нашей  статье  речь идет лишь об
    имущественных авторских правах.
{3} Гаврилов Э. П.  Комментарий  к  Закону  "Об авторском  праве и
    смежных правах". - М., 1996. - С. 135.
{4} Підопригора О. А.,  Підопригора  О. О.  Право  інтелектуальної
    власності України. - К.: Юрінком інтер, 1998.- С. 177.
{5} Под  произведением  здесь  подразумеваются  в  том  числе    и
    экземпляры  компьютерной программы,  которые  согласно  ст. 18
    Закона  охраняются  так  же,  как литературные произведения. -
    В. К.
{6} Например,  неплохо  бы  иметь  ксерокопию  АД,    позволяющего
    продавцу реализовывать экземпляры  произведения,  или  справку
    продавца,  в которой со ссылкой на реквизиты  соответствующего
    АД подтверждается правомерность такой реализации.
{7} За исключением случаев, предусмотренных ст. 24 Закона.
{8} Например,  АД,  разрешающий  пользователю   на    определенных
    условиях сдавать в прокат экземпляр компьютерной программы или
    делать несколько копий программы на разных компьютерах.
{9} То есть организациям, осуществляющим  на  коллективной  основе
    управление  имущественными  правами  разных   авторов    (типа
    Российского авторского общества).
{10} Подразумевается,  что служебное  задание  является  элементом
     трудовых, а не гражданско-правовых отношений.
{11} АД на служебные произведения, как правило, заключаются лишь в
     тех случаях, когда автор передает работодателю  имущественные
     права не в полном объеме, а в определенной части, оговоренной
     в трудовом соглашении.
{12} Соловьев  Р. В.  Авторское  право.   Комментарий   к   Закону
     Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах". -
     М.: Ось-89, 2001.- С. 52.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№12/02, стр. 38
[01.03.2002]
Влада Карпова

------------------------------------------------------------------