Поток сознания-2 {1}

     "Симметричность" неучитывания перехода собственности при
  применении правила "90 дней"; нестыкуемость логичного и нового
 учетов ОФ 2-й и 3-й групп; бесполезность (прогнозного курса" для
 авансов по загранкомандировкам; дооценки и уценки в новом свете;
           последствия излишнего НДС; налоговые накладные и
                      предпринимательская печать

------------------------------------------------------------------

    На семинарах, бывает, развиваешь какую-нибудь тему так  долго,
что уже и сам  начинаешь  понимать,  что  говоришь.  В  результате
такого легкого переосмысления  и  возникает  необходимость  что-то
доразвить, что-то дополнить, что-то уточнить...
    Установление ВХС независимости момента перехода  собственности
от  исчисления  "90  дней"  и  увязка  такого  исчисления  лишь  с
фактическим  поступлением  товара,    под    каковым    понимается
пересечение  им  -  с  соответствующими  процедурами  -    границы
(см. "Бухгалтер" № 3'02, с.  10-11,  п.  2),  должны  касаться  не
только импорта, но и экспорта.
    Значит, в общей сложности позиция ВХС в двух ситуациях  должна
быть резиденту невыгодна: если ввоз товара по предоплате произошел
позже перехода собственности (кстати, именно эта ситуация -  когда
собственность перешла еще в  момент  оплаты  -  и  рассматривалась
ВХС), а также если вывоз товара, ожидающий постоплаты,  был  ранее
перехода собственности на него.
    Зато в двух других случаях толкование ВХС, наоборот, резиденту
выгодно (ввоз товара по предоплате ранее  перехода  собственности;
вывоз  товара,  ожидающий  постоплаты,    был    позже    перехода
собственности на него).
    Есть резон ожидать во всех этих ситуациях (а в двух  последних
- и требовать!) симметричного подхода.
    Кстати: выше шла речь о случаях, когда договоры уже заключены.
Если же этого еще не  случилось  и  датой  перехода  собственности
можно "поиграть", то нужно просто иметь в  виду,  что  ничего  эти
игры не дадут и играть поэтому незачем.
    Предприятия, которые вели налоговый учет ОФ 2-й  и  3-Й  групп
пообъектно (вопреки п/п. 8.3.5  Закона  о  Прибыли ( 334/94-ВР )),
все   равно  не  вышли  на  "необходимые   параметры",    заданные
необходимостью определять стоимость отдельных объектов этих  групп
на 1 января 2002  года  пропорционально  первоначальной  стоимости
независимо  от  момента  приобретения   и   стоимости   остаточной
(см. "Бухгалтер"  № 8'02,  с. 12,  пример, и с. 13, п. 7).  Именно
потому, что "изначальный" пообъектный  учет  был хоть и незаконен,
но логичен, его Совпадение с учетом явно нелогичным,  предписанным
налоговым разъяснением {2}, практически невозможно.
    А это означает, что в том случае, если в 2002 году  намечается
(или не намечается, но произойдет) вывод  ОФ  указанных  групп  из
эксплуатации или их продажа,  то  все  придется  пересчитывать  по
состоянию на  01.01.2002  г.,  ведь  иначе  не  будет  возможности
отразить такой вывод (продажу) в налоговом учете "адекватно".
    Необходимость   пересчета  загранкомандировочных  с  целью  их
включения  в  валовые  затраты   (см.   "Бухгалтер"   №  10-11'02,
с. 22-23),  а значит,  и  для определения  суммы,  превышение  над
которой  облагается  подоходным,  означает  абсолютную  ненужность
для  командировочных  авансов  "прогнозного"   курса  -  наподобие
сегодняшних (точнее, прошлогодних) "6,3", -  поскольку  этот  курс
при расчете все равно сокращается: 252 грн. :  6,3  это  на  самом
деле $40 х 6,3 : 6,3, то есть можно просто  брать  40  долларов  и
умножать на курс НБУ, действующий на день расчетов.
    Для  неотождествления  дешевой  продажи  с  уценкой,  влекущей
(через 5.9)  увеличение  облагаемой  прибыли,  есть  целая  группа
аргументов  в  свете  (I)  арбитражных  решений  (см.  "Бухгалтер"
№ 8'02, с. 14-17)  и  (II) минфиновского  письма  (см. "Бухгалтер"
№ 10-11'02, с. 27):
    даже при желании предприятия произвести уценку - на это должны
быть основания для налогового учета (не из  П(С)БУ  9!),  в  число
которых продажа ниже учетной стоимости не входит {3} (I,II);
    если же такого желания нет, то нет и  уценки:  предприятие  не
может уценку "не заметить", поскольку для ее проведения необходимо
решение руководителя - при  наличии  соответствующих  причин  (I);
уценка, в случае  если  она  таки  была,  все  равно  не  ведет  к
перерасчету по п. 5.9 в связи с незаконностью - хотя  бы  в  части
абз. 3 п. 1.4 - "Порядка 5.9" № 124 {4} (I).
    Впрочем, к  последнему  аргументу  стоит  прибегать  только  в
крайнем случае, ведь он хоронит  и  уменьшение облагаемой  прибыли
через  дооценки,  путь  к  которому  (правда,  для  очень   смелых
налогоплательщиков) открыло письмо Минфина  (II),  отменяющее  для
дооценок в налоговом учете бухучетные ограничения.
    То же письмо, кстати, многие хотят понять и как "освобождение"
5.9 от учета ТЗР и пр.
    Общий же итог "II"  можно  обозначить  так:  стало  лучше,  но
непонятнее.
    Реализация с "нормальным" НДС льготируемого товара  влечет  не
только непризнание  (несмотря  на  наличие  налоговой  накладной!)
налогового кредита у покупателя, но и проблемы у продавца, который
этот НДС может отдать в общей сложности четырежды:  один раз - как
НДС и трижды - за незаконное завышение цены (100% + 200%-ный штраф
- ст. 14 Закона "О ценах и ценообразовании" ( 507-12 )).
    Утешение: НДС в течение 3-х лет можно успеть откорректировать,
а штрафы за цены - сегодня экзотика.
    Право  частных  предпринимателей   жить  без    печати    (см.
"Бухгалтер" № 10-11'02, с. 45) еще не означает их  права  выдавать
без печати и налоговые накладные. {5}  Поэтому те предприниматели,
которые платят НДС и желают  иметь  среди  покупателей  не  только
физических  лиц,  но  и  юридических  (налоговым  покупателям  для
налогового  кредита  нужны  налоговые  накладные),  все-таки  ради
возможности выдавать упомянутый жизненно  важный  документ  печать
должны себе завести.

{1} А первый поток того же был в № 27'01 на с. 54-55.
{2} Разъяснение, впрочем, и не может быть менее  бестолковым,  чем
    разъясняемый Закон.
{3} См. также "Бухгалтер" № 20'00, с. 13-16.
{4} См. "Бухгалтер" № 19'00, с. 60.
{5} То  есть   и    после    письма     Госкомпредпринимательства,
    приведенного в  указанном  выпуске,  для  налоговых  накладных
    ничего  не  изменилось (см. по этому поводу также  "Бухгалтер"
    № 7'02, с. 32-33, и № 32'01, с. 42-43).


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№13/02, стр. 36
[01.04.2002]
Александр Кирш
Главный редактор
------------------------------------------------------------------