Особенности торговли пивом

------------------------------------------------------------------

    Пиво  в  соответствии  с  Украинской  классификацией   товаров
внешнеэкономической деятельности (далее - УКТВЭД),  основанной  на
Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной
таможенной организации, включается в товарную подгруппу под  кодом
22 03. Данная товарная  позиция  относится  к  группе  алкогольных
напитков,  в  которую  включаются  товарные  позиции 22 03 - 22 06
и  22 08.   Однако  необходимо  отметить,  что  пиво  относится  к
алкогольным напиткам только для целей УКТВЭД. В свете действующего
специального   законодательства,    регулирующего    производство,
торговлю и налогообложение данного напитка, пиво  не  относится  к
алкогольным напиткам, а также, в частности, и к ликеро-водочным.
    В  этой  связи  рассмотрим,  какие  напитки   в   соответствии
с   действующим   законодательством   отнесены    к    алкогольным
и  ликеро-водочным.  В  соответствии  со  ст.  1  Закона   Украины
"О   государственном   регулировании   производства   и   торговли
спиртом  этиловым,  коньячным и плодовым, алкогольными напитками и
табачными изделиями" от 19.12.95 г. № 481/95-ВР,  с  изменениями и
дополнениями (далее  -  Закон № 481),  под  алкогольными напитками
понимают   продукты,   полученные   путем    спиртового   брожения
сахаросодержащих материалов или изготовленные на основании пищевых
спиртов с содержимым спирта этилового более 1,2 процента  объемных
единиц, которые относятся  к  товарным  группам  Гармонизированной
системы  описания  и  кодировке  товаров  под кодами 22 04, 22 05,
22 06, 22 08.
    Как видим,  пиво не относится ни к одной из указанных товарных
позиций  и  при этом имеет  совершенно  иной,  нежели  алкогольные
напитки, технологический процесс  изготовления  без  использования
спирта этилового.
    Что касается ликеро-водочных напитков, то Основным  документом
при  производстве  водки  и  ликеро-водочных  напитков    является
"Технологический регламент на производство водки и ликеро-водочных
напитков" (ТР В 18.5084-96),  разработанный  Госпищепромом Украины
и   Украинским   научно-исследовательским   институтом   спирта  и
биотехнологии  продовольственных  товаров  (УкрНИИ  спиртбиопром).
Срок ввода в действие с 01.01.97 г.
    Государственным стандартом Украины ДСТУ 3297-95  "Производство
ликеро-водочных  напитков.  Термины  и  определения"   установлены
термины и определения основных понятий в  отрасли  ликеро-водочной
промышленности   (утверждены    приказом   Госстандарта    Украины
от 28.12.95 г. № 444).
    В отличие от  ликеро-водочных  напитков  производство  пива  в
связи  с  различными    параметрами    технологического    режима,
специфическим  технологическим  процессом  и  существенно  другими
характеристиками  самой  продукции  регулируется   ДСТУ  3888 - 99
"Пиво.  Общие технические условия" (действующий от 01.01.2000 г.).
Этот  стандарт  распространяется  на  пиво  -    слабоалкогольный,
насыщенный  диоксидом  углерода,  тонизирующий  пенистый  напиток,
получаемый во время брожения солодового сусла пивными дрожжами.
    Пиво должно быть приготовлено в  соответствии  с  требованиями
этого стандарта по  технологическим  инструкциям  и  рецептурам  с
соблюдением санитарных норм и правил, утвержденных в установленном
порядке.
    Пиво  производят  трех  типов:  светлое,  полутемное,  темное.
По  способам  обработки   пиво   подразделяют    на    фильтруемое
и  нефильтруемое,  в  свою  очередь,   фильтруемое   пиво   -   на
пастеризованное   и   непастеризованное,    нефильтруемое   -   на
осветленное и неосветленное.  Органолептические, физико-химические
показатели пива конкретных названий,  обусловленные  особенностями
применяемого  сырья  и  технологии  производства,  устанавливаются
рецептурой  на  пиво  соответствующих  названий,  но    не    ниже
установленных ДСТУ 3888-99.
    Как  видим,  в  соответствии   с    действующим    специальным
законодательством пиво не может быть  отнесено  к  ликеро-водочным
изделиям.

    Лицензирование

    Производство  и  торговля  пивом  не   требует    приобретение
лицензии.  Так, Закон № 481, которым установлены основные принципы
государственной политики относительно регулирования  производства,
экспорта,  импорта,  оптовой  и  розничной  торговли  алкогольными
напитками, не распространяется на производство и торговлю пивом. В
соответствии с  Законом  Украины  "О  лицензировании  определенных
видов деятельности"  от  01.06.2001 г. № 1775-III  ( 1775-14 ),  с
изменениями и дополнениями, производство и торговля пивом также не
подлежат лицензированию.

    Патентование

    Для осуществления  торговли  пивом  за  наличные,  а  также  с
использованием  других  форм  расчетов  и  кредитных  карточек  на
территории  Украины  субъекту  предпринимательской    деятельности
необходимо приобрести торговый патент.
    Согласно ст. 3 Закона Украины "О патентовании некоторых  видов
предпринимательской  деятельности"  от 23.03.96 г.  № 98/96-ВР,  с
изменениями  и  дополнениями   (далее  -  Закон  о  патентовании),
патентованию подлежит торговая деятельность (розничная  и  оптовая
торговля,  общественное  питание),    осуществляемая    субъектами
предпринимательской деятельности или их структурными (отделенными)
подразделениями в пунктах продажи товаров  за  наличные  средства,
другие наличные платежные средства  и  с  использованием кредитных
карточек.
    В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона  о  патентовании  определен
перечень    товаров    отечественного    производства,    торговую
деятельность которыми  субъекты  предпринимательской  деятельности
или их структурные (отделенные) подразделения  могут  осуществляют
без приобретения торгового патента.  В данный перечень включены  и
безалкогольные напитки.
    Исходя из номенклатуры товаров народного потребления,  которые
учитываются в розничной и оптовой торговле, утвержденной  приказом
Министерства статистики Украины от 14.01.94  № 12 ( v0012202-94 ),
пиво солодовое (пиво несортовое  и  сортовое (светлое и темное)  в
бутылках,  банках,  пакетах,  бочках    и   другой  таре),    пиво
пастеризованное и концентрат пивного  сусла  отнесено  в  товарную
группу 032, а безалкогольные напитки,  включая  минеральные  воды,
отнесены в товарную группу 036.
    Учитывая    изложенное,    субъектам       предпринимательской
деятельности или их структурным подразделениям при реализации пива
необходимо приобретать торговый патент.
    Что касается безалкогольного пива,  то  из  описания  товарной
группы  036,  приведенного  в  Номенклатуре   товаров    народного
потребления, которые учитываются в розничной  и  оптовой торговле,
можно  сделать  вывод,  что    данный    напиток    относится    к
безалкогольным.  Следовательно,   при    осуществлении    торговли
безалкогольным  пивом,  по  нашему   мнению,    торговый    патент
приобретать не надо.
    Для получения торгового  патента  субъект  предпринимательской
деятельности подает заявку в налоговый  орган  по  местонахождению
пункта продажи товаров.  Торговый патент приобретается  на  каждый
пункт продажи  товаров,  где  производятся  расчеты  за  наличные.
Стоимость  торгового  патента   устанавливается    соответствующим
органом местного самоуправления с учетом  местонахождения  данного
пункта  продажи  и  ассортиментного  перечня  товаров.  В   случае
осуществления в одном пункте продажи двух или трех видов  торговой
деятельности (розничная, оптовая торговля,  общественное  питание)
приобретается один торговый патент по максимальной стоимости.
    Субъект  предпринимательской  деятельности  для  осуществления
торговли пивом может также приобрести специальный торговый патент.
При этом никаких ограничений  в  части  приобретения  специального
патента Законом о патентовании не предусмотрено.
    Однако нет правил без исключения,  в  рассматриваемом  вопросе
они также есть.  Без приобретения торгового  патента  осуществлять
торговлю пивом могут:
    1) плательщики  единого  налога  -  согласно   ст.  6    Указа
Президента Украины  "Об упрощенной системе налогообложения,  учета
и  отчетности субъектов малого предпринимательства" от 03.07.98 г.
№ 727/98  в  редакции  Указа  Президента  Украины  от  28.06.99 г.
№ 746/99, с изменениями и дополнениями (далее - Указ № 746);
    2) субъекты  предпринимательской   деятельности  -  физические
лица, которые:
    - осуществляют торговую деятельность  с  лотков,  прилавков  и
уплачивают рыночный сбор (плату) за место для торговли  продукцией
в пределах рынков всех форм собственности;
    - уплачивают  фиксированный    налог    в    соответствии    с
законодательством  о  налогообложении доходов физических лиц (п. 2
ст. 1 Закона о патентовании).
    Заметим, что субъекты предпринимательской  деятельности  могут
осуществлять уплату единого налога или фиксированного  налога  при
торговле пивом, так как ограничения по применению указанных систем
налогообложения  установлены  только  для  субъектов,  реализующих
ликеро-водочные напитки,  а,  как  было  отмечено  ранее,  пиво  к
таковым не относится.

    Уплата акцизного сбора

    В соответствии с Законом Украины "О ставках акцизного сбора  и
ввозной пошлины на некоторые  товары (продукцию)"  от  11.07.96 г.
№ 313/96-ВР, с изменениями и дополнениями (далее  -  Закон № 313),
пиво является подакцизным товаром.  Ставка акцизного сбора на пиво
солодовое составляет 0,21 грн. за литр.

    Уплата  сбора  на  развитие  виноградарства,   садоводства   и
    хмелеводства

    Субъекты предпринимательской деятельности независимо  от  форм
собственности  и  подчиненности,  реализующие  в  оптово-розничной
торговой сети алкогольные напитки  и  пиво  согласно ст. 1  Закона
Украины  "О  сборе  на  развитие  виноградарства,  садоводства   и
хмелеводства" от 09.04.99 г. № 587 - XIV ( 587-14 ), с изменениями
и дополнениями (далее  -  Закон  №  587),  являются  плательщиками
данного вида сбора.
    Отметим, что к плательщикам сбора на развитие  виноградарства,
садоводства  и  хмелеводства  (далее   -    сбор    на    развитие
виноградарства) не относятся производители алкогольных напитков  и
пива, так как они не реализуют свою продукцию  в  оптово-розничной
сети.  Исключением  является  случай,  когда   товаропроизводитель
реализует продукцию непосредственно  конечному  потребителю  через
сеть фирменных магазинов.  Такая же точка  зрения  высказана  и  в
письме ГНАУ от 09.11.2001 р. № 15115/7/21-0117 ( v5115225-01 ).
    Что  касается  субъектов  предпринимательской    деятельности,
которые перешли  на  упрощенную  систему  налогообложения  (единый
налог, фиксированный налог), то при  реализации  пива  они  должны
уплачивать сбор на развитие виноградарства.
    Согласно  Порядку  взимания  сбора  и  использования   средств
на   развитие   виноградарства,    садоводства   и   хмелеводства,
утвержденного постановлением КМУ от 29.06.99 № 1170 ( 1170-99-п ),
с изменениями  и  дополнениями,  сбор  на  развитие виноградарства
уплачивается на всем пути прохождения товара  от  производителя до
потребителя и взимается при каждой реализации алкогольных напитков
и пива.
    Согласно  Закону  №  587  объектом  обложения  сбора  является
выручка от реализации в оптово-торговой сети алкогольных  напитков
и пива.  Заметим,  что  под  объект  обложения  попадает вся сумма
выручки от реализации алкогольных напитков и пива,  включая  суммы
НДС и акцизного сбора.
    Ставка сбора  на  развитие  виноградарства  определена  ст.  3
Закона № 587 и составляет один процент от выручки,  полученной  от
реализации алкогольных напитков и пива.

    Расчеты с покупателями

    В соответствии с требованиями  Закона  Украины  "О  применении
электронных контрольно-кассовых аппаратов и товарно-кассовых  книг
с потребителями в сфере торговли общественного питания и услуг"  в
редакции Закона Украины от 01.07.2000 г. № 1776-III ( 1776-14 ), с
изменениями и дополнениями (далее  -  Закон  №  1776),  расчеты  в
наличной  и/или  в  безналичной  форме  (с  применением  кредитных
карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.)  при  продаже  товаров
(предоставлении услуг)  в  сфере торговли,  общественного  питания
и   услуг   субъектами   предпринимательской   деятельности   (как
физическими,  так  и  юридическими  лицами)    осуществляются    с
применением регистраторов расчетных операций (далее - РРО).
    Одновременно ст. 9  и  ст.  10  Закона  №  1776  предусмотрены
исключения из вышеприведенной нормы - случаи, когда РРО субъектами
предпринимательской деятельности могут не применяться.
    Рассмотрим,  в   каких    случаях    и    какими    субъектами
предпринимательской деятельности  могут  не  применяться  РРО  при
торговле пивом за наличные денежные средства  с  учетом требований
Закона № 1776.
    Не применяются РРО  и  расчетные  книжки  согласно  п. 1 ст. 9
Закона № 1776 при осуществлении торговли  продукцией  собственного
производства и предоставлении услуг предприятиями, учреждениями  и
организациями всех форм собственности, кроме предприятий  торговли
и общественного питания, в случае  проведения  расчетов  в  кассах
этих  предприятий,  учреждений   и   организаций   с   оформлением
приходных и расходных кассовых ордеров  и  выдачей соответствующих
квитанций,  подписанных  и  заверенных  печатью  в   установленном
порядке.
    По нашему мнению, данная льгота (не применять РРО  и расчетные
книжки) сохраняется и за обособленными подразделениями предприятий
- производителей пива.  О возможности существования в обособленном
подразделении кассы, в которой  разрешено  производить  расчеты  в
наличной форме с  оформлением  кассовых  ордеров,  непосредственно
указано  в  п. 4.2   Положения  о  ведении  кассовых  операций   в
национальной  валюте   Украины,    утвержденного    постановлением
Правления НБУ от 19.02.2001 г. № 72 ( z0237-01 ).  При этом  касса
обособленного подразделения одновременно является  одной  из  касс
предприятия в целом (а не головного  предприятия).  Учитывая,  что
обособленное подразделение - это составная часть  предприятия  как
юридического  лица,  то  и  продажа  через  такое    подразделение
продукции, произведенной головным предприятием, будет являться  ни
чем иным,  как  торговлей  продукцией  собственного  производства.
Причем собственной такая продукция будет являться не по  отношению
к подразделению, а по отношению к предприятию в целом как  единому
юридическому лицу.
    Также не применяются РРО и расчетные книжки  при  продаже пива
на разлив:
    - субъектами предпринимательской  деятельности  -  физическими
лицами,  налогообложение  доходов  которых    осуществляется    по
фиксированному  размеру  налога  путем  приобретения  патента    в
соответствии с действующим законодательством;
    - субъектами предпринимательской  деятельности  -  физическими
лицами,  налогообложение  доходов   которых    осуществляется    в
соответствии  с  законодательством  по  вопросам   налогообложения
субъектов малого предпринимательства (в том числе путем  получения
свидетельства об уплате единого налога) при условии ведения такими
лицами книг учета  доходов  и  расходов  в  порядке,  определенном
Кабинетом Министров Украины;
    - субъектами   предпринимательской    деятельности,    которые
приобрели  специальный  торговый  патент    в    соответствии    с
законодательством  по  вопросам  патентования   некоторых    видов
предпринимательской деятельности;
    - физическими  лицами,  торгующими  на  рынках  за    наличные
средства  и  уплачивающими  рыночный  сбор   в   соответствии    с
законодательством.
    Однако отметим, что в соответствии со ст.  10  Закона  №  1776
отдельные категории субъектов предпринимательской  деятельности  в
зависимости  от  форм   и    условий    проведения    деятельности
освобождаются от обязательного применения регистраторов  расчетных
операций.  Перечнем  отдельных  форм    и    условий    проведения
деятельности в сфере  торговли,  общественного  питания  и  услуг,
которым разрешено  проводить  расчетные  операции  без  применения
регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек
и  книг  учета  расчетных  операций,  утвержденным  постановлением
Кабинета Министров Украины от 23.08.2000  № 1336  ( 1336-2000-п ),
предусмотрено,  что  субъекты  предпринимательской деятельности  -
физические  лица,  которые  перешли    на    упрощенную    систему
налогообложения,  учета  и  отчетности,  граждане-предприниматели,
осуществляющие  предпринимательскую  деятельность   без   создания
юридического  лица  и  уплачивающие  фиксированный   налог   путем
приобретения патента, имеют право осуществлять розничную  торговлю
и предоставлять  услуги  без  применения  регистраторов  расчетных
операций.  При этом они должны  использовать  расчетные  книжки  и
книги учета расчетных операций.
    Таким  образом,  субъекты  предпринимательской   деятельности,
которые перешли  на  упрощенную  систему  налогообложения  (единый
налог, фиксированный  налог,  специальный  торговый  патент),  при
осуществлении торговли пивом (кроме торговли пивом на разлив)  как
подакцизным  товаром  могут  не  применять  РРО,  однако   обязаны
использовать расчетные книжки и книги учета расчетных операций.
    Следует подчеркнуть, что в  случае  одновременной  продажи  на
одном торговом объекте такими субъектами,  кроме  пива,  и  других
товаров, не являющихся подакцизными, все  расчеты  по  ним  должны
осуществляться с использованием  расчетных  книжек  и  книг  учета
расчетных операций (или по желанию - РРО).

    Обозначение цен

    Не лишним будет  напомнить,  что  при  осуществлении  торговли
пивом в бутылках,  а  также  на  разлив  следует руководствоваться
нормами Инструкции о порядке обозначения розничных цен  на  товары
народного  потребления  на  предприятиях  розничной   торговли   и
общественного  питания,  которая  утверждена  приказом   МВЭСторга
Украины от 04.01.97 г. № 2 ( 2-97-п ).
    В частности, при информировании покупателей о розничных  ценах
на товары с использованием ярлыков цен (ценников)  на  них  должны
содержаться следующие данные:
    - для  напитков,  которые  продаются  на  разлив,  -  название
напитка, сорт и цена за единицу вместимости;
    - для напитков в бутылках  -  название  напитка,  вместимость,
сорт, цена за штуку.
    Розничные цены фиксируются субъектом хозяйствования в  реестре
розничных цен, где указываются: название товара,  артикул,  марка,
тип, оптовая  отпускная  цена  (цена  поставщика)  со  ссылкой  на
документ, удостоверяющий размер торговой  надбавки,  установленная
розничная цена.
    На предприятиях розничной торговли и общественного питания,  в
том числе  в  стационарной  мелкорозничной  торговой  сети  (кроме
указанных  ниже),  ярлыки  цен  (ценники),  прейскуранты  цен   на
покупаемые товары, указатели цен обязательно должны быть подписаны
работником,  ответственным  за  формирование,  установление    или
применение  цен,   и   заверены  печатью  или   штампом   субъекта
хозяйствования с указанием даты подписи.
    На предприятиях розничной торговли,  которые  при  расчетах  с
покупателями применяют современную  технологию  автоматизированной
идентификации товаров  по  их  штриховым  кодам,  а  значение  цен
товаров хранится в памяти РРО  или  компьютера,  заверение ярлыков
цен  (ценников)  подписью  с  датой  и  печатью  или  штампом   не
обязательно.  В отделах и секциях торговых залов таких предприятий
в доступном для покупателей месте  должен  быть  прейскурант  цен,
заверенный подписью  работника,  ответственного  за  формирование,
установление или  применение  цен,  и  печатью  с  указанием  даты
подписания.
    В  передвижной  мелкорозничной  торговой  сети   ярлыки    цен
(ценники), указатели  цен  обязательно  подписываются  работником,
ответственным за формирование, установление или применение цен,  и
заверяются печатью субъекта хозяйствования или штампом с указанием
даты.

    Правила торговли

    Учитывая  то,    что    в    соответствии    с     действующим
законодательством  пиво  не  относится  к  алкогольным   напиткам,
порядок его принятия, хранения, подготовки  к  продаже  и  продажи
через розничную торговую сеть регламентируется  Правилами  продажи
продовольственных  товаров,  утвержденными  приказом  МВЭС Украины
от 28.12.94 г. № 237  ( z0009-95 )  (далее Правила № 237).  Данные
Правила также определяют требования о соблюдении прав потребителей
относительно надлежащего качества и безопасности товара  и  уровня
торгового обслуживания.
    Правила   №  237   распространяются    на    всех    субъектов
хозяйствования,  независимо  от  форм    собственности,    которые
осуществляют   на    территории    Украины    розничную    продажу
продовольственных товаров.
    Хозяйствующий субъект  обязан  при  продаже  продовольственных
товаров  не  нарушать  прав  потребителей,  определенных  законами
Украины "О защите прав потребителей", "Об обеспечении  санитарного
и  эпидемического  благополучия  населения",   "О    качестве    и
безопасности  пищевых  продуктов  и  продовольственного    сырья",
Порядком занятия  торговой  деятельностью  и  правилами  торгового
обслуживания  населения,  утвержденными  постановлением   Кабинета
Министров Украины  от  08.02.95 г.  №  108  ( 108-95-п ),  другими
нормативными  документами,   которые    регламентируют    торговую
деятельность.
    Особенности  торговли  пивом  как  слабоалкогольным   напитком
определены п. 7 Правил № 237. Остановимся на них.
    Приемку слабоалкогольных напитков  осуществляют  по  качеству,
количеству мест, объему и состоянию маркировки.  Проверку качества
пива проводят по органолептическим показателям  и  внешнему  виду,
прозрачности, цвету, запаху, вкусу,  а также  высоте  и  стойкости
пены.
    Бутылки, банки с напитком должны иметь этикетки  утвержденного
образца,  на  которых  должно  быть  указано:  название   напитка,
товарный  знак,   название    предприятия-изготовителя    и    его
подчиненность,  емкость,  дата  окончания    гарантийного    срока
хранения,  надписи  "Желательно  употребить  до  указанной  даты",
энергетическая ценность, номер  стандарта,  цена.  Пастеризованные
напитки должны иметь дополнительную надпись: "Пастеризованное".
    Запрещается  принимать  пиво  без  этикеток,  с  имеющимися  в
наличии  признаками  боя  (трещины,  скол   шейки),    испорченной
закупоркой, общим помутнением,  осадком,  посторонними  примесями,
нехарактерным запахом и вкусом, с низкой быстропадающей пеной.
    Сроки  реализации  пива    в    розничной    торговой    сети:
непастеризованное - 3 -17 суток; пастеризованное и стабилизованное
- 90 суток; емкостное - 7 суток.
    Что  касается  торговли  пивом   на   разлив,  то   на   бочке
должна  содержаться следующая информация:  емкость,  номер,  возле
разливного  крана  указывается   -   название  напитка,   название
предприятия-изготовителя  и  его  подчиненность,  гарантийный срок
хранения и температура хранения, дата разлива, номер стандарта.
    Запрещается перекачка пива из бочек  в  другие емкости,  кроме
резервуаров специально дозирующих аппаратов.
    Наполнение мерных емкостей (колб, цилиндров)  производится  до
мерной отметки (черточки)  соответствующего  объема.  При  отпуске
напитков в посуду с узкой шейкой необходимо использовать лейку.
    Пиво наливают в мерные емкости так, чтобы после оседания  пены
уровень жидкости находился против мерной отметки (черточки).
    Подводя итог написанному, отметим:
    - пиво  в  соответствии  с  действующим  законодательством  не
является алкогольным напитком (ст. 1 Закона  № 481 ( 481/95-ВР )),
но при этом не потеряло статус слабоалкогольного напитка;
    - пиво  является  подакцизным  товаром  (cт.  1  Закона  № 313
( 313/96-ВР ), но марками акцизного сбора не маркируется;
    - торговля  пивом  подлежит  патентованию  (ст.  3  Закона   о
патентовании ( 98/96-ВР )), однако есть исключения;
    - не  подлежит  лицензированию  не  только  торговля,  но    и
производство данного напитка;
    - при осуществлении расчетов с потребителями использовать  РРО
необходимо, но не всем субъектам предпринимательской  деятельности
(ст. 9 и 10 Закона № 1776 ( 1776-14 )).


------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№26/02, стр. 22
[01.04.2002]
Н. Борщ
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------