Ликвидация предприятия. Время отдавать долги ------------------------------------------------------------------ Прежде всего хотелось бы отметить, что в соответствии с п. 12.2 ст. 12 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ) (далее - Закон № 2181) с целью налогообложения ликвидацией плательщика налогов или его филиала, отделения или другого обособленного подразделения является ликвидация плательщика налогов как юридического лица или прекращение регистрации физического лица как субъекта предпринимательской деятельности, а также ликвидация филиала, отделения, обособленного подразделения плательщика налогов, вследствие которой происходит закрытие их счетов и/или потеря их статуса как плательщика налогов согласно законодательству. В данной статье мы остановимся на вопросах, касающихся ликвидации плательщика налогов - юридического лица. Когда наступает ликвидация Ликвидация предприятия в соответствии с законами Украины "О предпринимательстве" от 07.02.91 г. № 698-III ( 698-14 ), с изменениями и дополнениями, "О предприятиях в Украине" от 27.03.91 г. № 887-ХII ( 887-12 ), с изменениями и дополнениями, "О хозяйственных обществах" от 19.09.91 г. № 1576-ХII ( 1576-12 ), с изменениями и дополнениями, может быть осуществлена с соблюдением требований антимонопольного законодательства по решению собственника, а в некоторых случаях, предусмотренных этим Законом, - по решению собственника при участии трудового коллектива или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, или по решению суда или арбитражного суда. Кроме того, предприятие ликвидируется также в случаях: - признания его банкротом; - если принято решение о запрещении деятельности предприятия в связи с невыполнением условий, установленных законодательством, и в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий, или не изменен вид деятельности; - если решением суда будут признаны недействительными учредительные документы и решение о создании предприятия; - если в течение одного года оно не представляет органам государственной налоговой службы налоговые декларации и документы финансовой отчетности в соответствии с законодательством; - если его учредительные документы противоречат законодательству; - если осуществляется деятельность, противоречащая учредительным документам и законодательству; - на других основаниях, предусмотренных законодательными актами Украины. Датой ликвидации предприятия считается дата отмены его государственной регистрации на основании решения органа государственной регистрации. Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, которая создается собственником или уполномоченным им органом. Подробнее о создании ликвидационной комиссии и ее функциях читайте в публикации нашего специалиста "Ликвидационные комиссии: права и обязанности" (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2002, № 24). Порядок снятия с учета в органах государственной налоговой службы Ликвидация предприятия влечет за собой необходимость снятия его с учета как плательщика налогов в органах государственной налоговой службы. Рассмотрим порядок снятия с учета плательщика в связи с его ликвидацией по решению собственника. Порядок снятия с учета таких плательщиков установлен Инструкцией "О порядке учета налогоплательщиков", утвержденной приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80 ( z0172-98 ), с изменениями и дополнениями (далее - Инструкция № 80). Отметим, что данная Инструкция приведена в соответствие с нормами Закона № 2181. Пункт 8 данной Инструкции в случае принятия решения собственника или уполномоченного им органа о ликвидации обязывает плательщика налогов, кроме воинских частей, - юридическое лицо в трехдневный срок с момента принятия решения подать в орган государственной налоговой службы, в котором налогоплательщик состоит на учете, такие документы: - заявление о снятии с учета формы № 8-ОПП, дата которого фиксируется в журнале формы № 6-ОПП; - оригинал справки формы № 4-ОПП; - копию распорядительного документа (решение) собственника или органа, уполномоченного на то учредительными документами, о ликвидации; - копию распорядительного документа о создании ликвидационной комиссии; - ликвидационную карточку органов государственной статистики (для каждого филиала при наличии у налогоплательщика - юридического лица филиалов). Плательщик налогов, в отношении которого принято решение о ликвидации, в десятидневный срок со дня представления заявления о снятии с учета формы № 8-ОПП должен составить ликвидационный баланс в форме годового отчета (на дату принятия решения о ликвидации) и представить его для проверки в орган государственной налоговой службы. В течение месяца после получения от налогоплательщика заявления о снятии его с учета органом государственной налоговой службы принимается решение о проведении проверки такого плательщика, и соответствующие подразделения начинают проверку. Это также касается представительств, филиалов и других обособленных подразделений юридического лица в случае принятия им решения об их закрытии. Закрытие счетов - одно из условий снятия плательщика налогов с учета Снятие с учета плательщика налогов в органах государственной налоговой службы осуществляется при наличии уведомления от учреждения банка о закрытии такому плательщику счетов. В случае ликвидации предприятия для проведения ликвидационной процедуры в соответствии с п. 8.2 Инструкции о порядке открытия и использования счетов в национальной валюте, утвержденной постановлением Правления НБУ от 18.12.98 г. № 527 ( z0819-98 ), с изменениями и дополнениями (далее - Инструкция № 527), используется один текущий счет ликвидируемого предприятия, определенный ликвидатором (ликвидационной комиссией). Для этого в банк направляются решение о ликвидации предприятия и нотариально заверенная карточка с образцами подписей ликвидатора (уполномоченных членов ликвидационной комиссии) и оттиском печати ликвидируемого предприятия. Другие счета, выявленные при проведении ликвидационной процедуры, подлежат закрытию ликвидатором (ликвидационной комиссией). Учреждение банка в случае закрытия текущего или депозитного счета согласно п. 8.7 Инструкции № 527 в течение трех рабочих дней сообщает об этом налоговому органу. Результат проверки предприятия налоговым органом После проведенной проверки в случае установления факта отсутствия задолженности перед бюджетами орган государственной налоговой службы снимает плательщика налога с учета, составив справку о снятии с учета плательщика налогов по форме № 12-ОПП, которую направляет органам государственной регистрации или органу, осуществившему регистрацию. Справка о снятии с учета филиала - плательщика налогов направляется налоговым органом в орган статистики по местонахождению филиала, в орган государственной регистрации по местонахождению юридического лица и в налоговый орган по местонахождению юридического лица (в том случае если юридическое лицо находится на учете в другом налоговом органе, нежели филиал). Однако случаи, когда предприятие не имеет ни задолженности, ни переплат, встречаются не так часто. Наиболее распространенной является ситуация, когда по результатам проведенной проверки выявляются факты: - задолженности перед бюджетами; - излишне уплаченных или невозмещенных налогов, сборов (обязательных платежей) из соответствующего бюджета. Если у плательщика есть задолженность перед бюджетами Лица, ответственные за погашение налоговых обязательств или налогового долга Если после проведенной проверки плательщика налога установлен факт задолженности его перед бюджетами, орган государственной налоговой службы не снимает его с учета, а подразделения учета и отчетности составляют сообщения о наличии обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) по форме № 10-ОПП и направляют его лицу, ответственному за погашение налоговых обязательств или налогового долга, являющегося таковым в соответствии с законодательством в случае ликвидации налогоплательщика. Согласно п. 8.5 Инструкции № 80 лицом, ответственным за погашение налоговых обязательств или налогового долга в случае ликвидации плательщика налогов, являются: а) относительно ликвидируемого плательщика налогов, - ликвидационная комиссия или другой орган, проводящий ликвидацию в соответствии с законодательством; б) относительно ликвидируемых филиалов, отделений, других обособленных подразделений плательщика налогов, - такой плательщик налогов; в) относительно кооперативов, кредитных союзов, обществ совладельцев жилья или других коллективных хозяйств - их члены (пайщики) солидарно; г) относительно инвестиционных фондов - инвестиционная компания, осуществляющая управление таким инвестиционным фондом. Непогашенные налоговые обязательства или налоговый долг В случае если в результате ликвидации плательщика налогов часть его налоговых обязательств или налогового долга остаётся непогашенной в связи с недостаточностью его активов, то в соответствии с п. 12.3 ст. 12 Закона № 2181 такая часть погашается за счет активов учредителей или участников такого предприятия, если они несут полную или дополнительную ответственность по обязательствам плательщика налогов в соответствии с законодательством, в рамках полной или дополнительной ответственности, а в случае ликвидации филиала, отделения или другого обособленного подразделения юридического лица - за счет юридического лица, независимо от того, является ли оно плательщиком налога, сбора (обязательного платежа), в отношении которого возникло налоговое обязательство или возник налоговый долг таких филиала, отделения, другого обособленного подразделения. В других случаях налоговые обязательства или налоговый долг, остающиеся непогашенными после ликвидации плательщика налогов, считаются безнадежным долгом и подлежат списанию в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. Следует отметить, что на сегодняшний день такой порядок еще не определен. Погашение налоговых обязательств или налогового долга ликвидируемого плательщика налогов осуществляется в сроки, предусмотренные для списания безнадежного налогового долга. Списание безнадежного налогового долга осуществляется налоговыми органами согласно п.п. 18.2.3 ст. 18 Закона № 2181 ежеквартально. Продажа имущества ликвидируемого предприятия и НДС В том случае, когда у ликвидируемого предприятия недостаточно средств для погашения задолженности перед бюджетами и кредиторами, единственным выходом из сложившейся ситуации можно считать продажу имущества такого предприятия. Поскольку при ликвидации предприятия полномочии по управлению его делами переходят к ликвидационной комиссии, она в своей деятельности, прежде всего, оценивает имущество предприятия, выявляет дебиторов и кредиторов и рассчитывается с ними, принимает меры по оплате задолженности предприятия третьим лицам, а также его участникам. Ликвидационная комиссия исполняет возложенные на нее полномочия по управлению делами предприятия, в том числе и расчеты с бюджетом по платежам, при составлении расчетных, платежных документов, налоговых накладных и отчетности. В соответствии с п. 1.4 ст. 1 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР ( 168/97-ВР ), с изменениями и дополнениями (далее - Закон об НДС), операции по продаже имущества ликвидируемого предприятия относятся к операциям по продаже товаров, облагаемым налогом на добавленную стоимость. База налогообложения определяется в соответствии со ст. 4 Закона об НДС, а налог составляет 20 процентов от базы и прибавляется к цене. Налоговый учет и составление отчетности по НДС осуществляются ликвидационной комиссией в соответствии с Порядком заполнения и представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденным приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166 ( z0250-97 ), с изменениями и дополнениями. Таким образом, в соответствующих документах она проставляет (указывает) индивидуальный налоговый номер плательщика НДС, который был присвоен ликвидируемому предприятию. В декларации по НДС ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого предприятия заполняет только раздел I "Налоговые обязательства" и раздел III "Расчеты с бюджетом за отчетный период". Хотим обратить внимание, что в случае если ликвидируемое предприятие не зарегистрировано как плательщик НДС, реализация имущества осуществляется ликвидационной комиссией по ценам, увеличенным на сумму НДС, а налоговые обязательства возникают от полной стоимости реализованного имущества. В этом случае покупателю - плательщику НДС ликвидационной комиссией выдается налоговая накладная в соответствии с Порядком заполнения налоговой накладной, утвержденным приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 165 ( z0233-97 ), с изменениями и дополнениями. В строке "Лицо (плательщик налога) - продавец" налоговой накладной производится запись "Ликвидационная комиссия по предприятию... (указывается наименование ликвидируемого предприятия)". В свою очередь, покупатель имущества в Книге учета приобретения товаров (работ, услуг), при условии списания средств с его банковского счета в оплату этого имущества, в графе 4 "Наименование " делает запись "Ликвидационная комиссия по предприятию... (указывается наименование ликвидируемого предприятия)", а в графе 5 "Индивидуальный налоговый номер" - идентификационный код ЕГРПОУ ликвидируемого предприятия. Если есть дебиторская задолженность Ликвидационная комиссия обязана провести работу по взысканию дебиторской задолженности. Если у ликвидируемого предприятия - продавца товаров (работ, услуг) есть безнадежная дебиторская задолженность, оно имеет право в соответствии с п.п. 5.2.8 ст. 5 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями, включить в состав валовых расходов отчетного периода суммы такой задолженности в части, которая не была отнесена к валовым расходам, учитывая, что такое увеличение валовых расходов производится лишь в тех случаях, когда плательщик налога обратился с заявлением в суд (арбитражный суд), но соответствующие меры по взысканию таких долгов не привели к положительным результатам и по этому вопросу есть решение суда (арбитражного суда), а также суммы задолженности, относительно которых истек срок исковой давности. Эти суммы отражаются согласно п. 4.13 Порядка составления декларации о прибыли предприятия, утвержденного приказом ГНАУ от 08.07.97 г. № 214 ( z0313-97 ), с изменениями и дополнениями, в строке 17 декларации о прибыли предприятия. Если есть излишне уплаченные или невозмещенные налоговые платежи Порядок проведения зачета Порядок проведения зачета излишне уплаченных или невозмещенных налоговых платежей ликвидируемого плательщика налогов утвержден приказом Министерства финансов Украины от 05.07.2001 г. № 327 ( v0327201-01 ) (далее - Порядок № 327, см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2002, № 22). В соответствии с п. 2 Порядка № 327 процедура рассмотрения и проведения зачета излишне уплаченных или невозмещенных сумм налоговых платежей в бюджет начинается при наличии основания для ликвидации плательщика налогов. Основанием для ликвидации, как мы отметили выше, в данном случае может быть решение собственника (собственников) предприятия. Зачет излишне уплаченных или невозмещенных налоговых платежей ликвидируемого плательщика налогов в счет сумм его налоговых обязательств или налогового долга перед соответствующим бюджетом производится органами государственной налоговой службы по согласованным суммам налогового обязательства и налогового долга и другими органами, контролирующими уплату платежей в бюджет и государственные целевые фонды. Зачет переплаты касается сумм излишне внесенных налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, государственные целевые фонды и невозмещенных сумм налога на добавленную стоимость. К документам, которые представляются налогоплательщиком органу государственной налоговой службы в случае принятия им решения о ликвидации, следует приложить справку о наличии переплат и задолженности по налогам, сборам (обязательным платежам). Согласно п. 3 Порядка № 327 эту справку подготавливают контролирующие органы, к сфере администрирования которых относится контроль за своевременностью, достоверностью, полнотой начисления налогов, сборов, других обязательных платежей, при наличии заявления о снятии с учета. В справке указываются: - название налогов и сборов; - код бюджетной классификации; - сумма переплаты или налогового обязательства (налогового долга). Контролирующие органы, не являющиеся налоговыми, не позднее чем через три дня со дня подачи заявления передают его в органы государственной налоговой службы. Суммы налогового обязательства или налогового долга в бюджеты и государственные целевые фонды, подлежащие зачету, определяются по данным лицевых счетов плательщиков налогов и справок других контролирующих органов о состоянии переплаты налогов, сборов (обязательных платежей). При этом органами налоговой службы готовится заключение, в котором указываются информация о результатах проведенной проверки карточки лицевого счета и дата возникновения переплаты. Решение по поводу переплаты - зачесть или вернуть? Орган государственной налоговой службы принимает решение о возврате излишне удержанной суммы налогов, сборов (обязательных платежей), взимаемых в бюджеты и государственные целевые фонды, относящиеся к сфере администрирования государственной налоговой службы, и проведении зачета не позднее чем через тридцать дней после подачи заявления плательщиком налогов в налоговый орган. В решении указывается, что на основании карточек лицевых счетов и заключения установлено: за плательщиком налога, который ликвидируется, числится сумма излишне уплаченных и невозмещенных налогов, сборов (обязательных платежей), а также вывод о том, что указанная сумма подлежит перечислению в счет погашения налогового долга по другим налогам и сборам (обязательным платежам) или на текущий счет плательщика. Такое решение подготавливается в четырех экземплярах, один из которых в обязательном порядке передается плательщику налогов. Зачет взаимной задолженности проводится в учете органов государственной налоговой службы, контролирующих органов и территориальных органов государственного казначейства (финансовых органов) датой принятия решения. Следует учесть, что в случае наличия переплаты в государственные целевые фонды или по платежам в бюджет, контролируемым иными (чем налоговые органы) контролирующими органами, решение о возврате такой переплаты может быть принято таким органом только после подтверждения налоговым органом отсутствия задолженности по налогам, сборам (обязательным платежам), которые взимаются в бюджеты и государственные целевые фонды, и которые относятся к сфере администрирования органов государственной налоговой службы, у ликвидируемого плательщика налогов. Зачет излишне уплаченных или невозмещенных налоговых платежей производится в первую очередь в пределах соответствующего бюджета (государственных целевых фондов). Если сумма излишне уплаченных или невозмещенных налогов, сборов (обязательных платежей) из соответствующего бюджета (государственного целевого фонда) превышает сумму налоговых обязательств или налогового долга перед таким бюджетом (государственным целевым фондом), сумма превышения используется для погашения задолженности или налогового долга перед другими бюджетами (государственным целевым фондом) и только после погашения задолженности перед бюджетами всех уровней могут приниматься решения о возврате переплат. Органы государственной налоговой службы по месту регистрации плательщика налогов при наличии оснований для признания его ликвидируемым составляют справку о снятии с учета плательщика налогов в соответствии с Инструкцией № 80. Заявления о проведении зачета по излишне уплаченным суммам налогов, сборов (обязательных платежей) или об их возмещении в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, могут быть поданы не позднее 1095 дня, следующего за днем осуществления такой переплаты или получения права на такое возмещение. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" №29/02, стр. 35 [11.04.2002] Н. Белова Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------