Лучше банкротство, чем ничего ------------------------------------------------------------------ Действующий Закон Украины от 30.06.99 г. № 784-XIV ( 784-14 ) "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" (далее - Закон) за прошедшие два года действия внес позитивные изменения в процесс банкротства. Предшествующий Закон Украины "О банкротстве" ( 2343-12 ) не способствовал восстановлению платежеспособности должника, был нацелен на ликвидацию должника и удовлетворение кредиторских требований за счет реализации его активов. Изменение идеологии законодательства о банкротстве по отношению к предприятию-должнику позволяет должнику воспользоваться своим последним шансом - сохранить свою фирму, свое производство, а кредитору предоставляет возможность в течение определенного времени полностью или частично (по согласию последнего) получить долг, либо же по желанию стать обладателем части или полного права собственности предприятия-должника. Современная процедура банкротства - цивилизованный способ, своеобразный инструмент урегулирования хозяйственных отношений субъектов предпринимательской деятельности путем оздоровления финансового положения должника или же полной его ликвидации. Закон предоставляет возможность инициировать возбуждение дела о банкротстве как кредитору, так и должнику - будущим сторонам судебного процесса. Дело о банкротстве возбуждается хозяйственным судом, если бесспорные требования кредитора (кредиторов) к должнику в целом составляют не менее трехсот минимальных заработных плат, которые не были удовлетворены должником в течение трех месяцев после установленного срока для их погашения как по гражданско-правовым договорам, так и по задолженности в бюджет. Также основанием для возбуждения дела может быть задолженность менее суммы трехсот минимальных размеров заработной платы в случае, когда согласно ст. 52 Закона "гражданин-предприниматель - должник или руководитель должника - юридического лица, которые фактически прекратили свою деятельность, отсутствуют и определить их местонахождение невозможно". Согласно ст. 1 Закона кредитор - это юридическое либо физическое лицо, которое имеет в установленном порядке подтвержденные документами требования по денежным обязательствам к должнику, по выплате задолженности по заработной плате работникам должника. Таким образом, обратиться с заявлением в хозяйственный суд о признании должника банкротом могут как юридические, так и физические лица, имеющие денежные требования к должнику. Работники предприятия, перед которыми имеется задолженность по заработной плате, также являются кредиторами и могут обратиться в хозяйственный суд с заявлением о признании "своего" предприятия банкротом. Необходимо обратить внимание, что п. 9 ст. 7 Закона дает возможность кредиторам, имеющим требования менее трехсот минимальных заработных плат, объединить их и совместно подать в хозяйственный суд заявление о возбуждении дела о банкротстве. Причем оплата госпошлины (в настоящее время госпошлина (85 грн.) + оплата за информационное обслуживание (109 грн.) в случае подачи объединенного заявления исчисляется как и в случае подачи заявления от одного лица. Закон не дает точного определения необходимости оплаты госпошлины при подаче в хозяйственный суд кредиторских требований лицами, которые узнали о возбуждении дела о банкротстве из публикаций. Следует отметить, что Закон регулирует в основном ответственность юридического лица перед кредитором (кредиторами), а ответственность должностных лиц в случае незаконных деяний, касающихся банкротства, регулируется нормами ст.ст. 219 - 221 Уголовного кодекса Украины ( 2001-05 ). В интересах обеспечения требований кредиторов в Законе предусмотрены механизмы, которыми они могут и должны воспользоваться. Так, при проведении "начальной процедуры банкротства" - распоряжения имуществом, в целях обеспечения денежных требований кредиторов, суд может накладывать арест на имущество должника или имущество лиц, которые отвечают по обязательствам должника, запрещать собственнику или уполномоченному им органу осуществлять действия по реорганизации или ликвидации предприятия. Для осуществления функций контроля суда за деятельностью предприятия судом назначается с учетом предложения кредитора независимый квалифицированный специалист - арбитражный управляющий. Утвержденные судом кредиторские требования вносятся в реестр требований кредиторов, после чего на собрании кредиторов формируется комитет кредиторов. В силу п. 8 ст. 16 Закона, комитету кредиторов принадлежит инициатива принятия ходатайства в суд о применении дальнейших процедур банкротства: проведения процедуры ликвидации предприятия; санации предприятия или процедуры мирового соглашения. В свою очередь, должнику, относительно которого возбуждено дело о банкротстве, Закон предоставляет возможность воспользоваться такими инструментами "банкротства", как: - мораторий на удовлетворение требований кредиторов; - проведение процедуры санации предприятия; - заключение мирового соглашения; - применение квалифицированной помощи по правовым и экономическим вопросам от арбитражного управляющего; - реализация неиспользуемого имущества путем продажи его на открытых торгах; - передача объектов государственного жилищного фонда, в том числе общежитии, детских дошкольных учреждений и объектов коммунальной инфраструктуры, в коммунальную собственность соответствующих территориальных советов. Согласно ст. 4 Закона к должнику применяются такие судебные процедуры: - распоряжение имуществом должника (в общем случае длительность до 6 месяцев); - санация должника (в общем случае длительность до 1 года + 1/2 года); - ликвидация банкрота (в общем случае длительность до 1 года + 1/2 года); - мировое соглашение (по договоренности). Таким образом, проанализировав сроки судебных процедур, можно сделать вывод, что при желании и возможностях должника его "банкротство" можно растянуть более чем на 3,5 года. Особенность проведения процедуры распоряжения имуществом в том, что действие моратория на удовлетворение требований кредиторов защищает должника на определенное время от обязательств по выплате долгов, позволяет работать без страха о возможном взыскании за счет имущества по старым долгам. Следует указать, что согласно п. 2 ст. 12 Закона мораторий не распространяется на выплату обязательств, которые возникли в связи с обязанностями в процедурах распоряжения имуществом. Так, если должник продолжает работать и если у него возникает необходимость текущих расчетов со своими деловыми партнерами, то по согласованию с распорядителем имущества (согласование необходимо, если он уже назначен) должник имеет право производить расчеты. Следует обратить внимание, что после введения моратория и введения мер по обеспечению требований кредиторов, как следует из ч. 3 п.п. 1.1 ст. 12 Закона, на предприятиях-должниках в форме акционерных обществ прекращается движение акций. Как следует из п. 5 ст. 12 Закона, мораторий прекращается в случае: - прекращения или досрочного прекращения процедуры санации; - прекращения или досрочного прекращения процедуры ликвидации; - утверждения хозяйственным судом мирового соглашения. Мораторий и меры по обеспечению денежных требований кредиторов при проведении процедуры распоряжения имуществом в каком-то смысле выгодны для предприятия-должника - они не запрещают проводить работу дальше, а даже способствуют ее осуществлению, так как платить "по старым" долгам в этот период не надо и не целесообразно. В отдельных случаях, как видно из п. 7 ст. 13 Закона, срок, на который назначается распорядитель имущества, может быть продлен судом на неопределенное время. Особенность проведения процедуры санации в том, что кредитор (кредиторы) выражает надежду на восстановление жизнедеятельности предприятия путем применения мер к восстановлению платежеспособности, предусмотренных п. 2 ст. 18 Закона. При проведении этой процедуры должник восстанавливает свою платежеспособность, сохраняет себя как юридическое лицо, а после восстановления платежеспособности рассчитывается в полном или частичном объеме с кредиторами в соответствии с договоренностью между ними и руководителем санации. Следует указать, что при проведении санации предприятие продолжает свою предпринимательскую деятельность и может производить текущие расчеты со своими деловыми партнерами (процедура санации не мешает, а способствует в какой-то степени осуществлению работы предприятия). Деловым партнерам при заключении договоров с предприятием, находящимся в процедуре санации, не следует забывать, что "санируемое предприятие" может и не произвести расчетов по договорам, а тогда процесс и вероятность результата взыскания могут растянуться на непределенное время. Руководителем санации может быть назначен как директор предприятия-должника, так и арбитражный управляющий, в зависимости от особенностей дела. Ответственность за выполнение или не выполнение плана санации перед кредиторами возлагается на назначенного судом руководителя санации. Особенность проведения процедуры ликвидации в том, что в силу ч.ч. 14, 15 ст. 1 Закона - это комплекс мероприятий по осуществлению ликвидатором удовлетворения признанных судом требований кредиторов путем продажи имущества должника. Ликвидатором предприятия назначается арбитражный управляющий в том же порядке, как и для назначения руководителя санации, причем может быть назначен и тот же арбитражный управляющий, который выполнял обязанности распорядителя имущества или руководителя санации (п. 1, п. 2 ст. 24 Закона). В случаях, предусмотренных ст. 51 Закона, ликвидатором может быть назначен председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) предприятия независимо от наличия у него лицензии. Как следует из п. 1 ст. 23 Закона, со дня принятия хозяйственным судом постановления о признании должника банкротом и открытия ликвидационной процедуры предпринимательская деятельность предприятия завершается. Органы управления предприятия в течение 3-х дней обеспечивают передачу бухгалтерской и другой документации предприятия-банкрота, печатей и штампов, материальных и других ценностей назначенному судом ликвидатору (п. 2 ст. 25 Закона). В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона ликвидатор исполняет обязанности руководителя (органа управления) предприятия-банкрота, а руководитель предприятия-банкрота увольняется в связи с банкротством предприятия. Полномочия собственника (собственников) имущества прекращаются и переходят в ведение ликвидатора. Сведения о финансовом положении банкрота перестают быть конфиденциальными или составлять коммерческую тайну. Снимается арест, наложенный судом на имущество должника, и другие ограничения по распоряжению его имуществом, наложение новых арестов или других ограничений по распоряжению имуществом не допускаются (ч. 7 п. 1 ст. 23 Закона). К задачам и обязанностям ликвидатора будут относиться: исследование истории предприятия, изучение финансово-хозяйственных документов, взыскание дебиторской задолженности, выявление дополнительного имущества, принадлежащего предприятию, проведение инвентаризации, реализация имущества, удовлетворение требований кредиторов, составление отчета о проделанной работе и ликвидационного баланса для последующего утверждения их в суде. Следует понимать, что процедура ликвидации не означает "опечатывание" складов, цехов и другого движимого и недвижимого имущества предприятия-банкрота до завершения процедуры, наоборот - эти активы подлежат реализации. Со дня покупки новый хозяин приобретенного имущества может, независимо от дальнейшего хода ликвидационной процедуры, использовать бывшее имущество банкрота в своих коммерческих целях, получать законную прибыль, обеспечивать рабочие места, а за счет прибыли дальше скупать имущество банкрота. Важно отметить, что ликвидатор, осуществляя свои полномочия, становится заинтересованным лицом в увеличении количества ликвидационной массы, так как его доходы будут прямо пропорционально зависеть от стоимости выявленного и реализованного имущества предприятия-банкрота, а также от объема взысканной дебиторской задолженности. Следует обратить внимание на то, что нового директора предприятия-банкрота, назначенного судом ликвидатора, ничего не связывает с бывшим руководством (он не является правопреемником и не несет ответственности "за предыдущую работу" руководства предприятия), и поэтому взгляды и отношения ликвидатора с предыдущим руководством могут быть самыми разными. В случае выявления нарушений закона, бывшие руководители предприятия могут быть привлечены к ответственности. В силу п. 5 ст. 25 Закона ликвидатор может заявить требования к третьим лицам, которые несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства. Таким образом, от добросовестной и законной работы ликвидатора будут зависеть возврат долгов кредиторам и судьба руководителей предприятий, для которых процедура банкротства может стать "миной замедленного действия" в случае выявления нарушений законности. Проводить реализацию имущества банкрота согласно п. 2 ст. 30 Закона ликвидатор должен при согласовании с комитетом кредиторов. Отличительной чертой реализации имущества при банкротстве является то, что в силу ст. 30 Закона ликвидатор реализует имущество на открытых торгах, дает в средствах массовой информации объявление о порядке продажи имущества и т. д. Вследствие этого стоимость имущества банкрота будет определена по реальной рыночной стоимости путем продажи на открытых торгах, чего не удается достичь при выполнении решения суда о взыскании долга за счет имущества должника при применении обычных процедур взыскания. Причем важнейшим инструментом Закона (п. 5 ст. 31) является то, что "требования, заявленные по истечении срока, установленного для их подачи, не рассматриваются и считаются погашенными". В случае если имущества банкрота хватило для удовлетворения всех своевременно поданных и признанных судом требований кредиторов, то предприятие-банкрот, в соответствии с п. 3 ст. 32 Закона, "считается таким, которое не имеет долгов, и может продолжать свою предпринимательскую деятельность". Следует обратить внимание потенциальных кредиторов на то, что если предприятие-должник брошено и не ведет предпринимательской деятельности (например, случай, предусмотренный ст. 52 Закона) или не имеет активов, за счет которых можно погасить хоть часть задолженности, и таким образом нет надежд на получение долга, предприятие-кредитор после завершения процедур банкротства согласно ст. 12 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ) валовые расходы увеличит на сумму безнадежного долга, и налогооблагаемая прибыль предприятия-кредитора уменьшится на эту сумму. Таким образом, налог на прибыль, который надо заплатить в бюджет по результатам хозяйственной деятельности предприятия, будет меньше, т. е. от долгов можно получить доход. Особенность проведения процедуры мирового соглашения в том, что согласно п. 2 ст. 35 Закона стороны могут заключить его на любой стадии процесса, т. е. даже при осуществлении ликвидации предприятия у должника остается шанс сохранить себя. Под мировым соглашением в соответствии с п. 1 ст. 35 Закона понимается соглашение между должником и кредитором относительно отсрочки и (или) рассрочки, а также прощение (списание) кредиторами долгов должника, которое оформляется соглашением сторон и утверждается хозяйственным судом. Причем органы ГНИ в силу п. 2 ст. 36 Закона, при условии возможности подписания мирового соглашения, обязаны соглашаться на рассрочку или списание части или всей задолженности предприятия перед бюджетом и государственными целевыми фондами. Таким образом банкротство поможет выйти из кризиса предприятию, руководство которого стремится и действительно желает этого, и ликвидирует тех, кто исчерпал свои возможности, а квалифицированный арбитражный управляющий сможет законно и своевременно провести необходимые процедуры восстановления или ликвидации в соответствии с желанием и финансовыми возможностями сторон. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" №29/02, стр. 41 [11.04.2002] С. Сидько Юрист АО "БСВ" г. Харьков ------------------------------------------------------------------