Представление налоговой и финансовой отчетности по почте ------------------------------------------------------------------ О возможностях... Является ли возможность представления различного рода отчетных документов путем их пересылки по почте бесспорным правом любого хозяйствующего субъекта? Ответить на данный вопрос однозначно нельзя. Все дело в том, что нормативные документы, определяющие порядок представления той или иной отчетной формы, не всегда содержат информацию о таком праве субъекта. Что касается унифицированных правил представления отчетности по почте или, например, в разрезе видов отчетности (налоговой, финансовой статистической), то национальная нормативная база их не предусматривает. Вот и получается, что возможность представления той или иной отчетности по почте зависит от того, что прописано в таком нормативном документе и как отнесутся к такому "явлению" на местах. Хотя на местах налоговые инспекторы (если говорить о налоговой отчетности), в принципе, не препятствуют предоставлению отчетности по почте. Ведь ни в одном законодательном и нормативном документе нет на это прямого запрета. Более того, интенсивный рост современных технологий способствует возникновению новых взаимоотношений налогоплательщиков с государственными органами - виртуальных. Такие взаимоотношения предусматривают возможность отправки и приема отчетности по электронной почте. Развитию же таких взаимоотношений будет способствовать принятие соответствую- щих законов об электронном документообороте и электронной подписи. В настоящее время данные законопроекты приняты Верховной Радой Украины во втором и первом чтении соответственно. Вот и получается, что вскоре пересылка отчетности по почте будет отнесена к дедовским методам. Но, это в будущем. В настоящее же время рекомендуем прежде чем пересылать по почте отчетность, относительно которой прямо законодательным или нормативным актом не предусмотрена такая возможность, согласовать такое действие с местными органами исполнительной власти, непосредственно принимаю- щими такие отчеты. Приведем перечень {1} отдельных форм отчетнос- ти, по которым не существует прямого запрета пересылки по почте: - Расчет уплаты единого налога субъектом малого предпринима- тельства - юридическим лицом (заметим - только для юридических лиц); - Расчетная ведомость о начислении и перечислении страховых взносов и использовании средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины; - Расчетная ведомость о начислении и перечислении страховых платежей в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы; - Отчет о начисленных взносах и расходах, связанных с общеобязательным государственным социальным страхованием в связи с временной потерей трудоспособности; - декларация о валютных ценностях, доходах и имуществе, которые принадлежат резиденту Украины и находятся за ее пределами; - Расчет сбора за загрязнение окружающей природной среды; - Расчет сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для потребностей гидроэнергетики; - Расчет акцизного сбора; - Отчет о сумме начисленного сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства; - Сводный расчет сумм земельного налога. О сроках... Как известно, у каждой формы отчетности существует срок представления. И здесь возникают вопросы. Какая дата будет считаться датой представления отчетности по почте? Когда необходимо отправить отчет, чтобы он пришел вовремя? Ведь штрафные санкции, предусмотренные действующим законодательством за несвое- временное представление отчетных документов, немаленькие. В этой связи все отчетные документы необходимо разделить на две группы: 1) правила определения даты представления для которых прописаны нормативной документацией; 2) правила определения даты представления для которых не прописаны. Относительно первой группы следует отметить, что, как правило, датой представления такой отчетности является дата отправления, указанная на штемпеле отделения связи. Следует отметить, что для налоговой отчетности дата представления определяется датой отправления. Что касается финансовой отчетности, то в соответствии с п. 4 постановления Кабинета Министров Украины "Об утверждении Порядка представления финансовой отчетности" от 28.02.2002 г. № 419 ( 419-2000-п ) датой представления финансовой отчетности считается дата получения адресатом отчетности, отмеченная на штемпеле предприятия связи, которое обслуживает адресата. Следовательно, бухгалтеру, желающему вовремя представить финансовую отчетность, необходимо предусмот- реть время нахождения её "в пути" так как дата представления для финансовой отчетности "равна" дате получения, а не отправления. Ко второй группе можно отнести отчетность, для которой строго определен срок ее отправления, а именно не позднее чем за 10 дней до окончания предельного срока, установленного для ее представления. Какая в данном случае дата будет считаться датой представления - указанная на почтовом штемпеле отделения связи отправителя или получателя - в действующих нормативных документах не указано. По нашему мнению, вероятно, таковой будет считаться дата отправления. Перечень форм отчетности, высылаемой по почте, приведен в таблице. |---------------------------------------|------------------------| | | Дата представления | | |------------|-----------| | |дата |не позднее | | |отправления,|чем за 10 | | Наименование формы отчетности |указанная на|дней до | | |почтовом |окончания | | |штемпеле |предельного| | | |срока, | | | |установлен-| | | |ного для ее| | | |представле-| | | |ния | |---------------------------------------|------------|-----------| | 1 | 2 | 3 | |---------------------------------------|------------|-----------| |Налоговая декларация по налогу на | + | + | |добавленную стоимость | | | |---------------------------------------|------------|-----------| |Декларация о прибыли предприятий | | + | |(с приложениями) | | | |---------------------------------------|------------|-----------| |Уведомление о результатах расчета | | + | |авансового взноса налога на прибыль | | | |---------------------------------------|------------|-----------| |Отчет об использовании средств | | + | |неприбыльными организациями | | | |---------------------------------------|------------|-----------| |Отчет о полученной прибыли от продажи | | + | |на таможенной территории Украины | | | |специальных продуктов детского питания | | | |собственного производства | | | |---------------------------------------|------------|-----------| |Налоговый отчет о прибыли, которая | | | |освобождается от налогообложения, | | | |предприятий и организаций общественных | | | |организаций инвалидов, имущество | | | |которых является их собственностью, | | + | |полученной от продажи товаров (работ, | | | |услуг), кроме подакцизных товаров | | | |и прибыли, полученной от игорного | | | |бизнеса | | | |---------------------------------------|------------|-----------| |Налоговый отчет о результатах | | + | |совместной деятельности на территории | | | |Украины без создания юридического лица | | | |---------------------------------------|------------|-----------| |Отчет об удержании и внесении в бюджет | | + | |налога на доходы нерезидентов | | | |---------------------------------------|------------|-----------| |Расчет-уведомление распределения | | + | |консолидированного налога между | | | |юридическим лицом и филиалами | | | |---------------------------------------|------------|-----------| |Отчет о результатах деятельности | | + | |исполнителя долгосрочных договоров | | | |---------------------------------------|------------|-----------| |Декларация о доходах страховщика | | + | |---------------------------------------|------------|-----------| |Декларация о доходах (для физических | + | | |лиц) | | | |---------------------------------------|------------|-----------| |Отчет субъекта малого | + | | |предпринимательства - физического | | | |лица - плательщика единого налога | | | |---------------------------------------|------------|-----------| |Финансовая отчетность | + * | | |---------------------------------------|------------|-----------| |Расчет обязательства об уплате сбора на| | + | |обязательное государственное пенсионное| | | |страхование | | | |---------------------------------------|------------|-----------| |Расчет суммы налога с владельцев | | + | |транспортных средств и других | | | |самоходных машин и механизмов | | | |---------------------------------------|------------|-----------| ------------------- * Датой представления является дата получения адресатом отчетности, отмеченная на штемпеле предприятия связи, которое обслуживает адресата. О пересылке... Механизм отправления отчетности по налогу на прибыль по почте четко определен в Порядке оформления почтовых отправлений с вложением материалов отчетности, расчетных документов и деклараций, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 28.07.97 г. № 799 ( 799-97-п ) (далее - Порядок № 799). Что касается механизма отправления по почте всех остальных форм налоговой отчетности, то здесь законодатель или ссылается на Порядок № 799, или просто умалчивает. Учитывая, что Порядок № 799 - единственный документ, определяющий механизм почтовых отправлений отчетных документов, рассмотрим его. Отчетные, расчетные документы и декларации (далее - отчеты) принимаются к отправлению письмами (посылками, бандеролями) с объявленной ценностью с отметкой "Отчет" с заказным уведомлением о вручении. Отметка "Отчет" проставляется предприятием-отправителем в верхней части почтового отправления. Отправитель заполняет бланк заказного уведомления о вручении на свое имя или на имя лица, которому необходимо прислать уведомление после вручения почтового отправления адресату. Отчетные документы сдаются непосредственно предприятием- отправителем на предприятие связи в открытом виде с описью вложения. Опись вложения составляется в двух экземплярах отправителем с указанием в ней наименования получателя и его адреса, поименного перечня документов, общей стоимости вложения и подписывается отправителем. При этом один экземпляр описи работник почты вкладывает в почтовое отправление, второй возвращает отправителю, запаковывает, взвешивает, указывает стоимость, проставляет на уведомлении о вручении необходимые реквизиты и выдает отправителю квитанцию. Стоимость почтового отправления должна соответствовать общей сумме объявленной ценности, указанной в описи. Услуги, предоставляемые предприятием почтовой связи, оплачи- ваются по установленным тарифам. Плата за пересылку почтовых отправлений взимается при их приеме. Что касается упаковки почтового отправления, то она выбирается на усмотрение отправителя с учетом того, что она будет соответствовать характеру вложения, времени нахождения в пути (важно для тех отчетных документов, для которых действующим законодательством не определен порядок представления по почте, однако на местах принять их согласны и по почте), условиям пересылки и будет исключать возможность повреждения вложения. На почтовом отправлении в нижней правой его части отправителем пишутся наименование получателя и его адрес в следующей последовательности: название улицы, номер дома, наименование населенного пункта, района, области. В заключение обращаем внимание, что предприятия почтовой связи несут имущественную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение услуг. В этой связи отправителем или получателем в письменной форме почтовому отделению выставляется претензия о розыске почтовых отправлений. Такая письменная претензия должна содержать указание вида почтового отправления, его номера, даты и места приема, полного адреса получателя и отправителя, с предъявлением квитанции или ее копии. {1} Данный перечень не претендует на исчерпывающий. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" № 30/02, стр. 40 [15.04.2002] Н. Борщ Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------