"Ах, зачем же я сказал, что период мой - квартал..."

  Последствия ошибочного установления квартального периода по НДС

------------------------------------------------------------------

    Случилась с бухгалтером вот какая оказия. В заявлении о выборе
на следующий год налогового периода по НДС ошибочно  была  указана
заниженная сумма операций за отчетный год, а  в  качестве  периода
заявлен квартал.  В ГНИ тоже не разобрались  с  цифрами  и  против
квартального  периода  возражать  не   стали.    Таким    образом,
предприятие в течение всего 2001 года безосновательно платило  НДС
и представляло отчетность ежеквартально, а не  ежемесячно.  Ошибку
(уже в следующем году) обнаружил сам бухгалтер и призадумался: чем
опасна предприятию сложившаяся ситуация и как быть?
    Предположим, что исправляться бухгалтер не стал,  а  затаился.
Что ему грозит, если он благополучно  дождется  проверки,  которая
выявит неправильность периода?
    Ну, одно бесспорное основание для применения  штрафов  в  этом
случае  очевидно:    за    каждое    непредставление    декларации
(представлявшейся один раз  в  квартал  вместо  трех)  предприятие
будет оштрафовано в соответствии с п/п. 17.1.1 Закона  "О  порядке
погашения..." на 10 необлагаемых минимумов.
    Высока вероятность "срабатывания" в ходе налоговой проверки  и
п/п. 17.1.2, в котором говорится о дополнительной уплате 10% суммы
налогового  обязательства  за  каждый  месяц  задержки   налоговой
декларации в том случае, если контролирующий орган  самостоятельно
определяет  сумму  налогового   обязательства    по    основаниям,
изложенным в п/п. 4.2.2 "а".  Ведь в п/п. 4.2.2 "а" речь  идет  об
определении налоговых обязательств  контролирующим  органом,  если
плательщик  налогов  не  представил   налоговую    декларацию    в
установленные сроки, что,  собственно  говоря,  и  имело  место  в
рассматриваемом  случае  (по  "внутренним"  месяцам  квартала,  за
которые декларации не представлялись).
    А вот со штрафными санкциями по п/п. 17.1.3 всё сложнее:  ведь
их  применение/неприменение  зависит  от  соотношения    налоговых
обязательств  и  налогового  кредита  в   каждом    из    месяцев,
составляющих  квартал.  Рассмотрим    это    немного    подробнее,
пофантазировав на условном примере (именно пофантазировав, так как
приведенные ниже рассуждения основаны на нашем прочтении Закона, а
что думают по этому поводу в ГНАУ - достоверно не известно).
    Напомним, что указанные штрафы применяются в том случае,  если
данные документальных проверок  свидетельствуют  о  занижении  или
завышении суммы налоговых  обязательств,  заявленных  в  налоговых
декларациях  (см.  п/п.  4.2.2  "б").  Деклараций  за  год    было
представлено четыре - по количеству  кварталов.  Каждая  из  таких
деклараций может содержать правильные или неправильные данные.
    Допустим, по итогам первого месяца следовало уплатить в бюджет
100 грн. НДС, по итогам второго - 200 грн., а по итогам третьего -
вышло 150 грн. к  возмещению  (пусть  путем  уменьшения  налоговых
обязательств  следующих  периодов).  Тогда  всего   за    квартал,
состоящий  из  этих  трех  месяцев,  следовало  бы  заплатить  при
месячном (правильном)  налоговом  периоде 300 грн. (100 + 200),  а
150 грн. зачлись бы в  уплату  налоговых  обязательств  следующего
месяца  (первого  в  следующем    квартале).    При    квартальном
(неправильном, но  имевшем  место  в  действительности)  налоговом
периоде предприятие  уплатило в бюджет 150 грн. (100 + 200 - 150),
а значит, в декларации, представленной за квартал (то есть как  бы
за третий из месяцев этого квартала), задекларированная сумма - на
150 грн. меньше правильной.
    Если приведенные  выше  условные  данные  второго  и  третьего
месяцев квартала поменять местами, то реально уплаченная  итоговая
сумма за квартал совпадет с правильной, соответствующей  месячному
налоговому периоду.  Так что в общем случае нельзя сказать,  будут
ли применяться к лжеквартальщику  штрафные санкции по п/п. 17.1.3,
но вероятность этого, как видим, достаточно высока.
    Применение штрафов  по  п/п. 17.1.4 - 17.1.6  не  представляет
особого интереса для рассматриваемой проблемы,  и  на  них  мы для
простоты останавливаться не будем.
    Можно  ли  при  налоговой  проверке  оштрафовать   предприятие
согласно  п/п. 17.1.7   за  несвоевременную    уплату    налоговых
обязательств?  Надо полагать,  нет,  поскольку  указанный подпункт
предполагает наложение штрафов за задержку в уплате  согласованных
налоговых обязательств.  В нашем же случае налоговые обязательства
соответствующих месяцев становились  согласованными  уже  в  общей
сумме  декларировавшихся  налоговых  обязательств    квартала    и
уплачивались в соответствующие "квартальные" сроки.  Так что  даже
если согласованной становилась сумма, которая не  складывается  из
правильных  налоговых  обязательств,  соответствующих    месячному
периоду, то претензий к своевременности ее уплаты быть не должно.
    Итак,  у незадачливого  бухгалтера,  обнаружившего свою ошибку
с  периодами,   возникла   дилемма:  идти  в  налоговую  инспекцию
"сдаваться" или оставить всё как есть.  Если  подходить к проблеме
исключительно  прагматически,   то  при  принятии   решения  нужно
оценить  те  выгоды, которые может принести  в  описанной ситуации
"явка с повинной".
    Санкции  по  п/п. 17.1.1  за  непредставление   или   задержку
представления декларации никуда  не  исчезнут.  Значит,  возможная
выгода  от  "самосдачи"  -  избавление  от  штрафов,  грозящих  по
п/п. 17.1.2  и, вероятно, по  п/п. 17.1.3.  Ну  а  условием такого
избавления  является  соблюдение  требований  п. 17.2,  состоящих,
напомним,  в  необходимости  самостоятельно погасить  недоплату  и
уплатить штраф в размере 10% такой недоплаты. {1}
    О  наполнении  термина  "недоплата"  конкретным  смыслом  и  о
множественности  его  трактовок подробно писалось  в  "Бухгалтере"
№ 1-2'2002   на   с. 60 - 61.  Если  взять  в  качестве  основного
толкование  "недоплаты" как заниженного  налогового  обязательства
(а  именно такому  подходу  отдает предпочтение ГНАУ), то выходит,
что в общем случае нужно уплатить суммы  заниженных (не показанных
по  отдельным  месяцам  вообще) налоговых  обязательств,  то  есть
обязательств по двум  месяцам  каждого  квартала,  за  которые  не
представлялись декларации,  и 10%  от  этих  сумм.  Но  заниженные
(по отдельным месяцам) суммы налоговых обязательств, скорее всего,
уже были уплачены  -  по итогам  каждого квартала.  Следовательно,
речь   должна  идти  только  о  доплате  10%  от  каждой  из  сумм
занижения,  что   в   точности  совпадает  с  суммами  штрафов  по
п/п. 17.1.2.
    Так   что   более-менее  существенные   финансовые  выгоды  от
"самосдачи"  в  описанном  случае  просматриваются   в   отношении
избавления предприятия от штрафов по п/п. 17.1.3, а самостоятельно
исправившегося  бухгалтера  -  от  админштрафа.  Хотя,  с   другой
стороны,   неправильность    установления    налогового    периода
проверяющему тоже ведь нужно еще выявить...

{1} Не помешает также представить декларации за пропущенные первый
    и второй  месяцы,  чтобы не попасть в исключение,  указанное в
    п. 17.2 "а". В противном случае героизм может быть не оценен и
    даже уплаченный самостоятельно штраф не приведет  к  желаемому
    результату.
    Вместо  прежних  квартальных  деклараций  следует  представить
    месячные (за третий месяц) - видимо,  в  качестве  уточненных.
    Либо  нужно  представить  сразу  два  комплекта    деклараций:
    уточненные квартальные, но с нулями (или подать  заявление  об
    их недействительности) и месячные обычные.
    Механизм  подобных  "уточнений-замен"  нигде  не  прописан,  и
    нелишним будет посоветоваться по этому  поводу  в  своей  ГНИ.
    Главное, чтобы по лицевому  счету  были  проведены  правильные
    цифры.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№14/02, стр. 40
[01.04.2002]
Александр Ключник
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------