Амортизируют ли арендованные зомби до ввода в эксплуатацию? Сон в весеннюю ночь о нюансах налогового учета ОФ 2-й и 3-й групп ------------------------------------------------------------------ Ох и натворили дел наши законодатели, введя в ст. 7 Закона о Госбюджете-2002 ( 2905-14 ) {1} норму о неначислении в этом году амортизации на выведенные из эксплуатации ОФ 2-й и 3-й групп! Сколько проблем вызвала пара строчек, причем как у бухгалтеров, так и у налоговиков! Уж лучше бы понижающий коэффициент ввернули, как раньше. С ним-то мороки было куда меньше... Напомним, что под эту норму ГНАУ приказом от 13.02.2002 г. № 68 ( v0068225-02 ) утвердила налоговое разъяснение {2}, которое больше породило вопросов, чем дало ответов. В частности, оно предписало в 2002 году вести пообъектный учет ОФ групп 2 и 3. Налоговики на местах настаивают на том, что данный порядок распространяется абсолютно на всех плательщиков (хотя в тексте разъяснения этот момент четко не прописан). Мы с таким подходом не согласны, поскольку он не основывается на законе. В принципе, "пообъектность" налогового учета 2-й и 3-й групп многим бухгалтерам достаточно близка, поскольку в бухучете от "персонифицированного" учета ОФ никуда не денешься. Поэтому вопрос о переходе на предложенную налоговиками методику мы оставляем на усмотрение читателей (поскольку многие из них все-таки пытаются совмещать несовместимое: бухгалтерский учет ОФ с налоговым). Но, как уже писалось в "Бухгалтере" № 8'2002 на с. 12-13, тем плательщикам, которые в 2002 году не собираются ОФ этих групп ликвидировать, капремонтировать, реконструировать, модернизировать и консервировать, пoобъектный учет - ни к чему. В упомянутом разъяснении от 13.02.2002 г, налоговики, активно внедряя "пообъектность" вместо "групповухи", вывели весьма оригинальную формулу определения остаточной стоимости отдельных объектов групп 2 и 3, наличествующих у плательщиков по состоянию на 01.01.2002 г. Заключается она в том, что остаточная стоимость группы разбрасывается между отдельными объектами группы ("инвентарными объектами") исходя из их первоначальной стоимости, то есть пропорционально удельному весу первоначальной стоимости каждого объекта в стоимости группы, сложенной из таких первоначальных стоимостей. {3} Но это всё так, для затравки. А теперь несколько конкретных вопросов с семинаров. {4} 1. Если в остаточной стоимости группы 2 или 3 "сидят" расходы на ремонт арендованного объекта, нужно ли определять их остаточную стоимость на 01.01.2002 г. или эти расходы раскладываются на собственные объекты группы? А как быть с расходами на улучшение собственных объектов? По нашему мнению, недоамортизированные на 01.01.2002 г. расходы на ремонты и другие улучшения взятых в аренду объектов 2-й и 3-й групп следует рассматривать как отдельные объекты. В принципе, из норм налогового учета напрашивается вывод, что расходы на улучшения арендуемого законодатели приравнивают к отдельному объекту ОФ. Например, в п/п. 8.8.1 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ) в отношении арендатора сказано, что при отсутствии собственных объектов он может создать "балансовую стоимость соответствующей группы основных фондов на стоимость фактически произведенных улучшений". Это согласуется и с тем, что налоговики распространяют нормы п/п. 8.3.7 (которые касаются только отдельных объектов ОФ) на расходы на улучшения арендуемых объектов группы 1 ОФ (см. "Бухгалтер" № 23'99, с. 48-49). Кроме того, расходы на улучшения они считают "вновь созданными" ОФ - см., например, консультацию Киевской ГНА в "Бухгалтере" № 30'2001 на с. 79 - 80. Можно провести и аналогию с бухучетом расходов на улучшение {5} объекта операционной аренды (см. абз. 2 п. 8 П(С)БУ 14 ( z0487-00 ) "Аренда" в "Бухгалтере" № 1-2'2001 на с. 90). То есть мы считаем, что в распределении общей стоимости группы по объектам наряду с "обычными" ОФ должен участвовать и такой объект, как первоначальная стоимость (точнее, полная сумма) расходов на улучшение арендованного имущества. Расходы на улучшение взятого в аренду логично рассматривать как отдельный объект еще и потому, что после возврата улучшенного объекта аренды хозяину (арендодателю) амортизация у арендатора недоамортизированных расходов на улучшение в свете ст. 7 Госбюджета-2002 становится некорректной (видимо, в текущем году такие расходы при возврате должны проводиться в налоговом учете так же, как продажа ОФ группы 1). Что касается расходов на ремонт и другие улучшения собственных ОФ групп 2 и 3, то формально при расчете на 01.01.2002 г. пообъектных остаточных стоимостей они к первоначальной стоимости {6} таких улучшенных объектов прибавляться не должны (об этом мы уже писали в комментарии к налоговому разъяснению от 13.02.2002 г. - см. "Бухгалтер" № 8'2002, с. 13). Исключение составляют разве что те случаи, когда плательщик приобрел "в дым убитые дрова" и сразу же, еще до ввода в эксплуатацию, начал активно их улучшать, доводя до кондиции. Хотя, в принципе, логично было бы для целей применения формулы налогового разъяснения включать в первоначальную стоимость конкретного объекта 2-й или 3-й группы и сумму расходов на его улучшение, но формальный подход букве разъяснения более соответствует. Правда, при формальном подходе часть расходов на улучшения может попасть в остаточную стоимость других объектов группы. Но пусть вас это не смущает... 2. Как быть с ОФ 2-й и 3-й групп, которые до 01.01.2002 г. фактически были полностью изношены и списаны по актам, но в налоговом учете продолжали амортизировать? Если пользоваться формулой ГНАУ, то недоамортизированная стоимость этих списанных объектов должна распределиться на 01.01.2002 г. по другим ("живым", то есть "инвентарным") объектам, наличествующим в группе {7} (а таковые обязательно должны иметься, иначе выходит, что была нарушена норма п/п. 8.4.7 Закона о Прибыли, предписывающая стоимость "безобъектной" группы не амортизировать, а списывать на валовые затраты). То есть удельный вес и первоначальная стоимость этих "зомби" объектов для проводимых расчетов никакого значения не имеет. 3. Как быть с объектами ОФ 2-й и 3-й групп, которые по состоянию на 01.01.2002 г. не введены в эксплуатацию (например, находятся на ответхранении у другого лица), но на которые до упомянутой даты в налоговом учете начислялась амортизация согласно п/п. 8,3.5 Закона? Инспектор местной ГНИ не только отказывает в их амортизации, но и настаивает на сторнировке налогового кредита по ним. Безусловно, остаточная стоимость таких объектов на 01.01.2002 г. должна определяться по формуле ГНАУ. Будет ли она продолжать амортизировать и в 2002 году? Мы считаем, что у вас имеются формальные основания для того, чтобы и в 2002 году продолжать начисление амортизации на эти не введенные в эксплуатацию ОФ. Ведь согласно ст. 7 Закона о Госбюджете-2002 амортизация не должна начисляться на ОФ групп 2 и 3, выведенные из эксплуатации. А ГНАУ в налоговом разъяснении (абз. 2 п. 2) четко написала, что понимается под "выводом из эксплуатации": ликвидация, капитальный ремонт, реконструкция, модернизация и консервация. И всё! Значит, если ничего из перечисленного вы со своими ОФ в 2002 году не сотворили, то амортизация продолжает начисляться на все объекты, имеющиеся в группах (как введенные, так и не введенные в эксплуатацию). Дополнительным аргументом в пользу продолжения амортизации в 2002 году этих невведенных объектов будет, на наш взгляд, и то, что согласно п/п. 8.1.2 Закона о Прибыли амортизации подлежат не объекты ОФ как таковые, а расходы на их приобретение (изготовление). В то же время нельзя не отметить, что если следовать не букве Закона, а его духу, то амортизацию в 2002 году таких невведенных объектов придется счесть неправомерной. Фискальный ответ на данный вопрос напрашивается из норм ст. 7 Госбюджета-2002 и той части налогового разъяснения, которая загнала объекты 2-й и 3-й групп под нормы, предусмотренные для 1-й группы, что ставит под сомнение применимость в 2002 году нормы из п/п. 8.3.5 Закона о Прибыли (об амортизации ОФ 2-й и 3-й групп "независимо от времени ввода в эксплуатацию таких основных фондов"). Изучение данных норм в их совокупности приводит к выводу о знаке равенства между понятиями "выведенные из эксплуатации" и "не введенные в эксплуатацию". (Кстати, фискальная позиция налоговиков относительно амортизации только введенных в эксплуатацию объектов ОФ уже звучала в п. 2 налогового разъяснения, утвержденного приказом ГНАУ от 15.02.2002 г. № 74 ( v0074225-02 ) {8}. И хотя оно касалось объектов незавершенного строительства, то есть "потенциальных" ОФ группы 1, совсем сбрасывать его со счетов не стоит.) Поэтому лучше по возможности введите такие объекты в эксплуатацию, хотя бы и задним числом. А если не получится, то придется вам воспользоваться п/п. 4.4.1 Закона "О порядке погашения...", в соответствии с которым данный вопрос в силу имеющейся неоднозначности должен решаться в пользу плательщика. Что же касается требования сторнировать налоговый кредит, то мы с ним категорически не согласны, так как оно не имеет ничего общего с законом. Как мы уже неоднократно писали (см., например, "Бухгалтер" № 13'2002, с. 38-39), Закон об НДС ( 168/97-ВР ) право на налоговый кредит по расходам на ОФ в зависимость от фактического начисления по ним амортизации отнюдь не ставит. Важно, чтобы они в принципе подлежали амортизации, а когда будут амортизировать фактически: сейчас, через год, в следующем веке - не имеет значения (см. п/п. 7.4.1 Закона об НДС). Тут даже и 4.4.1 вам ни к чему... То be continued... {1} См. "Бухгалтер" № 1-2'2002, с. 8. {2} См. "Бухгалтер" № 8'2002, с. 11-12. {3} Как мы уже писали, такая формула сродни "справочнику Стэля" - ведь она не учитывает срок использования (степень износа) каждого конкретного объекта группы. Тем не менее поскольку ГНАУ именно так налогово разъяснила, безопаснее будет на практике придерживаться ее методики. К тому же ответственные работники ГНАУ - авторы упомянутого налогового разъяснения на семинарах не устают повторять, что, мол, придуманная ими формула столь проста именно из соображений заботы ГНАУ о плательщиках - дабы не утомлять их сложными расчетами. Кроме того, они утверждают, что таким способом стимулируется продажа устаревшего оборудования: поскольку из-за дурацкой формулы у старых объектов остаточная стоимость будет завышена, то при отражении в налоговом учете их продажи по нормам, предусмотренным для I группы ОФ, в валовые доходы попадет меньшая сумма (или в валовые затраты - большая). Похоже, ГНАУ набивается в мачехи технического прогресса в Украине... {4} "Бухгалтер" уже рассматривал ряд вопросов на эту тему - см. № 6'2002, с. 25 - 27, № 10-11'2002, с. 62, № 12'2002, с. 34 - 35, № 13'2002, с. 36, № 14'2002, с. 36 - 39. {5} Напомним, что в бухучете, в отличие от учета налогового, понятие "улучшение" всевозможные ремонты объектов ОФ в себя не включает. Расходы на ремонт как своих, так и арендованных ОФ - в бухучете не амортизируют, а сразу идут на затратные счета, кроме тех ремонтов своего, которые приведут к увеличению первоначально определенных экономических выгод от эксплуатации объекта ОФ. {6} Заметим, что Закон о Прибыли (за исключением разве что п/п. 8.6.2) не оперирует понятием "первоначальная стоимость", которое употребляется в налоговом разъяснении. По нашему мнению, для определения этой стоимости вы можете опереться на нормы п/п. 8.4.1 или 8.4.2 Закона о Прибыли и - косвенно - на бухучет, откуда этот термин, собственно, родом (см. п. 8 П(С)БУ 7 в "Бухгалтере" № 1-2'2001 на с. 73). {7} Поскольку в налоговом разъяснении речь идет об использовании в расчете "совокупной балансовой стоимости" соответствующей группы ОФ на 01.01.2002 г. без исключения из нее каких-либо сумм. {8} См. "Бухгалтер" № 9'2002, с. 9. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №15/02, стр. 42 [01.04.2002] Алексей Павленко Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------