Какая ГНИ имеет декларацию при изменении местожительства плательщика ------------------------------------------------------------------ Ситуация: некий гражданин после многих лет проживания в одной квартире с тещей и тремя ее малолитражными собачками прикупил, наконец, квартирку в другом районе города и благополучно переехал туда на следующий же день с утра. То есть, выражаясь официально, сменил местожительство и, говоря по-старому, прописку. Случилось это радостное для него событие в январе, но речь не о том. Через пару месяцев наш герой в силу своей неистребимой законопослушности прилежно заполнил подоходную декларацию и отправил ее в налоговую инспекцию по новому местожительству. Однако уже в начале апреля налоговики из прежней инспекции отсутствием его декларации там серьезно обеспокоились и каким-то образом передали гражданину свою просьбу с ними связаться. Что ж, позвонив в старую ГНИ, налогоплательщик объяснил: он, слава Богу, больше у них не живет, а декларацию представил по месту своего нынешнего обитания. Такое объяснение налоговиков не удовлетворило. Сначала они попробовали убедить собеседника в том, что в Декрете "О подоходном налоге с граждан" ( 13-92 ) речь идет о том месте проживания, которое, так сказать, приходится на отчетный период. Потом инспектор, видимо, усомнившись в собственной правоте, предложил другой вариант: пусть-де гражданин принесет копию декларации, заверенную в новой инспекции. В обмен на это инспектор любезно согласился передать своим коллегам-соседям копии всех справок ф. № 2, которые поступили на гражданина в старую налоговую за отчетный год. Так что же делать нашему гражданину? Давно замечено, что Декрет, регулирующий один из самых социально значимых налогов, несмотря на свой почтенный возраст и многочисленные правки, образцом совершенства, мягко говоря, не является. Рассматриваемый случай - очередное тому подтверждение: четкий механизм урегулирования данной проблемы в Декрете отсутствует. Стало быть, необходимо руководствоваться общими нормами. Итак, ст. 12 Декрета {1} говорит о представлении декларации "в налоговый орган по местожительству" без какой-либо привязки оного местожительства к отчетному периоду. И это совершенно нормально. Ведь если бы подобная привязка существовала, то переезды с места на место в течение года влекли бы необходимость представления нескольких деклараций за отдельные периоды года в разные налоговые инспекции. Поэтому речь может идти только о том месте проживания, которое является таковым на момент декларирования. Есть, правда, в Декрете одно местечко, на которое и ссылаются налоговики в оправдание своих претензий. В п/п. "б" п. 1 ст. 14 сказано, что "исчисление налога с фактического годового дохода производится налоговыми органами по месту постоянного жительства плательщика, а если его деятельность осуществляется в другом месте - по месту осуществления данной деятельности с обязательным сообщением налоговому органу по месту постоянного жительства гражданина о размерах полученного им дохода и уплаченного налога за прошлый год". {2} Однако нам кажется, что данная норма оправдать требования налоговиков не может. Во-первых, она касается только тех плательщиков, которые попадают в "предпринимательскую" систему налогообложения, установленную IV разделом Декрета {3}. Во-вторых, даже в отношении предпринимателей это положение "живым" не назовешь, поскольку конкретного механизма его реализации ни Декрет, ни Инструкция о подоходном налоге {4} не содержат. Да и практика пошла другим путем. Что касается проблемы передачи данных из одной ГНИ в другую, то здесь чисто по-человечески налоговиков понять можно. С одной стороны, "старая" ГНИ имеет формы № 2 на гражданина, но не имеет декларации, с другой - "новая" ГНИ имеет декларацию, которую не может сопоставить с формами № 2. Инструкция же о порядке учета плательщиков налогов {5} описывает только алгоритмы изменения месторасположения юрлиц и физлиц-предпринимателей. Однако внутренние неурядицы налоговиков решаться за счет налогоплательщика вовсе не должны. Он свой гражданский долг выполнил до конца - декларацию представил. Всё! Штрафовать его не за что. Так что пускай инспекции сами разбираются и налаживают оперативный обмен информацией. Ведь в п. 10.4 той же Инструкции о порядке учета {6} именно на органы госналогслужбы возложена организация информационного обмена, в том числе с органами внутренних дел, а также другими, относящимися к исполнительной власти. Причем для этого у налоговиков есть серьезные законные основания: согласно ст. 4 Закона "О Государственном реестре физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей" одним из источников формирования информационного фонда Реестра являются сведения городских и районных отделов (управлений) внутренних дел о гражданах, прибывших на жительство в данный район или город и выбывших оттуда. Дабы не быть обвиненными в замалчивании "неудобных" фактов, упомянем и об Инструкции об организации работы государственных налоговых инспекций при регистрации физических лиц в Государственном реестре физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей, утвержденной приказом ГГНИУ от 05.10.95 г. № 76 ( z0382-95 ). Там в п/п. 2.2.1 сказано, что физлица должны представлять в ГНИ по местожительству сведения об изменении данных, представленных ранее в Госреестр, в течение месяца со дня возникновения таких изменений. А среди данных, представленных в Госреестр, были и сведения о месте его жительства. Так что будь наш герой стопроцентно лояльным, ему следовало бы самостоятельно известить своих "старых" налоговиков о том, что он покидает сферу их территориального влияния, оставляя на их попечение любимую тещу и ее не менее любимых домашних зверьков. Впрочем, вероятность применения санкций за неуведомление нам слишком высокой не представляется. Ведь ни в Законе о госреестре, ни в Декрете вообще нет упоминания о подобном уведомлении. Да и форма такого уведомления нормативно не установлена; считать же этим уведомлением... подоходную декларацию, представляемую еще и по старому адресу, никаких оснований, мягко говоря, нет. {1} См. "Бухгалтер" № 20'2001, с. 57. {2} См. там же, с. 58. {3} См. "Бухгалтер" № 20'2001, с. 57 - 60, и № 1-2'2002, с. 11. {4} См. "Бухгалтер" № 5'2002, с. 25 - 27. {5} См. "Бухгалтер" № 1-2'2002, с. 24т - 28т. {6} См. там же, с. 32т. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №15/02, стр. 47 [01.04.2002] Иван Чалый Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------