Какая ГНИ имеет декларацию

            при изменении местожительства плательщика

------------------------------------------------------------------

    Ситуация:  некий гражданин после многих лет проживания в одной
квартире с тещей и тремя  ее  малолитражными  собачками  прикупил,
наконец, квартирку в другом районе города и благополучно  переехал
туда на следующий же день с утра.  То есть, выражаясь  официально,
сменил местожительство и, говоря по-старому,  прописку.  Случилось
это радостное для него событие в январе, но речь не о том.
    Через  пару  месяцев  наш  герой  в  силу  своей  неистребимой
законопослушности   прилежно  заполнил  подоходную  декларацию   и
отправил ее  в  налоговую  инспекцию  по  новому  местожительству.
Однако  уже  в  начале  апреля  налоговики  из  прежней  инспекции
отсутствием его декларации там серьезно обеспокоились  и  каким-то
образом передали гражданину свою просьбу с ними связаться.
    Что ж, позвонив в старую ГНИ, налогоплательщик  объяснил:  он,
слава Богу, больше у них не  живет,  а  декларацию  представил  по
месту своего нынешнего обитания.
    Такое объяснение налоговиков  не  удовлетворило.  Сначала  они
попробовали убедить собеседника в том, что в Декрете "О подоходном
налоге с граждан" ( 13-92 ) речь  идет  о  том  месте  проживания,
которое, так сказать, приходится на отчетный период.
    Потом инспектор, видимо, усомнившись  в  собственной  правоте,
предложил  другой  вариант:  пусть-де  гражданин  принесет   копию
декларации, заверенную в новой инспекции. В обмен на это инспектор
любезно согласился  передать  своим  коллегам-соседям  копии  всех
справок ф. № 2, которые поступили на гражданина в старую налоговую
за отчетный год.
    Так что же делать нашему гражданину?
    Давно  замечено,  что  Декрет,  регулирующий  один  из   самых
социально значимых налогов, несмотря на свой почтенный  возраст  и
многочисленные правки, образцом  совершенства,  мягко  говоря,  не
является.  Рассматриваемый случай - очередное тому  подтверждение:
четкий  механизм  урегулирования  данной  проблемы    в    Декрете
отсутствует.
    Стало быть, необходимо руководствоваться общими нормами. Итак,
ст. 12 Декрета {1} говорит о представлении декларации "в налоговый
орган  по  местожительству"  без   какой-либо    привязки    оного
местожительства к отчетному периоду.  И это совершенно  нормально.
Ведь если бы подобная привязка существовала, то переезды  с  места
на место в течение  года  влекли  бы  необходимость  представления
нескольких деклараций за отдельные периоды года в разные налоговые
инспекции.  Поэтому речь может идти только о том месте проживания,
которое является таковым на момент декларирования.
    Есть, правда, в Декрете одно местечко,  на которое и ссылаются
налоговики  в  оправдание своих претензий.  В п/п. "б" п. 1 ст. 14
сказано, что

    "исчисление налога с фактического годового дохода производится
    налоговыми  органами  по    месту    постоянного    жительства
    плательщика, а если его деятельность осуществляется  в  другом
    месте  -  по  месту  осуществления  данной   деятельности    с
    обязательным сообщением налоговому органу по месту постоянного
    жительства гражданина  о  размерах  полученного  им  дохода  и
    уплаченного налога за прошлый год". {2}

    Однако нам кажется,  что  данная  норма  оправдать  требования
налоговиков не может.
    Во-первых,  она  касается  только  тех  плательщиков,  которые
попадают  в   "предпринимательскую"    систему    налогообложения,
установленную IV разделом Декрета {3}.
    Во-вторых,  даже  в  отношении  предпринимателей это положение
"живым"  не  назовешь,  поскольку  конкретного    механизма    его
реализации ни Декрет, ни Инструкция  о  подоходном налоге  {4}  не
содержат. Да и практика пошла другим путем.
    Что касается проблемы передачи данных из одной ГНИ  в  другую,
то здесь чисто по-человечески налоговиков понять  можно.  С  одной
стороны, "старая" ГНИ имеет формы № 2 на гражданина, но  не  имеет
декларации, с другой  -  "новая" ГНИ имеет декларацию,  которую не
может сопоставить с формами № 2. Инструкция  же  о  порядке  учета
плательщиков  налогов {5}  описывает  только  алгоритмы  изменения
месторасположения юрлиц и физлиц-предпринимателей.
    Однако  внутренние  неурядицы  налоговиков  решаться  за  счет
налогоплательщика  вовсе  не  должны.  Он  свой  гражданский  долг
выполнил до конца - декларацию представил.  Всё! Штрафовать его не
за что.
    Так  что  пускай  инспекции  сами  разбираются  и   налаживают
оперативный обмен информацией.  Ведь в п. 10.4 той же Инструкции о
порядке  учета {6}  именно  на  органы  госналогслужбы   возложена
организация  информационного  обмена,  в  том  числе  с   органами
внутренних дел, а также  другими,  относящимися  к  исполнительной
власти.
    Причем  для  этого  у  налоговиков  есть  серьезные   законные
основания:  согласно  ст.  4  Закона  "О  Государственном  реестре
физических  лиц  -  плательщиков  налогов  и  других  обязательных
платежей" одним из источников формирования  информационного  фонда
Реестра  являются  сведения  городских    и    районных    отделов
(управлений) внутренних дел о гражданах, прибывших на жительство в
данный район или город и выбывших оттуда.
    Дабы не быть  обвиненными в замалчивании  "неудобных"  фактов,
упомянем и об Инструкции  об  организации  работы  государственных
налоговых  инспекций   при   регистрации    физических    лиц    в
Государственном  реестре  физических  лиц  -  плательщиков налогов
и  других  обязательных  платежей,   утвержденной  приказом  ГГНИУ
от 05.10.95 г. № 76 ( z0382-95 ).
    Там в п/п. 2.2.1 сказано, что физлица  должны  представлять  в
ГНИ  по  местожительству    сведения    об    изменении    данных,
представленных  ранее  в  Госреестр,  в  течение  месяца  со   дня
возникновения таких изменений.  А среди данных,  представленных  в
Госреестр, были и сведения о месте его жительства.  Так  что  будь
наш герой стопроцентно лояльным, ему следовало  бы  самостоятельно
известить своих "старых" налоговиков о том, что он покидает  сферу
их территориального влияния, оставляя на их попечение любимую тещу
и ее не менее любимых домашних зверьков.
    Впрочем,  вероятность применения санкций за неуведомление  нам
слишком высокой не представляется.  Ведь ни в Законе о госреестре,
ни в Декрете вообще нет упоминания о подобном уведомлении.
    Да  и  форма такого  уведомления  нормативно  не  установлена;
считать  же   этим    уведомлением...    подоходную    декларацию,
представляемую еще и по старому адресу,  никаких оснований,  мягко
говоря, нет.

{1} См. "Бухгалтер" № 20'2001, с. 57.
{2} См. там же, с. 58.
{3} См. "Бухгалтер" № 20'2001, с. 57 - 60, и № 1-2'2002, с. 11.
{4} См. "Бухгалтер" № 5'2002, с. 25 - 27.
{5} См. "Бухгалтер" № 1-2'2002, с. 24т - 28т.
{6} См. там же, с. 32т.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№15/02, стр. 47
[01.04.2002]
Иван Чалый
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------