Предприятию, которое начинает свою деятельность, выгодно работать по договорам поручения ------------------------------------------------------------------ Поводом для написания этой статьи стало обращение одного из бухгалтеров, который сообщил, что его предприятие наладило связи с предприятием-нерезидентом, которое предлагает большую партию ликвидного товара, а средств на закупку этой партии у украинского предприятия не хватает, тем более, что при растамаживании товара следует уплатить еще "импортный" НДС и таможенные сборы. Анализируя действующее налоговое законодательство, попробуем и мы рассмотреть вопрос, как можно построить деятельность предприятия, чтобы, не нарушая требований законодательства, и товар получить и реализовать его, и не уплачивать в бюджет лишних налогов. Для такой ситуации рассмотрим договор поручения. Согласно ст. 386 Гражданского кодекса Украины ( 1540-06 ) "по договору поручения одна сторона (поверенный) обязывается выполнить от имени и за счет второй стороны (доверителя) определенные юридические действия". При этом обратим внимание на то, что статьей 391 Кодекса предусмотрено условие относительно того, что доверитель обязан предварительно обеспечить поверенного средствами для выполнения поручения только в случае, если это было предусмотрено договором. Поскольку предприятие не имеет достаточного количества средств для оплаты товаров нерезидента и уплаты "импортного" НДС и пошлины, то совершенно понятно, что для начала такой деятельности ему нужны "стартовые" средства. Поэтому, найдя потенциального покупателя таких товаров в Украине, нашему предприятию следует заключить с ним договор поручения, в котором предварительно следует оговорить, что он сразу обеспечивает предприятие денежными средствами. Часть полученных средств направляется предприятию-нерезиденту, а часть остается для уплаты "импортного" НДС, пошлины и др. Теперь рассмотрим более внимательно условия пункта 4.7 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР. Одним из абзацев этого пункта предусмотрено, что в случае когда налогоплательщик (далее - поверенный) осуществляет деятельность по приобретению товаров (работ, услуг) по поручению и за счет другого лица (далее - доверитель), датой увеличения налогового кредита такого поверенного является дата перечисления средств (предоставления в управление ценных бумаг, других документов, которые удостоверяют отношения долга) в пользу продавца таких товаров (работ, услуг) или предоставления других видов компенсаций стоимости таких товаров (работ, услуг), а датой увеличения налоговых обязательств является дата передачи таких товаров (результатов работ, услуг) доверителю. При этом в указанном подпункте оговорены условия и относительно действий заказчика-доверителя. Так, доверитель не увеличивает налоговый кредит на сумму средств (стоимость ценных бумаг, других документов, которые удостоверяют отношения долга), перечисленных (переданных) поверенному, но имеет право на увеличение налогового кредита в налоговом периоде получения товаров (работ, услуг), приобретенных поверенным по его поручению. В то же время в последнем абзаце указанного пункта определено, что это правило не распространяется на операции по вывозу (пересылке) товаров за пределы таможенной территории Украины или по ввозу (пересылке) товаров на таможенную территорию Украины в пределах указанных договоров, налогообложение которых регулируется соответствующими нормами Закона о НДС ( 168/97-ВР ). Применение этого условия полностью правомерно, поскольку, во-первых, подпунктом 7.3.6 пункта 7.3 статьи 7 Закона оговорено, что датой возникновения налоговых обязательств при ввозе (импортировании) товаров является дата оформления ввозной таможенной декларации с указанием в ней суммы налога, подлежащей уплате. Во-вторых, подпунктом 7.5.2 пункта 7.5 статьи 7 Закона определено, что датой возникновения права налогоплательщика на налоговый кредит считается для операций по ввозу (пересылке) товаров (работ, услуг) дата уплаты налога по налоговым обязательствам согласно подпункту 7.3.6 этой статьи. В то же время в подпункте 7.4.5 пункта 7.4 статьи 7 Закона отмечено, что не разрешается включение в налоговый кредит каких-либо расходов по уплате налога, которые не подтверждены в таких случаях таможенными декларациями. Так как в подпункте 4.7 Закона определено, что описанный порядок не применяется только к операциям ввоза товаров и ничего не сказано, что он не применяется к операциям по передаче этих товаров заказчику-доверителю, то в таком случае наше предприятие может воспользоваться частью требований пункта 4.7 относительно даты возникновения у него налогового обязательства ("датой увеличения налоговых обязательств является дата передачи таких товаров доверителю"). Что же касается даты возникновения налогового кредита в такой ситуации, то датой возникновения права на налоговый кредит будет дата оформления ввозной таможенной декларации. Предложенная методика может для кое-кого быть и необычной. Но не следует забывать, что статьей 387 Гражданского кодекса Украины предусмотрено, что доверитель обязан выплатить поверенному вознаграждение только в том случае, когда оно предусмотрено договором или утвержденными в установленном порядке правилами. Поэтому для тех предприятий, которые, например, не получают вознаграждение, такой метод отражения налогового обязательства и налогового кредита позволяет избежать многих проблем с возможными претензиями относительно неотражения указанной операции в Декларации по НДС вообще. Им могут воспользоваться и предприятия, которые получают вознаграждение, ведь рекомендация базируется на требованиях Закона о НДС. Что касается налога на прибыль, то здесь все проще - в состав валового дохода сразу попадает только сумма вознаграждения, оговоренная договором поручения. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 442-91-71 №17/02, стр. 16 [07.05.2002] Константин Прищепа Аудитор ------------------------------------------------------------------