Решение об основных направлениях работы по выполнению Решения Совета глав государств Содружества от 2 апреля 1999 года по формированию зоны свободной торговли (Минск, 4 июня 1999 года) Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решил: 1. Принять предложения Специального межгосударственного форума для обсуждения вопросов о совершенствовании деятельности СНГ и его реформировании "Об основных направлениях работы по выполнению Решения Совета глав государств СНГ от 2 апреля 1999 года по формированию зоны свободной торговли" (прилагаются). 2. Исполнительному комитету Содружества Независимых Государств организовать согласование и координацию действий соответствующих органов государственного управления государств-участников СНГ по формированию зоны свободной торговли и обеспечению ее эффективного функционирования. Совершено в городе Минске 4 июня 1999 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию. (Подписи) Азербайджан подписал с оговоркой: "За исключением второго предложения второго абзаца пункта 1". Грузия подписала с особым мнением (см. документ). Узбекистан подписал с особым мнением (см. документ). Украина подписала с оговоркой: "За исключением второго предложения второго абзаца п. 1". Договаривающиеся стороны: Азербайджан Армения Белоруссия Грузия Казахстан Киргизия Молдавия Россия Таджикистан Узбекистан Украина Приняты Решением Совета глав правительств СНГ об основных направлениях работы по выполнению Решения Совета глав государств Содружества от 2 апреля 1999 года по формированию зоны свободной торговли от 4 июня 1999 года Об основных направлениях работы по выполнению Решения Совета глав государств Содружества от 2 апреля 1999 года по формированию зоны свободной торговли Формирование зоны свободной торговли на современном этапе является важнейшим направлением экономического сотрудничества государств Содружества. Итоги работы Совета глав правительств и Совета глав государств 1 - 2 апреля 1999 года, подписание Протокола ( 997_181) о внесении изменений и дополнений в Соглашение ( 997_051 ) о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года (далее - Протокол) обусловливают настоятельную необходимость активизировать работу по созданию механизмов реализации обновленного Соглашения. Сегодня это должно стать стержнем работы Исполнительного комитета СНГ. Необходимо задействовать все возможности для ускоренного формирования зоны свободной торговли и обеспечения ее эффективного функционирования. После подписания Протокола первоочередными мероприятиями в этом направлении должны стать следующие. 1. Заинтересованные государства-участники Соглашения от 15 апреля 1994 года (далее Соглашение) ( 997_051 ) на основе анализа сложившейся структуры и специфики взаимного товарооборота активно проводят переговоры по согласованию перечней изъятий из режима свободной торговли в двусторонних отношениях и графиков их постепенной отмены. В этих целях они сформируют рабочие группы и организуют переговорный процесс. Важнейшим элементом такого процесса должна стать транспарентность двусторонних договоренностей об изъятиях из режима свободной торговли и их поэтапной отмене в согласованные Договаривающимися Сторонами сроки. Государства информируют Исполнительный комитет о результатах двусторонних переговоров о перечне изъятий и графиках их отмены, а также о выполнении графиков отмены изъятий. В рамках этого процесса большое значение приобретают процедурные технологии. Это прежде всего информационный обмен и проведение консультаций. Значимость этих процедур очевидна, если учесть, что государствам-участникам Соглашения предстоит устранить на своих территориях административные и фискальные препятствия, имеющие местный либо региональный характер и затрудняющие нормальное функционирование режима свободной торговли. 2. Выполнение Соглашения ( 997_051 ) и Протокола ( 997_181 ) предполагает не только формирование и поддержание режима свободной торговли, но и создание необходимых сопутствующих элементов. Прежде всего это гармонизация национальных внешнеторговых и таможенных нормативно-правовых актов. В пределах своей компетенции Исполнительный комитет организует разработку проектов документов, регламентирующих режим свободной торговли, в том числе: - Соглашения о внесении изменений и дополнений в Основы таможенных законодательств государств-участников СНГ; - Соглашения о порядке транзита; - Изменений и дополнений к Правилам определения страны происхождения товаров от 24 сентября 1993 года ( 997_055 ); - Протокола о введении согласованных правил лицензирования импорта; - Протокола о поэтапном устранении технических барьеров во взаимной торговле; - Соглашения об унификации правил и процедур проведения предотгрузочной инспекции; - Единого порядка контроля за перемещением подакцизных товаров через таможенные территории государств-участников СНГ и единых форм представления таможенным органам финансовых гарантий при транзитных перевозках этих товаров; - Изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности государств-участников СНГ ( n0001410-92 ); - Соглашения о порядке таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых между государствами-участниками Договора ( 997_035 ) о создании Экономического союза; - Порядка взаимодействия таможенных служб государств-участников Содружества при перемещении товаров, подлежащих экспортному контролю; - Протокола об унификации правил применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, проведении экологической экспертизы и радиационного контроля перемещаемых через границы товаров и транспортных средств; - Методики проведения сопоставительного анализа данных таможенной статистики взаимной торговли стран Содружества. 3. Исполнительному комитету необходимо организовать наблюдение за применением государствами-участниками Соглашения ( 997_051 ) специальных торговых мер, учет принятых в государствах Содружества законов и других нормативных актов по защитным мерам во внешней торговле. В этих целях подготовить проект Правил процедуры проведения консультаций, предшествующих введению специальных торговых мер. 4. Продолжить работу по расширению взаимодействия в таких сферах, как торговля услугами, транзит, развитие транспортно-коммуникационной и товаропроводящей системы, добросовестная конкуренция, защита интеллектуальной собственности, а также по выработке предложений по формированию социальной инфраструктуры и общего рынка труда. 5. В рамках мониторинга за влиянием режима свободной торговли на взаимный товарооборот предстоит выработать рекомендации по его увеличению и совершенствованию структуры. В частности, предстоит разработать единые принципы формирования таможенной политики в отношении ввозимых (вывозимых) товаров, обеспечить юридические условия применения единых правил взимания косвенных налогов. 6. Для практической реализации обновленного Соглашения необходимо также принять меры для: - создания действенной платежно-расчетной системы; - вытеснения денежных суррогатов из взаимной торговли; - устранения множественности курсов национальных валют по текущим операциям платежного баланса. 7. Исполнительному комитету предстоит наладить систему постоянных консультаций между заинтересованными государствами СНГ по вопросам международной торговли и торговым отношениям с третьими странами. Важным направлением работы является обеспечение сопоставимости положений Соглашения ( 997_051 ) и Протокола ( 997_181 ) с условиями возможного присоединения государств Содружества к Всемирной торговой организации. В этой связи государствам-участникам рекомендуется предусмотреть фиксацию в протоколах о присоединении к ВТО изъятий из режима наиболее благоприятствуемой нации в пользу государств-участников зоны свободной торговли. Формирование правовых и организационных основ зоны свободной торговли должно сопровождаться комплексом мер стимулирования взаимной торговли. Это прежде всего государственная поддержка экспорта товаров и услуг, проведение активных консультаций между заинтересованными государствами Содружества по разработке и реализации мер обеспечения взаимной торговли, в том числе в таможенной сфере, содействие расширению региональных контактов и прямых связей предприятий, производственной кооперации. В этой связи предстоит проработать вопросы развития торговли, создания торговой инфраструктуры и поддержки экспортеров государств-участников Соглашения. 8. Необходимо ускорить переход к политике рационального импортозамещения, стимулирования развития реального сектора экономики, поддержки национального товаропроизводителя. Для этого необходимо активизировать работу межгосударственных транснациональных компаний, финансово-промышленных групп, совместных предприятий и других хозяйствующих субъектов. 9. Реализация указанных основных направлений должна осуществляться не только силами Исполнительного комитета. Требуется активная работа национальных министерств и ведомств. Необходимо организовать соответствующие информационные потоки и осуществить их обработку в рамках компетенции и возможностей Исполнительного комитета как координатора по исполнению обновленного Соглашения. Особое мнение Грузии Решение подписано Грузией с особым мнением: "Грузия поддерживает проект основных направлений с учетом следующих замечаний: 1. Первый абзац пункта 2 дополнить словами "... с учетом требований ВТО". 2. Изъять второе предложение второго абзаца пункта 7". Особое мнение Узбекистана Решение подписано Республикой Узбекистан с особым мнением: "Исключить: 1. Абзац 3 пункта 2. 2. Пункт 3. 3. В пункте 4 после слов "интеллектуальной собственности" - слова "а также по выработке предложений по формированию специальной инфраструктуры и общего рынка труда". 4. Первый абзац и слова "В частности предстоит" второго абзаца пункта 5. 5. Пункт 6. 6. Первый и второй абзацы пункта 7. 7. Пункт 8. 8. Пункт 9". Содружество. И нформационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. N 2(32). С. 20 - 24.