Решение
      об основных направлениях работы по выполнению Решения
     Совета глав государств Содружества от 2 апреля 1999 года
             по формированию зоны свободной торговли

                    (Минск, 4 июня 1999 года)


     Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
     решил:
     1. Принять   предложения   Специального   межгосударственного
форума для обсуждения вопросов  о  совершенствовании  деятельности
СНГ  и  его  реформировании  "Об  основных  направлениях работы по
выполнению Решения Совета глав государств СНГ  от  2  апреля  1999
года по формированию зоны свободной торговли" (прилагаются).
     2. Исполнительному    комитету    Содружества     Независимых
Государств   организовать   согласование  и  координацию  действий
соответствующих органов         государственного        управления
государств-участников СНГ по формированию зоны свободной  торговли
и обеспечению ее эффективного функционирования.

     Совершено в городе Минске 4 июня 1999 года в одном  подлинном
экземпляре  на  русском  языке.  Подлинный  экземпляр  хранится  в
Исполнительном  комитете   Содружества   Независимых   Государств,
который   направит  каждому  государству,  подписавшему  настоящее
Решение, его заверенную копию.

                                                         (Подписи)

     Азербайджан подписал с  оговоркой:  "За  исключением  второго
предложения второго абзаца пункта 1".
     Грузия подписала с особым мнением (см. документ).
     Узбекистан подписал с особым мнением (см. документ).
     Украина подписала  с  оговоркой:  "За   исключением   второго
предложения второго абзаца п. 1".

     Договаривающиеся стороны:
     Азербайджан
     Армения
     Белоруссия
     Грузия
     Казахстан
     Киргизия
     Молдавия
     Россия
     Таджикистан
     Узбекистан
     Украина

                                   Приняты
                                   Решением Совета            глав
                                   правительств  СНГ  об  основных
                                   направлениях     работы      по
                                   выполнению  Решения Совета глав
                                   государств  Содружества  от   2
                                   апреля     1999     года     по
                                   формированию   зоны   свободной
                                   торговли от 4 июня 1999 года

      Об основных направлениях работы по выполнению Решения
     Совета глав государств Содружества от 2 апреля 1999 года
             по формированию зоны свободной торговли

     Формирование зоны свободной  торговли  на  современном  этапе
является   важнейшим  направлением  экономического  сотрудничества
государств Содружества.
     Итоги работы   Совета   глав   правительств   и  Совета  глав
государств  1 - 2 апреля 1999 года,       подписание     Протокола
( 997_181)    о  внесении  изменений  и  дополнений  в  Соглашение
( 997_051 )  о  создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994
года (далее - Протокол) обусловливают настоятельную  необходимость
активизировать    работу   по   созданию   механизмов   реализации
обновленного Соглашения.  Сегодня это должно стать стержнем работы
Исполнительного комитета СНГ.
     Необходимо задействовать  все  возможности  для   ускоренного
формирования зоны свободной торговли и обеспечения ее эффективного
функционирования.
     После подписания  Протокола  первоочередными  мероприятиями в
этом направлении должны стать следующие.
     1. Заинтересованные  государства-участники  Соглашения  от 15
апреля 1994 года (далее Соглашение) ( 997_051 ) на основе  анализа
сложившейся  структуры и специфики взаимного товарооборота активно
проводят переговоры по согласованию  перечней  изъятий  из  режима
свободной   торговли  в  двусторонних  отношениях  и  графиков  их
постепенной отмены.  В этих целях они сформируют рабочие группы  и
организуют переговорный процесс.
     Важнейшим элементом    такого    процесса    должна     стать
транспарентность   двусторонних  договоренностей  об  изъятиях  из
режима свободной торговли и их поэтапной  отмене  в  согласованные
Договаривающимися   Сторонами   сроки.   Государства   информируют
Исполнительный комитет о результатах  двусторонних  переговоров  о
перечне  изъятий  и  графиках  их  отмены,  а  также  о выполнении
графиков отмены изъятий.
     В рамках   этого   процесса   большое   значение  приобретают
процедурные технологии.  Это прежде всего информационный  обмен  и
проведение консультаций.  Значимость этих процедур очевидна,  если
учесть, что государствам-участникам Соглашения предстоит устранить
на  своих  территориях  административные и фискальные препятствия,
имеющие  местный  либо  региональный   характер   и   затрудняющие
нормальное функционирование режима свободной торговли.
     2. Выполнение Соглашения ( 997_051 ) и Протокола ( 997_181  )
предполагает не только формирование и поддержание режима свободной
торговли,  но  и  создание  необходимых  сопутствующих  элементов.
Прежде   всего  это  гармонизация  национальных  внешнеторговых  и
таможенных нормативно-правовых актов.
     В пределах    своей    компетенции   Исполнительный   комитет
организует разработку проектов документов,  регламентирующих режим
свободной торговли, в том числе:
     - Соглашения о  внесении  изменений  и  дополнений  в  Основы
таможенных законодательств государств-участников СНГ;
     - Соглашения о порядке транзита;
     - Изменений   и  дополнений  к  Правилам  определения  страны
происхождения товаров от 24 сентября 1993 года ( 997_055 );
     - Протокола  о  введении  согласованных правил лицензирования
импорта;
     - Протокола  о  поэтапном  устранении технических барьеров во
взаимной торговле;
     - Соглашения  об  унификации  правил  и  процедур  проведения
предотгрузочной инспекции;
     - Единого   порядка   контроля  за  перемещением  подакцизных
товаров через таможенные территории  государств-участников  СНГ  и
единых  форм  представления таможенным органам финансовых гарантий
при транзитных перевозках этих товаров;
     - Изменений      в      единую      Товарную     номенклатуру
внешнеэкономической     деятельности   государств-участников   СНГ
( n0001410-92 );
     - Соглашения  о  порядке таможенного оформления и таможенного
контроля  товаров  и  транспортных  средств,  перемещаемых   между
государствами-участниками Договора  (   997_035   )   о   создании
Экономического союза;
      - Порядка        взаимодействия       таможенных       служб
государств-участников   Содружества   при   перемещении   товаров,
подлежащих экспортному контролю;
     - Протокола  об  унификации  правил  применения   санитарных,
ветеринарных   и   фитосанитарных  мер,  проведении  экологической
экспертизы и радиационного  контроля  перемещаемых  через  границы
товаров и транспортных средств;
     - Методики  проведения   сопоставительного   анализа   данных
таможенной статистики взаимной торговли стран Содружества.
     3. Исполнительному    комитету    необходимо     организовать
наблюдение за   применением  государствами-участниками  Соглашения
( 997_051 ) специальных торговых мер, учет принятых в государствах
Содружества законов и других нормативных актов по  защитным  мерам
во  внешней  торговле.  В  этих  целях  подготовить  проект Правил
процедуры   проведения   консультаций,   предшествующих   введению
специальных торговых мер.
     4. Продолжить  работу  по  расширению  взаимодействия в таких
сферах,    как    торговля     услугами,     транзит,     развитие
транспортно-коммуникационной     и    товаропроводящей    системы,
добросовестная конкуренция, защита интеллектуальной собственности,
а  также  по  выработке  предложений  по  формированию  социальной
инфраструктуры и общего рынка труда.
     5. В рамках мониторинга за влиянием режима свободной торговли
на взаимный товарооборот предстоит выработать рекомендации по  его
увеличению и совершенствованию структуры.
     В частности,   предстоит    разработать    единые    принципы
формирования  таможенной политики в отношении ввозимых (вывозимых)
товаров,  обеспечить юридические условия применения единых  правил
взимания косвенных налогов.
     6. Для  практической   реализации   обновленного   Соглашения
необходимо также принять меры для:
     - создания действенной платежно-расчетной системы;
     - вытеснения денежных суррогатов из взаимной торговли;
     - устранения множественности  курсов  национальных  валют  по
текущим операциям платежного баланса.
     7. Исполнительному  комитету   предстоит   наладить   систему
постоянных  консультаций между заинтересованными государствами СНГ
по  вопросам  международной  торговли  и  торговым  отношениям   с
третьими странами.
     Важным направлением     работы      является      обеспечение
сопоставимости положений    Соглашения (  997_051  )  и  Протокола
( 997_181 )    с   условиями возможного  присоединения  государств
Содружества  к  Всемирной  торговой  организации.  В  этой   связи
государствам-участникам  рекомендуется  предусмотреть  фиксацию  в
протоколах о  присоединении  к  ВТО  изъятий  из  режима  наиболее
благоприятствуемой   нации  в  пользу  государств-участников  зоны
свободной торговли.
     Формирование правовых  и организационных основ зоны свободной
торговли  должно  сопровождаться  комплексом  мер   стимулирования
взаимной  торговли.  Это  прежде  всего  государственная поддержка
экспорта товаров и услуг,  проведение активных консультаций  между
заинтересованными   государствами   Содружества  по  разработке  и
реализации мер  обеспечения  взаимной  торговли,  в  том  числе  в
таможенной  сфере,  содействие расширению региональных контактов и
прямых связей предприятий, производственной кооперации.
     В этой связи предстоит проработать вопросы развития торговли,
создания   торговой   инфраструктуры   и   поддержки   экспортеров
государств-участников Соглашения.
     8. Необходимо  ускорить  переход  к  политике   рационального
импортозамещения,   стимулирования   развития   реального  сектора
экономики,  поддержки национального товаропроизводителя. Для этого
необходимо      активизировать      работу      межгосударственных
транснациональных    компаний,    финансово-промышленных    групп,
совместных предприятий и других хозяйствующих субъектов.
     9. Реализация   указанных   основных    направлений    должна
осуществляться   не   только   силами   Исполнительного  комитета.
Требуется активная работа  национальных  министерств  и  ведомств.
Необходимо  организовать  соответствующие  информационные потоки и
осуществить их  обработку  в  рамках  компетенции  и  возможностей
Исполнительного    комитета   как   координатора   по   исполнению
обновленного Соглашения.

                       Особое мнение Грузии

     Решение подписано Грузией с особым мнением:
     "Грузия поддерживает  проект  основных  направлений  с учетом
следующих замечаний:
     1. Первый  абзац  пункта  2  дополнить словами "...  с учетом
требований ВТО".
     2. Изъять второе предложение второго абзаца пункта 7".

                    Особое мнение Узбекистана

     Решение подписано Республикой Узбекистан с особым мнением:
     "Исключить:
     1. Абзац 3 пункта 2.
     2. Пункт 3.
     3. В пункте 4 после слов "интеллектуальной  собственности"  -
слова   "а   также   по   выработке  предложений  по  формированию
специальной инфраструктуры и общего рынка труда".
     4. Первый  абзац  и  слова  "В  частности  предстоит" второго
абзаца пункта 5.
     5. Пункт 6.
     6. Первый и второй абзацы пункта 7.
     7. Пункт 8.
     8. Пункт 9".

 Содружество. И нформационный вестник
  Совета глав государств и
 Совета глав правительств СНГ.
 N 2(32). С. 20 - 24.