289 -> 281, или Как прекратить колхоз Изменение способа учета ТЗР ------------------------------------------------------------------ Задумало некое предприятие перестроить учет своих транспортно-заготовительных расходов. По большому счету не важно, из-за чего. Ну, допустим, просто не нравится новому бухгалтеру процентно-пропорциональный метод учета ТЗР в "колхозе имени 289" (потому как он вообще противник колхозов). Как же осуществить этот далеко идущий замысел и грамотно перейти к "индивидуализированно- му" учету ТЗР в рамках 281-го счета? Исходя из определения учетной политики, приведенного в ст. 1 Закона о бухучете и финотчетности {1}, изменение способа учета ТЗР может рассматриваться как изменение учетной политики. То есть при анализе ситуации следует руководствоваться общими нормами П(С)БУ 6 ( z0392-99 ) {2}, регулирующими соответствующие процедуры. Заметим, что причиной указанных изменений согласно п. 9 П(С)БУ 6 {3} должно быть обеспечение достоверного отражения событий или операций в финансовой отчетности предприятия. Поэтому считаем необходимым документально подтвердить тот факт, что новый метод учета будет не в пример достовернее прежнего. Для этого, по нашему мнению, главному бухгалтеру достаточно оформить докладную записку на имя руководителя и заполучить от него нужный приказ. Роль подтверждающего документа может также выполнять должным образом оформленное указание собственника частного предприятия. Кроме того, на наш взгляд, изменение учетной политики должно найти свое отражение в приказе об учетной политике. Теперь о том, как поступить с учетными данными. На момент перехода к новому способу учета в бухгалтерских регистрах, скорее всего, "висит" сальдо и по д-ту 281, и по д-ту 289. Как же избавиться от "отдельно-транспортных" расходов? Стандартная процедура изменения (п. 12 П(С)БУ 6 {4}) сводится к перерасчету всех операций по всем предыдущим периодам в соответствии с новой методикой учета. После этого сумма расхождения между старым и новым методами списывается на счет нераспределенной прибыли на начало отчетного периода. Кроме того, необходимо представить "сравнительную информацию по предыдущим отчетным периодам". Следовательно, изменяя методологию отражения транспортных расходов, предприятие в анализируемой ситуации обязано пересчитать все прежние операции процентного списания. В результате главбух выйдет на некую расчетную сумму, которая должна появиться в д-те 281 с учетом ТЗР на каждый вид запасов. {5} Таким образом, все запасы, числящиеся в балансе на момент изменения учетной политики, будут включать в свою стоимость транспортные расходы, относящиеся именно к этим запасам. Чтобы привести сальдо 281-го счета в соответствие с расчетной величиной, надо суммы, отраженные на счете 289, отнести в д-т 281. Возникшая в результате перерасчета разница списывается на счет 44: - если суммы на 289-м счете не хватает, то после корреспонденции д-т 281, к-т 289 стоимость запасов доначисляется проводкой д-т 281, к-т 44; - если после проводки д-т 281, к-т 289 на счете 289 остается положительное сальдо, то его списание проводится корреспонденцией д-т 44, к-т 289. В налоговом учете подобные стоимостные пертурбации автоматически проявятся через прирост-убыль по п. 5.9 в периоде изменения учетной политики. {6} Дополнительных корректировок тут делать не нужно. Практики понимают, что "переиграть" все операции задним числом и выйти на суммовые расхождения между старым и новым учетным методом - задача не для слабонервных. Подчас и вправду легче плюнуть на любые свои замыслы, нежели влазить в эту трясину. Впрочем, если главбух обоснует невозможность достоверного перерасчета (а для грамотного специалиста такая задача, как правило, труда не составляет), то он сможет воспользоваться п. 13 П(С)БУ 6 {7}, который в подобных ситуациях разрешает новую учетную политику распространять только на "события и операции, происходящие после даты изменения учетной политики". Правда, тогда возникает проблема списания остатка по 289-му счету, относящегося к прежним событиям и операциям. Четкого нормативного урегулирования такая ситуация в системе П(С)БУ не нашла. На практике вариантов учета здесь существует как минимум три: 1) всё сальдо счета 289 в отчетном периоде сразу списывается на расходы отчетного периода (д-т 90). На наш взгляд, этот вариант не соответствует требованию п. 9 П(С)БУ 9 ( z0751-99 ) {8}, в соответствии с которым сумма транспортных расходов должна включаться в стоимость запасов. Да и у налоговиков подобный волюнтаризм восторга наверняка не вызовет; 2) сальдо 289-го счета продолжает списываться в соответствии с процедурой процентного распределения. При этом расчет производится по мере расходования тех запасов, которые имелись на балансе на момент изменения учетной политики. Таким образом, и после изменения учетной политики часть транспортных расходов продолжает отражаться на отдельном субсчете. По нашему мнению, этот вариант не согласуется с принципом последовательности. Ведь фактически на протяжении какого-то периода (до момента списания всех старых запасов) предприятие в отношении аналогичных операций и аналогичных видов запасов будет применять разные способы учета транспортных расходов: "те еще" ТЗР будут списываться "по-колхозному", а "новые" - индивидуализиро- ванно; 3) сальдо 289-го счета расчетным методом распределяется между запасами, отраженными в д-те 281 на дату изменения политики. Третий вариант представляется нам наиболее рациональным, так как при его применении транспортные расходы в стоимость запасов попадают без отражения на отдельном субсчете. Оптимальной базой распределения в таком случае будет, по нашему мнению, стоимость запасов. То есть сальдо ТЗР распределяется в аналитике по видам запасов пропорционально их себестоимости, списываясь сразу проводкой д-т 231, к-т 239. На этом мы и закончим, пожелав нашему главбуху успешной индивидуализации... {1} См. "Бухгалтер" № 1-2'2001, с. 34. {2} См. там же, с. 68-70. {3} См. там же, с. 69. {4} См. там же. {5} Если же товарных остатков немного и транспортно- заготовительная "история" их известна, то можно сделать расчет от обратного, вычислив под каждый остаток свою сумму ТЗР. {6} В "Бухгалтере" № 26'2001 (с. 38) мы уже выражали сомнения в том, что убыль ТМЦ, обусловленная учетно-политическими мотивами, будет воспринята налоговиками столь уж безмятежно. {7} См. "Бухгалтер" № 1-2'2001, с. 69. {8} См. там же, с. 79. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 16/02, стр. 52 [28.04.2002] Иван Чалый ------------------------------------------------------------------