Нравы чукотского ПФУ

   Как действует 170-гривневое "ограничение снизу" по штрафам,
        предусмотренным п/п. 17.1.3 Эпохального Закона

------------------------------------------------------------------

    Еще раз напомним известный анекдот  о  двух  чукчах,  один  из
которых спросил  у  проводницы,  довезет  ли  его  этот  поезд  до
Магадана, второй же - после отрицательного ответа первому -  задал
такой вопрос:
    "А меня?".
    Поскольку харьковский регион находится в Украине  примерно  на
таком  же  северо-востоке,  как  Чукотка  в  России,  нет   ничего
удивительного, что именно с харьковскими пенсионщиками эта история
повторилась.
    Но  сначала  -  о  предыстории  вопроса.  Она  начинается   со
знаменитого п/п. 17.1.3 Закона "О порядке погашения...":
    "В случае если контролирующий орган самостоятельно доначисляет
сумму налогового обязательства плательщика налогов по  основаниям,
изложенным в подпункте "б" подпункта 4.2.2  пункта  4.2  статьи  4
настоящего Закона {1}, такой плательщик  налогов  обязан  уплатить
штраф в размере пяти процентов oт суммы  недоплаты  за  каждый  из
налоговых  периодов,  установленных  для  такого  налога,    сбора
(обязательного платежа), начиная с налогового периода, на  который
приходится такая недоплата, и заканчивая  налоговым  периодом,  на
который приходится получение таким плательщиком налогов налогового
уведомления от контролирующего органа, но не более  двадцати  пяти
процентов такой суммы и не  менее  десяти  не  облагаемых  налогом
минимумов доходов граждан".
    Казалось бы, из текста 17.1.3 совершенно ясно, что  слова  "за
каждый из налоговых периодов" относятся  лишь  к  5%  и  абсолютно
неприменимы ни к 25% (иначе выйдет явная чепуха), ни - тем более -
к упоминаемой уже после 25% минимальной возможной санкции в 10 НМ,
то есть 170 грн.
    Об этом мы уже писали неоднократно (см., например, "Бухгалтер"
№ 16'01, с. 33-34), да, кстати, не только мы, но и Верховная  Рада
- тоже (см. письмо Комитета ВР по вопросам финансов  и  банковской
деятельности  от  25.12.2001 г.  №  06-10/755  ( v_755450-01 )  за  
подписью  С. Терехина - в "Бухгалтере" № 5'02 на с. 37).
    Налоговики,  собственно,  громко  с  этим  и  не  спорили  (за
исключением, правда, местных во всевозможных украинских Чукотках).
По крайней мере, официально ГНАУ  с  единственно  верным  подходом
таки согласилась.  В этом можно убедиться, изучив, к  примеру,  ее
письмо  от  29.10.2001  г.  № 7734/5/23-3316  ( v7734225-01 ) - за  
подписью   ныне   уже  уволенного  И.  Кальниченко  (не  путать  с  
Г. Оперенко!)  -  в  "Бухгалтере"  № 35-36'01  на с. 195-196.  Там 
сказано, что  170  грн.  применяются  отдельно  для  каждой  суммы  
недоплаты  (но  отнюдь  не отдельно для каждого периода, в течение  
которого одна и та же недоплата существовала). {2}
    Не оставило следов фискальное прочтение "10  НМ  -  за  каждый
период"  и  в   новом  варианте  "Штрафной  Инструкции"  от   ГНАУ
("Бухгалтер" № 14'02, с. 9, п/п. 6.1.3), где этого  места  никакие
бандитские изменения не коснулись  и  Эпохальный  Закон  в  данном
фрагменте налоговой корректурой не потревожили.
    Более того: уже и на местах хулиганить потихонечку  перестают,
делая вид, что вот теперь уже поняли: да, 170 грн., как и  25%,  -
это за все периоды сразу.
    Но места, оказывается, бывают разные, особенно - на украинской
Чукотке, где пенсионщики, видимо, решили:
    что не позволено быку, то можно Юпитеру - и, ничтоже  сумняше-
ся,  возомнив  себя  почему-то  этим  последним  (который не бык), 
рассудили так.  Как понимают Закон налоговики  -  это их  дело,  и 
если ГНАУ где-то сдалась, сие еще не означает, что всюду "до самых  
до  окраин"  следом  должны  сдаваться   органы  доблестного  ПФУ.  
А потому, согласно сообщениям наших харьковских абонентов, местные 
пенсионные органы слобожанской Чукотки считают,  что они,  органы, 
как   раз  "на   этом  поезде   доедут",   и   бесстыже   налагают 
"минимальные" 170 грн. за каждый  просроченный  месяц.  В действи-
тельности же это абсолютно незаконно, и коль уж  состав не пожелал 
ехать в  данном направлении даже  с самой  ГНАУ,  то вовсе  не для 
того,  чтобы повезти  туда  какой-то ПФУ. Правда, если пенсионщики 
уж очень  пожелают  лишний  разок  откусить-таки  n-ое  количество 
"своих"  НМ (а  у кого  откусывать - у  юр- или  физлиц -  им  все 
равно), то они  могут,  на  худой  конец,  еще  поадминштрафовать. 
Но для   этого   в   органах   ПФУ  должны   знать   совсем   иные 
законодательные основания, а мы им подсказывать не будем. {3}
    И все-таки жаль, что до Магадана они не доедут...



    {1} Основание из 4.2.2"б" - это ситуация, когда налоговики  (к
которым здесь приравнены  и  пенсионщики)  в  ходе  документальной
проверки выявляют ошибку в декларации  и производят  доначисление.
- А. К.
    {2} Госкомпредпринимательства, кстати, считает, что упомянутое
ограничение вообще надо  применять  разово  для  всех  недоплат  в
целом,- см. его письмо от 24.09.2001  № 1-221/5809 ( v5809563-01 ) 
- за подписью  А. Кужель - в  "Бухгалтерской  газете"  № 43'01  на 
с. 5.
    {3}  Выйдет  потешно,  если  они   сошлются   на    Закон   "О
государственной  налоговой  службе  в  Украине",  который  к   ним
отношения не имеет...


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 17/02, стр. 39
[01.05.2002]
Александр Кирш

------------------------------------------------------------------