Неприбыльные рапортуют: "Расходы - выполнены!" А о доходах - разговор отдельный ------------------------------------------------------------------ В "Бухгалтере" уже рассматривались некоторые проблемы неприбыльных организаций, связанные с законодательной неурегулиро- ванностью отдельных аспектов их деятельности. {1} Сегодня мы коснемся еще одного вопроса: какими могут быть размеры расходов на содержание неприбыльной организации и, если существуют соответствующие ограничения, чем может грозить их нарушение? Налоговые законы (прежде всего Закон о Прибыли ( 283/97-ВР ) с его "обобщающе-классификационным" п. 7.11) не содержат ограниче- ний, регулирующих названные расходы. Это означает, что по данному вопросу отсутствует единый подход, который бы следовало применять ко всем неприбыльным организациям в целом или хотя бы к отдельным группам, задаваемым абз. "а"- "с" п/п. 7.11.1 Закона о Прибыли. Значит, ответ на вопрос о наличии-отсутствии ограничений для расходов на содержание неприбыльной организации того или иного вида необходимо искать в том конкретном законе, в соответствии с требованиям и которого создавалась эта организация,- то есть речь идет о Законах "О благотворительности и благотворительных организациях", "Об объединениях граждан", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и т. п. Обратившись, например, к Закону "О благотворительности и благотворительных организациях", в ст. 20 {2} читаем: "Размер расходов на содержание благотворительной организации не может превышать 20% сметы данной организации в текущем году". В связи с процитированным положением чаще всего спрашивают о правильности исчисления предельных 20%: их нужно считать от планируемой бюджетной суммы или от реальной - уже по итогам года (когда становятся известными истинные доходы-расходы). {3} Прямого ответа на поставленный вопрос вы в законодательстве не найдете. По нашему мнению, следует вести речь о плановых цифрах: при составлении сметы расходам на содержание благотворительной организации нельзя отводить более 20% тех средств, которыми предположительно эта организация сможет распоряжаться в том году, на который составляется смета. Это логично с точки зрения возможности преимущественного расходования средств именно на те цели, ради достижения которых, собственно, и создавалась благотворительная организация. В защиту своего мнения о "плановости" приведем цитату из Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных организаций (утверждены Постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228 ( 228-2002-п )): "Смета бюджетных учреждений (далее - смета) является основным плановым документом, предоставляющим полномочия бюджетному учреждению относительно получения доходов и осуществления расходов, определяющим объем и направление средств для выполнения бюджетным учреждением своих функций и достижения целей, определенных на год в соответствии с бюджетными назначениями". {4} Дело в том, что отыскать другое определение понятия "смета" в законодательных или нормативных документах нам не удалось. Поэтому, понимая, что приведенное определение достаточно специаль- но и лишь в общем смысловом плане подходит для нашего случая, постараемся все-таки выделить те важнейшие моменты, которые будут полезны для наших рассуждений: а) смета является плановым документом; б) она определяет объем и источники получения доходов, а также объем и направления расходов; в) принимается смета в целом на год. Теперь вроде бы все сходится. Планируя свою деятельность на предстоящий год, благотворительные организации по статье "расходы на содержание организации" (хотя может быть и несколько статей, расписанных более подробно, но в сумме дающих туже величину) должны закладывать на собственное содержание (преимущественно зарплата работников и начисления на нее, аренда) не более 20% тех средств, которые они предполагают получить (плюс остаток средств, переходящий из предыдущих периодов, если он есть). Поскольку документ плановый, то "по жизни", вероятно, от предполагавшегося сметанника будут какие-то отклонения. И если при этом реально истраченные "на себя" средства превысят 20% от реально полученных доходов (плюс остаток на начало года) - по причине недополучения каких-то средств, на которые рассчитывали,- но будут в рамках 20% составленной в свое время сметы, то, по нашему мнению, все-таки нельзя говорить о нарушении закона (о нарушении сметы - да, но анализ причин срыва исполнения доходной части - это предмет отдельного рассмотрения). Представьте себе, что некая скромная благотворительная организация планирует получить 10 тыс. грн., из которых потратить "на себя" собирается 1,5 тыс. грн. Все расходы связаны с зарплатой единственного работника - руководителя - за весь год и вписываются в установленные рамки. Однако доходов за год получено было лишь 6 тыс. грн. (скажем, взносы учредителей поступили в полном планируемом объеме, а вот разовая помощь со стороны оказалась меньше предполагавшейся). Следовательно, "содержательные" расходы составляют 15% от планировавшейся суммы, подлежащей распределению, но 25% от реально полученной. Требования из ст. 20 Закона "О благотворительности и благотворительных организациях" о невозмож- ности "превышать 20 процентов сметы данной организации в текущем году", по нашему мнению, полностью выполнены. Если же есть основания подозревать, что недополучение запланированных доходов связано с низкой активностью того самого работника, на зарплату которого ушло 1,5 тыс. грн. в год, то этим вопросом уже должен заниматься наблюдательный совет, персонально определяемый учредителями, которому как раз и предоставлены распорядительные и контролирующие функции (см. ст. 17 Закона "О благотворительности и благотворительных организациях" в "Бухгалте- ре" № 3'2002 на с. 5т). Кстати, если доходы всё той же благотворительной организации оказались выше запланированных и при этом есть основания думать, что все это, допустим, благодаря стараниям директора, заключившего со спонсорами и меценатами невероятное количество договоров о благотворительности, то можно выплатить ему и существенную премию. В таком случае следует, конечно, пересмотреть в определенный момент смету (это должно быть сделано или утверждено соответствующим органом, уполномоченным на то уставом организации) так, чтобы суммарные "содержательные" расходы не превышали 20% теперь уже от нового объема сметы. Серьезных сомнений в возможности пересмотра сметы быть не должно. Если даже Госбюджет страны может пересматриваться в течение года, то почему это не может быть сделано в отношении сметы благотворительной организации - разумеется, с соблюдением всех организационных и нормативных условностей? Позволяет производить пересмотр сметы бюджетной организации и упоминавшийся выше Порядок, утвержденный Постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228 (о возможных причинах пересмотра - см. п. 47 Порядка). {5} Но вернемся к случаю, когда смета остается первозданной (но не исполненной в доходной части), а расходы на содержание организации - меньше 20% от сметы, но больше 20% от той суммы, которой в действительности можно было распоряжаться в силу недопоступления средств. На практике налоговики при этом нередко пытаются применить одно из двух наказаний: - не признать ту часть "содержательных" расходов, которая не вписалась в 20% от имеющейся в наличии суммы средств, как расходы, связанные с уставной деятельностью; - лишить статуса неприбыльной организации. Продолжая развивать отстаиваемую нами логику "плановости" сметы, заметим, что в рассматриваемой ситуации оба наказания противозаконны. Если же все-таки установленная сумма расходов на содержание благотворительной организации превышает 20%-ный порог уже в самой смете - то есть когда явно нарушены требования Закона "О благотворительности и благотворительных организациях",- ситуация гораздо хуже ( 531/97-ВР ). Во-первых, действительно существует угроза непризнания той части "содержательных" расходов, которая превысила законодательно установленный барьер. При этом возможно доначисление налога, предусмотренного абз. 1 п/п. 7.11.9 Закона о Прибыли. {6} И хотя прямо это Законом о Прибыли не предусмотрено (а значит, наверняка можно спорить о последствиях), играться со сметой таким образом мы бы не советовали. Во-вторых, возможен и второй из приведенных - более плохой - исход. Порядок определения структуры признака неприбыльных учреждений (организаций), утвержденный приказом ГНАУ от 03.07.2000 г. № 355 ( z0451-00 ) {7} действительно говорит об исключении неприбыльной организации или учреждения из Реестра "в случае нарушения норм Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" или других законодательных актов". При этом, "если зарегистрированные неприбыльные учреждения и организации будут исключены из Реестра неприбыльных организаций и учреждений, то денежные средства считаются доходом и облагаются налогом на общих основаниях. Налогообложение таких организаций будет осуществляться с момента исключения из Реестра неприбыльных учреждений и организаций". Это цитата из Порядка определения структуры признака неприбыльных учреждений (организаций) (п. 3). О подробностях такого штрафного налогообложения - см. "Бухгалтер" № 16'2000, с. 50. Помните, что исключение из Реестра производится только ГНАУ - по представлению областных и городских ГНА. Следовательно, процесс это непростой и не каждый инспектор станет с ним связываться {8}. Но это уже тема другого разговора. Наша же задача - вообще предостеречь вас от подобных опасностей, а также очертить круг ситуаций, на которые не должны распространяться описанные неприятности. И здесь, увы, нельзя не упомянуть фрагмент консультации из "Вестника налоговой службы Украины" № 26/2001: "Поскольку для общественных организаций Законом ["Об объединениях граждан" от 16.06.92 г.] № 2460-XII не определен размер расходов на содержание организаций, то размер расходов на содержание общественной организации устанавливается в пределах 20 процентов сметы данной организации в текущем году, то есть на таком же уровне, какой предусмотрен для благотворительных организаций (ст. 20 Закона Украины от 16.09.97 г. № 531/97-ВР "О благотворительности и благотворительных организациях")". С какой это стати неприбыльная организация, учрежденная не в соответствии с Законом "О благотворительности и благотворительных организациях", должна руководствоваться содержащимся в нем ограничением - авторы консультации, подготовленной при содействии Т. Савченко, не сообщают. Мы же от себя заметим, что оснований для таких самоограничений у общественных организаций нет. Соответственно, неприбыльные организации других видов тоже должны ориентироваться лишь на те ограничения, которые задаются специальным законодательством, регулирующим их создание и функционирование. {1} См. № 3'2002, с. 30-31. Этот же выпуск, кстати, содержал тематическую подборку документов, посвященных "неприбыльщикам". Обращаясь к ней, помните, что некоторые из них с момента публикации уже претерпели изменения (см., например, "Бухгалтер" № 10-11'2002, с. 23, и № 7'2002, с. 8). {2} См. "Бухгалтер" № 3'2002, с. 5т. {3} Доходы за год плюс остаток средств на его начало должны равняться сумме расходов за тот же год плюс остаток на его конец. {4} Весьма похожее определение содержалось и в действовавшем до того Порядке, утвержденном Постановлением КМУ от 09.01.2000 г. № 17. {5} Пересмотр сметы возможен и в другую сторону - с одновременным урезанием "содержательных" расходов. Но сделано это может быть лишь при участии уполномоченного на то органа. Желание же налогового инспектора самостоятельно перекроить смету до уровня реальных доходов с целью уличить благотворительную организацию в нарушении Закона, на наш взгляд, достаточных оснований под собой не имеет. {6} Подробнее о деталях уплаты этого налога - см. "Бухгалтер" № 3'2002, с. 30-31. {7} См. там же, с. 29т-30т. {8} См. письмо ГНАУ от 25.10.2000 г. № 14158/7/15-1217 ( v4158225-00 ) в "Бухгалтере" № 3'2002 на с. 40т. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 17/02, стр. 44 [01.05.2002] Александр Ключник ------------------------------------------------------------------