Встречная проверка: чего от нее ожидать

------------------------------------------------------------------

    Порядок    проведения    проверок    налоговыми       органами
регламентирован следующими документами:
    - Законом  Украины  "О  государственной  налоговой  службе   в
Украине"  от  04.12.90 г. № 509-ХII ( 509-12 ),  с  изменениями  и
дополнениями;
    - Указом  Президента  Украины   "О    некоторых    мерах    по
дерегулированию  предпринимательской  деятельности" от 23.07.98 г.
№ 817/98 ( 817/98 );
    - Порядком координации проведения плановых  выездных  проверок
финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской
деятельности контролирующими органами, утвержденным постановлением
КМУ от 29.01.99 г. № 112 ( v0112227-99 );
    - Порядком периодичности проверок  и  проведения  обследований
производственных,  складских,  торговых   и   других    помещений,
утвержденным  приказом  ГНАУ от 30.07.98 г.  № 371 ( v0371225-98 )
(далее - Порядок № 371);
    - Порядком  проведения  оперативных  проверок  и  рассмотрения
материалов по ним,  утвержденным распоряжением ГНАУ от 25.09.98 г.
№ 272-р ( v0272225-98 );
    - приказом ГНАУ "Об организации контрольно-проверочной работы"
от 25.09.97 г. № 356 ( v0356225-97 ) (далее - приказ № 356).
    В рамках данной публикации рассмотрим такой вид проверок,  как
встречная проверка.
    Прежде  всего  определим,  для  чего    налоговыми    органами
проводятся встречные проверки.
    Согласно   Порядку  № 371  в  ходе  проведения  документальных
проверок  субъектов   предпринимательской  деятельности   с  целью
установления  правомерности  ведения  хозяйственной  деятельности,
правильности  расчетов  с  бюджетом,    соблюдения    действующего
налогового  законодательства,  может   возникнуть    необходимость
осуществления  встречных  проверок  субъектов  предпринимательской
деятельности  или  граждан,  с  которыми    проверяемый    субъект
предпринимательской деятельности имеет хозяйственные отношения.
    Как  показывает  практика,  чаще  всего  встречные    проверки
проводятся в случае заявления  предприятием  крупных  сумм  НДС  к
возмещению.
    Для того чтобы  проверить  правильность  расчетов  с  бюджетом
проверяемого субъекта  предпринимательской  деятельности  (назовем
его  предприятие  А),  руководство  государственного    налогового
органа,  осуществляющего  документальную   проверку,    отправляет
письменный запрос государственным налоговым органам, которыми взят
на учет контрагент предприятия А (назовем его предприятие Б).
    Встречная проверка проводится  в  течение  10  рабочих дней  с
момента получения задания.
    В течение этого периода работник  государственного  налогового
органа,  в  котором  состоит  на  учете  предприятие  Б,    должен
представить предприятию Б письменный запрос.
    В данном запросе, как правило, указывается,  ксерокопии  каких
документов необходимо представить для проверки налоговому органу.
    В течение трех дней субъект  предпринимательской  деятельности
(предприятие Б) должен  подготовить  указанные  документы  и,  при
необходимости,  соответствующие  объяснения.  При  этом  на  копии
документов следует сделать надпись "Копия верна" и удостоверить их
подписью директора, которая заверяется печатью предприятия.
    Обращаем  ваше  внимание:  если  налогоплательщик   представит
ксерокопии всех указанных в письменном запросе  документов,  то  у
налогового  органа  нет  оснований  для  осуществления   встречной
проверки на месте.
    Если  же  предприятие  не  предъявит  ксерокопии   документов,
указанных  в  заявке,  работники  налоговых органов  будут  вправе
посетить его.
    Предположим, что ваше предприятие не отреагировало вовремя  на
запрос работников  налоговых органов,  и они пришли  с  проверкой.
В  сложившейся  ситуации  вы  вправе  потребовать   от  налогового
инспектора следующее:
    - предъявить служебное удостоверение;
    - предъявить удостоверение на проверку;
    - произвести соответствующие записи  о  проводимой проверке  в
журнале регистрации проверок, форма и порядок  которой  утверждены
приказом Государственного комитета Украины  по  вопросам  развития
предпринимательства  от  10.08.98  г.  №  18  (см.    "Налоги    и
бухгалтерский учет", 1998, № 43).
    Журнал    регистрации    проверок    ведется        субъектами
предпринимательской деятельности на добровольной  основе  с  целью
недопущения    несанкционированных    проверок.      Представитель
контролирующего органа перед началом проверки  должен  обязательно
сделать запись в журнале, заполняя все  предусмотренные  графы,  и
поставить свою подпись.  Отказ вышеуказанного лица  от  подписи  в
журнале является  основанием  для  недопущения  его  к  проведению
проверки.  О факте отказа субъект предпринимательской деятельности
сообщает письменно в трехдневный срок  контролирующему  органу,  в
котором работает такой представитель.
    Субъект предпринимательской деятельности имеет право проверить
наличие соответствующих полномочий лица, осуществляющего проверку,
в частности позвонив по телефону в соответствующий  контролирующий
орган.
    Встречная проверка должна быть проведена в течение 10 дней  со
дня получения задания о ее проведении.
    По  результатам  проведения  встречной    проверки    работник
налогового  органа  составляет  акт,  в  котором,  как    правило,
указывается вся информация, интересовавшая инспектора по встречной
проверке  (как-то:  данные  из  налоговых  накладных,  книг  учета
продажи и приобретения, налоговых деклараций по НДС, бухгалтерских
регистров, первичных документов и др.).
    Информация  о  результатах  проверки  после    ее    окончания
предоставляется   в   двухдневный    срок    налоговым    органом,
осуществлявшим встречную проверку, в налоговый орган, который  дал
задание на ее проведение.
    Обращаем ваше внимание  на  то,  что  периодичность  встречных
проверок  не  ограничена,  и  они  могут  проводиться  "по    мере
необходимости".
    Кроме того, если по результатам встречных проверок  обнаружены
факты,   которые    свидетельствуют    о    нарушении    субъектом
предпринимательской деятельности норм законодательства,  налоговые
органы вправе провести внеплановую выездную проверку.

------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№40/02, стр. 21
[20.05.2002]
Т. Онищенко
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------