Встречная проверка: чего от нее ожидать ------------------------------------------------------------------ Порядок проведения проверок налоговыми органами регламентирован следующими документами: - Законом Украины "О государственной налоговой службе в Украине" от 04.12.90 г. № 509-ХII ( 509-12 ), с изменениями и дополнениями; - Указом Президента Украины "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности" от 23.07.98 г. № 817/98 ( 817/98 ); - Порядком координации проведения плановых выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности контролирующими органами, утвержденным постановлением КМУ от 29.01.99 г. № 112 ( v0112227-99 ); - Порядком периодичности проверок и проведения обследований производственных, складских, торговых и других помещений, утвержденным приказом ГНАУ от 30.07.98 г. № 371 ( v0371225-98 ) (далее - Порядок № 371); - Порядком проведения оперативных проверок и рассмотрения материалов по ним, утвержденным распоряжением ГНАУ от 25.09.98 г. № 272-р ( v0272225-98 ); - приказом ГНАУ "Об организации контрольно-проверочной работы" от 25.09.97 г. № 356 ( v0356225-97 ) (далее - приказ № 356). В рамках данной публикации рассмотрим такой вид проверок, как встречная проверка. Прежде всего определим, для чего налоговыми органами проводятся встречные проверки. Согласно Порядку № 371 в ходе проведения документальных проверок субъектов предпринимательской деятельности с целью установления правомерности ведения хозяйственной деятельности, правильности расчетов с бюджетом, соблюдения действующего налогового законодательства, может возникнуть необходимость осуществления встречных проверок субъектов предпринимательской деятельности или граждан, с которыми проверяемый субъект предпринимательской деятельности имеет хозяйственные отношения. Как показывает практика, чаще всего встречные проверки проводятся в случае заявления предприятием крупных сумм НДС к возмещению. Для того чтобы проверить правильность расчетов с бюджетом проверяемого субъекта предпринимательской деятельности (назовем его предприятие А), руководство государственного налогового органа, осуществляющего документальную проверку, отправляет письменный запрос государственным налоговым органам, которыми взят на учет контрагент предприятия А (назовем его предприятие Б). Встречная проверка проводится в течение 10 рабочих дней с момента получения задания. В течение этого периода работник государственного налогового органа, в котором состоит на учете предприятие Б, должен представить предприятию Б письменный запрос. В данном запросе, как правило, указывается, ксерокопии каких документов необходимо представить для проверки налоговому органу. В течение трех дней субъект предпринимательской деятельности (предприятие Б) должен подготовить указанные документы и, при необходимости, соответствующие объяснения. При этом на копии документов следует сделать надпись "Копия верна" и удостоверить их подписью директора, которая заверяется печатью предприятия. Обращаем ваше внимание: если налогоплательщик представит ксерокопии всех указанных в письменном запросе документов, то у налогового органа нет оснований для осуществления встречной проверки на месте. Если же предприятие не предъявит ксерокопии документов, указанных в заявке, работники налоговых органов будут вправе посетить его. Предположим, что ваше предприятие не отреагировало вовремя на запрос работников налоговых органов, и они пришли с проверкой. В сложившейся ситуации вы вправе потребовать от налогового инспектора следующее: - предъявить служебное удостоверение; - предъявить удостоверение на проверку; - произвести соответствующие записи о проводимой проверке в журнале регистрации проверок, форма и порядок которой утверждены приказом Государственного комитета Украины по вопросам развития предпринимательства от 10.08.98 г. № 18 (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 1998, № 43). Журнал регистрации проверок ведется субъектами предпринимательской деятельности на добровольной основе с целью недопущения несанкционированных проверок. Представитель контролирующего органа перед началом проверки должен обязательно сделать запись в журнале, заполняя все предусмотренные графы, и поставить свою подпись. Отказ вышеуказанного лица от подписи в журнале является основанием для недопущения его к проведению проверки. О факте отказа субъект предпринимательской деятельности сообщает письменно в трехдневный срок контролирующему органу, в котором работает такой представитель. Субъект предпринимательской деятельности имеет право проверить наличие соответствующих полномочий лица, осуществляющего проверку, в частности позвонив по телефону в соответствующий контролирующий орган. Встречная проверка должна быть проведена в течение 10 дней со дня получения задания о ее проведении. По результатам проведения встречной проверки работник налогового органа составляет акт, в котором, как правило, указывается вся информация, интересовавшая инспектора по встречной проверке (как-то: данные из налоговых накладных, книг учета продажи и приобретения, налоговых деклараций по НДС, бухгалтерских регистров, первичных документов и др.). Информация о результатах проверки после ее окончания предоставляется в двухдневный срок налоговым органом, осуществлявшим встречную проверку, в налоговый орган, который дал задание на ее проведение. Обращаем ваше внимание на то, что периодичность встречных проверок не ограничена, и они могут проводиться "по мере необходимости". Кроме того, если по результатам встречных проверок обнаружены факты, которые свидетельствуют о нарушении субъектом предпринимательской деятельности норм законодательства, налоговые органы вправе провести внеплановую выездную проверку. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" №40/02, стр. 21 [20.05.2002] Т. Онищенко Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------