АЗС: основы деятельности и учет ------------------------------------------------------------------ Основными нормативными документами, определяющими организацию деятельности и порядок работы автозаправочных станций (далее - АЗС), являются: - Правила розничной торговли нефтепродуктами, утвержденные постановлением КМУ от 20.12.97 г. № 1442 ( 1442-97-п ), с изменениями и дополнениями (далее - Правила № 1442); - Инструкция о порядке приема, транспортировки, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на предприятиях и в организациях Украины, утвержденная приказом Госнефтегазпрома, Минэкономики, Минтранса, Госстандарта, Госкомстата Украины от 02.04.98г. № 81/38/101/235/122 ( z0685-99 ) (далее - Инструкция № 81). Прежде всего, рассмотрим некоторые организационные особенности осуществления деятельности АЗС. Особенности организации деятельности Согласно п. 3 Правил № 1442 АЗС подразделяются на следующие виды: - стационарные; - передвижные; - контейнерные. Стационарные АЗС - это такие АЗС, которые располагаются в населенных пунктах, а также на автомобильных дорогах и представляют собой комплекс строений для приема, хранения и отпуска нефтепродуктов с наземным или подземным размещением резервуаров и с не сблокированными с ними топливораздаточными колонками. Передвижные АЗС представляют собой комплексную установку технологического оборудования, смонтированного на автомобильном шасси или прицепе, для транспортировки и выдачи нефтепродуктов. Передвижные АЗС разрешается использовать только в определенных случаях, а именно для реализации населению печного топлива, а также для реализации горючего на месте расположения стационарных АЗС в случае проведения их ремонта или чистки резервуаров. Контейнерные АЗС представляют собой установку для хранения и отпуска нефтепродуктов, состоящую из резервуара и топливораздаточной колонки, сблокированных в едином контейнере. Использование контейнерных АЗС разрешено только в автохозяйствах, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, платных стоянках автомобилей, моторных лодок и катеров, пристанях, в гаражных кооперативах и сельской местности, где отсутствуют стационарные АЗС. Место расположения АЗС определяется органом местного самоуправления и согласовывается в установленном порядке с соответствующими органами МВД и территориальными органами Минэкоресурсов (Министерства экологии и природных ресурсов Украины). АЗС должны соответствовать требованиям экологической безопасности, а их проектная документация - содержать раздел оценки влияния АЗС на окружающую природную среду. Режим работы АЗС устанавливается субъектами предпринимательской деятельности по согласованию с местными органами самоуправления. В случае планового закрытия АЗС (к примеру, для проведения санитарных мероприятий, ремонта, технического переоборудования и т. п.) рядом с информацией о режиме работы не позднее, чем за 5 дней до закрытия размещается объявление о дате и периоде закрытия АЗС. На фасаде АЗС должна размещаться вывеска с указанием названия субъекта предпринимательской деятельности и собственника или уполномоченного им органа. Также на видном месте следует разместить информацию о режиме работы АЗС, копию свидетельства о государственной регистрации субъекта хозяйствования, табличку с указанием фамилии, имени и отчества дежурного оператора, отпускающего нефтепродукты, и информацию о местонахождении ближайших АЗС. На видном и доступном месте субъекту предпринимательской деятельности следует оборудовать "Уголок покупателя", в котором должны находиться: - Книга отзывов и предложений граждан установленного образца; - Правила розничной торговли нефтепродуктами (Правила № 1442); - Порядок занятия торговой деятельностью и правила торгового обслуживания населения (утверждены постановлением КМУ от 08.02.95 № 108 ( 108-95-п )); - Правила пожарной безопасности для предприятий и организаций автомобильного транспорта Украины (утверждены приказом Министерства транспорта Украины от 21.12.97 г. № 527); - информация относительно порядка обмена некачественных товаров (извлечение (ст. 3,12,14,17) из Закона Украины "О защите прав потребителей" от 12.05.91 г. № 1023-ХII ( 1023-12 ), с изменениями и дополнениями); - свидетельство плательщика НДС (если субъект предпринимательства зарегистрирован плательщиком НДС); - журнал посещения субъекта предпринимательской деятельности контролирующими органами (так называемый журнал регистрации проверок); - торговый патент и другая информация для потребителей (информация о праве покупателя на ознакомление с документами, подтверждающими цены на товары, выставленные для продажи; адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих государственную защиту прав потребителей и др.). С целью ознакомления покупателя с реализуемым товаром при въезде на заправку и возле оператора выставляется информационное табло с указанием нефтепродуктов, имеющихся в продаже, их марки, сорта, розничной цены за единицу веса. На колонке, с которой отпускается этилированный бензин, должно быть установлено информационное табло "Этилированный бензин". Требования к квалификационному уровню персонала на АЗС Отпуск нефтепродуктов потребителям производят операторы, которые должны иметь соответствующий уровень подготовки для работы на АЗС. Так, к работе оператором АЗС допускаются лица, которым исполнилось 18 лет и которые прошли обучение на специальных курсах с получением соответствующего удостоверения. Операторы, а также прочие работники АЗС должны быть ознакомлены с правилами пожарной и экологической безопасности, правилами пользования средствами измерительной техники, условиями содержания территории АЗС в надлежащем санитарном состоянии, требованиями нормативных документов, регламентирующих продажу нефтепродуктов, правилами торгового обслуживания покупателей. Кроме того, все работники должны пройти обучение и инструктаж с проверкой знаний по вопросам охраны труда. Согласно действующему законодательству на работах с вредными и опасными условиями труда, а также работах, связанных с загрязнениями, или работах, осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, работникам и служащим бесплатно выдаются специальная одежда, обувь и прочие средства индивидуальной защиты (с учетом установленных законодательством норм бесплатной выдачи). Для операторов АЗС нормы бесплатного обеспечения средствами индивидуальной защиты установлены Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам автомобильного транспорта, утвержденными приказом Комитета по надзору за охраной труда в Украине от 20.10.98 г. № 207 ( z0001-99 ). Расчеты с покупателями Расчеты с покупателями за приобретенные ими нефтепродукты производятся, как правило, за наличные, однако могут применяться и другие формы расчетов (безналичный, по кредитным карточкам и т. п.). В случае осуществления расчетов в наличной и/или безналичной форме (с использованием платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.), субъекту хозяйствования необходимо иметь в виду, что в соответствии с Законом Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" от 01.06.2000 г. № 1776-III ( 1776-14 ), с изменениями и дополнениями (далее - Закон № 1776), такие расчеты должны производиться с использованием регистраторов расчетных операций (далее - РРО) и расчетных книжек. Случаи, когда РРО не применяются, определены ст. 9 и 10 Закона об РРО ( 265/95-ВР ). Во всех остальных случаях проведение наличных расчетов с покупателями через РРО является обязательным. Кроме того, торговля за наличные предполагает приобретение торгового патента. Так, пунктом 1 статьи 3 Закона Украины "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности" от 23.03.96 г. № 98/96-ВР, с изменениями и дополнениями, предусмотрено, что патентованию подлежит торговая деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности или их структурными подразделениями в пунктах продажи товаров. При этом в соответствии с п. 3 ст. 3 этого Закона к пунктам продажи товаров отнесены стационарные, малогабаритные и передвижные автозаправочные станции, заправочные пункты, осуществляющие торговлю нефтепродуктами и сжатым газом. Таким образом, для осуществления торговой деятельности на АЗС за наличные субъекту предпринимательской деятельности необходимо приобрести торговый патент. Патент должен быть доступным для обозрения и размещаться на видном месте, например на фронтальной витрине АЗС, в "Уголке покупателя" или же возле РРО. Следует иметь в виду, что если торговлю нефтепродуктами осуществляет плательщик единого налога, то он согласно ст. 6 Указа Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности" от 03.07.98 г. № 727/87 (в редакции Указа от 28.06.99 № 746/99 ( 746/99 )) освобожден от платы за торговые патенты. Следовательно, такому субъекту хозяйствования для осуществления наличных расчетов с покупателями приобретать торговый патент не нужно. Понятно, что речь в данном случае идет исключительно о юридических лицах - плательщиках единого налога, торгующих нефтепродуктами через АЗС, так как физическим лицам (частным предпринимателям), находящимся на едином налоге, торговать горюче-смазочными материалами запрещено. Что касается лицензирования, то для осуществления торговли на АЗС получать лицензию не нужно, поскольку такой вид деятельности отсутствует в перечне видов деятельности, подлежащих лицензированию, определенном ст. 9 Закона Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" от 01.06.2000 г. № 1775-III, с изменениями и дополнениями. В случае осуществления наличных расчетов с покупателями количество отпущенных нефтепродуктов определяется по показаниям суммарных счетчиков топливораздаточных колонок, а сумма наличности за отпущенные нефтепродукты фиксируется через РРО с обязательной выдачей водителю кассового чека. По требованию водителя оператор АЭС обязан сделать отметки в путевом листе о количестве и стоимости отпущенных нефтепродуктов и заверить запись своей подписью и печатью АЗС. АЗС могут отпускать нефтепродукты покупателям и по безналичному расчету. В таком случае, как правило, предварительно между АЗС и покупателем заключается договор, согласно которому покупатель обязуется оплатить (как правило, предварительно) стоимость нефтепродуктов, а АЗС - осуществлять заправку автотранспорта покупателя в течение оговоренного в договоре срока. Здесь необходимо упомянуть о некоторых особенностях. В соответствии с Техническими требованиями к специализированным электронным контрольно-кассовым аппаратам для розничной торговли нефтепродуктами, утвержденными решением Государственной комиссии по вопросам внедрения электронных систем и средств контроля и управления товарным и денежным обращением при Кабинете Министров Украины от 15.10.99 г. № 10, отпуск нефтепродуктов при помощи специализированных ЭККА (РРО) с использованием любой формы оплаты (наличной, безналичной, по электронными карточками) и с использованием любой формы расчетов (предоплаты или оплаты за фактически полученные нефтепродукты) должен сопровождаться печатью фискального чека установленной формы, который дополнительно содержит номер топливораздаточной колонки, через которую осуществлялся отпуск нефтепродукта. Такого мнения придерживаются работники налоговых органов (см. "Вестник налоговой службы Украины", 2002, № 16). Прием поступивших нефтепродуктов на АЗС Доставка нефтепродуктов на АЗС осуществляется автомобильным транспортом, оборудованным в соответствии с правилами пожарной безопасности и имеющим соответствующую маркировку. Перевозка нефтепродуктов автотранспортом оформляется выпиской товарно-транспортной накладной (далее - ТТН), в которой указываются: наименование нефтепродуктов, плотность, температура, объем и общая масса нефтепродуктов. Принимать нефтепродукты запрещено в случае: - не должным образом оформленной ТТН или ее отсутствия; - отсутствия свидетельства о поверке автоцистерны или градуировочной таблицы на резервуар АЗС, утвержденной территориальным органом Госстандарта Украины, по результатам проверки резервуара; - неисправности сливного устройства автомобильной цистерны; - наличия подтоварной воды в нефтепродуктах; - несоответствия измеренного значения базовой высоты резервуара значению, нанесенному на резервуаре; - присутствия в нефтепродукте механических примесей и явных сомнений в соответствии качества нефтепродукта требованиям стандарта; - незаполненности "по планку" автоцистерны. Учет нефтепродуктов на АЗС ведется в единицах объема. В связи с этим прием всех нефтепродуктов, поступающих на АЗС в автоцистернах, а также нефтепродуктов, расфасованных в мелкую тару, осуществляется по товарно-транспортной накладной и по объему, измеренному в резервуаре. При поступлении нефтепродуктов на АЗС материально ответственные лица обязаны проверить их соответствие количеству, сортам, маркам, указанным в сопроводительных документах, и обеспечить их полный слив, по окончании которого осмотреть транспортные средства на предмет полноты слива. Слив нефтепродуктов в подземные резервуары следует осуществлять закрытым способом (через шланг). Перед сливом нефтепродуктов с автоцистерны в резервуар необходимо замерить уровень нефтепродукта в резервуаре. В процессе приема нефтепродуктов оператор обязан следить за наполнением резервуара с тем, чтобы предупредить его переполнение. Процесс слива должны контролировать работник заправки и водитель автоцистерны. При приеме нефтепродуктов, расфасованных в мелкую тару, оператор АЗС пересчитывает количество поступивших мест и проверяет соответствие трафаретов данным, указанным в ТТН. При отсутствии расхождений между фактически принятым количеством нефтепродукта и количеством, указанным в ТТН, оператор расписывается о приеме в накладной, один экземпляр которой оставляет на АЗС, а три возвращает водителю, доставившему нефтепродукт. В случае выявления несоответствия фактически измеряемой температуры, плотности и количеств нефтепродуктам показателя в ТТН, разрешается слив при условии отсутствия подтоварной воды в автоцистерне и прием нефтепродуктов по фактически измеренным показателям, которые определяются по разнице объемов нефтепродукта, измеренного в резервуаре до и после слива. При этом необходимо измеренные температуру и плотность в резервуаре и автоцистерне привести к единому показателю. О выявленных несоответствиях составляется акт о недостаче в трех экземплярах. Первый экземпляр прилагается к сменному отчету, второй - передается водителю, третий - остается на АЗС. О фактически принятом нефтепродукте делается соответствующая отметка на всех экземплярах ТТН. О принятом нефтепродукте должны быть сделаны соответствующие записи в журнале учета поступивших нефтепродуктов. Страницы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью субъекта предпринимательской деятельности, а сам журнал должен быть зарегистрирован в государственной налоговой инспекции по месту осуществления предпринимательской деятельности, скреплен печатью государственной налоговой инспекции и заверен подписью ее руководителя. При торговле нефтепродуктами следует иметь в виду, что они включены в Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, утвержденный приказом Госстандарта Украины от 20.06.95 г. № 95. Следовательно, на такие товары (помимо прочих товаросопроводительных документов) субъект хозяйствования должен иметь сертификаты соответствия (или копии таких сертификатов), подтверждающие соответствие товаров установленным нормам и стандартам. Продажа нефтепродуктов, поступивших по импорту, разрешается только при наличии: сертификата соответствия или свидетельства о признании в Украине иностранного сертификата, выданного в государственной системе сертификации органом, уполномоченным (аккредитованным) Государственным комитетом Украины по стандартизации, метрологии и сертификации. За реализацию товаров (в том числе импортных), подлежащих обязательной сертификации, без сертификата согласно ст. 170 Кодекса об административных правонарушениях ( 80731-10 ) на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций (независимо от форм собственности), граждан - субъектов предпринимательской деятельности налагается административный штраф в размере от 3 до 88 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Порядок приема-сдачи смены на АЗС По окончании каждой смены остаток нефтепродуктов инвентаризуется. При этом операторы АЗС совместно: - определяют остатки нефтепродуктов на конец смены; - измеряют общий уровень нефтепродуктов и уровень подтоварной воды в каждом резервуаре; - определяют по результатам измерения объем нефтепродуктов в резервуарах АЗС; - распечатывают на РРО фискальный отчетный чек и определяют объем выручки за смену; - передают по смене остаток наличности; - проверяют с помощью контрольных мерников фактическую погрешность работы каждой топливораздаточной колонки. Для определения объема горюче-смазочных материалов, отпущенных потребителям за смену, снимаются показания суммарного счетчика всех топливораздаточных колонок. Затем в каждом резервуаре производятся замеры общего уровня нефтепродуктов и уровня подтоварной воды. После чего по показаниям суммарных счетчиков топливораздаточных колонок определяется количество нефтепродуктов, находящихся в резервуарах. Для оперативного контроля за наличием нефтепродуктов в резервуарах при передаче смены операторы АЗС должны измерять уровень автобензина и моторных смазок не реже одного раза в 5 суток, а других нефтепродуктов - не реже одного раза в 10 суток. Результаты замеров фиксируются в журнале измерения нефтепродуктов в резервуарах. При расхождении фактического и книжного количества нефтепродуктов в резервуаре в пределах относительной погрешности измерения +0,8% по ГОСТ 26976 смена передается и принимается. В случае превышения относительной погрешности величины +0,8% руководство АЗС должно принять меры к проведению внеочередной проверки средств измерения АЗС территориальным органом Госстандарта. После сверки остатка нефтепродуктов с данными учета он сдается под расписку одним материально ответственным лицом другому. По окончании смены передаются также остатки денег и разменной монеты. После окончания каждой смены оператором АЗС составляется сменный отчет в двух экземплярах по форме № 25-НП (приложение 25 к Инструкции № 81). В сменном отчете ведется количественно-суммовой учёт движения нефтепродуктов по их видам и маркам, а также отражаются показатели суммарных счетчиков топливораздаточных колонок и сумма выручки за смену. Первый экземпляр с приложенными товарно-транспортными накладными и наличностью, поступившей за смену, сдается в бухгалтерию. Второй экземпляр остается на АЗС. Бухгалтерия принимает и проверяет сменные отчеты с приложенными к ним первичными документами (товарно-транспортными накладными, ведомостями установленной формы, сопроводительными ведомостями по инкассации наличности и др.). На основании проверенных сменных отчетов и первичных документов бухгалтерией составляются месячные накопительные ведомости, в которых отражаются: - количество завезенных на АЗС нефтепродуктов по видам, маркам, сортам и ценам; - покупная и продажная стоимость поступивших нефтепродуктов; - количество и стоимость нефтепродуктов, реализованных потребителям за наличность (в т. ч. отдельной строкой указывается сумма НДС); - количество и стоимость нефтепродуктов, реализованных потребителям по безналичному расчету согласно ведомости (в т. ч. отдельной строкой указывается сумма НДС); - результаты инвентаризации нефтепродуктов и наличности. На основании данных накопительных ведомостей соответствующие записи относительно движения нефтепродуктов производятся в регистрах учета. Учет деятельности АЗС Учету деятельности АЗС присущи особенности розничной торговли. Так, материальные ценности, приобретенные (полученные) и содержащиеся предприятием с целью дальнейшей продажи (а именно таковыми выступают нефтепродукты для АЗС) относятся к товарам, и следовательно, являются разновидностью запасов предприятия. Принципы формирования в бухгалтерском учете информации о запасах и раскрытия ее в финансовой отчетности установлены П(С)БУ 9 ( z0751-99 ) "Запасы", утвержденным приказом Минфина Украины от 20.10.99 г. № 246, с изменениями и дополнениями (далее - П(С)БУ 9). Приобретенные запасы (нефтепродукты) приходуются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, порядок формирования которой определен п. 9 П(С)БУ 9. Для учета товаров предназначен одноименный счет 28. Учет нефтепродуктов АЗС ведется, как правило, на субсчете 282 "Товары в торговле" этого счета. В налоговом учете АЭС (плательщика налога на прибыль) при приобретении нефтепродуктов по первому событию (оплате или оприходованию) возникают валовые расходы. При этом по входящим в состав стоимости приобретенных нефтепродуктов суммам НДС (при наличии налоговой накладной поставщика) АЭС имеет право на налоговый кредит. По результатам отчетного (налогового) квартала стоимость нефтепродуктов подлежит перерасчету в соответствии с п. 5.9 ст. 9 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями. В отношении расходов деятельности АЭС отметим следующее. С учетом требований П(С)БУ расходы операционной деятельности АЭС формируются из: - себестоимости реализованных товаров; - расходов, связанных с операционной деятельностью АЗС, не включаемых в себестоимость реализованных товаров. Метод определения себестоимости реализованных товаров согласно П(С)БУ 9 предприятие выбирает самостоятельно. Однако, учитывая, что АЭС торгуют нефтепродуктами в розницу, то в большинстве случаев такие предприятия ведут учет нефтепродуктов в продажных (розничных) ценах и рассчитывают себестоимость реализованных нефтепродуктов методом цены продажи (порядок его применения определен п. 22 П(С)БУ 9 и рассматривался нами неоднократно). Учет себестоимости реализованных нефтепродуктов ведется АЗС на субсчете 902 "Себестоимость реализованных товаров" счета 90 "Себестоимость реализации". В налоговом учете либо по дате зачисления средств от покупателей, либо по дате отпуска нефтепродуктов покупателям, т. е. по правилам первого события, возникают валовые доходы и налоговые обязательства по НДС. Помимо себестоимости реализованных нефтепродуктов, АЭС несет ряд прочих расходов, связанных с операционной деятельностью. К ним относятся расходы на амортизацию основных средств и прочих необоротных активов, начисление заработной платы персонала АЗС и взносов в социальные фонды, уплату налогов и сборов и т. п. Учет таких расходов ведется на счетах 92 "Административные расходы", 93 "Расходы на сбыт", 94 "Прочие расходы операционной деятельности". По окончании месяца или года (в зависимости от выбранного предприятием периода) сумма расходов, накопленных на счетах класса 9, списывается на счет 79 "Финансовые результаты". В заключение публикации предлагаем вашему вниманию типовые проводки по учету деятельности АЗС: |--------------------------------------|-------------------------| | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | | |------------|------------| | | дебет | кредит | | | счетов | счетов | |--------------------------------------|------------|------------| | 1 | 2 | 3 | |--------------------------------------|------------|------------| | Поступление нефтепродуктов | | |--------------------------------------|------------|------------| | Получены нефтепродукты от поставщика | 282 | 631 | |--------------------------------------|------------|------------| | Отражена сумма НДС | 644 | 631 | |--------------------------------------|------------|------------| | Отражено право на налоговый кредит | 641 | 644 | | по НДС (при наличии налоговой | | | | накладной поставщика) | | | |--------------------------------------|------------|------------| | Оплачен счет поставщика | 631 | 311 | |--------------------------------------|------------|------------| | На поступившие нефтепродукты | 282 | 285 | | начислена торговая наценка | | | |--------------------------------------|------------|------------| | Реализация нефтепродуктов | | | |--------------------------------------|------------|------------| | Проданы нефтепродукты за наличный | 301 | 702 | | расчет, отражена выручка | | | |--------------------------------------|------------|------------| | Начислены налоговые обязательства | 702 | 641 | | по НДС | | | |--------------------------------------|------------|------------| | Реализованы нефтепродукты по | 361 | 702 | | безналичному расчету | | | |--------------------------------------|------------|------------| | Начислены налоговые обязательства | 702 | 641 | | по НДС | | | |--------------------------------------|------------|------------| | Поступила оплата за нефтепродукты, | 311 | 361 | | реализованные по безналичному расчету| | | |--------------------------------------|------------|------------| | Определение финансового результата от реализации нефтепродуктов| |--------------------------------------|------------|------------| | Списана сумма торговой наценки, | 285 | 282 | | приходящейся на реализованные | | | | нефтепродукты | | | |--------------------------------------|------------|------------| | Отражена себестоимость реализованных | 902 | 282 | | нефтепродуктов | | | |--------------------------------------|------------|------------| | Списана на финансовый результат | 791 | 902 | | себестоимость реализованных | | | | нефтепродуктов | | | |--------------------------------------|------------|------------| | Списан на финансовый результат доход | 702 | 791 | | от реализации нефтепродуктов | | | |--------------------------------------|------------|------------| | Учет прочих расходов деятельности | |--------------------------------------|------------|------------| | Отражены прочие расходы деятельности,| 92, 93, 94 | 13, 20, | | не включаемые в себестоимость | | 66, 65, | | реализованных нефтепродуктов | | 64 | |--------------------------------------|------------|------------| | Списаны расходы на финансовый | 791 | 92, 93, 94 | | результат | | | |--------------------------------------|------------|------------| Очевидно, что бухгалтерский учет на АЗС ничем не отличается от учета на любом предприятии розничной торговли. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" №40/02, стр. 23 [20.05.2002] Л. Солошенко Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------