Общие вопросы "сокращения" работников ------------------------------------------------------------------ Случаи "сокращения" работников Согласно ст. 40 КЗоТ ( 322-08 ) трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока их действия могут быть расторгнуты собственником или уполномоченным им органом в указанных ниже случаях. |--------|-------------------------------------|-----------------| | Статья | Случаи, при которых работника можно | Примечание | | КЗоТ | уволить по инициативе владельца | | |--------|-------------------------------------|--------|--------| | п. 6 | Восстановление на работе работника, | Допус- | | | ст. 40 | который раньше выполнял эту работу | кается,| | |--------|-------------------------------------| если |--------| | п. 1 | Изменение в организации производства| невоз- | Только | | ст. 40 | и труда, в т. ч. ликвидация, | можно | по | | | реорганизация, банкротство или | пере- | предва-| | | перепрофилирование предприятия, | вести | ритель-| | | сокращение численности или штата | работ- | ному | | | работников | ника, | согла- | |--------|-------------------------------------| по | сию | | п. 2 | Выявление несоответствия работника | его | проф- | | ст. 40 | занимаемой должности или выполняемой| сог- | союзно-| | | работе вследствие недостаточной | ласию, | го | | | квалификации или состояния здоровья,| на | органа,| | | которые мешают выполнению данной | другую | которо-| | | работы | работу | го | |--------|-------------------------------------|--------| являет-| | п. 3 | Систематическое невыполнение | | ся | | ст. 40 | работником без уважительных причин | | работ- | | | обязательств, возложенных на него | | ник. | | | трудовым договором или правилами | | Случаи | | | внутреннего трудового распорядка, | | сокра- | | | если к работнику ранее применялись | | щения | | | меры дисциплинарного или | | работ- | | | общественного взыскания | | ников | |--------|-------------------------------------| | без | | п. 4 | Прогул (в т. ч. отсутствие на работе| | согла- | | ст. 40 | более 3 часов в течение рабочего | | сия с | | | дня) без уважительных причин | | проф- | |--------|-------------------------------------| | союзным| | п. 5 | Неявка на работу в течение более 4 | | орга- | | ст. 40 | месяцев подряд вследствие временной | | ном, | | | нетрудоспособности, не считая | | предус-| | | отпуска по беременности и родам, | | мотрены| | | если законодательством не установлен| |ст. 43-1| | | более продолжительный срок | | | | | сохранения места работы при | | | | | определенном заболевании. (За | | | | | работниками, которые утратили | | | | | трудоспособность в связи с трудовым | | | | | увечьем или профессиональным | | | | | заболеванием, место работы | | | | | (должности) сохраняется до | | | | | восстановления трудоспособности или | | | | | установления инвалидности) | | | |--------|-------------------------------------|--------| | | п. 7 | Появление на работе в нетрезвом | | | | ст. 40 | состоянии, в состоянии | | | | | наркотического или токсического | | | | | опьянения | | | |--------|-------------------------------------|--------| | | п. 2 | Совершение виновных действий | | | | ст. 41 | работником, который непосредственно | | | | | обслуживает денежные или товарные | | | | | ценности, если эти действия являются| | | | | основаниями для утраты доверия к | | | | | нему со стороны собственника | | | |--------|-------------------------------------|--------| | | п. 3 | Совершение работником, который | | | | ст. 41 | выполняет воспитательные функции, | | | | | аморального проступка, не | | | | | совместимого с продолжением данной | | | | | работы | | | |--------|-------------------------------------|--------|--------| | п. 8 | Совершение по месту работы хищения | | | | ст. 40 | (в т. ч. мелкого) имущества | | | | | владельца, установленного приговором| | | | | суда, который вступил в законную | | | | | силу, или постановлением органа, к | | | | | компетенции которого входит | | | | | наложение админвзыскания или | | | | | применение мер общественного влияния| | | |--------|-------------------------------------|--------|--------| | п. 1 | Одноразовое грубое нарушение | | | | ст. 41 | трудовых обязанностей руководителем | | | | | предприятия (филиала, | | | | | представительства, отделения и | | | | | иного обособленного подразделения), | | | | | его заместителями, главным | | | | | бухгалтером, его заместителями, а | | | | | также служебными лицами таможенных | | | | | органов, государственных налоговых | | | | | испекций, которым присвоены | | | | | персональные звания, и служебными | | | | | лицами государственной | | | | | контрольно-ревизионной службы и | | | | | органов государственного контроля | | | | | за ценами | | | |--------|-------------------------------------|--------|--------| Не разрешается увольнение (кроме случаев полной ликвидации предприятия): 1. Работников по инициативе собственника в период: - временной нетрудоспособности (кроме увольнения согласно п. 5 ст. 40 КЗоТ ( 322-08 )), - пребывания работника в отпуске. 2. Беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет (в отдельных случаях - до 6 лет); 3. Одиноких матерей, имеющих ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида. Даже при полной ликвидации предприятия эти женщины могут быть уволены только при условии обязательного трудоустройства (ст. 184 КЗоТ). Преобладающее право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников в связи с изменениями в организации производства и труда согласно ст. 42 КЗоТ ( 322-08 ) предоставляется работникам с более высокой квалификацией и производительностью труда. При равных условиях производительности труда и квалификации преимущество в оставлении на работе предоставляется: 1) семейным - при наличии 2 и более иждивенцев; 2) лицам, в семье которых нет других работающих с самостоятельным заработком; 3) работникам с продолжительным непрерывным стажем работы на данном предприятии; 4) работникам, учащимся в высших и средних специальных учебных учреждениях без отрыва от производства; 5) участникам боевых действий, инвалидам войны и лицам, на которых распространяется действие Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты" от 22.10.93 г. № 3551-XII ( 3551-12 ); 6) авторам изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и рационализаторских предложений; 7) работникам, получившим на этом предприятии трудовое увечье или профзаболевание; 8) лицам из числа депортированных из Украины, в течение 5 лет, со времени возвращения на постоянное местожительство в Украину; 9) работникам из числа бывших военнослужащих срочной службы и лицам, проходившим альтернативную (невоенную) службу, - в течение 2 лет со дня увольнения их со службы. Если после прекращения деятельности предприятия одновременно создается новое предприятие, то работник не вправе требовать восстановления его на работе на вновь созданном предприятии, если он не был переведен туда в установленном порядке. Порядок "сокращения" работников В соответствии со ст. 49-2 КЗоТ ( 322-08 ) о предстоящем увольнении работников персонально предупреждают не позднее чем за 2 месяца (в этот период включается время отпуска и временной нетрудоспособности). Предупреждение оформляется приказом (распоряжением) руководителя, в котором предупрежденный работник обязательно должен расписаться в подтверждение тому, что он с приказом ознакомлен. При несоблюдении срока предупреждения работника об увольнении, если он не подлежит восстановлению на работе на других основаниях, суд изменяет дату его увольнения, зачислив срок предупреждения, в течение которого он работал (постановление Пленума ВАСУ от 06.11.92 г. № 9 "О практике рассмотрения судами трудовых споров" (с изменениями)). Процедура "сокращения" работников должна быть тщательно оформлена документально (все документы должны быть надлежащим образом составлены и подписаны), т. к. в случае обращения работника в суд с иском о восстановлении его на работе в соответствии с п. 19 указанного постановления ВАСУ, рассматривая трудовые споры, связанные с увольнением по п. 1 ст. 40 КЗоТ, суды обязательно выясняют: - действительно ли у ответчика имели место изменения в организации производства и труда, в частности, ликвидация, реорганизация или перепрофилирование предприятия, сокращение численности или штата работников; - какие имеются доказательства относительно изменений в организации производства и труда; - какие имеются доказательства того, что работник отказался от перевода на другую работу или что собственник не имел возможности перевести работника с его согласия на другую работу на том же предприятии; - не пользовался ли увольняющийся работник преобладающим правом на оставление на работе; - предупреждался ли он за 2 месяца о предстоящем увольнении. Кстати, работник может обратиться в суд по делам об увольнении - в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки (ст. 233 КЗоТ ( 322-08 )). Этот срок может быть продлен в случае пропуска его по уважительным причинам. Одновременно с предупреждением об увольнении в связи с изменениями в организации производства и труда собственник или уполномоченный им орган должен предложить работнику другую работу на том же предприятии. Причем собственник (руководитель) вправе в пределах однородных профессий и должностей осуществить перестановку (перегруппировку) работников и перевести более квалифицированного работника, должность которого сокращается, с его согласия на другую должность, освободив с нее на этих основаниях менее квалифицированного работника. Сразу после предупреждения работников об их увольнении предприятие не позднее чем за 2 месяца в письменной форме уведомляет об этом государственную службу занятости, указывая основания и сроки увольнения, наименование профессий, специальностей, квалификации, размер оплаты труда таких работников. В день увольнения собственник (руководитель) предприятия обязан выдать работнику копию приказа об увольнении с работы, оформленную надлежащим образом трудовую книжку и произвести с ним окончательный расчет. В 10-дневный срок после "сокращения" работников предприятия подставляют в государственную службу занятости списки фактически уволенных работников (п. 5 ст. 20 Закона о занятости ( 578-98-п )). В случае непредставления или нарушения сроков представления этих данных взыскивается штраф в размере годовой заработной платы за каждого уволенного работника. При отсутствии работы по соответствующей профессии или специальности а также в случае отказа работника от перевода на другую работу на том же предприятии работник, по своему усмотрению, после увольнения может обратиться за помощью в государственную службу занятости или трудоустроится самостоятельно. Необходимо обратить внимание на то, что согласно ст. 49 КЗоТ ликвидация, реорганизация предприятий, изменение форм собственности или частичная приостановка производства, которые влекут за собой сокращение численности или штата работников, ухудшение условий труда, могут осуществляться только после заблаговременного представления профессиональным союзам информации по этому вопросу, включая информацию о причинах последующих увольнений, количестве и категориях работников, которых это может касаться, о сроках проведения увольнения. Указанные положения были внесены в эту статью Законом Украины от 05.04.2001 г. № 2343-III ( 2343-14 ) в связи с принятием Закона Украины "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 15.09.99 г. № 1045-XIV ( 1045-14 ). Собственник или уполномоченный им орган не позднее 3 месяцев со времени принятия решения проводит консультации с профессиональными союзами о мерах по предотвращению увольнения или сведению их количества к минимуму или смягчению неблагоприятных последствий любого увольнения. В свою очередь профсоюзы имеют право вносить предложения соответствующим органам о переносе сроков или временном прекращении или отмене мер, связанных с увольнением работников. Выплаты при "сокращении" При "сокращении" работников им выплачивается: - заработная плата; - компенсация за неиспользованный отпуск; - выходное пособие в размере не менее среднего месячного заработка (только уволенным согласно п.п. 1, 2, 6 ст. 40 КЗоТ). Обращаем внимание на то, что ст. 49 КЗоТ о выплате "сокращенным" работникам по предыдущему месту работы средней заработной платы на период трудоустройства, но не более чем на 3 месяца со дня увольнения на период трудоустройства исключена согласно закону Украины "О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования" от 11.01.2001 г. № 2213-III ( 2213-14 ), который вступил в силу 22.02.2001 г. В соответствии с пп. "г" п. 1 ст. 5 Декрета о подоходном налоге ( 13-92 ) в совокупный налогооблаемый доход "сокращенного" работника не включаются компенсационные выплаты в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством. К таким компенсационным выплатам в соответствии с пп. 5.4.1 Инструкции о подоходном налоге ( z0064-93 ) принадлежит выходное пособие, которое выплачивается "сокращенным" работникам в размере среднемесячного заработка. То есть сумма выходного пособия не облагается подоходным налогом и в соответствии с п. 2 ст. 5 Декрета о подоходном налоге взносами (сборами) в социальные фонды. Суммы компенсации за неиспользованный отпуск облагаются указанными налогами и взносами (сборами) на общих основаниях. Среднемесячная заработная плата для определения размера выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск исчисляется в соответствии с п. 2 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 г. № 100 ( 100-95-п ). Но для исчисления средней зарплаты для начисления компенсации за неиспользованный отпуск берутся выплаты за последние 12 месяцев, а выходного пособия - за последние 2 месяца. Если работника освобождают по пунктам 1, 2 и 5 ст. 40 КЗоТ до истечения того года, в счет которого он уже получил отпуск, то отчисление из зарплаты за неотработанные дни отпуска не производится (п. 2 ст. 127 КЗоТ). В соответствии со ст. 116 КЗоТ выплата всех сумм, принадлежащих работнику от предприятия, производится в день увольнения. Если работник в день увольнения не работал, то указанные суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размере сумм, надлежащих работнику при увольнении, собственник или уполномоченный им орган во всяком случае должен в указанный в этой статье срок выплатить не оспариваемую им сумму. В случае невыплаты по вине собственника надлежащих уволенному работнику сумм в указанные сроки - при отсутствии спора об их размере - предприятие должно выплатить работнику его средний заработок за все время задержки по день фактического расчета. А при наличии спора - собственник должен осуществить указанные выплаты по день фактического расчета только тогда, когда спор решен в пользу работника. Если спор решен в пользу работника частично, то размер возмещения за время задержки определяет орган, который выносит решение по сути спора. В случае если уволенный работник до получения окончательного расчета устроится на другую работу, размер указанной компенсационной выплаты уменьшается на сумму заработной платы, полученной по новому месту работы. В интересах предприятия (не только работника) - осуществить окончательный расчет с уволенным работником в день его увольнения. Иначе в соответствии с пп. 9.3 Инструкции о подоходном налоге, если выплаты работнику по месту предыдущей работы выплачиваются после его увольнения, то удержание подоходного налога по этим выплатам производится по ставке 20% (кроме увольнения по уважительным причинам, предусмотренным действующим законодательством). Кроме того, предприятие должно сообщить о таких выплатах в налоговую инспекцию по месту проживания плательщика, представив справку по ф. № 2. Пособие по безработице "Сокращенным" работникам, в т. ч. военнослужащим, уволенным с воинской службы в связи с сокращением численности или штата без права на пенсию, в течение 7 календарных дней после увольнения необходимо зарегистрироваться в службе занятости в качестве ищущих работу. Статьей 26 Закона о занятости установлен один порядок выплаты пособия по безработице, а в Законе № 1533 - другой, но применять необходимо именно положение Закона № 1533, т. к. все другие законодательные и нормативные документы применяются в части, не противоречащей Закону № 1533. Поэтому рассмотрим порядок и размер выплат в таких случаях. 1. Работники, "сокращенные" в соответствии с п.п. 1, 2, 5, 6 ст. 40 КзоТ и в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, работавшие в условиях полного или неполного рабочего дня (недели) не менее 26 календарных недель и уплачивавшие страховые взносы, имеют право на пособие по безработице в зависимости от страхового стажа в процентах к средней заработной плате (доходу) в размерах, указанных в таблице (п. 1 ст. 22 и ст. 23 Закона № 1533). |-----------|-----------------|-------------|--------------------| | Начало | Общая | Размер | Порядок выплаты | | выплаты |продолжительность| пособия | (в зависимости от | | | выплаты | | продолжительности | | | | | безработицы) | | | |---------|---|------------|-------| | | |страховой| % | дни | % | | | | стаж | | | | |-----------|-----------------|---------|---|------------|-------| | с 8 дня | Не более 360 | до 2 лет| 50| первые | 100 | | после | календарных дней| от 2 до | 55| 90 к.д. | 80 | | регистра- | в течение 2 лет | 6 лет | 60| следующие | 70 | | ции в | {1} | от 6 до | 70| 90 к.д. | | | государст-| | 10 лет | | оставшиеся | | | венной | | свыше | | | | | службе | | 10 лет | | | | | занятости | | | | | | |-----------|-----------------|---------|---|------------|-------| Причем "сокращенные" лица предпенсионного возраста, имеющие установленный законодательством о пенсионном обеспечении необходимый общий трудовой стаж, имеют право на досрочный выход на пенсию за 1,5 года до установленного законодательством срока (в т. ч. на льготных условиях). Страховой стаж исчисляется как сумма периодов, в течение которых лицо подлежало страхованию на случай безработицы и уплачивало страховые взносы лично и работодателем. К страховому стажу приравнивается трудовой стаж, приобретенный работником за время работы на условиях трудового договора (контракта) до вступления в силу Закона № 1533. В среднемесячную заработную плату (доход) для исчисления помощи по безработице учитываются все виды выплат, на которые начислялись страховые взносы. Но эта помощь не может быть выше средней заработной платы, образовавшейся в отраслях национальной экономики соответствующей области за предыдущий месяц, и ниже прожиточного минимума, установленного законом. 2. Лица, которые в течение 12 месяцев, предшествовших началу безработицы, работали меньше 26 календарных недель, а также лица, уволенные с работы в соответствии с п.п. 3, 4, 7, 8 ст. 40, ст. 41 КЗоТ, имеют право на пособие по безработице без учета страхового стажа. Размер пособия таким лицам определяется в размере прожиточного минимума, установленного законом. Назначение пособия по безработице (п. 6.2 Порядка № 307) ( z0915-00 ) осуществляется на основании: - личного заявления безработного; - справки о средней заработной плате по последнему месту работы (за последние 6 месяцев); - трудовой книжки по предъявлению в случае наличия свидетельства об общеобязательном государственном социальном страховании; - паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. Военнослужащие и лица, проходившие государственную службу в подразделениях милиции, уволенные со службы в связи с сокращением численности или штата без права на пенсию или уволенные по состоянию здоровья, представляют следующие документы: - справку с военного комиссариата или воинской части о сроках прохождения военной службы, которые приравниваются к страховому стажу; - справку о размере и сроках выплаты денежного обеспечения. Перечень сокращенных обозначений нормативных документов, использованных в данной консультации: 1. Закон № 1533 - Закон Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы" от 02.03.2000 г. № 1533-III с изменениями и дополнениями. 2. Закон о занятости - Закон Украины "О занятости населения" от 01.03.91 г. № 803-ХII с изменениями и дополнениями. 3. Декрет о подоходном налоге - Декрет Кабинета Министров Украины "О подоходном налоге с граждан" от 26.12.92 г. № 13-92 с изменениями и дополнениями. 4. Инструкция о подоходном налоге - Инструкция о подоходном налоге с граждан, утвержденная приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 21.04.93 г. № 12, с изменениями и дополнениями. 5. Порядок № 307 - Порядок предоставления пособия по безработице, в том числе одноразовой его выплаты для организации безработными предпринимательской деятельности, утвержденный приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 20.11.2000 г. № 307. {1} Для лиц предпенсионного возраста (за 2 года до наступления права на пенсию) продолжительность выплаты пособия по безработице не может превышать 720 календарных дней. ------------------------------------------------------------------ "ГлавБух" №19/02, стр. 43 [13.05.2002] Наталия Радченко Бухгалтер-консультант АФ "ГлавБух-Аудит" ------------------------------------------------------------------