Неприбыльные организации: новый отчет - новые проблемы ------------------------------------------------------------------ Пятилетие вступления в силу Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ) ознаменовалось принятием приказа ГНАУ от 29.04.2002 г. № 203 ( z0443-02 ) "О внесении изменений в Порядок составления отчета об использовании средств неприбыльных организаций и учреждений и Порядок определения структуры признака неприбыльных учреждений (организаций)". Данным приказом, во-первых, был кардинально изменен Отчет неприбыльных организаций, теперь он имеет название "Налоговый отчет об использовании средств неприбыльными учреждениями и организациями". Во-вторых, изложен в новой редакции сам Порядок составления отчета об использовании средств неприбыльными учреждениями и организациями. Теперь сам Налоговый отчет является документом, который в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым Законом Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 № 2181-III ( 2181-14 ) к налоговым декларациям. Кроме уже привычных показателей полученных доходов, которые освобождаются от налогообложения, появились и такие показатели, которые позволяют уже в Налоговом отчете рассчитать сумму налога, подлежащую уплате в бюджет. Жаль только, что в данном Порядке не указано, а должны ли теперь неприбыльные организации сдавать в налоговые органы при получении "дополнительных" доходов Декларацию о прибыли предприятий. Можно было бы с полной уверенностью сказать, что новый Налоговый отчет "на порядок выше" своего предшественника, если бы не... Иногда получается (и в данном случае мы столкнулись с такой ситуацией), что меньшая "просматриваемость" отчетности и меньшая "директивность" по ее заполнению позволяет налогоплательщикам в большей степени следовать норме Закона. Не явилось исключением и принятие данного приказа. Напомним, что подпунктом 7.11.9 пункта 7.11 статьи 7 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" предусмотрено, что в случае если неприбыльная организация получает доход из иных источников, чем определены соответствующими подпунктами 7.11.2-7.11.7 этого пункта, такая неприбыльная организация обязана уплатить налог на прибыль, определяемую как сумма доходов, полученных из таких других источников, уменьшенная на сумму расходов, связанных с получением таких доходов, но не выше суммы таких доходов. Предлагаем рассмотреть, что по данному поводу предусмотрел Порядок. В пункте 8 части 1 Порядка указано, что для составления Отчета используются данные бухгалтерского учета (а где же упоминание о налоговом учете?) и первичных документов. Далее, в пункте 5 части 2 указано, что "если неприбыльные организации получают доход из других источников, то профинансированные затраты, которые непосредственно связаны с получением таких доходов, отражаются в строке 11 Отчета в том же налоговом периоде, что и указанные доходы". На первый взгляд, "подвоха" не видно. Но давайте рассмотрим ситуацию с арендной платой. Предположим, что неприбыльная благотворительная организация сдает одну из комнат в аренду. Так как арендная плата уже не входит в понятие "пассивных доходов", то она является как раз тем видом дохода, который облагается у такой благотворительной организации по результатам каждого отчетного периода - квартала. Естественно, что арендодатель постарается заключить такой договор, который будет предусматривать получение средств от арендатора, если не в начале месяца, то хотя бы не позднее 31 числа. При этом расходами, связанными с получением такого дохода, являются коммунальные платежи, которые уплачивает такая неприбыльная организация за содержание этой комнатки (как их рассчитают - или с помощью показателей счетчиков, или с помощью пропорционального расчета занимаемой площади, или просто пропорционально мощности лампочек, этот вопрос мы поднимать пока не будем). Счета за коммунальные платежи, как правило, приходят до 10 числа следующего месяца. Учитывая, что "гадать на кофейной гуще" неприбыльная организация не умеет, то расчет суммы коммунальных платежей, приходящейся на площадь, занимаемую арендатором, также будет сделан позднее. И, что самое главное, оплата этих платежей также состоится после 10 числа следующего месяца (или если просто после 1 числа, то проблема не решается). Рассмотрим ситуацию. Неприбыльная организация сдала комнатку в аренду с 1 апреля 2002 года. За каждый месяц получила вовремя от арендатора по 200 грн. арендной платы. Коммунальные платежи за каждый месяц составили по 100 грн., но проплачивала их неприбыльная организация 10 числа следующего месяца. Если забыть об авансовых платежах по налогу на прибыль, а рассматривать только заполнение Налогового отчета, то получается, что во исполнение Порядка в строке 10 "Сумма доходов из других источников, которые подлежат налогообложению" неприбыльная организация должна поставить сумму 600 грн. А в строке 11 "Расходы, которые напрямую связаны с получением доходов из других источников" неприбыльная организация должна поставить сумму не 300 грн., а только сумму 200 грн. Ведь 100 грн. за июнь месяц она еще "не профинансировала". И снова возникает парадокс, вернее, возникает прямая ситуация, требующая налогового разъяснения (чтобы избежать внесения изменений в приказ, который разрабатывался, ой, не один день и уже прошел регистрацию в Минюсте Украины). Ведь положения Порядка, созданного во исполнение Закона, противоречат самому Закону. Будем надеяться, что здравый смысл у работников ГНАУ возобладает, и мы с вами до конца сдачи отчетности за второй квартал 2002 года все же получим Налоговое разъяснение, касающееся коммунальных платежей при сдаче помещений в аренду теми организациями, которые не финансируются из бюджета. Ну что же, будем ждать и надеяться. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 442-91-71 №23/02, стр. 38 [14.06.2002] Борис Мельник Аудитор ------------------------------------------------------------------