Использование расчетной книжки при закупке вторсырья

------------------------------------------------------------------

    Порядок   проведения   расчетных   операций   юридическими   и
физическими лицами (далее  -  СПД),  осуществляющими  операции  по
расчетам  в  наличной  и/или  безналичной  форме  (с   применением
платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при  продаже
товаров (предоставлении услуг)  в  сфере  торговли,  общественного
питания и услуг, регулируется в соответствии с Законом Украины  "О
применении  регистраторов  расчетных операций  в  сфере  торговли,
общественного питания и услуг" от  01.06.2000  г.  №  1776-III,  с
изменениями и дополнениями ( 1776-14 ) (далее - Закон об РРО,  см.
"Налоги и бухгалтерский учет", 2000, № 29).
    Во  исполнение  ст.  10  Закона  об  РРО  разработан  Перечень
отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли,
общественного  питания  и  услуг,  которым   разрешено   проводить
расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций
с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций,
утвержденный  постановлением  КМУ  от  23.08.2000  г.  №  1336,  с
изменениями  и  дополнениями ( 1336-2000-п ) (далее -  Перечень  № 
1336, см. "Налоги и  бухгалтерский  учет", 2001, № 10). Пунктом 19
Перечня предусмотрено, что предприятия,  осуществляющие  прием  от
населения  вторичного  сырья  (кроме  металлолома),   имеют  право
проводить расчетные операции  без регистраторов расчетных операций
(далее - РРО), но с использованием расчетных книжек (далее - РК) и
книг  учета   расчетных  операций  (далее  -  КУРО),  причем   вне
зависимости от  годового  объема  расчетных  операций, связанных с
закупкой такого товара.
    Напомним, что  Перечнем  №  1336  установлен  размер  годового
объема  расчетных  операций  по продаже  товаров   (предоставлению
услуг) - 200 тыс. грн., при  превышении  которого  применение  РРО
является  обязательным  даже  для   форм  и   условий   проведения
деятельности, определенных Перечнем № 1336. Однако  здесь  следует
отметить, что предельный объем расчетных операций распространяется
не на все формы и условия, указанные в Перечне № 1336, в частности
такое ограничение не распространяется и  на  предприятия,  которые
осуществляют прием вторсырья у населения.
    То  есть  предприятия,  осуществляющие  прием   от   населения
вторичного  сырья  (кроме  металлолома),  имеют  право   проводить
расчетные операции с использованием РК и КУРО вне  зависимости  от
годового объема расчетных операций, связанных  с  закупкой  такого
товара.

    Сырье, используемое вторично

    Обратимся к Закону Украины  "Об  отходах"  от  05.03.98  г.  №
187/98-ВР ( 187/98-ВР ), с  изменениями  и  дополнениями  (далее - 
Закон об отходах, см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2002, № 30).
    Статьей 1 указанного Закона определено, что:
    - отходы  в  качестве  вторичного  сырья  -  это  отходы,  для
утилизации   и   переработки   которых   в   Украине    существуют
соответствующие технологии и производственно-технологические и/или
экономические предпосылки;
    -  сбор  и  заготовка  отходов  как  вторичного  сырья  -  это
деятельность, связанная со сбором, покупкой, принятием, хранением,
обработкой (переделкой), перевозкой, реализацией и поставкой таких
отходов  перерабатывающим  предприятиям  на  утилизацию,  а  также
предоставление услуг в этой сфере;
    - отходы - это любые вещества, материалы и  предметы,  которые
образовались в процессе  деятельности  и  в  дальнейшем  по  месту
образования  или  выявления  таких  отходов  не  используются,   а
подлежат утилизации либо удалению владельцем таких отходов.
    Заметим, что на сегодняшний день действует Перечень  отдельных
видов доходов как  вторичного  сырья,  сбор  и  заготовка  которых
подлежат  лицензированию,  утвержденный   постановлением  КМУ   от
28.02.2001 г.  № 183 ( 183-2001-п ) (далее - постановление  № 183,
см. "Налоги  и  бухгалтерский  учет",  2001,  №  22),  включающий:
макулатуру, стеклобой,  отходы  полимерные,  отходы  резиновые,  в
том  числе изношенные шины, материалы текстильные вторичные.
    Кроме вышеупомянутого,  существует  также  Перечень  отдельных
видов отходов, предоставление услуг по приему и заготовке  которых
освобождается от налога на  добавленную  стоимость,  а  полученные
доходы - от налогообложения,  утвержденный  постановлением  КМУ от
03.08.2000  г.  № 1197 ( 1197-2000-п )  (далее -  постановление  № 
1197, см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2000, № 41), включающий в 
себя: макулатуру, стеклобой, отходы полимерные, отходы  резиновые, 
в  том  числе изношенные шины, отработанные люминесцентные лампы и  
другие отходы, которые содержат ртуть, а также отработанные нефте-
продукты (отработанные масла моторные, индустриальные и их смесь).
    Однако постановление № 183 и постановление №  1197  определяют
лишь перечень тех отдельных видов отходов  как  вторичного  сырья,
прием и заготовка которых подлежат соответственно лицензированию и
освобождению от налогообложения.
    Если обратиться к Государственному классификатору продукции  и
услуг ДК 016-97, утвержденному приказом  Госстандарта  от 30.12.97
г.  №  822  ( v0822217-97 )  (далее  -  Классификатор),  то  вывод
относительно  отходов  как  вторичного  сырья   становится  весьма
очевиден.  В раздел 37  Классификатора включена продукция, которую
возможно и целесообразно использовать  непосредственно  или  после
соответствующей переработки в качестве нового сырьевого материала.
При  этом  под  отходами  понимаются  продукты,  непригодные   для
использования  в  первичном  состоянии,  но   пригодные   для   их
переработки в качестве вторичного сырья.
    Для  его  получения  необходим  механический  или   химический
процесс обработки.  Кроме того,  как  указано  в  данном  разделе,
вторичное сырье классифицировано следующим образом:
    17.52.20 - тряпье, отходы шпагата, веревок (в том числе отходы
канатов и тросов,  а  также  изделия  из  текстильных  материалов,
бывшие в употреблении);
    21.12.60 - макулатура, отходы  бумажные  и  картонные  (в  том
числе отходы картонные из крафт-бумаги небеленной и т. п.,  газеты
и журналы, справочники и т. п. старые и непроданные);
    19.10.50 - отходы  кожи  (кожвыделка  и  другие  отходы  кожи,
которые образуются во время производства кожаных товаров,  изделия
из кожи, которые полностью изношены и т. п.);
    20.10.40 - опилки и отходы  древесины  (в  том  числе  обрезки
древесины,  которые  непригодны  для   использования  в   качестве
лесоматериала);
    24.16.60 - отходы пластмассовые;
    25.13.60 - отходы и обрезки резины;
    26.15.11 - отходы стекла.
    Таким  образом,  отходами  в   качестве   вторсырья   являются
материалы, предметы, которые образовались в процессе  деятельности
и стали непригодными для использования их в первичном состоянии по
месту образования или выявления таких  отходов,  но  пригодны  для
переработки  таких  отходов  в  качестве   вторичного  сырья   при
производстве другой продукции путем воздействия  на  такие  отходы
механическим или химическим способом.
    Следовательно, предприятие, осуществляющее прием  у  населения
макулатуры, отходов древесины, кожи и резины, текстиля,  стекла  и
пластмассы, а также других отходов в качестве  вторсырья,  которые
являются  непригодными  в  их  первичном  состоянии  по  месту  их
образования   или   выявления,  однако   могут   применяться   для
производства другой продукции путем их  переработки,  имеет  право
использовать РК и  КУРО  без  применения  РРО.  При  этом  следует
отметить, что исключением согласно Перечню № 1336, на  которое  не
распространяется такой  порядок  регистрации  расчетных  операций,
является  прием   предприятиями  металлолома,  также   являющегося
вторсырьем с позиции Классифика тора.
    Рассмотрим  более  подробно   порядок   проведения   расчетных
операций при использовании РК и КУРО без применения РРО.

    Содержание и форма РК

    Согласно п. 1 ст. 3 Закона  об РРО ( 1776-14 ) СПД,  осуществ-
ляющие расчетные  операции  при  продаже  товаров  (предоставлении  
услуг)  в  сфере торговли, общественного  питания и услуг, обязаны 
проводить расчетные  операции через зарегистрированные, опломбиро-
ванные   в  установленном  порядке  и  переведенные  в  фискальный 
режим работы РРО, или  в  случаях,  предусмотренных  этим Законом, 
с применением зарегистрированных в установленном порядке расчетных 
книжек.
    Во исполнение Закона об РРО разработаны  следующие  документы:
Положение о форме  и  содержании  расчетных  документов  (далее  -
Положение о  форме  и  содержании  расчетных  документов  №  614),
Порядок регистрации и ведения  книг  учета  расчетных  операций  и
расчетных   книжек ( z0106-01 ) (далее  -  Порядок  регистрации  и 
ведения КУРО и РК №  614),  Порядок  подачи  отчетности, связанной  
с применением регистраторов расчетных операций или  использованием  
расчетных  книжек  (далее  - Порядок  подачи  отчетности  №  614),  
утвержденных приказом  ГНАУ  от  01.12.2000 г.  № 614 ( z0108-01 ) 
(см.  "Налоги  и  бухгалтерский  учет",  2000,  №  15).  Указанные   
документы  распространяются на книги учета  расчетных  операций  и  
расчетные книжки, которые используются СПД при проведении расчетов  
в  сфере торговли,  общественного  питания и услуг, кроме расчетов  
при осуществлении операций купли-продажи иностранной валюты. Итак,
регистрация  РК  осуществляется  в  налоговом  органе   по   месту
регистрации КУРО не позднее двух рабочих  дней  с  момента  подачи
субъектом предпринимательской деятельности  следующих  документов:
письменного заявления произвольной формы и справки  о  регистрации 
КУРО  при  регистрации  расчетной   книжки   присваивается  номер, 
состоящий   из   фискального   номера,  КУРО,  с   которой   будет 
применяться РК, и проставленного через  дробь  порядкового  номера
РК, зарегистрированной на данную книгу УРО.
    Кроме того, следует отметить, что  к  регистрации  принимаются
сброшюрованные  РК,  которые  состоят  из  блоков  последовательно
пронумерованных  расчетных    квитанций    установленной    формы,
изготовленных в соответствии с Положением  о  форме  и  содержании
расчетных  документов  №  614.  Форма   регистрационной   страницы
приведена в приложении 7 указанного Положения.
    При этом  РК  должна  быть  скреплена  изготовителем  машинным
способом, который делает невозможным  изъятие  корешков  расчетных
квитанций без нарушения средств скрепления.
    Пунктом 12 Положения о форме и содержании расчетных документов
№ 614 определено, что при выдаче  средств  предприятием  в  случае
принятия от населения вторичного сырья (кроме металлолома),  такое
предприятие   при   регистрации  указанной   операции   использует
упрощенную расчетную квитанцию.
    Упрощенная расчетная квитанция - это расчетный документ, бланк
которого изготовлен типографским способом, а  отдельные  реквизиты
заполняются от руки или  путем  проштамповывания  при  регистрации
расчетных операций, расчеты которых в соответствии  с  действующим
законодательством осуществляются без применения РРО.
    Форма  №  РК-2  упрощенной  расчетной  квитанции  приведена  в
приложении 8 Положения о форме и содержании расчетных документов №
614.

|-----------------------------|---|-------------------------------|
|      АААА № 000000          |   |АААА № 000000 IД  <код (номер)>|
|                             |   |                               |
|Всього __________ <сума>____ |   |Всього_______ <сума>________   |
|-----------------------------|---|-------------------------------|

    При  этом  на  странице  РК  может  быть  размещено  несколько
упрощенных расчетных квитанций, однако обязательным  условием  при
этом является обеспечение места для записи суммы расчета,  четкого
указания серий и номеров на таких упрощенных расчетных квитанциях.
Напомним,  что  бланки  расчетной  квитанции   являются   бланками
строгого учета и изготавливаются в соответствии  с  постановлением
КМУ "Об установлении порядка изготовления бланков ценных  бумаг  и
документов  строго  учета"  от  19.04.93 г. № 283  ( 283-93-п )  и
Правилами изготовления бланков  ценных  бумаг  и документов строго
учета, утвержденными приказами Минфина Украины от 25.11.93 г. № 98
( z0008-94 ), Службы  безопасности  Украины  от 15.11.93 г. №  118
и  Министерства внутренних дел Украины от 24.11.93 г. № 740.
    Упрощенная  расчетная  квитанция  состоит  из  двух  частей  -
корешка и отрывной части.
    Отрывная часть упрощенной расчетной квитанции должна содержать
следующие обязательные реквизиты:
    серию (четыре буквы) и номер (шесть цифр),  которые  наносятся
при изготовлении бланка квитанции;
    идентификационный код согласно ЕГРПОУ  юридического  лица  или
идентификационный номер согласно ГРФЛ физического лица;
    надпись "Всего"  и  общую  стоимость  всех  услуг,  оплаченных
предприятием при закупке вторсырья, на одной упрощенной  расчетной
квитанции (т. е. общая сумма выданных средств).
    Корешок  упрощенной  расчетной  квитанции   должен   содержать
следующие обязательные реквизиты:
    - серию (четыре буквы) и номер (шесть цифр), которые наносятся
при изготовлении бланка квитанции и совпадают с серией  и  номером
отрывной части;
    - надпись "Всего" и общую  стоимость  всех  услуг,  уплаченных
предприятием при закупке вторсырья по одной  упрощенной  расчетной
квитанции  (т. е.  общая  сумма  выданных  средств).  Кроме  того,
при   изготовлении   бланка   упрощенной    расчетной    квитанции
дополнительно к  серии  и  номеру  могут  наноситься  типографским
способом другие обязательные реквизиты.

    Порядок ведения РК

    Перед началом использования РК на ее регистрационной  странице
необходимо  указать  дату  начала  использования.  Соответственно,
после  использования  всех  упрощенных  расчетных   квитанций   на
регистрационной    странице   РК   указывается   дата    окончания
использования данной РК.
    В корешке и в отрывной части  упрощенной  расчетной  квитанции
должна  указываться  полная   сумма   расчета   от   руки,   путем
проштамповывания или типографским способом,  независимо  от  того,
является ли СПД, осуществляющий прием вторсырья, плательщиком  НДС
или же такой СПД освобожден от уплаты такого налога в соответствии
с действующим законодательством.
    Расчетная книжка используется следующим образом:
    - на каждом месте проведения  расчетов  должна  использоваться
отдельная РК одновременно с КУРО, на которую она зарегистрирована;
    -  при  проведении  расчетных  операций   сперва   заполняется
корешок, потом отрывная часть упрощенной расчетной  квитанции  (за
исключением квитанций, на которых  стоимость  услуги  относительно
приема вторсырья указана предварительно путем проштамповывания или
типографским способом), при этом указанные в  корешке и в отрывной
части суммы расчетов должны быть идентичными;
    - отрывная часть  удаляется  от  корешка  по  линии  отрыва  и
выдается лицу, которое  получает   денежные  средства  в  качестве
оплаты за сданное им вторсырье;
    - если общая сумма  расчета  не  превышает  0,3  необлагаемого
минимума доходов граждан (5,1 грн.), отрывная  часть  не  выдается
такому получателю средств, а погашается  путем  перечеркивания  по
диагонали.  В указанном случае выдача  отрывной  части  упрощенной
квитанции осуществляется только по требованию лица  -  получателем
таких средств.
    Кроме того, при заполнении упрощенной расчетной  квитанции  по
требованию  покупателя  на  обратной  стороне  отрывной  ее  части
дополнительно   может   быть    указана    следующая   информация:
наименование  услуги,  стоимость  единицы   измерения,   стоимость
полученных  услуг  при  сдаче  вторсырья  предприятию  по  каждому
наименованию, дата и подпись лица, которое произвело расчет.
    Внимание! Не  разрешается  использовать  упрощенные  расчетные
квитанции повторно, производить исправления записей в  квитанциях,
удалять из  РК  корешки  расчетных  квитанций,  а  также  нарушать
скрепление  книжки.  В  случае  повреждения  упрощенной  расчетной
книжки или же при осуществлении ошибочной записи  такую  квитанцию
следует аннулировать, для чего как на корешке, так и  на  отрывной
части делается надпись "Аннулировано", а затем заверяется подписью
лица, которое производит расчеты.

    Отчетность

    Обязанность предприятия, которое осуществляет прием  вторсырья
у населения, подавать отчетность, связанную с применением  РК  при
расчетных операциях без использования  РРО,  предусмотрена  ст.  3
Закона об РРО.
    Порядком представления отчетности № 614 определено,  что  если
СПД осуществляет расчет только с  помощью  РК,  то  в  состав  его
отчетности входят следующие отчетные документы:
    - Отчет  об  использовании  регистраторов  расчетных  операций
(расчетных книжек) по  форме  №  ЗВР-1  (приложение  2  к  Порядку
представления  отчетности,  связанной  с   применением   РРО   или
использованием РК);
    - Справка об использованных расчетных книжках (приложение 1  к
Порядку представления отчетности, связанной с применением РРО  или
использованием РК).
    Отчетность, срок подачи которой определен п. 7 ст. 3 Закона об
РРО  ( 1776-14 ),  подается  СПД  в  налоговые  органы   по  месту  
регистрации РК не позднее 15 числа следующего за отчетным месяцем.  
При этом  такая отчетность  подается  по  всем  зарегистрированным  
РК, которые использовались СПД в отчетном месяце.  Что же касается 
самих  книг  УРО и  расчетных  книжек, то  при  подаче  Отчета  об  
использовании  регистраторов расчетных операций (расчетных книжек) 
и  Справки об использованных расчетных  книжках  ни КУРО,  ни РК в 
органы ГНС таким предприятием не представляются.

    Ответственность

    В рассматриваемом случае ответственность за нарушение  порядка
проведения  расчетов,  в  частности,  при  закупке   предприятиями
вторсырья у населения, возникает по общему правилу, применяемому к
расчетам в наличной форме, что предусмотрено ст. 17 Закона об РРО.
Кроме того, к субъектам предпринимательской деятельности,  которые
нарушают  порядок  регистрации  расчетных  операций  при   закупке
вторсырья  у  населения,  применяется  также  и   административная
ответственность   на   основании  ст.  155  Кодекса   Украины   об
административных правонарушениях ( 80731-10 ).
    Представим  в  табличной  форме  виды   нарушений  и   размеры
финансовых санкций, подлежащих взысканию  с  предприятий,  которые
при закупке вторсырья у  населения  нарушают  порядок  регистрации
расчетных операций с применением РК и КУРО без использования РРО.

|---|-----------------------------------------|------------------|
| № |              Вид нарушений              |  Размер штрафных |
|п/п|                                         |     санкций      |
|---|-----------------------------------------|------------------|
|Ответственность, предусмотренная в соответствии с Законом об РРО|
|---|-----------------------------------------|------------------|
| 1 |Неиспользование РК или КУРО при          |                  |
|   |осуществлении расчетных операций по      |                  |
|   |закупке вторырья у населения             |                  |
|---|-----------------------------------------|                  |
| 2 |Использование не зарегистрированной      |                  |
|   |должным образом РК                       | 20 нмдг (п. 3    |
|---|-----------------------------------------| ст. 17 Закона об |
| 3 |Использование незарегистрированных или   | РРО)             |
|   |непрошнурованных КУРО                    |                  |
|---|-----------------------------------------|                  |
| 4 |Несохранение КУРО и РК в течение 3 лет   |                  |
|   |после окончания срока их заполнения      |                  |
|---|-----------------------------------------|------------------|
| 5 |Проведение расчетных операций на         | 5 нмдг (п. 1     |
|   |неполную сумму стоимости предоставленных | ст. 17 Закона об |
|   |услуг                                    | РРО)             |
|---|-----------------------------------------|------------------|
|               Административная ответственность                 |
|---|-----------------------------------------|------------------|
| 6 |Невыдача гражданам-потребителям          |5 нмдг (абз. пятый|
|   |упрощенной расчетной квитанции,          |ст. 155 Кодекса   |
|   |удостоверяющей факт получения услуг по   |Украины об        |
|   |сдаче вторсырья                          |административных  |
|   |                                         |правонарушениях)  |
|---|-----------------------------------------|------------------|
| 7 |Непредставление, несвоевременное         |5 нмдг - на       |
|   |представление или представление по       |должностных лиц;  |
|   |неустановленной форме налоговым органам  |1 нмдг - на       |
|   |отчетности, связанной с применением РРО. |граждан-субъектов |
|   |Несохранение РК и КУРО в течение 3 лет   |предпринимательс- |
|   |после окончания срока их заполнения      |кой деятельности  |
|   |                                         |(абз. девятый ст. |
|   |                                         |155 Кодекса       |
|   |                                         |Украины об        |
|   |                                         |административных  |
|   |                                         |правонарушениях)  |
|---|-----------------------------------------|------------------|

    Надеемся, что данная публикация поможет предприятиям  избежать
всевозможных неприятностей  и  казусов,  возникающих  при  закупке
вторсырья  у  населения,  и  еще  раз  убедиться  в   правильности
оформления таких операций с  точки  зрения  регистрации  расчетных
операций.



------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№ 47/02, стр. 24
[13.06.2002]
Ю. Рудяк
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------