Имеем - не храним, потерявши - относим на затраты или тихонько амортизируем ------------------------------------------------------------------ В "Бухгалтере" № 6'2002 (с. 26-27) мы уже анализировали влияние "госбюджетного" запрета амортизации выведенных из эксплуатации ОФ 2-й и 3-й групп на амортизацию похищенных ОФ. Тогда - с учетом всех "за" и "против" - мы склонялись к тому, что стоимость похищенных ОФ 2-й и 3-й групп продолжает амортизировать в силу положений п/п. 8.4.8 и 8.4.9 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ). И хотя надежды на появление официальных налоговых консультаций, которые бы полностью рассеяли туман в этом вопросе, пока не оправдались, кое-что за прошедшее время все-таки изменилось. Речь прежде всего о налоговом разъяснении, касающемся применения абз. 3 ст. 7 Закона о Госбюджете-2002 ( 2905-14 ), {1} и письме ГНАУ от 29.04.2002 № 2534/6/15-1116 ( v2534225-02 ) {2}. Налоговое разъяснение подтвердило правомочность строго формализованного раскрытия понятия "вывод из эксплуатации", определив его как ликвидацию, капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию и консервацию (то есть далеко не всякую неэксплуатацию можно отождествлять с выводом из эксплуатации). Названное выше письмо не только подтвердило верность ГНАУ избранному курсу, но и воспроизвело ряд примеров, которые ГНАУ не считает выводом из эксплуатации для "антиамортизационных" целей. Так, из письма следует, что продолжает начисляться амортизация на резервное оборудование, на временно опломбированное, временно не используемое в межсезонный период или в ходе текущего ремонта - главное, чтобы соответствующие ОФ не были ликвидированы, не находились в состоянии капремонта, реконструкции, модернизации и консервации. И хотя среди примеров нет случая с кражей, сам по себе подход позволяет вывести хищение из-под терминологического определения "вывод из эксплуатации". Но интересное в письме на этом не заканчивается. Как бы подводя итог п. 3 письма, автор (А. Шитря) указывает: "В текущем бюджетном году при отражении в налоговом учете операций с основными фондами групп 2 и 3 вместо п/п. 8.4.4, 8.4.6, 8.4.8 "б", 8.4.9 "б" п. 8.4 ст. 8 Закона применяются п/п. 8.4.3, 8.4.5, 8.4.,8 "а", 8.4.9 "а" данного пункта". Приведенная цитата позволяет нашу взвешенную рекомендацию о продолжении амортизации украденного заменить достаточно радикальным указанием на необходимость отнести его стоимость на валовые затраты, как того требует п/п. 8.4.8 "а". Затем - если будет найден похититель, который компенсирует предприятию причиненный ущерб, - "включится" п/п. 8.4.9 "а", согласно которому следует увеличить валовой доход на сумму компенсации. {3} Идти этим путем или нет - решать вам. По нашему мнению, на сегодняшний день оснований для этого вполне достаточно. Ну а для осторожных будет спокойнее занять соглашательскую (то есть нашу бывшую) позицию и амортизировать. Во-первых, этот вариант более явно прочитывается в совокупности Законов о Госбюджете-2002 и о Прибыли и его применение не будет сопряжено с постоянной боязнью за судьбу рассматриваемого письма. Во-вторых, амортизация мягче сказывается на облагаемой налогом прибыли, что наверняка оценит проверяющий вас инспектор. Впрочем, не исключено, что мы все-таки дождемся внятного разъяснения, касающегося непосредственно похищенных ОФ, где будет высказан еще какой-то подход к проблеме. А пока - как советуют гороскопы - уделим внимание охране имущества. {1} Налоговое разъяснение относительно применения абзаца третьего статьи 7 Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2002 год" плательщиками налога на прибыль предприятий, утвержденное приказом ГНАУ от 13.02.2002 г. № 68, - см. в "Бухгалтере" № 20'2002 на с. 10т-11т. {2} См. там же, с. 11т-12т. {3} В "Бухгалтере" № 6'2002 на с. 27 обсуждалось, насколько существенным в п/п. 8.4.8 является условие "вынужденной замены". ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №23/02, стр. 41 [01.06.2002] Александр Ключник Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------