Атака клонов Грядущие изменения в налоговом законодательстве и особенно - в Законе об НДС "Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй". "Тилемахида", том II, кн. XVIII, стих 514 {1} ------------------------------------------------------------------ Поскольку рубрика "Будущее" помещает в основном материалы астрологические, а конкурировать с Ляной Светловой - бессмысленно, то будущее налоговое, видимо, надо бы давать в "Налогах и пр.", тем более что мы так и делаем (см., например, № 21'02, с. 28-29, и № 22'02, с. 29). Из прошлых наших заметок читатель уже знает, во что собираются превратить единый налог и как "совершенствуют" налог на прибыль. {2} Впрочем, о прибыли было рассказано не всё. Добавим еще несколько штришочков. Основные фонды - в процессе претворения в жизнь президентских пожеланий относительно стабилизации амортизационной политики хотят в целях налогообложения поделить на 5 (пять) групп, переподелив бывшие (то есть сегодняшние) гр. 2 и 3 между новыми (то есть будущими) гр. 3, 4 и 5 с по-объектно-групповым учетом в гр. 1 и 2 и только групповым учетом в гр. 3, 4 и 5. При этом годовые нормы амортизации должны составить: гр. 1 (здания, сооружения) - 5%, гр. 2 (передаточные устройства) - 8%, гр. 3 (мебель, бытприборы, конторское оборудование) - 25%, гр. 4 (информсистемы, в том числе компьютеры) - 40%, гр. 5 (прочее, в том числе автомобили и другой транспорт) - 15%. Отклонение от находящихся в глубоком тумане "обычных" цен более чем на 10% должно будет влечь применение этих самых "обычных", туман вокруг которых сгущается еще больше. Налоговые органы планируется наделить правом контроля за "правильностью цен" - причем не только при бартере и "связанных" сделках, но и при любых внешнеэкономических операциях, а также при всё тех же "необычных" ценах, которые отличаются от неведомых "обычных" на 10% и более. То же отношение к "обычным" ценам демонстрирует и НДСный собрат прибыльного законопроекта. {3} В совокупности с прибыльными новациями он выглядит достаточно устрашающе: атака близнецов на налогоплательщиков готовится мощнючая. Особенно - если вспомнить, что пути к отступлению (то бишь к "единоналожию") будут тогда отрезаны. К тому же НДСный близнец настолько монстроват, что прибыльное чудище кажется в сравнении с ним ласковым лапушкой - такие вот "близнецы" получились... В общем, судите сами. Изменения по НДС предполагают следующее: - при отклонении цены приобретения от "обычной" (в сторону увеличения, разумеется) более чем на любимые 10% в налоговый кредит засчитывается НДС с "обычной" цены; - "налоговая накладная считается недействительной, если она оформлена с нарушением порядка ее заполнения или выдана лицом, не зарегистрированным в качестве плательщика налога на добавленную стоимость и/или не имевшим права на выдачу налоговой накладной" (ага, вот и опять попались! Значит, сейчас, как полагает законопроектант, этого пока нет, иначе б чего было менять?); - для получения права на налоговый кредит при сверходинмиллионных сделках нужно заплатить поставщику, причем деньгами (то есть при бартере сверх 1 млн. никакого налогового кредита вроде как вообще не будет?!), а на первом событии для налогового кредита у тех, кто свои договоры не догадается раздробить, ставится жирный крест (впрочем, для налоговых обязательств оно, разумеется, остается); - при тех же крупных сделках дополнительным условием для получения налогового кредита - причем даже для обычного его зачета, а не только возмещения - необходимо отсутствие у поставщика (?!) налогового долга (а как его, поставщика, проверить и - главное - как на него повлиять???); - (внимание!) для получения же не просто зачета, а именно возмещения необходимо - уже независимо от "крупности" сделки - отсутствие налогового долга у самого плательщика, претендующего на возмещение, при этом даже микродолг бюджету спасет этот обиженный бюджет от необходимости возмещать; - (особое внимание!) возмещение НДС в любом случае откладывается дополнительно как минимум на год (для "квартальщиков" - на 3 года!); - для получения экспортного возмещения необходимо не только оплатить своему поставщику, но и получить оплату от нерезидента (причем полностью!); - исключается уйма всяческих льгот. Еще одно планируемое нововведение словами не излагается (в смыле пересказу не поддается), поэтому приведем его как есть: "В статье 9: 1) пункт 9.2 изложить в следующей редакции: "9.2. Любое лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью на постоянной/регулярной основе и деятельность которого подлежит налогообложению, получает индивидуальный налоговый номер для целей налогообложения. В постоянной регистрации может быть отказано при отсутствии убедительных доказательств осуществления предпринимательской деятельности на регулярной/постоянной основе. В таком случае производится временная регистрация. Постоянная регистрация отменяется налоговым органом при отсутствии достаточных доказательств со стороны плательщика налога по требованию налогового органа "...". Достаточными доказательствами осуществления предпринимательской деятельности на постоянной/регулярной основе являются: - представление подтверждений о начале подготовительной деятельности и количестве осуществленных закупок на момент подачи заявления о регистрации, наличие соответствующего помещения и оборудования для осуществления предпринимательской деятельности и подтверждения о принадлежности их лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность (или использование их на правах аренды), наличие материально-технических запасов, ежедневного учета проведенных операций, налоговых накладных, выписанных на имя лица, осуществляющего операции приобретения товаров, юридической ответственности лица - субъекта предпринимательской деятельности, банковского счета на имя субъекта предпринимательской деятельности и выплаты заработной платы, взносов в Пенсионный фонд"". (Далее говорится об... аудите регистрации и о ее отмене налоговым органом.) Комментировать - не будем. Зачем? Может, оно всё, конечно, и правильно - хотя, конечно, вряд ли, - но при чем тут Закон об НДС ( 168/97-ВР )? Сдается, такими вещами надо "обогащать" Законы о предпринимательстве, о предприятиях, о государственной налоговой службе и т. д. - с предварительным изучением политических последствий столь явных проявлений нового курса страны на удушение предпринимательства в зародыше и перераспределение полномочий. Ну а те, кто уже не в зародыше, выдержат и это. И не таких клонов мы видали (угадайте, где). {1} Эпиграф украден у А. Н. Радищева, который использовал его для "Путешествия из Петербурга в Москву". {2} Между прочим, многие новации закреплены не в "простом" законопроекте, а в кабминовском и параллельно при этом законопроект имеет в виду не только текущие изменения, но и соответствующие главы готовящегося Налогового кодекса. {3} См. предыдущую сноску. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №23/02, стр. 44 [01.06.2002] Александр Кирш Главный редактор ------------------------------------------------------------------