Можно ли включать в валовые затраты оплату на развитие пожарной охраны согласно ст. 27 Закона "О пожарной безопасности"? * * * Согласно Закону "О пожарной безопасности" ( 3745-12 ) (ч. 2 ст. 27 {1}) "финансирование и материально-техническое обеспечение сельских пожарных команд осуществляется за счет средств местного бюджета, средств, отчисляемых предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории района, в размере 0,1 процента от основных и оборотных средств и трех процентов средств, выделяемых на новое строительство, отчислений от платежей по имущественным видам страхования на финансирование предупредительных мер, а также за счет пожертвований юридических и физических лиц". Итак, речь идет лишь о сельских пожарных. При этом следует отметить, что указанные платежи (0,1% или 3%) носят характер обязательных, но не предусмотренных Законом "О системе налогообложения" ( 1251-12 ) (в редакции Закона от 18.02.97 г. № 77/97-ВР ( 77/97-ВР )) {2}. Согласно же ст. 1 этого Закона {3} "ставки, механизм взимания налогов и сборов (обязательных платежей), за исключением особых видов таможенной пошлины, и льготы по налогообложению не могут устанавливаться или изменяться иными законами Украины, кроме законов о налогообложении. "..." Налоги и сборы (обязательные платежи), взимание которых не предусмотрено настоящим Законом, уплате не подлежат". В общем, мы считаем, что эти платежи вполне можно не уплачивать (как, например, и "инвалидные" штрафы, отметаемые ВХС на аналогичном основании, - см. "Бухгалтер" № 9'2002, с. 22, п. 5). Хотя следует признать, что налоговики порой придерживаются противоположной точки зрения - в анализ сути "пожарных платежей" не вдаваясь (см. письмо Закарпатской ГНА от 09.12.98 г. № 6260/15-0108 в газете "Урядовий кур'єр" № 1 за 05.01.99 г.). Между прочим, в ст. 27 Закона "О пожарной безопасности" ( 3745-12 ) по платежам этим не определены ни порядок, ни сроки их уплаты... Если же вы все-таки решили не ссориться и тихонько перечислить эти деньги в бюджет сельской громады, то тут наблюдается палка о двух концах. С одной стороны, можно назвать такое перечисление добровольным пожертвованием (ведь сумму эту - как показано выше - можно было и не платить). Тогда в рамках 4% от прибыли предыдущего квартала будет законно отнесение платежа на валовые затраты по п/п. 5.2.2 Закона о Прибыли ( 334/97-ВР ). Но с другой - в местном совете вам могут сказать: "Так это ж вы добровольное пожертвование перечислили, а теперь давайте перечисляйте еще и то, что должны (0,1% и/или 3%)". Если же перечислить эти средства просто как отчисление согласно ст. 27 Закона "О пожарной безопасности" ( 3745-12 ), то в валовых затратах им места нет. Поэтому лучше назовите это перечисление "добровольным отчислением". Тогда и 4%-ми можно воспользоваться, и местный совет не придерется. Кстати, бывают случаи, когда решениями областных и городских госадминистраций устанавливаются отчисления на обеспечение городских пожарных подразделений от стоимости объекта нового строительства. Как сообщил Госстрой в письме от 18.05.99 г. № 7/428 ( v_428241-99 ) (со ссылкой на письмо Минюста от 08.04.97 № 14-48-279 ), такие решения носят рекомендательный (то бишь необязательный) характер, с чем мы полностью согласны. {1} В которую с момента принятия Закона (17.12.93 г.) изменения не вносились. {2} Закон - см. в "Бухгалтере" № 1-2'2002 на с. 4т-8т, изменения к нему - в № 12'2002 на с. 7. {3} См. "Бухгалтер" № 1-2'2002, с. 4т-5т. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №25/02, стр. 29 [01.07.2002] Леонид Карпов Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------