Плохому плательщику статус мешает

   Обязаны ли неприбыльные организации представлять декларацию
                            о прибыли

------------------------------------------------------------------

    Снова рассмотрим  некоторые  вопросы  неприбыльной  отчетности
{1}, коснувшись  на  этот  раз  ее  состава.  В  свое  время  ГНАУ
за  подписью   Н.  Азарова   издала   письмо   (от  24.04.2000  г.
№  183/4/15-1216  ( v0183225-00 ),   в   котором,   в   частности, 
сообщалось, что

    "неприбыльные учреждения и организации представляют  отчет  об
    использовании  денежных  средств  неприбыльных  организаций  и
    учреждений,  а  в  случае  получения  доходов   представляется
    налоговая  декларация  о  прибыли   по    месту    регистрации
    организации или учреждения".

    Собственно,    это    письмо    подтверждало     правомерность
представления неприбыльными организациями декларации о прибыли  по
итогам не каждого  отчетного  периода,  а  лишь  того,  в  котором
возникал объект обложения налогом на прибыль (например, по  итогам
1 квартала следующего за отчетным года или в  случае  получения  в
отчетном периоде (квартале) доходов  из  источников  иных,  нежели
указаны в п/п. 7.11.2-7.11.7 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР )). {2}
    По  жизни  к  решению вопроса об обязательности  представления
"неприбыльщиками" декларации  о  прибыли при любом (прибыльном или
неприбыльном) исходе их квартальной деятельности - единого подхода
не  существовало:   в  одних  инспекциях  требовали  обязательного
ежеквартального ее представления;  в других - смотрели на ситуацию
сквозь пальцы,  настаивая  на  обязательности  представления  лишь
декларации  с  "прибылями";  в третьих  -  декларации с прочерками
(то   есть   при   отсутствии   объекта  обложения)  принимать   у
"неприбыльщиков"  отказывались,  ссылаясь  на  непредусмотренность
такого их представления.
    Конечно, определенная угроза  штрафования  за  непредставление
декларации существовала (если исходить из того, что  представление
ее было обязательным даже при отсутствии  прибыли)  -  по  крайней
мере,  до того момента,  когда в декабре 2000 года из п. 11 ст. 11
Закона о госналогслужбе ( 509-12 ) наконец  исключили упоминание о
непредставлении, несвоевременном представлении  или  представлении
по неустановленной форме налоговых деклараций  как  основании  для
админштрафования  должностных  лиц  предприятий,   учреждений    и
организаций. Тем не менее о повальных админштрафах слышно не было,
хотя  "избирательно"  декларации  о  прибыли  представляли  многие
неприбыльные  организации.  Так  что  можно  утверждать,  что   по
сложившейся  традиции  представление  декларации  о  прибыли  было
обязательным лишь для случаев возникновения этой самой прибыли.
    С апреля 2001 года  -  со вступлением в силу Закона "О порядке
погашения..." - ситуация изменилась.  Ведь п/п. 17.1.1  названного
Закона  предполагает  санкцию   за    непредставление    налоговой
декларации:    десять    необлагаемых    минимумов    за    каждое
непредставление или задержку.  Теперь уже  в  налоговых инспекциях
(хотя и не во всех) стали требовать  от  неприбыльных  организаций
обязательного представления налоговых деклараций о  прибыли,  а  в
случае их непредставления - штрафовали.
    С момента вступления  в  силу Закона "О порядке  погашения..."
Закон о Прибыли ( 334/94-ВР ) в отношении представления декларации
плательщиками этого налога стал довольно лаконичным (п. 16.4):

    "Плательщики  налога   в    сроки,    определенные    законом,
    представляют в налоговый орган налоговую  декларацию о прибыли
    за отчетный квартал,  рассчитанную нарастающим итогом с начала
    отчетного финансового года".

    Никаких  исключений  в  отношении   отчетности    неприбыльных
организаций Закон о Прибыли ( 334/94-ВР ) не содержит (о том,  что
неприбыльные организации, видимо, все-таки являются  плательщиками
налога на прибыль - просто объект обложения  у  них  возникает  по
особым правилам, - см. "Бухгалтер" № 15'2002, с. 47).
    Итак,  неприбыльный  статус  не  должен  мешать    плательщику
продекларироваться.
    Кстати,  второй абзац п. 16.10 Закона о Прибыли  ( 334/94-ВР )
гласит, что

    "неприбыльные     организации,   определенные   пунктом   7.11
    настоящего Закона, уплачивают налог на прибыль  от  неосновной
    деятельности в общем порядке".

    Это приводит нас к мысли, что и уплата  авансовых  взносов  по
налогу на прибыль  (с  представлением  уведомления  о  результатах
расчета авансовых взносов - как минимум,  в  случаях возникновения
прибыли) неприбыльным организациям вовсе не чужда.
    В "Бухгалтере" № 21'2002 на с. 22 - 26 была опубликована новая
редакция Порядка  составления  отчета  об  использовании  денежных
средств неприбыльными учреждениями и организациями.  Теперь  отчет
стал  называться  "налоговым  отчетом"  и,  что  гораздо   важнее,
содержит  собственно  расчет  налога  на  прибыль.  Следовательно,
преобразившийся отчет вполне подпадает под определение  "налоговой
декларации" в понимании Закона "О порядке погашения...".
    Конечно, представлять по одному и тому же налогу две налоговые
декларации - это чересчур,  а значит, обычную декларацию по налогу
на прибыль неприбыльные организации  представлять  уже  не  должны
{3}.  Такой вывод поддержан и публикацией  в  "Вестнике  налоговой
службы  Украины"  № 22/2002  на  с. 19-20  под  заголовком  "Отчет
неприбыльных учреждений и организаций приобретает статус налоговой
декларации" (автор - Т. Савченко):

    "До  сих  пор  в  случае  получения  неприбыльным  учреждением
    (организацией) иных доходов (п/п. 7.11.9  п. 7.11 ст. 7 Закона
    ["О налогообложении прибыли предприятий"]  № 334/94-ВР)  такое
    учреждение  (организация)  вместе  с  отчетом  обязано    было
    представлять декларацию о прибыли предприятия,  что  усложняло
    процесс представления налоговой отчетности [! - А. Кл.]".

    Хотя, конечно, подобный вывод (о том, что для "неприбыльщиков"
отчет полностью заменяет  декларацию о прибыли)  -  при  всей  его
очевидности - было бы неплохо закрепить  на  уровне  Закона.  Ведь
именно  в  налоговой  сфере  существует  масса  примеров,    когда
неоднозначность прочтения  законодательных  норм  порождает  самые
неожиданные последствия для плательщика.  Нельзя же  к  п/п. 4.4.1
Закона "О порядке погашения..." обращаться все время!

{1} Ранее этой проблематике посвящались публикации в  "Бухгалтере"
    № 3'2002 на с. 30-31, № 17'2002 на с. 44-45 и  № 23-24'2002 на
    с. 42-44.
{2} Хотя справедливости ради заметим,  что  подобные  -  столь  же
    конкретно-лояльные письма или консультации налоговиков  -  нам
    больше не встречались. Обычно ответы были обтекаемыми и из них
    однозначный вывод сделать было нельзя.
{3} Заметим попутно,  что это не снимает проблему  с  обязанностью
    неприбыльных организаций уплачивать авансовые взносы по налогу
    на  прибыль  (с  представлением  уведомления)  в  квартале,  в
    котором получены  нельготируемые  доходы.  Ведь  приводившийся
    выше фрагмент п. 16.10 Закона о Прибыли  по-прежнему  говорит,
    что налог на прибыль от неосновной  деятельности  уплачивается
    неприбыльной организацией в общем порядке.  А налоговики,  как
    вы помните, в уплате налога на прибыль отдают приоритет Закону
    о Прибыли (в представлении же отчетности  -  Закону "О порядке
    погашения...").


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№26/02, стр. 22
[01.07.2002]
Александр Ключник
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------