Суточные за границей: много нового
        
------------------------------------------------------------------

    Постановлением  КМУ  "О  внесении  изменений  в  постановление
КМУ  от  23.04.99  г. № 663 ( 663-99-п )"  от  11.07.2002 г. № 977
( 977-2002-п ) (далее - постановление № 977) внесены  существенные
изменения,    касающиеся   установления   суточных   расходов   на
командировку за границу.
    Изменения  коснулись  работников  предприятий,  учреждений   и
организаций всех форм собственности, в том  числе  государственных
служащих, а также лиц, направляемых в командировки  предприятиями,
учреждениями  и  организациями,  которые  полностью  или  частично
содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств.
    В первую очередь укажем  изменения,  не  требующие  детального
анализа.
    Для работников предприятий, учреждений и организаций всех форм
собственности  (кроме  государственных  служащих,  а  также   лиц,
направляемых  в  командировку  предприятиями,    учреждениями    и
организациями,  которые  полностью   или    частично    содержатся
(финансируются)  за  счет  бюджетных  средств)  установлены  новые
предельные размеры суточных расходов за границу:

|---------------------------|------------------|-----------------|
|        Случаи             | До 20.07.2002 г. | С 20.07.2002 г. |
|---------------------------|------------------|-----------------|
| В случае если в счета на  |     252 гривни   |    280 гривень  |
| оплату стоимости          |                  |                 |
| проживания в гостиницах   |                  |                 |
| не включаются расходы на  |                  |                 |
| питание                   |                  |                 |
|---------------------------|------------------|-----------------|
| В случае если в счета     |                  |                 |
| стоимости проживания в    |                  |                 |
| гостиницах включаются     |                  |                 |
| расходы на:               |                  |                 |
|---------------------------|------------------|-----------------|
| - одноразовое питание     | 201 грн. 60 коп. |    224 гривни   |
|---------------------------|------------------|-----------------|
| - двухразовое питание     | 138 грн. 60 коп. |    154 гривни   |
|---------------------------|------------------|-----------------|
| - трехразовое питание     |  88 грн. 20 коп. |    98 гривень   |
|---------------------------|------------------|-----------------|

    Для лиц,  направляемых  в  загранкомандировку   предприятиями,
учреждениями  и  организациями,  которые  полностью  или  частично
содержатся  (финансируются)  за  счет  бюджетных  средств,   нормы
суточных расходов установлены в долларах  США  (см.  приложение  к
постановлению  № 977  ( 977-2002-п )).  Раньше (до  20.07.2002 г.)
нормы  суточных расходов  для  данной  категории  работников  были
установлены в гривнях.
    При этом для отдельных категорий таких лиц (см.  приложение  к
постановлению № 977 ( 977-2002-п )) установлены размеры надбавок к
нормам суточных расходов в иностранной валюте.
    Принимая во внимание интересы основной части  аудитории  нашей
газеты,  в  рамках  данной  публикации    рассмотрим    изменения,
касающиеся расчета суточных расходов для  работников  предприятий,
учреждений  и  организаций  всех   форм    собственности    (кроме
государственных служащих, а также лиц, направляемых в командировку
предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или
частично содержатся (финансируются)  за  счет  бюджетных  средств)
(далее - работники предприятий).
    Кроме того, все наши рассуждения будут касаться  исключительно
суточных расходов.
    Для    анализа    постановления   №  977  ( 977-2002-п )   {1}
дополнительно используем следующие документы:
    - Инструкцию  о  служебных командировках в пределах  Украины и
за  границу,  утвержденную приказом Минфина Украины от 13.03.98 г.
№ 59  ( z0218-98 ),   с   изменениями  и  дополнениями  (далее   -
Инструкция № 59);
    - постановление  КМУ  "О  нормах  возмещения    расходов    на
командировку  в  пределах  Украины  и  за  границу" от 23.04.99 г.
№ 663  ( 663-99-п ),  с  изменениями  и  дополнениями,  внесенными
постановлениями  КМУ  от  30.05.2000  г.   №  850  ( 850-2000-п ),
от 30.08.2000 г. № 1355 ( 1355-2000-п ),  от 06.09.2000 г.  № 1398
( 1398-2000-п ), от 06.05.2001 г.  № 423 ( 423-2001-п )  (далее  -
постановление № 663 ( 663-99-п )).

    Аванс: быть или не быть? Вот в чем вопрос

    Одно  из  важнейших,  на  наш  взгляд,  изменений,   внесенных
постановлением № 977 ( 977-2002-п ),  приведено  в  новой редакции
п. 4 постановления № 663 ( 663-99-п ).
    Процитируем его:

    "Предприятия, учреждения  и  организации,  которые  направляют
    работников в командировки за границу,  обязаны  обеспечить  их
    средствами в национальной  валюте  страны,  куда  отправляется
    работник, или в свободно конвертируемой валюте в  виде  аванса
    на текущие расходы в размерах согласно установленным нормам".

    Для сравнения приведем предыдущую редакцию п. 4  постановления
№ 663 ( 663-99-п ):

    "Предприятия,  учреждения    и    организации,    направляющие
    работников  в  командировку  за  границу,   обеспечивают    их
    средствами  в  национальной  валюте    страны,    в    которую
    командируется работник, или в свободно конвертируемой валюте в
    виде аванса  на  текущие  расходы  в  размерах,  обусловленных
    реальными  потребностями  в   стране    пребывания    согласно
    действующим нормам".

    Как видим, мягкое "обеспечивают" "легким движением  руки"  КМУ
превратилось в жесткое "обязаны обеспечить".
    Данным  изменением   явно    дается    понять    руководителям
предприятий,  что  работник  обязательно  должен  быть   обеспечен
валютой для командировки за границу.
    При этом ответственность за невыдачу  аванса  на  командировку
работника  в  самом  постановлении  № 977 ( 977-2002-п ) прямо  не
предусмотрена.  Однако  если  проанализировать  положения  Кодекса
законов о труде ( 322-08 ) (далее - КЗоТ),  то из ст. 121 следует,
что работник должен быть обеспечен авансом:

    "Работникам,    которые    направляются    в     командировку,
    выплачиваются: суточные за время  пребывания  в  командировке,
    стоимость проезда к месту назначения и обратно  и  расходы  на
    проживание    в    порядке    и    размерах,     установленных
    законодательством".

    Значит,   нарушение  указанного  требования   классифицируется
как  нарушение  законодательства  о  труде  со  всеми  вытекающими
отсюда  последствиями.  Так,  согласно  ст. 41   Кодекса   Украины
об   административных   правонарушениях  ( 80731-10 )    нарушение
установленных сроков выплаты заработной платы,  выплата  ее  не  в
полном объеме, а также прочие нарушения законодательства  о  труде
влекут за собой наложение штрафа на должностных  лиц  предприятий,
учреждений   и   организаций   независимо  от  форм  собственности
от 15  до  50  не  облагаемых  налогом  минимумов  доходов граждан
(от 255 до 850 грн.).
    Указанный админштраф налагается районными (городскими)  судами
на основании протокола об административном правонарушении, который
составляется работниками Государственной инспекции по труду.
    Справедливости  ради  стоит  отметить,  что  Инструкция  №  59
( z0218-98 ) содержит следующее положение:

    "7.77.  Если  для  окончательного  расчета  за    командировку
    необходимо  выплатить  дополнительные  средства  или  если  по
    уважительным причинам не получены средства на командировку, то
    выплата  осуществляется  в  национальной  валюте  Украины   по
    официальному обменному курсу  гривни  к  иностранным  валютам,
    установленному Национальным банком Украины на  день  погашения
    задолженности, но не позже срока, определенного в пункте  1.15
    этой Инструкции".

    Из этого можно сделать вывод, что Инструкция № 59 ( z0218-98 )
допускает   возможность  необеспечения  работника    авансом    по
уважительной   причине.   Однако   главенствующее  положение  КЗоТ
( 322-08 ) по отношению  к  Инструкции № 59 ( z0218-98 ) позволяет
утверждать  о  штрафоопасности  невыдачи  аванса  работнику    для
командировки.

    Новый порядок расчета суточных расходов

    Согласно   постановлению   №  977  ( 977-2002-п )  работникам,
направляемым   в  командировки   предприятиями,   учреждениями   и
организациями  всех  форм   собственности  (кроме  государственных
служащих,  а  также  других  лиц,  направляемых  в    командировки
предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или
частично содержатся (финансируются) за  счет  бюджетных  средств),
суточные выплачиваются в иностранной валюте  в  сумме,  которая  в
эквиваленте по официальному курсу гривни  к  иностранным  валютам,
установленному Национальным банком на день выдачи средств из кассы
уполномоченного банка, не превышает установленных предельных  норм
суточных расходов.
    Из этого следует, что для  расчета  аванса  в  части  суточных
расходов следует использовать официальный курс  20.07.2002  г.  не
используется гривни к иностранной  валюте,  установленный  НБУ  на
день выдачи средств из кассы банка.
    Напомним,  что раньше  в  соответствии с постановлением  № 663
( 663-99-п )   при   расчете  аванса    использовали    прогнозный
официальный курс обмена национальной валюты Украины к доллару  США
(6,3  гривни  за  1  доллар  США  -  на  2001  год,  по  умолчанию
действовавший и в 2002 году).  Рассмотрим условный числовой пример
1.
    Предположим, что согласно приказу на  командировку  пребывание
работника, относящегося к  административному  аппарату  управления
предприятием,  за  границей  будет  ограничено  10  днями.   Аванс
выдается в долларах США.  Официальный курс гривни к  доллару  США,
установленный НБУ, на день выдачи аванса составил 5,3 грн. за $ 1.
    Суточные,  которые  подлежат  выдаче   в    составе    аванса,
определяются следующим образом: 280 : 5,3 x 10 = $ 528,30.
    В бухгалтерском  учете  выдача  аванса  отражается записью  по
Дт 372 - Кт 302  в  части суточных - в сумме $ 528,30 (2800 грн.).
По прибытии из командировки на дату утверждения авансового  отчета
сумма  суточных  расходов  включается  в  состав  административных
расходов  предприятия  и  отражается  следующей проводкой: Дт 92 -
Кт 372 в сумме 2800 грн.
    Что  касается  налогового  учета,  то  в  данной  ситуации  мы
солидарны с мнением ГНАУ,  изложенным  в  письме от 06.02.2002  г.
№ 773/6/23-5215  ( v0773225-02 ),   см.  "Налоги  и  бухгалтерский
учет", 2002, № 19. На дату утверждения авансового отчета в валовые
расходы  предприятия  следует  включить    балансовую    стоимость
иностранной  валюты,  формируемой  из  суммы  гривень,  уплаченных
плательщиком  налога  в  связи  с  ее  приобретением  (без   учета
комиссионных и подобных расходов).
    Предположим, что курс, по которому была приобретена валюта,  -
5,35 грн. за $ 1. Балансовая  стоимость  валюты  в  части суточных
расходов,   которая  включается  в  валовые  расходы   предприятия
на  дату  утверждения  авансового  отчета,  составит  2826,41 грн.
(5,35 x 528,30).
    Согласно  п. 1.2  Инструкции  № 59  ( z0218-98 )  предприятие,
направляющее   работника  в  командировку   за    границу,   может
обеспечивать его средствами как в свободно конвертируемой  валюте,
так и  в  национальной  валюте  страны,  в  которую  командируется
работник.
    Раньше,   до  вступления   в   силу    постановления   №   977
( 977-2002-п ), пересчет  суточных расходов в  иностранную  валюту
страны, в которую командируется работник, осуществлялся с  помощью
кросс-курса.  Напомним, что кросс-курс  -  это  соотношение  между
двумя валютами, которое определено через их курс к третьей валюте.
    Теперь же сумма суточных  расходов  в  иностранной  валюте,  в
которую командируется  работник,  определяется  без  использования
кросс-курсов. Рассмотрим условный числовой пример 2.
    Предположим, что работник командируется во  Францию.  Согласно
приказу на командировку продолжительность пребывания  работника  в
этой стране составит 7 дней.  Курс гривни  к  евро,  установленный
НБУ, на дату  выдачи  аванса  составил  5,25  гривни  за  1  евро.
Суточные, выдаваемые в составе аванса на командировку, составят:
    280 / 5,25 x 7 - 373 евро.

    Суточные не ниже - не выше

    Особого  внимания  заслуживают положения п. 11-1 постановления
№ 663 ( 663-99-п ), в редакции постановления № 977 ( 977-2002-п ).
Процитируем их:

    "Размер суточных расходов, которые  выплачиваются  работникам,
    направленным  в  командировку  предприятиями,  учреждениями  и
    организациями  всех  форм  собственности  (кроме  предприятий,
    учреждений и организаций, полностью или частично  содержащихся
    (финансируемых) за счет бюджетных средств), не может быть ниже
    норм  суточных,   установленных  приложением  к  постановлению
    № 977 ( 977-2002-п )".

    В  приложении  к  постановлению  № 977 ( 977-2002-п )  указаны
нормы суточных расходов на командировку в пределах  Украины  и  за
границу для государственных  служащих  и  работников  предприятий,
учреждений  и  организаций,  которые  полностью    или    частично
содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств.
    Другими  словами,  нормы  суточных  расходов  для   работников
предприятий не должны  быть  меньше  норм  суточных  расходов  для
работников бюджетных организаций.
    В  приложении  к  постановлению   № 977  ( 977-2002-п )  нормы
суточных  расходов  установлены  в  разрезе  стран,   в    которые
командируется работник.  Так, например, в  Россию  норма  суточных
расходов для работников бюджетных  организации составляет $ 37,  в
Польшу - $ 38.
    При нынешнем курсе  гривни  к  доллару США  -  5,33  гривни  к
$ 1,  предельная  норма  суточных   расходов   составляет  $ 52,53
(280 : 5,33).
    Закономерно  возникает  вопрос:  а  может   ли    руководитель
предприятия  установить  норму  суточных  расходов,  которая  ниже
предельной ($ 52,53), но  не  ниже  той,  которая установлена  для
работников бюджетных организаций (например, в Россию - $ 37)?
    Раньше,    до   вступления   в   силу    постановления  №  977
( 977-2002-п ), данный вопрос являлся спорным, и вот почему.
    В  соответствии с Инструкцией  № 59 ( z0218-98 )  руководитель
предприятия имеет право устанавливать  дополнительные  ограничения
относительно сумм и целей использования  средств,  предоставленных
для  командировки.  Такие  ограничения  устанавливаются   приказом
(распоряжением) руководителя предприятия.
    Кроме  того,  в  п.п.  5.4.8  ст.  5   Закона    Украины    "О
налогообложении прибыли предприятий"  в  редакции  от  22.05.97 г.
№ 283/97-ВР ( 283/97-ВР ),  с  изменениями  и  дополнениями, также
указано,  что  собственник  или  уполномоченное  им  лицо    может
устанавливать дополнительные ограничения относительно сумм и целей
использования средств, предоставленных на командировку.
    Относительно данных положений Минфин высказал  свое  мнение  в
письме от 16.05.2001 г. № 041-407-349/13-3295 ( v3295201-01 ):

    "Статьей  121  Кодекса  законов  о  труде  Украины  ( 322-08 )
    установлено,  что  работникам,    которые    направляются    в
    командировку, выплачиваются  суточные за  время  пребывания  в
    служебной командировке  в  порядке  и  размерах, установленных
    законодательством.
    Согласно    статье   12   Закона  Украины  "Об  оплате  труда"
    ( 108/95-ВР )  гарантии  и  компенсации  работникам  в  случае
    служебных  командировок,   установленные  Кодексом  законов  о
    труде Украины  и  другими  актами  законодательства,  являются
    минимальными государственными гарантиями.
    Постановлением  Кабинета  Министров   от   23.04.99  г.  № 663
    ( 663-99-п ) "О нормах возмещения  командировочных  расходов в
    пределах  Украины  и  за  границу"  (с  учетом  изменений    и
    дополнений,  внесенных  постановлениями  Кабинета    Министров
    Украины    от    30.05.2000   г.   №  850   ( 850-2000-п )   и
    от 06.09.2000 г.  № 1398 ( 1398-2000-п ) утверждены предельные
    нормы  суточных расходов при командировках в пределах  Украины
    и за границу работников предприятий,  учреждений и организаций
    всех форм  собственности,  а  также  нормы  суточных  расходов
    для   государственных  служащих   и   работников  предприятий,
    учреждений  и  организаций,  которые  полностью  или  частично
    содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств.
    Исходя из приведенного, размер суточных расходов,  возмещаемых
    работникам, направленным  в  командировку  предприятиями  всех
    форм собственности, не может быть ниже норм суточных расходов,
    установленных  указанным  постановлением  Кабинета   Министров
    Украины.  Что касается ограничений относительно сумм  и  целей
    использования  средств,  предоставленных   на    командировки,
    которые устанавливаются приказом (распоряжением)  руководителя
    предприятия, то они могут быть применены к расходам на  проезд
    и проживание".

    Однако, учитывая неоднозначность данного вопроса, на  практике
руководители отдельных  предприятий  все  же  устанавливали  нормы
суточных  расходов  ниже,  чем  предельная  норма,   установленная
постановлением  №  663  ( 663-99-п ).   Особенно   это    касалось
командировок в Россию.
    В   нынешних   условиях   действия    постановления    №   977
( 977-2002-п ),   судя  по  всему,   КМУ  разрешил   руководителям
предприятий устанавливать нормы суточных расходов  для работников,
командируемых за границу, в пределах не ниже  норм,  установленных
для бюджетников (приложение к постановлению  № 977 ( 977-2002-п ),
и  не  выше  норм,  установленных  в  п.  1  постановления  №  663
( 663-99-п ) в редакции постановления № 977 ( 977-2002-п ),  т. е.
не выше 280 грн.
    Это можно  заключить,  сопоставив  положения  п. 4  и  п. 11-1
постановления  № 663 ( 663-99-п )  в  редакции постановления № 977
( 977-2002-п ).
    Пункт 4:

    "Работникам... суточные выплачиваются в иностранной  валюте  в
    сумме,  эквивалентной  по  официальному   курсу    гривни    к
    иностранным валютам, установленному НБУ на дату выдачи средств
    из  кассы  уполномоченного  банка,  которая    не    превышает
    предельных норм суточных расходов".

    Пункт 11-1:

    "Размер суточных расходов... не может  быть  ниже,  чем  нормы
    суточных,  установленных  приложением   к   постановлению  КМУ
    от 11.07.2002 г. № 977 ( 977-2002-п )".

    Вместе с тем, на наш взгляд,  если  расчетная  сумма  суточных
расходов  будет  ниже,  чем  установленная    в    приложении    к
постановлению  № 977 ( 977-2002-п )  для  бюджетников,  необходимо
использовать  норму  суточных  расходов,    предусмотренную    для
бюджетников.
    Анализируя   изменения,   внесенные   постановлением    №  977
( 977-2002-п )   в   постановление  №  663  ( 663-99-п ),  следует
отметить,  что,  судя  по  всему,  в скором времени будет изменена
Инструкция  № 59 ( z0218-98 ). Остается надеяться, что в ней будут
описаны все нюансы расчета; "заграничных" суточных расходов.
    В заключение данной публикации хотелось бы отметить следующее:
со   вступлением   в   силу  постановления   № 977  ( 977-2002-п )
(с 20 июля 2002 года) возникла проблема  расчета суточных расходов
по командировкам  за  границу,  на период которой  приходится  эта
дата. Данной  проблеме  будет  посвящена  отдельная  публикация  в
ближайшем номере нашей газеты.

{1} Постановление  КМУ  "О  нормах    возмещения    расходов    на
    командировку  в  пределах Украины и за границу" от 23.04.99 г.
    № 663 в редакции  постановления  КМУ  от  11.07.2002 г.  № 977
    приведено в рубрике "Архив" на с. 36.


------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№62/02 стр. 15
[05.08.2002]
Т. Онищенко
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------