Юпитер пугает - значит, он не прав... ...и не Юпитер. Бухгалтер не обязан вести учет так, чтобы проверяющим было максимально удобно ------------------------------------------------------------------ Не секрет, что при проверке субъекта предпринимательской деятельности налоговики нередко обращаются к регистрам бухгалтерского учета проверяемого предприятия. Оттуда они черпают информацию об оборотах по конкретным счетам и с ее помощью отыскивают слабые места в работе предприятия, за которые можно зацепиться и доначислить налог. Однако время не стоит на месте, и многие предприятия перешли к более прогрессивным методам ведения учета. Сейчас главная книга зачастую ведется в компьютере, а канцелярские тетради регистров - не ведутся вовсе. Напоровшись на такого налогоплательщика, контролеры оказываются в информационном вакууме, начинают нервничать и требуют восстановить бухгалтерский учет в полном объеме, включая любезные их сердцу регистры по формам, приведенным в Методических рекомендациях по применению регистров бухгалтерского учета {1}. В случае же неповиновения налоговики угрожают админштрафом согласно ст. 164 КоАП ( 80731-10 ). Однако законность таких требований вызывает у нас серьезные сомнения. Закон "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" ( 996-14 ) (далее - Закон) разрешает предприятиям самостоятельно избирать форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них с соблюдением единых основ, установленных Законом ( 996-14 ) , и с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных (п. 5 ст. 8 {2}). Что касается единых основ формирования регистров бухгалтерского учета, установленных Законом ( 996-14 ) , то они ограничиваются следующими предписаниями: - информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, систематизируется на счетах бухгалтерского учета в регистрах синтетического и аналитического учета путем двойной записи их на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета. Инвалютные операции отражаются также в валюте расчетов и платежей по каждой иностранной валюте отдельно (п. 3 ст. 9 Закона ( 996-14 ) {3}); - регистры бухгалтерского учета должны иметь название, период регистрации хозяйственных операций, фамилии и подписи или другие данные, позволяющие идентифицировать лиц, участвовавших в их составлении (п. 4 ст. 9 Закона ( 996-14 ) {3}); - хозяйственные операции должны быть отражены в учетных регистрах в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены (п. 5 ст. 9 Закона ( 996-14 ) {3}); - в случае составления и сохранения регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации предприятие обязано за свой счет изготовить их копии на бумажных носителях по требованию других участников хозяйственных операций, а также правоохранительных органов и соответствующих органов в пределах их полномочий, предусмотренны законами (п. 6 ст. 9 Закона ( 996-14 ) {3}). С учетом вышеизложенного Закон не устанавливает требований относительно состава (системы) регистров, которые должны вестись на предприятии. Решение данного вопроса оставлено на усмотрение самого предприятия, что подтверждается не только Законом ( 996-14 ) , но и упомянутыми Методическими рекомендациями (п. 1 {4}). Теперь - что касается форм регистров, приведенных в Методических рекомендациях. Спору нет, п. 16 Рекомендаций {5} звучит довольно грозно: "Настоящие Методические рекомендации предусматривают применение следующих регистров бухгалтерского учета "..."". И всё же, по нашему мнению, они носят не обязательный (императивный), а только рекомендательный характер, на что указывает само название документа. То есть Рекомендации "предусматривают" одно, а бухгалтер вправе предусмотреть и другое. Следовательно, отступление от системы регистров, приведенных в Методических рекомендациях, не является правонарушением и предприятие не может быть привлечено за это к ответственности. Даже если на предприятии ничего, кроме главной книги, не ведется, это удовлетворяет требованиям Закона ( 996-14 ), поскольку главная книга тоже является учетным регистром (см. п. 16 Методических рекомендаций). Также нет ничего плохого в том, что она ведется в компьютере, - это вытекает из п. 6 ст. 9 Закона ( 996-14 ) (см. выше). Просто ее нужно распечатать по требованию проверяющих - только и всего. Посему бухгалтеру, столкнувшемуся с подобными наездами налоговиков, следует, не теряя хладнокровия, продемонстрировать им приказ руководителя об учетной политике (в предположении, что таковой имеется и все, что надо, содержит), при этом объяснив (если потребуется - письменно) систему бухгалтерского учета, принятую на предприятии. Относительно админштрафов отметим, что дела об административных нарушениях, определенных ст. 164 КоАП ( 80731-10 ), рассматриваются органами контрольно-ревизионной, а не налоговой службы (ст. 234 КоАП ( 80731-10 )). Да и напугаешь ли нашего бухгалтера админштрафом? Р.S. от И. Ч. Напоследок стоит сказать, что собственно бухучет в цивилизованном мире не регулируют. Все стандарты относятся только к отчетности. А то, каким образом предприятие исполняет требования стандарта, - его дело. Главное, чтобы данные по хозоперациям отразились по нужным строкам финотчетов и/или в примечаниях. Кстати, именно поэтому все новые международные стандарты будут называться не как раньше - стандартами бухучета (International Accounting Standard), а стандартами финотчетности (International Financial Reporting Standard). В англосаксонской системе учета отсутствуют и универсальный План счетов, и какие-либо инструкции с едиными проводками. Там нет ничего похожего на абсолютно унифицированные регистры учета. Для них процесс не важен (пусть учет ведется так, как удобно предприятию), главное - результат, то есть правильный отчет. В Украине же новая система отчетности наложилась на традиционный совдеповский подход к тотальному регулированию учетной системы (единый план счетов, стандартизированные проводки, унифицированные журналы-ордера, бланки и т. п.). Плюс к этому еще и славянская ментальность, придающая большое значение самому процессу, а не результату. В общем, фактически в украинской системе П(С)БУ объединились две чуждые друг дружке тенденции. Именно поэтому у нас столько проблем формального характера. Например, есть требование стандарта, но под его реализацию нет проводки в Инструкции или нет подходящего счета в самом Плане счетов и т. д. {1} Утверждены приказом Минфина от 29.12.2000 г. № 356 (см. "Бухгалтер" № 6'2001, с. 34-40). {2} См. "Бухгалтер" № 1-2'2001, с. 35-36. {3} См. там же, с. 36. {4} См. "Бухгалтер" № 6'2001, с. 34. {5} См. там же, с. 35-36. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №29/02, стр. 33 [01.08.2002] Дмитрий Михайленко Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------