Юпитер пугает - значит, он не прав...

       ...и не Юпитер. Бухгалтер не обязан вести учет так,
             чтобы проверяющим было максимально удобно

------------------------------------------------------------------

    Не  секрет,  что  при  проверке  субъекта  предпринимательской
деятельности  налоговики   нередко    обращаются    к    регистрам
бухгалтерского учета проверяемого предприятия.  Оттуда они черпают
информацию  об  оборотах  по  конкретным счетам  и  с  ее  помощью
отыскивают слабые места в работе  предприятия,  за  которые  можно
зацепиться и доначислить налог.
    Однако время не стоит на месте, и многие предприятия перешли к
более прогрессивным методам ведения учета.  Сейчас  главная  книга
зачастую ведется в компьютере, а канцелярские тетради регистров  -
не ведутся вовсе.
    Напоровшись   на    такого    налогоплательщика,    контролеры
оказываются  в  информационном  вакууме,  начинают  нервничать   и
требуют восстановить бухгалтерский учет в полном  объеме,  включая
любезные их сердцу регистры по формам, приведенным в  Методических
рекомендациях по применению регистров бухгалтерского учета {1}.
    В случае же  неповиновения  налоговики  угрожают  админштрафом
согласно ст. 164 КоАП ( 80731-10 ).
    Однако законность таких требований вызывает  у  нас  серьезные
сомнения.  Закон  "О бухгалтерском учете  и  финансовой отчетности
в  Украине" ( 996-14 )  (далее  -  Закон)  разрешает  предприятиям
самостоятельно  избирать   форму    бухгалтерского    учета    как
определенную  систему  регистров  учета,   порядка    и    способа
регистрации и обобщения информации  в  них  с  соблюдением  единых
основ, установленных Законом ( 996-14 ) , и с учетом  особенностей
своей деятельности  и  технологии  обработки  учетных данных (п. 5
ст. 8 {2}).
    Что   касается    единых    основ    формирования    регистров
бухгалтерского учета,  установленных  Законом ( 996-14 ) ,  то они
ограничиваются следующими предписаниями:
    - информация,  содержащаяся  в  принятых  к  учету   первичных
документах, систематизируется на  счетах  бухгалтерского  учета  в
регистрах синтетического  и  аналитического  учета  путем  двойной
записи  их  на  взаимосвязанных  счетах   бухгалтерского    учета.
Инвалютные   операции   отражаются   также  в  валюте  расчетов  и
платежей по каждой  иностранной валюте отдельно (п. 3 ст. 9 Закона
( 996-14 ) {3});
    - регистры бухгалтерского учета должны иметь название,  период
регистрации хозяйственных операций, фамилии и подписи  или  другие
данные,  позволяющие  идентифицировать  лиц,  участвовавших  в  их
составлении (п. 4 ст. 9 Закона ( 996-14 ) {3});
    - хозяйственные  операции  должны  быть  отражены  в   учетных
регистрах в том отчетном периоде,  в котором они были осуществлены
(п. 5 ст. 9 Закона ( 996-14 ) {3});
    - в случае составления и сохранения  регистров  бухгалтерского
учета на машинных носителях информации предприятие обязано за свой
счет изготовить их  копии  на  бумажных  носителях  по  требованию
других    участников    хозяйственных    операций,    а      также
правоохранительных органов и соответствующих органов в пределах их
полномочий,  предусмотренны законами (п. 6 ст. 9 Закона ( 996-14 )
{3}).
    С учетом вышеизложенного  Закон  не  устанавливает  требований
относительно состава (системы) регистров, которые  должны  вестись
на предприятии.  Решение данного вопроса оставлено  на  усмотрение
самого  предприятия,  что  подтверждается    не   только   Законом
( 996-14 ) ,  но и упомянутыми  Методическими рекомендациями (п. 1
{4}).
    Теперь  -  что  касается  форм  регистров,    приведенных    в
Методических  рекомендациях.  Спору  нет,  п. 16  Рекомендаций {5}
звучит довольно грозно:

    "Настоящие    Методические    рекомендации     предусматривают
    применение следующих регистров бухгалтерского учета "..."".

    И  всё  же,  по  нашему  мнению,  они  носят  не  обязательный
(императивный),  а  только  рекомендательный  характер,  на    что
указывает    само    название  документа.   То  есть  Рекомендации
"предусматривают"   одно,   а  бухгалтер  вправе  предусмотреть  и
другое.   Следовательно,  отступление  от    системы    регистров,
приведенных  в    Методических    рекомендациях,    не    является
правонарушением и предприятие не может быть привлечено  за  это  к
ответственности.
    Даже  если  на  предприятии  ничего,   кроме  главной   книги,
не  ведется,  это  удовлетворяет  требованиям  Закона  ( 996-14 ),
поскольку  главная  книга  тоже  является  учетным  регистром (см.
п. 16 Методических рекомендаций).  Также нет ничего плохого в том,
что она ведется в компьютере, - это вытекает из п. 6 ст. 9  Закона
( 996-14 ) (см. выше).   Просто ее нужно распечатать по требованию
проверяющих - только и всего.
    Посему  бухгалтеру,  столкнувшемуся  с   подобными    наездами
налоговиков, следует, не теряя хладнокровия, продемонстрировать им
приказ руководителя об  учетной  политике  (в  предположении,  что
таковой имеется и все, что  надо,  содержит),  при  этом  объяснив
(если  потребуется  -  письменно)  систему  бухгалтерского  учета,
принятую на предприятии.
    Относительно    админштрафов    отметим,    что    дела     об
административных    нарушениях,   определенных   ст.   164    КоАП
( 80731-10 ),  рассматриваются органами контрольно-ревизионной,  а
не налоговой службы (ст. 234 КоАП ( 80731-10 )).  Да  и  напугаешь
ли нашего бухгалтера админштрафом?

    Р.S. от И. Ч. Напоследок стоит сказать, что собственно бухучет
в цивилизованном  мире  не  регулируют.  Все  стандарты  относятся
только к отчетности.  А то, каким  образом  предприятие  исполняет
требования  стандарта,  -  его  дело.  Главное,  чтобы  данные  по
хозоперациям отразились  по  нужным  строкам  финотчетов  и/или  в
примечаниях.  Кстати,  именно  поэтому  все  новые   международные
стандарты будут называться не как раньше  -  стандартами  бухучета
(International Accounting Standard), а  стандартами  финотчетности
(International Financial Reporting Standard).
    В англосаксонской системе учета  отсутствуют  и  универсальный
План счетов, и какие-либо инструкции с едиными проводками. Там нет
ничего похожего на абсолютно унифицированные регистры  учета.  Для
них  процесс  не  важен  (пусть  учет  ведется  так,  как   удобно
предприятию), главное - результат, то есть правильный отчет.
    В  Украине  же  новая  система  отчетности    наложилась    на
традиционный  совдеповский  подход  к  тотальному    регулированию
учетной системы (единый план счетов, стандартизированные проводки,
унифицированные журналы-ордера, бланки и т. п.).  Плюс к этому еще
и  славянская  ментальность,  придающая  большое  значение  самому
процессу, а не результату.
    В общем, фактически в украинской системе  П(С)БУ  объединились
две чуждые друг дружке тенденции.  Именно поэтому  у  нас  столько
проблем  формального  характера.   Например,    есть    требование
стандарта, но под его реализацию нет проводки в Инструкции или нет
подходящего счета в самом Плане счетов и т. д.

{1} Утверждены  приказом  Минфина  от  29.12.2000  г.  № 356  (см.
    "Бухгалтер" № 6'2001, с. 34-40).
{2} См. "Бухгалтер" № 1-2'2001, с. 35-36.
{3} См. там же, с. 36.
{4} См. "Бухгалтер" № 6'2001, с. 34.
{5} См. там же, с. 35-36.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№29/02, стр. 33
[01.08.2002]
Дмитрий Михайленко
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------