Шлейф старых ПФУ-грехов у "единоналожннка" ------------------------------------------------------------------ Напомним, что с огласно Указу Президента "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" ( 727/98 ) (далее - Указ) {1} плательщики ЕН не являются плательщиками сбора на обязательное государственное пенсионное страхование. Впрочем, как выяснилось благодаря ПФУ и ВХС, не совсем не являются. Например, госорганы дружно уверяют нас в том, что Президент даже и не думал освобождать плательщиков ЕН от дополнительных сборов в ПФУ (при покупке валюты, приобретении недвижимости, автомобилей, продаже ювелирных изделий и т. п.){2}. Однако речь сейчас не о допсборах. В настоящей статье мы хотели бы затронуть проблему уплаты сборов с фонда оплаты труда. Такая проблема возникает, к примеру, в случае, когда предприятие, имеющее задолженность по зарплате, переходит на ЕН. Отдельные налогоплательщики считают, что пенсионный сбор (32%), сальдо счета задолженности или обязательств которого осталось после перехода предприятия на единый налог, погашаться не должен. Для подтверждения своего вывода они ссылаются на ст. 4 Указа, согласно которой, чтобы перейти на ЕН, субъект малого предпринимательства подает заявление при условии уплаты всех установленных налогов и обязательных платежей за предыдущий отчетный (налоговый) период. По их мнению, уже сам переход на упрощенную систему означает, что никаких задолженностей по налогам-сборам, в том числе и по платежам в ПФУ, у них нет: ведь налоговая должников, в частности, по налогам на зарплату в "единоналожники" не переводит. Можно ли согласиться с таким мнением? Увы, нет. Ведь существуют достаточно серьезные аргументы против. Прежде всего обратим внимание на то, что в самом заявлении о праве применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности будущие плательщики ЕН должны указывать, что нет у них именно просроченной задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей, а не "обычных" обязательств по налогам и сборам. {3} Как известно, сбор в ПФУ предприятия уплачивают одновременно с получением в учреждениях банков денежных средств на оплату труда. {4} То есть до момента встречи с наличностью в банке просроченных обязательств по уплате сбора в ПФУ у предприятия не возникает. Поэтому их спокойно отпускают на единый налог. А есть ли у таких плательщиков обязательства по уплате сбора в ПФУ? Инструкция о порядке исчисления и уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, других платежей, а также учета их поступления в Пенсионный фонд Украины (далее - Инструкция) ( z0217-94 ) {5} под влиянием п. 1.2 Закона "О порядке погашения..." обязательство по уплате сбора на обязатель- ное государственное пенсионное страхование определяет в своем п. 5.1 как "обязательство плательщика уплатить в Пенсионный фонд Украины соответствующую сумму денежных средств в порядке и в сроки, которые определены действующим законодательством". Когда же возникает обязательство по уплате сбора в ПФУ? В принципе, из действующего законодательства четкого ответа на данный вопрос не вытекает. Можно предположить, что обязательство в отношении 32% появляется, когда плательщик сбора несет расходы на оплату труда. Тогда - следующий вопрос: когда же плательщик несет такие расходы? По нашему мнению, наиболее разумным будет прибегнуть к аналогии с бухучетом: в данном случае можно говорить о том, что расходы на оплату труда предприятие несет по начислению зарплаты. Именно в этот момент в бухучете отражаются как обязательства по выплате зарплаты, так и обязательства по уплате налогов и сборов, начисляемых на фонд оплаты труда. Далее возникшее налоговое обязательство может пройти несколько этапов. Оно становится согласованным (с момента, когда налогоплательщик представляет в контролирующий орган налоговую декларацию или расчет; становится просроченным (если не будет погашено в сроки, установленные законом), после чего превращается в налоговый долг. Теперь вернемся к плательщику ЕН. Действительно, налоговые обязательства по сбору в ПФУ у лица, ставшего плательщиком ЕН, в отношении ранее начисленной зарплаты подлежат погашению только при выплате задержанной зарплаты. Однако из этого вовсе не следует, что само обязательство не возникло раньше. Достаточно убедительной в данной ситуации выглядит ссылка на то, что плательщик ЕН обязан погасить задолженность по сбору согласно п. 3 ст. 9 Закона "О системе налогообложения" ( 1251-12 ) {6}. Напомним: эта норма предусматривает, что обязанность юрлица по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) прекращается с их уплатой или отменой либо списанием налоговой задолженности в соответствии с Законом "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" ( 2343-12 ). {7} Стало быть, обязательство по уплате сбора в ПФУ в сроки выплаты зарплаты от того только, что предприятие впоследствии перестает быть плательщиком данного налога, еще не исчезает (не прекращается). Такой же точки зрения придерживается и сам ПФУ. Так, в разъяснении заместителя председателя правления ПФУ В. Короневского {8} субъектам предпринимательской деятельности, имеющим задолженность по выплате зарплаты при переходе на упрощенную систему налогообложения и осуществляющим её выплату в период нахождения на упрощенной системе, предлагается самостоятельно определять обязательства по уплате сбора до полного погашения такой задолженности за период до момента перехода. В. Короневский считает, что плательщик ЕН должен определять свое обязательство (показатель "Надлежит к уплате 32%" строки 7 расчета (приложение 22 к Инструкции) {9} по мере выплаты задолженности по зарплате. Не следует забывать, что заполнение строки 7 превращает обязательство в согласованное, неуплата которого в предельные сроки, установленные законодательством, влечет начисление пени и штрафных санкций. {10} Это цена, которую несогласные, возможно, должны будут уплатить. Да и весь исторический опыт свидетельствует в пользу ПФУ. Вспомним, например, ситуацию со сбором в Фонд Чернобыльской катастрофы: до 01.07.98 г. ставка "чернобыльского" сбора составляла 10%, с 01.07.98 г. до 01.01.99 г. - 5%, а с 01.01.99 г. сбор был отменен. Тогда Инструкция о порядке взимания сбора в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения в 1999 году (утверждена приказом ГНАУ, МЧС и Минфина ( v0201225-99 ) от 13.04.99 г. № 201/116/109) {11} устанавливала, что плательщики сбора в Фонд исчисляют сбор с просроченной зарплаты по ставкам, действовавшим на момент начисления суммы сбора, по которым они были учтены в составе валовых затрат плательщиков в предыдущих периодах. И в общем-то, никто с ГНАУ, Минфином и МЧС в той ситуации не спорил. Случай с переходом на ЕН очень напоминает нам вариант с уплатой "чернобыльского" сбора. Так что погасить задолженность по сбору в ПФУ за периоды нахождения на обычной системе налогообложения, видимо, все-таки придется. {1} См. "Бухгалтер" № 14'2001, с. 48-50. {2} По сообщению некоторых печатных СМИ, ЧПЕНы, проигравшие дела об уплате дополнительного пенсионного сбора, собираются обжаловать действия государства в Европейский суд по правам человека. Пожелаем им удачи! {3} См. "Бухгалтер" № 6'2002, с. 13. {4} Случаи натуроплаты и выплаты зарплаты из выручки мы для простоты не рассматриваем. {5} См. "Бухгалтер" № 1-2'2002, с. 22. {6} См. там же, с. 6т. {7} Кроме того, списание налогового долга и налоговых обязательств может быть осуществлено на основании Закона "О порядке погашения..." в связи с истечением сроков давности (ст. 15). {8} См. "Ориентир" № 26/2002, с. 22. {9} См. "Бухгалтер" № 1-2'2002, с. 36-37. {10} См. разд. 11 и 12 Инструкции там же на с. 29-32. {11} См. "Бухгалтерскую газету" № 19-20'99, с. 18. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 32/02, стр. 31 [29.08.2002] Алла Погребняк ------------------------------------------------------------------