Отношения частного предпринимателя с налоговыми органами

------------------------------------------------------------------

    По состоянию на 1 января 2002 года в  органах  государственной
налоговой службы Украины зарегистрировано более 1,3 млн. субъектов
предпринимательской деятельности  -  физических  лиц  или  частных
предпринимателей. Из них около 80 процентов уплачивают те или иные
налоги и сборы в бюджет.
    Учитывая то, что эти  налогоплательщики  работают  практически
самостоятельно,  не  имеют  штата  бухгалтеров  и   юристов,    им
приходится  лично  обращаться  в  налоговые  органы,  начиная    с
постановки на учет  в  качестве  налогоплательщиков  и  заканчивая
обжалованием  действий  работников  налоговых  органов  в   случае
несогласия с ними.
    Непросто таким гражданам разобраться в особенностях применения
налогового законодательства, своевременно узнать о его изменениях.
А  на  участие  в  семинарах  или  посещение   подразделений    по
разъяснению налогового  законодательства  налоговых  инспекций  не
всегда хватает времени.
    Это приводит к тому, что данная  категория  налогоплательщиков
не  придерживается  установленного  порядка  решения  вопросов   с
налоговыми   органами    и    нарушает    действующее    налоговое
законодательство.  В минувшем году специалистами налоговых органов
по  результатам    контрольной    работы    к    этой    категории
налогоплательщиков    было   применено    штрафных    (финансовых)
санкций  на  сумму 48,4 млн. грн.,  пени  на  сумму 9,7 млн. грн.,
составлено 92,7 тыс.  протоколов  о  правонарушениях  и  взыскании
административных штрафов. В связи с этим обращаем внимание частных
предпринимателей   на   некоторые  правила  их  взаимодействия   с
налоговыми органами.

    Как стать на учет в налоговом органе?

    В органах государственной налоговой  службы  создан  постоянно
обновляющийся Реестр  физических  лиц  -  плательщиков  налогов  -
субъектов предпринимательской деятельности.  Фактически  это  банк
данных плательщиков, который  создается  для  обеспечения  единого
налогового учета в  органах  государственной  налоговой  службы  и
является составной частью Государственного реестра физических лиц
- плательщиков налогов.
    Порядок ведения этого Реестра регламентируется  Инструкцией  о
порядке учета налогоплательщиков в редакции  приказа  ГНА  Украины
от  17.11.98 г.  № 552 ( z0791-98 ),  зарегистрированного Минюстом
Украины 14.12.98 г. под № 791/3231 (с изменениями и дополнениями).
    Частный  предприниматель  после  получения  Свидетельства    о
государственной регистрации должен в пятидневной срок обратиться в
налоговую инспекцию по  своему  месту  проживания  для  взятия  на
налоговый учет со следующими документами:
    - заявление по форме № 5-ОПП (приложение 5  к  указанной  выше
Инструкции);
    - копия свидетельства о государственной регистрации;
    - документ, удостоверяющий личность (паспорт).
    Частные  предприниматели,    подпадающие    под    определение
плательщиков налога на добавленную  стоимость  (нужно  внимательно
ознакомиться со ст. 2 Закона  Украины  "О  налоге  на  добавленную
стоимость" ( 168/97-ВР )), обязаны зарегистрироваться  в  качестве
плательщиков этого налога в том же налоговом органе.
    Порядок  регистрации  регламентируется  Положением  о  Реестре
плательщиков  налога  на  добавленную   стоимость,    утвержденным
приказом  ГНА  Украины  от  01.03.2000  г.  №  79  ( z0208-00 )  и
зарегистрированным Минюстом Украины 03.04.2000 г. под № 208/4429.
    В  соответствии  с  этим  документом  частный  предприниматель
подает в налоговую инспекцию по месту проживания  в  установленные
п. 13 сроки регистрационное заявление по форме № 1-Р (приложение 1
к Положению), а также платежный документ об  уплате  установленной
суммы за бланк Свидетельства  о  регистрации,  которое  получит  в
десятидневный срок.
    После взятия  на  учет  налоговая  инспекция  выдает  частному
предпринимателю справку по форме № 4-ОПП  (а  для  предъявления  в
банк  или  другие  органы  ее  копии),  подтверждающую  взятие  на
налоговый учет, а также Свидетельство  о  регистрации  плательщика
налога на добавленную стоимость.
    Не  следует  забывать,  что  существует  определенный  порядок
уведомления налоговой инспекции об  открытии  (закрытии)  частному
предпринимателю счетов в учреждениях банков.
    Если регистрацию и формирование дела частного  предпринимателя
осуществляет   подразделение    учета    налогоплательщиков,    то
сохраняется  она  в  подразделении  по  вопросам   налогообложения
физических лиц у налогового инспектора,  за  которым  закрепляется
этот налогоплательщик.
    На протяжении периода пребывания частного  предпринимателя  на
учете бывают случаи внесения изменений в  учредительные  документы
или смена, местожительства частного предпринимателя без проведения
перерегистрации и т. п.  Следует помнить, что  все  эти  изменения
требуют уведомления налоговой инспекции в установленные указанными
выше Инструкцией и Положением  сроки  путем  подачи  определенного
перечня документов.
    В большинстве  налоговых  органов  в  удобном  месте  размещен
тематический стенд по вопросам регистрации налогоплательщиков, где
приведены не только образцы  и  перечень  необходимых  для  подачи
документов, но и номер комнаты, куда они подаются.
    Итак, налоговая инспекция внесет частного предпринимателя  как
налогоплательщика  в  определенные  учетные  регистры   и    будет
контролировать его деятельность в пределах своей компетенции.

    Как получить консультацию в налоговом органе?

    Как правило, частные предприниматели не содержат  бухгалтеров,
а составляют свои отчеты, ведут  учет  хозяйственной  деятельности
самостоятельно.  Это  требует  определенной  помощи  со    стороны
налоговых органов.
    В  налоговой  инспекции  частный  предприниматель  во    время
постановки на учет  может  сразу  обратиться  в  подразделение  по
разъяснению  налогового  законодательства  за  консультациями    о
порядке и сроках  подачи  налоговой  отчетности,  уплаты  налогов,
перечня  законов  и    нормативных    документов    по    вопросам
налогообложения.
    Некоторые  налоговые  органы  проводят  семинары  именно   для
налогоплательщиков,  которые  только  что  зарегистрировались    в
налоговом органе.  Информацию о дате и времени  проведения  такого
семинара частный предприниматель найдет на информационном стенде в
налоговом органе.
    Получить консультацию по вопросам налогообложения, относящимся
к компетенции налоговой  службы,  частный  предприниматель  может,
обратившись в установленное время в отдел (сектор) по  разъяснению
налогового законодательства налоговой инспекции, где он состоит на
учете, или прислав в  инспекцию  письмо.  В  этом  отделе  частный
предприниматель имеет возможность ознакомиться также с  налоговыми
разъяснениями,  изданными  ГНА  Украины  по  вопросам,  касающимся
налогообложения его доходов.
    Практически в каждом крупном  городе  -  областном  центре,  а
также  в  городах  Киеве  и  Севастополе    работает    телефонная
справочно-информационная    служба    "007",       предоставляющая
плательщикам соответствующую информацию.
    По рекомендации ГНА Украины в каждом налоговом органе оформлен
тематический стенд,  разъяснены  налогоплательщикам  их  права  во
взаимоотношениях с налоговыми органами.  Нужно отметить, что  этот
информационный стенд является  для  начинающего  налогоплательщика
своеобразным специализированным юридическим справочником.

    Как подавать отчетность в налоговый орган?

    Сроки  подачи  и  формы  отчетности  устанавливаются   Законом
Украины от 21.12.2000  № 2181-III ( 2181-14 ) "О порядке погашения
обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными
целевыми  фондами"  (далее  -  Закон  №  2181-III),   специальными
законами  по  вопросам  налогообложения  и  разработанными  к  ним
нормативно-правовыми  актами.  С  ними  можно    ознакомиться    в
подразделении по разъяснению налогового законодательства налоговой
инспекции, в котором находится на учете  частный  предприниматель,
либо  открыв  Web-сайт ГНА  Украины или ГНА в АР Крым  и  областях
в  сети  Internet  (электронный   адрес   Web-сайта  ГНА  Украины:
http:www.sta.gov.ua.).
    Кроме того, налоговый календарь,  где  отражены  сроки  подачи
отчетности,  размещается  ежемесячно  на   тематических    стендах
налоговых органов,  а  также  публикуется  в  "Вестнике  налоговой
службы Украины" и других печатных изданиях органов государственной
налоговой службы.
    Налоговая отчетность по установленным формам подается  частным
предпринимателем в налоговую инспекцию лично  или  присылается  по
почте. Следует помнить: если последний день срока подачи налоговой
декларации  или  расчета  того  или  иного  налога  приходится  на
выходной или праздничный день, то последним днем  срока  считается
следующий за выходным или праздничным рабочий  день.  Кроме  того,
предельные сроки подачи  налоговых  отчетов  могут  быть  продлены
руководителем (его заместителем) налогового органа по  письменному
запросу  частного  предпринимателя,  но    только    в    случаях,
предусмотренных п. 15.4 ст. 15 Закона № 2181-III ( 2181-14 ).

    Куда уплачивать налоги и как возвратить излишне уплаченные?

    О сроках погашения налогового обязательства  (проще  говоря  -
уплаты того  или  иного налога)  можно узнать из Закона № 2181-III
( 2181-14 ),  а  также  специальных  законов  по  соответствующему
налогу и разработанных к ним нормативно-правовым актам.
    Для того чтобы не ошибиться в отражении в платежных документах
банковских  реквизитов  того  или  иного  налога,    целесообразно
внимательно  переписать  их  из   информации,    размещенной    на
тематическом стенде в налоговой инспекции, уточнить  у  налогового
инспектора,  за   которым    вы    закрепляетесь    как    частный
предприниматель.
    Следует помнить, что  несоблюдение  установленных  сроков  как
уплаты налогов, так и подачи налоговой отчетности влечет за  собой
применение налоговыми органами штрафных  санкций,  предусмотренных
ст. 17 Закона № 2181-III ( 2181-14 ).
    Излишне  уплаченные  суммы  налогов,   сборов    (обязательных
платежей) плательщик  может  по  своему  заявлению  возвратить  на
протяжении 1095 дней  с  момента  возникновения  такой  переплаты.
Пункт  15.4  ст.  15   Закона   Украины   №  2181-III  ( 2181-14 )
предусматривает в отдельных случаях продление даже этого, довольно
продолжительного срока.

    Что такое "налоговое уведомление" и "налоговое требование"?

    Частному  предпринимателю  необходимо  знать,  что  он   может
получить  от  налоговой  инспекции  налоговое    уведомление    по
установленной форме, если налоговый орган самостоятельно  произвел
расчет или перерасчет налогового обязательства по тому  или  иному
налогу,  то  есть  обнаружил  какую-то  ошибку   либо    нарушение
налогового законодательства.  В налоговом уведомлении  указывается
не только сумма начисленного налога (сбора), но  и  основание  для
такого начисления,  штрафные  санкции,  сроки  уплаты  этих  сумм,
предельные  сроки,  предусмотренные  законом    для    обжалования
начисленных  сумм  в  случае   несогласия    с    ними    частного
предпринимателя.
    В  случае  если  частный   предприниматель    не    уплачивает
согласованную  сумму  налогового  обязательства  в   установленные
сроки,  то  есть  нарушает  их,  налоговый  орган  направляет  ему
налоговое требование.
    Налоговое требование, кроме указанных выше сведений,  содержит
ссылку  на  основание  его  выставления,  сумму  налогового  долга
частного предпринимателя, начисленных  пени  и  штрафных  санкций,
перечень  предложенных  мероприятий  по   обеспечению    погашения
налогового долга.
    Об этих документах и условиях их направления налоговым органом
частному  предпринимателю более подробно  можно  узнать  из  ст. 6
Закона № 2181-III ( 2181-14 ). ГНА Украины разработала и утвердила
приказом  от  21.06.2001 г. № 253 ( z0567-01 ), зарегистрированным
Минюстом Украины  06.07.01 г. под № 567/5758  Порядок  направления
органами  государственной   налоговой   службы  Украины  налоговых
уведомлений налогоплательщикам.
    В соответствии с изменениями, внесенными приказом ГНА  Украины
от  11.03.2001  г.  №  98,  зарегистрированным  Минюстом   Украины
02.04.2002 г. под № 328/6616.  частный  предприниматель  может
получить от налогового органа  и  такой  документ,  как  налоговое
уведомление-решение.  Этот документ является практически налоговым
уведомлением, которое направляется налогоплательщику, если  он  по
решению налогового органа должен уплатить одну из приведенных ниже
сумм:
    - рассчитанную  по  результатам  проверки  сумму    налогового
обязательства (в том числе штрафных (финансовых) санкций);
    - штраф за нарушение предельных сроков  уплаты  согласованного
налогового обязательства;
    - штраф за самостоятельное отчуждение активов,  находящихся  в
налоговом залоге.
    Ныне этот документ заменяет для налогоплательщика  два  прежде
заполняемых налоговым органом  документа  -  Решение  и  Налоговое
уведомление   об    обязанности    уплатить    сумму    налогового
обязательства.
    Налоговые  уведомления  и  налоговые  требования,  которые  по
определенным причинам не нашли  своего  адресата,  размещаются  на
доске налоговых объявлений (уведомлений).

    Можно  ли  рассрочить  уплату  налогового  обязательства  либо
    перенести ее срок?

    Частный предприниматель, как и все  другие  налогоплательщики,
имеет возможность отсрочить либо рассрочить начисленное  налоговое
обязательство по любому налогу.
    Рассрочка  налогового  обязательства  -    это    своеобразное
предоставление   бюджетного    кредита    налогоплательщику    под
определенный  процент,  размер  которого    не    меньше    ставки
Национального банка Украины, определенной по специальным правилам.
    Что же касается  отсрочки  налогового  обязательства,  то  это
фактически  перенесение    срока    его    уплаты    по    просьбе
налогоплательщика на более поздний  срок  также  под  определенный
процент, размер которого  не  меньше  ставки  Национального  банка
Украины, определенной по специальным правилам.
    Рассрочка и отсрочка налогового обязательства  предоставляются
налоговым органом по заявлениям частных предпринимателей, но не  в
каждом случае.
    Основанием для  рассрочки  налогового  обязательства  является
предоставление   частным    предпринимателем    доказательств    о
существовании  угрозы  возникновения  налогового  долга,  а  также
экономического обоснования, свидетельствующего, что  он  планирует
применить  в  своей  деятельности  такие  меры,   которые    будут
содействовать  улучшению  его  материального  положения  и  уплате
обязательств перед бюджетом.
    Основанием  для  отсрочки  налогового  обязательства  является
предоставление  частным  предпринимателем  доказательств  о    его
затруднительном  финансовом  положении  в   результате    действия
обстоятельств  непреодолимой  силы,   а    также    экономического
обоснования, свидетельствующего,  что  он  планирует  применить  в
своей  деятельности  такие  меры,  которые  будут    содействовать
улучшению его материального положения и уплате обязательств  перед
бюджетом.
    Порядок и условия применения рассрочки  и  отсрочки  налоговых
обязательств   регламентированы   ст.  14   Закона    №   2181-III
( 2181-14 ),  а  также Порядком  рассрочки  и  отсрочки  налоговых
обязательств налогоплательщиков, утвержденным приказом ГНА Украины
от 18.09.2001 г. № 378 ( z0912-01 ),  зарегистрированным  Минюстом
Украины 29.10.2001 г. под № 912/6103.

    Как зарегистрировать в налоговой инспекции РРО?

    Если  частный  предприниматель  по  требованию    действующего
законодательства  применяет  в  своей  деятельности    регистратор
расчетных операций (РРО).  он  должен  тщательно  изучить  Порядок
регистрации, опломбирования и применения  регистраторов  расчетных
операций,  утвержденный  приказом  ГНА  Украины  от  01.12.2000 г.
№ 614 ( z0107-01 ), зарегистрированный Минюстом Украины 05.02.2001
под № 107/5298.
    Регистрация  РРО  частного  предпринимателя  осуществляется  в
налоговой  инспекции  по  месту  его    проживания.    В    случае
использования        РРО        на        территории        другой
административно-территориальной единицы его необходимо  до  начала
использования поставить на учет в  налоговой  инспекции  по  месту
использования  (кроме  случаев  использования  РРО  на    объектах
выездной торговли). Регистрация и постановка на учет РРО налоговой
инспекцией осуществляется бесплатно, регистрация - не позднее двух
рабочих дней с момента подачи документов, а постановка на учет - в
день подачи необходимых документов.
    Для регистрации или постановки на учет РРО необходимо подать в
налоговую  инспекцию  определенные  документы,  перечень   которых
приведен в указанном выше Порядке.
    По  результатам  регистрации  РРО   частный    предприниматель
получает  Справку  о  резервировании  фискального  номера  РРО  по
установленной форме, являющейся основанием для обращения  в  центр
сервисного обслуживания с целью  опломбирования  РРО  и  получения
соответствующей справки.  И только подав в налоговую инспекцию эту
справку,  частный    предприниматель    получит    регистрационное
удостоверение установленного образца.
    О постановке на учет РРО, используемого на  территории  другой
административно-территориальной единицы,  свидетельствует  отметка
налоговой  инспекции  административно-территориальной  единицы   в
регистрационном удостоверении на РРО.

    Можно ли  подать  замечание  или  жалобу  на  действия  органа
    государственной налоговой службы?

    В соответствии с Законом Украины от 10.02.96  г.  №  393/96-ВР
( 393/96-ВР )  "Об  обращениях  граждан"   руководящие   работники
каждого налогового органа по установленному графику проводят прием
граждан.  График приема размещается  на  информационном  стенде  в
помещении  налогового  органа.  Придя  на  такой  прием,   частный
предприниматель,  как  и  каждый  гражданин,  имеет    возможность
высказать  свои  замечания  и  предложения  по  работе  налогового
органа,  выяснить  вопросы,  которые  решают  именно   руководящие
работники.  Замечания  и  предложения  можно  также  направить   в
налоговый орган письменно.
    Относительно  жалоб  на  решения  налоговых  органов,  то  они
подаются обязательно в письменной форме с  соблюдением  требований
Положения о порядке рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами
государственной  налоговой службы  в  редакции приказа ГНА Украины
от 02.03.2001 г. № 82 ( z0238-01 ),  зарегистрированного  Минюстом
Украины 15.03.2001 г. под № 238/5429.
    Положение устанавливает определенные требования к оформлению и
срокам подачи таких жалоб, а также  порядок  и  последовательность
прохождения ими разных уровней органов  государственной  налоговой
службы.
    Следует помнить, что органы государственной  налоговой  службы
рассматривают  жалобы  налогоплательщиков  относительно  налоговых
уведомлений о суммах налоговых обязательств по  налогам  и  сборам
(обязательным платежам), взимаемым  в  бюджеты  и  государственные
целевые  фонды,  кроме  ввозной  и  вывозной  таможенной  пошлины,
акцизного  сбора  и  налога  на  добавленную  стоимость  и  других
налогов, сборов (обязательных платежей), которые в соответствии  с
законами взимаются при ввозе (пересылке) товаров  и  предметов  на
таможенную территорию Украины или  вывозе  (пересылке)  товаров  и
предметов с таможенной территории Украины,  взносов  в  Пенсионный
фонд Украины, взносов  в  Фонд  социального  страхования  Украины.
Рассмотрением  этих  вопросов  занимаются  другие   контролирующие
органы.  Мы остановились на важнейших вопросах организации  работы
налоговых  органов,  знание  которых  и   соблюдение    требований
действующего  законодательства  помогут  частному  предпринимателю
избежать нарушений и штрафных санкций.


------------------------------------------------------------------
"Вестник налоговой службы Украины"
№32/02, стр. 54
[01.08.2002]
Лидия Ярош;  нач. отд. организ. работы по разъяснению  нал. закон.
Гл. упр. массово-разъяснительной работы ГНА Украины
------------------------------------------------------------------