Эта комиссия - не заседает

                  (но вот налоги она уменьшает {1})

------------------------------------------------------------------

    Письмо  Госкомпредпринимательства,  приведенное   на   с.  31,
возникло, конечно, не случайно.  Острота  этой  проблемы  понятна:
коль  "единоналожники"  имеют   право    на    общих    основаниях
предоставлять посреднические услуги, это может стать (и давно  уже
стало!) мощнейшим фактором весьма  существенного  налогоизбегания,
причем не только для плательщиков единого налога, но также  и  для
их "нормальных" контрагентов.
    Важно,  что ГНАУ вовсе  не  возражает  против  права  "единых"
на  исполнение  посреднических  договоров,   и  главное  -  против
того,  что  облагается   у  комиссионеров  только  вознаграждение,
а  не  "транзитная"  стоимость   проходящего  через   них   товара
(см.,   например,    подписанное    лично    Н.  Азаровым   письмо
от  03.01.2001 г.  № 1/2/15-1314  ( v0001225-01 )  в  "Бухгалтере"
№  14'01  на  с.  77,   а  также  разъяснение  Президиума  ВАС/ВХС
от 12.05.95 г. № 02-5/451 ( v_451800-95 ) в  редакции  разъяснения
от 31.05.2002 г. № 04-5/609 ( v_609600-02 ), п. 19, в "Бухгалтере"
№ 33'02 на с. 13).
    Хотя, между  прочим,  посредник-комиссионер  -  в  отличие  от
посредника-поверенного - торгует от  своего  имени!  Но  раз  даже
комиссионерам можно "транзитные" суммы не облагать, то поверенным
- если такие суммы и пройдут через их счет - тем более!
    Напомним, что мы неоднократно описывали всевозможные  маневры,
связанные  с  переброской  на  "единоналожников"   неединоналожных
оборотов (см. "Бухгалтер"  № 17'99,  с. 32-33, № 1-2'00, с. 90-91,
№ 23'00, с. 29-31, и № 7'02, с. 30-31),  в том числе основанные на
"давальческих" услугах  (чтоб  не  пропускать  через  "упрощенных"
сырье и материалы  -  см. № 21'99, с. 40- 41, и № 9'02, с. 27-28).
Теперь же снова подтверждено, что все эти "фокусы"  великолепно  и
совершенно законно дополняются  последним  штрихом  -  переброской
торговых доходов на ЮРЕНов и ЧПЕНов.
    Ведь понятно, что дешевле заплатить с них 10% (без НДС  -  при
продаже физлицам или другим неплателыцикам НДС,  то есть тем, кому
не нужна налоговая накладная) или  даже  6%  +  НДС  (при  продаже
остальным), чем "полноценно" облагать торговый навар  и  НДСом,  и
налогом на прибыль  (либо  -  вместо  последнего  -  подоходным  с
зарплаты и начислениями на нее же).
    Иное дело,  если  бы  комиссия-поручение,  при  которых  право
собственности к комиссионеру или поверенному не переходит, были бы
почему-то  "единым" запрещены или приводили бы к обложению  у  них
всего "транзитного" оборота. Но поскольку этой угрозы, как следует
из  вышеупомянутого  письма  на  с. 31,   нет   и   посредничество
облагается у ЮРЕНов аналогично продаже ОФ (здесь - вознаграждение,
там - разница), то сохраняется вся прелесть реализации кем  бы  то
ни было чего бы то ни было через "единоналожников" - с оформлением
полного размера торговой надбавки в  качестве  их  вознаграждения!
(Предполагаем,    что    налоговая    экономия    будет      между
заинтересованными сторонами справедливо поделена.)
    При этом  особенно  важно,  что  ни  продавцу  (комитенту  или
доверителю),   ни   конечному  покупателю    абсолютно  не  должен
угрожать  и  зловредный п/п. 7.4.3 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ),
распространяющий на всех контрагетов  нетрадиционных  плательщиков
(в  том  числе  на  контрагентов  "единоналожников")  правила  для
связанных лиц, согласно которым валовые доходы продавца  возникают
по ценам не ниже обычных (совокупность 7.4.1 и 7.4.3),  а  валовые
затраты покупателя - по ценам не выше обычных (7.4.2 + 7.4.3).
    Ведь 7.4.3 можно  обойти  не  только  тем,  что  контрагентов,
работающих с "нестандартными", трудно выявить, и  не  только  тем,
что через "родного" пропускается вся  аналогичная  продукция  (вот
цена торговли с ним уже и становится обычной). {2} Гораздо легче и
приятнее  обходить  7.4.3  комиссией-поручением,  когда  посредник
формально вообще не торгует, а просто стоит посередине, ничего  не
принимая ни в собственность, ни на баланс, ни  на  затраты,  ни  в
доходы (кроме своего вознаграждения), а у  продавца  и  покупателя
затраты-доходы возникают в связи с торговлей между собой, а  не  с
посредником, честно торговать с которым мешает 7.4.3.
    (Что же касается обычных  цен  на  посреднические  услуги,  то
пусть еще их отыщут.  Хотя, разумеется, "бандитские"  комиссионные
40 или даже 100 - см. далее таблицу - это цифры, которые буквально
воспринимать, безусловно, нельзя.  То так, для  красного   словца,
точнее - цифры...)
    А совсем уж классно, когда посредники - ЧПЕНы:  у  этих  ведь,
помимо всего прочего, на сумму  единого  налога  вовсе  не  влияет
оборот! Важно только, чтобы не превышался предельный объем (а  это
означает необходимость адекватного количества таких ЧПЕНов). Тогда
цена благодаря налоговой  экономии  в  состоянии  стать  настолько
низкой, что, возможно, соблазнит даже  "юридического"  покупателя,
который при реальной цене требовал бы налоговую накладную, а так -
ее отсутствие может, в принципе, и простить.  По крайней мере, при
торговле  с  физ- (а  им    налоговая    накладная    до    печки)
комиссионер-ЧПЕН - вариант оптимальный.
    Важный момент.  Как и при выборе "6% + НДС или 10%", так и при
выборе "ЧПЕН или ЮРЕН" следует иметь в  виду,  что  речь  идет  не
только о продаже товара, но и о продаже услуг посредника комитенту
или доверителю.  Поэтому заказавший посреднику  продажу  товара  -
либо его покупку! - комитент или доверитель тоже является тем, кто
в части  этих  услуг  может  пострадать  от  отсутствия  налоговой
накладной (если он, конечно, плательщик НДС).
    Стало быть, если покупатель - физлицо, есть смысл оформлять не
комиссию на продажу, а комиссию на покупку, в  которой  покупатель
(а  ему  налоговая  накладная  не  нужна)  выступает    заказчиком
посреднических услуг ЧПЕНа. Правда, с опасливым покупателем в этой
ситуации  придется  опять-таки  поделиться  налоговой   экономией,
снизив итоговую цену.  Но зато тогда ЧПЕНская без-НДСность  никому
не навредит - в  отличие  от  случая,  когда  заказчик  его  услуг
нуждается в налоговой накладной.
    Между прочим, при закупке  "Нормальным"  тоже  неплохо,  чтобы
доверителем был он, а не какой-то поставщик.
    Общий же "механизм"  производства  и  торговли  с  оптимальным
обложением выглядит так (см. схему и таблицу).

    Схема материально-услуго-денежного движения

        |--------------|  |----------------|  |--------------|
   |--> |Поверенный    |  |"Дав  альческий"|  |Поверенный    | < ----------|300
   | 60-|6%-ный (+ НДС)|  |6%-н  ый (+ НДС)|  |6%-ный (+ НДС)| ---------|  |
   |  | |ЮРЕН-1        |  |ЮРЕН            |  |ЮРЕН-2        | -- -- +  |  |
   60 | |--------------|  |----------------|  |--------------|       |  |  |
   |              |  |                |          |                   | 200 |
|-----------|  |  99 |           |    |          |     |            100 |  |
|Юрпоставщик| 100 |  60          99   99         |    200                  |
|-----------|  |  |  |           |    |          |     |         |------------|
               |  |  |           |               |     |         |Юрпокупатель|
               |  |  |---> |---------------|     |     |         |------------|
               |  + -- --> | "Нормальный"  |<----|200  |
               |---------- |юрпроизводитель|           |
                           |      {3}      | ----------|
                           |---------------|
                                 |       |---------201--------  |-------------|
                                101  |   |  + 100 -- -- -- -- > |Физпокупатель|
                                 |  101  |  |   |----101----- > |-------------|
                                     |      |   |                            |
                               |-------------------|                      |  |
                               |   "Поверенный"    | |---------------|    |  |
                               |   (на покупку)    | |"Давальческий" | -- 99 |
                               |  без НДСный ЧПЕН  | |без НДСный ЧПЕН| <-----|99
                               |-------------------| |---------------|

    --60-------> сырье, товар

    --100------> посреднические услуги

    --200------> услуги по переработке "давсырья"

    --201------> деньги

    Таблица облагаемых оборотов

|---------------------|-----------------------|------------------|
|         Кто         |      Сколько {4}      |      Как {5}     |
|---------------------|-----------------------|------------------|
| Юрпоставщик         | 100 - 60 = 40 {6}     | нормально        |
|---------------------|-----------------------|------------------|
| Поверенный ЮРЕН-1   | 100 - 60 = 40         | по мини-ставке   |
|---------------------|-----------------------|------------------|
| "Нормальный"        | 200 - 100 - 99 = 1    | нормально        |
| юрпроизводитель     | (если с юр-)          |                  |
|                     | или                   |                  |
|                     | 101 - 100 = 1         |                  |
|                     | (если с физ-)         |                  |
|---------------------|-----------------------|------------------|
| "Давальческий" ЮРЕН | 99                    | по мини-ставке   |
|---------------------|-----------------------|------------------|
| Поверенный ЮРЕН-2   | 300 - 200 = 100       | по мини-ставке   |
|---------------------|-----------------------|------------------|
| Юрпокупатель        | -300 {7}              | нормально        |
|---------------------|-----------------------|------------------|
| "Давальческий" ЧПЕН | 99                    | по микроставке   |
|---------------------|-----------------------|------------------|
| Поверенный ЧПЕН     | 100                   | по микроставке   |
|---------------------|-----------------------|------------------|
| Физпокупатель       | не актуально,         | никак            |
|                     | но -201 - 99 = -300   |                  |
|---------------------|-----------------------|------------------|

    Имеется в  виду,  конечно,  что  "Нормальный"  юрпроизводитель
распихал по назначению и  свой  бывший  отдел  снабжения,  и  свой
бывший сбыт, и главное - производство...

{1} Фрагменты цепочки:
    от  "Нормального"   юрпроизводителя    к    Юрпокупателю    (с
    ответвлением-аппендиксом   к   "Давальческому"   ЮРЕНу)  и  от
    "Нормального"    юрпроизводителя    к    Физпокупателю      (с
    ответвлением-аппендиксом   к    "Давальческому"    ЧПЕНу)    -
    разумеется, альтернативные.
{2} Оборот (а не налог!).
{3} По обычным ставкам (то есть "нормально"),  как ЮРЕН (6% + НДС,
    то  есть  вариант  "мини")   или    как    ЧЛЕН    (то    есть
    вариант "микро").
{4} За вычетом, конечно, материальных и прочих затрат.
{5} То есть вычтется из облагаемого оборота.
{6} И поручение их уменьшает тоже.
{7} А если что-то аналогичное  проходит  по  торговле с "чужим"  -
    технологи ухитряются как-то  доказать  принципиальное  отличие
    похожего от "настоящего".


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№37/02, стр. 40
[01.10.2002]
Александр Кирш
Главный редактор
------------------------------------------------------------------