На наше предприятие пришло уведомление ГНИ о проведении плановой проверки с 1 августа 2002 года. Тем не менее инспекторы пришли на проверку лишь 5-го числа. Мы же 2 августа представили уточненную декларацию, уплатили доначисленную сумму налога и 10%-ный штраф. Могут ли к нам применить штрафные санкции на основании п/п. 17.1.3 или 17.1.6 Закона "О порядке погашения..."? * * * Проблема эта - действительно животрепещущая: ведь на кону вопрос о доплате штрафа, и немаленького. Напомним, что согласно п. 17.2 Закона "О порядке погашения..." упомянутые штрафные санкции (до 25%, 50%) не применяются, если плательщик налогов до начала проверки обнаруживает факт занижения налогового обязательства, уплачивает налог и 10%-ный штраф. Как видим, ключевым здесь является вопрос: что считать началом проверки - дату, указанную в уведомлении, или же момент фактического явления проверяющих пред ясны очи проверяемых? На первый взгляд, ответ прост и для вас неутешителен. Ни в законодательных актах, ни в Указе Президента от 23.07.98 г. № 817/98 ( 817/98 ) "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности" (далее - Указ) {1} четко не определено, какую дату считать началом проверки. Поэтому решение данного вопроса отдано на откуп ГНИ. В Указе лишь оговаривается, что дата начала проверки должна быть указана в уведомлении, которое направляется на предприятие за 10 дней до проведения плановой проверки. Эта норма находит развитие во внутреннем документе ГНАУ - Порядке взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации документальных проверок юридических лиц, утвержденном приказом от 04.06.2002 г. № 263 ( v0263225-02 ) {2}: "В уведомлении о проведении плановой выездной документальной проверки в обязательном порядке указываются: основание для проведения проверки, дата ее начала и продолжительность проведения (указывается количество дней, запланированное в соответствии с Национальным планом на текущий год). "..." В журнале [регистрации проверок] и удостоверении [на проверку] в обязательном порядке указываются "... " дата ее начала и продолжительность проведения (указывается количество дней, запланированное в соответствии с Национальным планом на текущий год)". Таким образом, если налоговики зададутся целью оштрафовать вас по полной программе, то они в состоянии предъявить аж три документа, подтверждающие дату начала проверки: уведомление, удостоверение и журнал. При условии, конечно, что в каждом из них будет значиться "1 августа" (в чем мы не уверены, но об этом - ниже). А свое опоздание они объяснят, наверное, тем, что первые четыре дня проверяли предприятие не в полевых, а, так сказать, в лабораторных условиях. Но поскольку такой ответ вам нужен как собаке пятая нога, поищем аргументы в вашу пользу. А они тоже имеются. Первый из них содержится в Указе: "Плановой выездной проверкой считается проверка финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, предусмотренная в плане работы контролирующего органа и проводимая по местонахождению такого субъекта или по месторасположению объекта собственности, в отношении которого проводится такая плановая выездная проверка". Зацепка эта, может, и буквоедскоя, но из песни слов не выкинешь: не может считаться плановой проверкой работа налоговиков вне местонахождения проверяемого субъекта. С этой точки зрения их четырехдневное отсутствие можно назвать подготовкой к проверке, но самой проверкой - нельзя. Такой подход находит поддержку в Порядке ведения журнала регистрации проверок, утвержденном приказом Госкомпредпринимательства от 10.08.98 г. № 18 ( z0619-98 ) {3} и, между прочим, зарегистрированном в Минюсте (в отличие от Порядка ГНАУ): "7. Представитель контролирующего органа перед началом проверки должен обязательно сделать запись в журнале, заполняя все предусмотренные графы, и поставить свою подпись". И далее: "8. Субъект предпринимательской деятельности имеет право проверить наличие соответствующих полномочий лица, осуществляющего проверку, до начала проверки, в том числе позвонив в соответствующий контролирующий орган". Отсюда возможен вывод: начало проверки должно отсчитываться от фактической (а не запланированной ГНИ) даты. Не может же налоговый инспектор сделать запись в журнале, не присутствуя на предприятии самолично! Точно так же и предприятие не может проверить полномочия налогового инспектора, покуда тот не явится. Не будем скрывать: данное умозаключение нельзя назвать идеальным. Процитированные пункты можно с легкостью выкрутить шиворот-навыворот, а именно: ими определяется не момент начала проверки, а обязанности проверяющих. Поэтому-де появление у вас инспектора только 5-го числа является лишь нарушением порядка проведения проверки, что, тем не менее, не отменяет правомерность самой проверки и полученных с ее помощью результатов, равно как и дату ее начала, назначенную ГНИ. Но в запасе у нас есть и более серьезный аргумент: ГНАУ сама определила дату начала проверки в другом своем ДСПшном документе - Порядке оформления и реализации документальных проверок относительно соблюдения налогового и валютного законодательства субъектами предпринимательской деятельности - юридическими лицами, утвержденном приказом от 01.06.98 г. № 266 ( v0266225-98 ) {4}. В нем говорится, что "датой начала проверки является дата представлення руководителю (другому должностному лицу предприятия, исполняющему обязанности руководителя) удостоверения (приказа, распоряжения) на проведение документальной проверки". Как видно из сказанного выше, в современном правовом поле термин "начало проверки" может иметь два значения: планируемое и фактическое. Причем сама ГНАУ отдает приоритет именно последнему, так сказать истинному, началу проверки. {5} И подтверждением тому служит не уведомление и не удостоверение на проверку (которые объективно могут быть выписаны более ранней датой), а графа 7 журнала регистрации проверок "Срок проведения проверки. Начало". Если же налоговики упорно пишут в этой графе "1 августа", то они нарушают предписания своего босса. В такой ситуации вам имеет смысл в примечаниях к журналу регистрации проверок (графа 10) запротоколировать (собрав побольше свидетелей) факт явки работников налоговой службы именно 5-го числа и выразить свое несогласие с указанием в графе 7 журнала более ранней даты начала проверки. Еще лучше - заполучить подпись инспектора на какой-нибудь бумажке, удостоверяющей, что впервые он заявился к вам лишь 5 августа. Вот только вряд ли здравомыслящий инспектор станет разбрасываться автографами. Подводя итог нашему обзору, выразим надежду, что собранная выше сумма аргументов поможет вам отстоять свою правоту в налоговой инспекции (или в суде). Впрочем, стопроцентной гарантии в столь щекотливой ситуации вам, конечно же, не даст никто. Практика показывает, что судьи склонны учитывать при разрешении спора не только предписания нормативов, но и соображения справедливости. А уж налоговики не преминут им нашептать, что ваше разбирательство с датами затеяно лишь с целью объегорить бюджет. Ну а тем предприятиям, которым проверка еще предстоит, посоветуем не попадать в подобные переделки. Коль решили самоуточняться - потрудитесь успеть в промежуток между получением уведомления и запланированным началом проверки. {1} См. "Бухгалтер" № 1-2'2002, с.70т-71т. {2} См. "Бухгалтер" № 23-24'2002, с. 15-16. {3} См. "Бухгалтер" № 1-2'2002, с. 73т. {4} Фрагмент данного Порядка - см. в "Бухгалтере" № 6'2000 на с. 76-80. {5} Ведь можно представить и такую фантастическую ситуацию, когда по неведомой причине налоговики приходят на проверку не 5 августа, а через год. Неужели даже в этом случае ГНИ будет утверждать, что проверка длилась год с небольшим? ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №37/02, стр. 44 [01.10.2002] Дмитрий Михайленко Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------