Теперь неприбыльным организациям придется считать "превышение над 25%" по-новому ------------------------------------------------------------------ Напомним читателям о том, что согласно подпункту 7.11.9 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ) в случае, когда доходы неприбыльных организаций, полученные в течение отчетного (налогового) года из источников, определенных соответствующими подпунктами 7.11.2 - 7.11.7, на конец первого квартала следующего за отчетным года превышают 25% от общих валовых доходов, полученных в течение такого отчетного (налогового) года, такая неприбыльная организация обязана уплатить налоге нераспределенной суммы прибыли по ставке 30% к сумме такого превышения. Внесение в бюджет указанного налога осуществляется по результатам первого квартала следующего за отчетным года в сроки, установленные для других налогоплательщиков. Сакцентируем внимание на определенной фразе - согласно данному подпункту Закона, если есть превышение "доходов..., полученных... из источников, определенных соответствующими подпунктами 7.11.2 - 7.11.7", то только тогда по результатам первого квартала следующего года делается расчет для определения "допустимых 25 процентов". А что же мы видим во 2 части "Налогового отчета об использовании средств неприбыльными учреждениями и организациями", утвержденного Приказом ГНАУ 29.04.2002 г. № 203 ( z0443-02 ) "О внесении изменений в Порядок составления отчета об использовании средств неприбыльных организаций и учреждений и Порядок определения структуры признака неприбыльных учреждений (организаций)"? Создатели данного Отчета создали его Вторую часть таким образом, что все неприбыльные организации по итогам I квартала должны заполнить те строки, которые дают возможность проверить показатель "превышения над 25 процентами". Интересным является то, что в Отчете в строке 19 "Норматив получения доходов согласно законодательству" берется показатель строки 16 "Общие валовые доходы за предыдущий отчетный (налоговый) год", куда включаются не только доходы, полученные из источников, определенных соответствующими подпунктами 7.11.2 - 7.11.7, но и доходы от тех видов деятельности, которые уже "обложены" налогом на прибыль. |---|---------------------------|-----|-----------|--------------| | № | Показники | Код | За звiтний| Наростаючим | |з/п| |рядка| квартал | пiдсумком з | | | | | | початку | | | | | | звiтного року| |---|---------------------------|-----|-----------|--------------| | ... | |----------------------------------------------------------------| | II частина | |---|---------------------------|-----|-----------|--------------| | 10| Сума доходiв з iнших | 10 | | | | | джерел, що пiдлягають | | | | | | оподаткуванню | | | | |---|---------------------------|-----|-----------|--------------| | 11| Витрати, що прямо | 11 | | | | | пов'язанi з отриманням | | | | | | доходiв з iнших джерел | | | | |---|---------------------------|-----|-----------|--------------| | 12| Прибуток, що пiдлягає | 12 | | | | | оподаткуванню | | | | | | (рядок 10 - рядок 11) | | | | |---|---------------------------|-----|-----------|--------------| | 13| Нарахований податок на | 13 | | | | | прибуток з iнших доходiв | | | | | | за звiтний податковий | | | | | | перiод | | | | | | (рядок 12 x 30 : 100) | | | | |---|---------------------------|-----|-----------|--------------| | 14| Сума доходiв, що | 14 | | | | | звiльняються вiд | | | | | | оподаткування, отриманих | | | | | | за попереднiй звiтний | | | | | | (податковий) рiк | | | | |---|---------------------------|-----|-----------|--------------| | 15| Прибуток вiд доходу з | 15 | | | | | iнших джерел, зменшений | | | | | | на суму податку за | | | | | | попереднiй звiтний | | | | | | (податковий) рiк | | | | |---|---------------------------|-----|-----------|--------------| | 16| Загальнi валовi доходи за | 16 | | | | | попереднiй звiтний | | | | | | (податковий) рiк (сума | | | | | | рядкiв 14 та 15) | | | | |---|---------------------------|-----|-----------|--------------| | 17| Сума витрат за попереднiй | 17 | | | | | звiтний (податковий) рiк | | | | | | та за перший квартал | | | | | | поточного року | | | | |---|---------------------------|-----|-----------|--------------| | 18| Нерозподiлена сума | 18 | | | | | прибутку на кiнець | | | | | | I кварталу, наступного | | | | | | за звiтним (рядок 16 - | | | | | | рядок 17) | | | | |---|---------------------------|-----|-----------|--------------| | 19| Норматив отримання | 19 | | | | | доходiв згiдно iз | | | | | | законодавством | | | | | | (рядок 16 x 25 : 100) | | | | |---|---------------------------|-----|-----------|--------------| | 20| Сума перевищення | 20 | | | | | (рiзниця рядкiв 18 та 19) | | | | |---|---------------------------|-----|-----------|--------------| | 21| Нарахований податок на | 21 | | | | | прибуток iз суми | | | | | | перевищення (позитивне | | | | | | значення рядка | | | | | | 20 x 30 : 100) | | | | |---|---------------------------|-----|-----------|--------------| | 22| Нарахований податок на | 22 | | | | | прибуток у I кварталi | | | | | | (сума рядкiв 13 та 21) | | | | |---|---------------------------|-----|-----------|--------------| С этим отчасти можно было бы и согласиться, ведь в Законе есть фраза "от общих валовых доходов", но далее в строке 20 "Сумма превышения" сама сумма превышения определяется как разность строк 18 и 19. Весь "фокус" заключается в том, что в строке 18 "Нераспределенная сумма прибыли на конец I квартала, следующего за отчетным" отражается нераспределенная сумма прибыли и от "льготируемых" видов деятельности, и от тех видов деятельности, которые уже один раз подлежали налогообложению (правда, за минусом уже уплаченного налога на прибыль). Благодаря такой расстановке строк и указаний по их заполнению, ГНАУ выполнила условие подпункта 7.11.9 Закона - "такая неприбыльная организация обязана уплатить налог с нераспределенной суммы прибыли", но целиком проигнорировала продолжение данной фразы - "по ставке 30 процентов к сумме такого превышения". Согласно Закону "превышение" нужно определять путем сравнения: 1) "доходов..., полученных... из источников, определенных соответствующими подпунктами 7.11.2 - 7.11.7"; 2) с "общими валовыми доходами". Вторая же часть Отчета создана таким образом, что сравнение делается: 1) "общих валовых доходов", назовем их № 1 (то есть доходов как "от льготируемых", так и от "облагаемых" видов деятельности за минусом всех расходов, связанных как с получением "облагаемых" доходов из других источников, так и расходов, направленных на финансирование расходов неприбыльной организации, а также налога на прибыль, уплаченного от таких "облагаемых" доходов). Дело в том, что строка 17 "Сумма расходов за предыдущий отчетный (налоговый) год и за первый квартал текущего года", которая автоматически участвует в указанном расчете согласно пункту 8 Порядка, заполняется на основании данных строки 9 графы 4 Отчета за предыдущий год и данных строки 9 графы 3 Отчета за первый квартал текущего года "Общая сумма профинансированных расходов неприбыльного учреждения (организации), кроме бюджетного"; 2) и "дополнительных общих валовых доходов", назовем их № 2 (то есть доходов как "от льготируемых", так и от "облагаемых" видов деятельности за минусом расходов, связанных с получением "облагаемых" доходов из других источников, и налога на прибыль, уплаченного от таких "облагаемых" доходов). Рассмотрим числовой пример. Предположим, что неприбыльная организация (не бюджетная) получила доходы за прошлый год, указанные в подпунктах 7.11.2 - 7.11.7 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ), в размере 100 тыс. грн., часть из которых в размере 70 тыс. грн. на протяжении прошлого года и первого квартала текущего года направила на уставные цели. В то же время эта неприбыльная организация имела доходы от аренды в размере 20 тыс. грн., расходы по этому виду деятельности составили 5 тыс. грн. Налог на прибыль был уплачен за прошлый год в размере 4,5 тыс. грн. По Закону для определения превышения "25 процентов" надо посчитать следующее: 1. Определить "норматив": (100 тыс. грн. + 20 тыс. грн.) x 0,25 = 30 тыс. грн. 2. Определить неизрасходованные суммы доходов от "льготируемых" видов деятельности: 100 тыс. грн. - 70 тыс. грн. = 30 тыс. грн. 3. Произвести сравнение результатов: 30 тыс. грн. - 30 тыс. грн. = 0 Так как превышение не установлено, то по Закону платить налог на прибыль такой неприбыльной организации не надо. А что же получится по Отчету, предложенному ГНАУ? Попробуем посчитать. Для этого неприбыльной организации надо: 1. Определить норматив: (100 тыс. грн. + (20 тыс. грн. - 5 тыс. грн.) - 4,5 тыс. грн. (налог)) x 0,25 = 27,6 тыс. грн. 2. Определить сумму, которую придется сравнивать с нормативом: (100 тыс. грн. - 70 тыс. грн.) + (20 тыс. грн. - 5 тыс. грн.) - 4,5 тыс. грн. = 40,5 тыс. грн. 3. Определить, есть ли превышение: 40,5 тыс. грн. - 27,6 тыс. грн. = 12,9 тыс. грн. (превышение есть). 4. Определить сумму налога на прибыль, которую необходимо уплатить в бюджет: 12,9 тыс. грн. x 0,3 = 3,9 тыс. грн. Сделаем вывод: благодаря приказу ГНАУ в рассматриваемом примере неприбыльная организация должна по итогам первого квартала уплатить налог на прибыль в бюджет. Причем если проанализировать, то можно увидеть, что под налогообложение попали и суммы от "облагаемых" доходов, которые уже один раз были обложены налогом на прибыль. Что можно посоветовать в такой ситуации? Для того, чтобы суммы, которые уже один раз были обложены налогом на прибыль, не попадали под обложение второй раз, неприбыльной организации необходимо распределять те суммы, которые были получены от "облагаемых" видов деятельности, на уставные цели. Ведь не зря в Порядке отдельным 8 пунктом записано, что "В строке 17 указывается сумма расходов за предыдущий (налоговый) год и I квартал текущего года, которая определяется как сумма данных стр. 9 гр. 4 Отчета за предыдущий год и данных стр. 9 гр. 3 Отчета за I квартал текущего года". Ведь, если неприбыльная организация, например, оставшиеся 10,5 тыс. грн. (20 тыс. грн. - 15 тыс. грн. - 4,5 тыс. грн.), полученные от "облагаемых" видов деятельности направит на уставные цели, то в таком случае ей не придется платить налог на прибыль от уже обложенных налогом сумм. В таком случае определение суммы, которую придется сравнивать с "нормативом", будет происходить следующим образом: (100 тыс. грн. - 70 тыс. грн. - 10,5 тыс. грн.) + (20 тыс. грн. - 5 тыс. грн.) - 4,5 тыс. грн. = 30 тыс. грн. И уплатить налог на прибыль тогда придется только от сумм, которые, по крайней мере, еще не облагались (30 тыс. грн. - 27,6 тыс. грн.) x 0,3 = 0,7 тыс. грн. Есть такая поговорка: "Готовь сани летом!". Вот и бухгалтерам, и руководителям неприбыльных организаций стоит подумать уже сейчас о том, как распланировать деятельность своих организаций таким образом, чтобы не платить лишних налогов в бюджет. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 442-91-71 №37/02, стр. 35 [27.09.2002] Борис Мельник Аудитор ------------------------------------------------------------------