Тендерные закупки: обязанность, установленная законом ------------------------------------------------------------------ Органы государственной власти и органы местного самоуправ- ления, подчиненные им учреждения и организации, а также учреждения и организации, уполномоченные соответственно Кабинетом Министров Украины или органами местного самоуправления осуществлять закупку товаров, работ и услуг за государственные средства, обязаны производить такие закупки путем проведения тендерных торгов. Обязательность проведения данной процедуры определена статьей 2 Закона от 22.02.2000 г. № 1490-III ( 1490-14 ) (далее - Закон № 1490-III) согласно требованиям которой настоящий закон применяется ко всем закупкам товаров, работ и услуг, полностью или частично осуществляемым за счет государственных средств. Поскольку с 1 января 2000 года все внебюджетные средства, поступающие бюджетным учреждениям и организациям, направляются на счета специального фонда Государственного бюджета Украины, то и закупки, осуществляемые за счет таких средств (специального фонда), должны проводиться на тендерной основе. В связи с этим обращаем внимание на то, что обязательность проведения тендерных торгов распространяется не только на закупки, проводимые за счет бюджетных средств всех уровней, но и за счет средств, относящихся к средствам спецфонда бюджета. Организация тендерного комитета и его основные функции Для осуществления процедуры закупки в организациях - распорядителях государственных средств на основании приказа руководителя создается тендерный комитет, который в своей деятельности руководствуется Положением о порядке создания и главных функциях тендерных комитетов по организации и проведению процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденным приказом Министерства экономики Украины от 26.12.2000 г. № 280 ( z0020-01 ). Членами тендерного комитета назначают лиц из экономического, юридического, финансового подразделений, а также подразделения, занимающегося материально-техническим и информационным обеспече- нием. Количество членов тендерного комитета должно быть не менее 5 человек. Не могут входить в состав тендерного комитета лица, являющиеся близкими родственниками руководителей или представите- лей исполнителей (юридических и физических лиц). Кроме того, к работе тендерного комитета на договорных началах могут привлекаться сторонние эксперты и консультанты. Организацией работы тендерного комитета занимается председа- тель, который назначается руководителем организации-заказчика. На заседаниях тендерного комитета рассматриваются следующие вопросы: - о планировании работы комитета; - о распределении функций членов комитета; - о порядке осуществления процедуры закупки. По результатам работы тендерного комитета принимаются соответствующие решения. Основными функциями деятельности тендерного комитета являются: планирование закупок в течение бюджетного года в соответствии с утвержденными сметными лимитами финансирования и в зависимости от приоритетности таких закупок; выбор процедуры закупок; размещение объявлений о закупках товаров, работ и услуг в бюллетене "Вестник государственных закупок", а при необходимости - в других средствах массовой информации. Кроме перечисленных мероприятий, тендерный комитет подготавли- вает и рассылает документацию, необходимую для проведения процедур закупки, предоставляет разъяснения поставщикам, проводит процедуру предварительной квалификации исполнителей, организовы- вает прием, хранение, раскрытие тендерных предложений, а также заполняет соответствующую отчетность по закупкам. Проведение процедуры закупки Согласно ст. 12 Закона № 1490-III ( 1490-14 ) закупка товаров, работ и услуг может осуществляться путем проведения следующих процедур: - открытых торгов; - торгов с ограниченным участием; - двухступенчатых торгов; - запроса ценовых предложений (котировок); - закупки у одного поставщика (исполнителя). Основной процедурой закупки являются открытые торги, при проведении которых все заинтересованные исполнители имеют право вносить свои предложения. Заказчики торгов (бюджетные организации) приглашают к участию в открытых торгах исполнителей путем подачи объявления, которое размещают в информационно-аналитическом бюллетене "Вестник Государственных закупок". В объявлении о проведении открытых торгов приводится следующая информация: - наименование и юридический адрес заказчика торгов; - вид, количество и место поставки товаров или вид и место проведения работ или предоставления услуг; - срок поставки товаров, выполнения работ или предоставления услуг; - квалификационные требования, которым должны соответствовать исполнители; - информация о применении условий защиты отечественного производителя (с учетом требований ст. 6 Закона № 1490-III ( 1490-14 )); - способы и место получения тендерной документации; - стоимость тендерной документации; - место и срок подачи тендерных предложений; Исполнители, которые решили принять участие в открытых торгах, представляют заказчикам тендерные предложения. Срок подачи тендерных предложений составляет 45 календарных дней с даты опубликования объявления о проведении торгов, однако в отдельных случаях этот срок может быть сокращен до 15 календарных дней. Рассмотрение тендерных предложений происходит в присутствии всех исполнителей, подавших тендерные предложения в определенные дни, время и месте, которые предусмотрены тендерной документацией. Тендерный комитет выбирает наиболее выгодное предложение на основании критериев и методики оценки тендерных предложений, определенных в тендерной документации. Победитель торгов определяется по следующим критериям: низкая цена; кратчайшие сроки поставки товара или выполнения работ; качество, эстетические и функциональные характеристики, экологическая безопасность; послепродажное обслуживание; величина эксплуатационных расходов, связанных с использованием объекта; наличие описания технологии; наличие управленческих, научных и производственных кадров, средств производства, рабочей силы и материалов для изготовления товаров, выполнения работ, услуг, предлагаемых исполнителем. Кроме того, при выборе условий расчетов необходимо помнить о том, что согласно статье 51 Бюджетного кодекса ( 2542-14 ) распорядителям бюджетных средств запрещается осуществлять предоплату за товары, работы и услуги. Тендерное предложение, признанное наилучшим, считается акцептованным, в случае если заказчик в течение 5 календарных дней со дня окончания процедуры торгов направляет исполнителю сообщение об акцепте. В течение 14 рабочих дней заключается договор о закупке. Торги с ограниченным участием проводятся в случае, если закупка товаров, работ, услуг составляет государственную тайну, или в случае, когда они могут быть предложены ограниченным количеством исполнителей, ввиду сложных или специфических характеристик. Двухступенчатые торги применяются в случае, если заказчику для принятия оптимального решения о закупке необходимо провести предварительные переговоры с исполнителями или если исполнители, подавшие тендерные предложения, не соответствовали требованиям, изложенным в тендерной документации. Также процедура двухступенчатых торгов проводится для строительных работ, подобных тем, по которым договор о закупке уже был заключен. Распространенной процедурой закупки является запрос ценовых предложений (котировок). Применение этого вида закупки осуществляется при условии, что стоимость закупки не превышает сумму, эквивалентную 10 тыс. евро, а для работ - 40 тыс. евро. При применении данной процедуры заказчик подает запрос о ценовых предложениях не менее чем трем исполнителям. В данном случае публикация объявления о проведении закупки в информационно-аналитическом бюллетене "Вестник государственных закупок" не обязательна. Предложения подаются исполнителями в запечатанных конвертах, которые вскрываются во время проведения заседания тендерного комитета. Исполнители, не присутствовавшие при вскрытии конвертов и рассмотрении предложений, информируются о результатах в течение 6 календарных дней. Закупка у одного исполнителя производится в случаях отсутствия конкуренции или в других ситуациях, связанных с необходимостью закупки в связи с особыми экономическими или социальными обстоятельствами. Выбор заказчиком той или иной процедуры зависит от суммы утвержденного годового сметного финансирования, выделенного для проведения запланированных закупок. При этом в пределах избранной процедуры заказчик по мере необходимости может провести несколько торгов. Однако следует иметь в виду, что с целью избежания применения процедур, предусмотренных законом, запрещается разделять закупки на какие-либо части. Представление отчетности По результатам осуществления процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства (причем независимо от суммы закупки) составляются соответствующие отчеты по форме, утвержденной приказом Министерства экономики Украины от 03.11.2000 г. № 235 ( z0847-00 ). Отчет подается финансовым органам (или в органы Госказначейства) вместе с платежным поручением на оплату счета победителя торгов в случае, если закупка осуществляется на сумму, равную или превышающую 5 тыс. евро (для работ - 100 тыс. евро). При оплате товаров до 5 тыс. евро (услуг - до 10 тыс. евро) отчеты в финансовые органы не предоставляются. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 27.09.2000 г. № 1469 ( 1469-2000-п ) "Об организационных мерах по функционированию системы государственных закупок" уполномоченным органом по вопросам координации закупок за счет государственных средств является Министерство экономики. Этим же постановлением на органы Государственной контрольно-ревизионной службы возложена обязанность включать в программы проверок и ревизий вопросы соблюдения требований порядка использования в соответствии с законодательством государственных средств, направленных на закупку товаров, работ, услуг. Перечень вопросов и документов, на основании которых осуществляется контроль за соблюдением действующего законодательства относительно проведения закупок товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержден приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 06.08.2002 г. № 238 ( z0672-02 ). ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" № 71/02, стр. 40 [02.09.2002] С. Замазий Заместитель главного бухгалтера КРУ в Харьковской области ------------------------------------------------------------------