Тендерные закупки: обязанность, установленная законом

------------------------------------------------------------------

    Органы  государственной  власти  и органы  местного самоуправ-
ления, подчиненные им учреждения и организации, а также учреждения 
и организации, уполномоченные соответственно  Кабинетом  Министров  
Украины  или   органами   местного   самоуправления   осуществлять 
закупку  товаров,  работ  и  услуг  за  государственные  средства,  
обязаны  производить  такие  закупки  путем  проведения  тендерных  
торгов.  Обязательность  проведения  данной   процедуры определена  
статьей 2 Закона от 22.02.2000 г. № 1490-III ( 1490-14 ) (далее  -  
Закон  №  1490-III)  согласно  требованиям которой настоящий закон  
применяется  ко  всем  закупкам  товаров, работ и услуг, полностью  
или частично осуществляемым за счет государственных средств.
    Поскольку с 1 января  2000  года  все  внебюджетные  средства,
поступающие бюджетным учреждениям и организациям, направляются  на
счета специального фонда Государственного бюджета  Украины,  то  и
закупки,  осуществляемые   за  счет  таких  средств  (специального
фонда), должны проводиться на тендерной основе.
    В связи с этим обращаем внимание  на  то,  что  обязательность
проведения тендерных торгов распространяется не только на закупки,
проводимые за счет бюджетных средств всех уровней, но  и  за  счет
средств, относящихся к средствам спецфонда бюджета.

    Организация тендерного комитета и его основные функции

    Для  осуществления   процедуры   закупки   в   организациях  -
распорядителях  государственных  средств   на  основании   приказа
руководителя  создается  тендерный   комитет,  который   в   своей
деятельности  руководствуется  Положением  о  порядке  создания  и
главных функциях тендерных комитетов по организации  и  проведению
процедур  закупок  товаров,  работ  и  услуг  за   государственные
средства, утвержденным приказом Министерства экономики Украины  от
26.12.2000 г. № 280 ( z0020-01 ).
    Членами тендерного комитета назначают лиц  из  экономического,
юридического, финансового подразделений,  а  также  подразделения,
занимающегося материально-техническим и  информационным  обеспече-
нием. Количество членов тендерного комитета должно быть не менее 5 
человек.  Не могут  входить в  состав  тендерного  комитета  лица,  
являющиеся близкими родственниками руководителей или  представите-
лей исполнителей (юридических  и физических лиц).  Кроме  того,  к 
работе   тендерного   комитета   на   договорных   началах   могут 
привлекаться сторонние эксперты и консультанты.
    Организацией работы тендерного  комитета  занимается председа-
тель, который назначается  руководителем организации-заказчика. На    
заседаниях тендерного комитета рассматриваются следующие вопросы:
    - о планировании работы комитета;
    - о распределении функций членов комитета;
    - о порядке осуществления процедуры закупки.
    По  результатам   работы   тендерного   комитета   принимаются
соответствующие решения.
    Основными функциями деятельности тендерного комитета являются:
планирование закупок в течение бюджетного года  в  соответствии  с
утвержденными сметными лимитами финансирования и в зависимости  от
приоритетности таких закупок; выбор процедуры закупок;  размещение
объявлений о закупках товаров, работ и услуг в бюллетене  "Вестник
государственных закупок", а при необходимости - в других средствах
массовой информации.
    Кроме перечисленных мероприятий, тендерный комитет подготавли-
вает  и  рассылает   документацию,   необходимую   для  проведения    
процедур закупки, предоставляет разъяснения поставщикам,  проводит  
процедуру предварительной квалификации  исполнителей,  организовы-
вает прием, хранение, раскрытие  тендерных  предложений,  а  также  
заполняет соответствующую отчетность по закупкам.

    Проведение процедуры закупки

    Согласно ст. 12 Закона № 1490-III ( 1490-14 ) закупка товаров,
работ и услуг  может  осуществляться  путем  проведения  следующих
процедур:
    - открытых торгов;
    - торгов с ограниченным участием;
    - двухступенчатых торгов;
    - запроса ценовых предложений (котировок);
    - закупки у одного поставщика (исполнителя).
    Основной  процедурой  закупки  являются  открытые  торги,  при
проведении которых все  заинтересованные  исполнители  имеют право
вносить свои предложения.
    Заказчики торгов (бюджетные организации) приглашают к  участию
в открытых торгах исполнителей путем  подачи  объявления,  которое
размещают   в   информационно-аналитическом   бюллетене   "Вестник
Государственных закупок".
    В объявлении о проведении открытых торгов приводится следующая
информация:
    - наименование и юридический адрес заказчика торгов;
    - вид, количество и место поставки товаров  или  вид  и  место
проведения работ или предоставления услуг;
    - срок поставки товаров, выполнения работ  или  предоставления
услуг;
    - квалификационные требования, которым должны  соответствовать
исполнители;
    -  информация  о  применении  условий  защиты   отечественного
производителя  (с  учетом  требований  ст.  6  Закона  №  1490-III
( 1490-14 ));
    - способы и место получения тендерной документации;
    - стоимость тендерной документации;
    - место и срок подачи тендерных предложений;
    Исполнители, которые решили принять участие в открытых торгах,
представляют  заказчикам  тендерные   предложения.   Срок   подачи
тендерных  предложений  составляет  45  календарных  дней  с  даты
опубликования объявления о проведении торгов, однако  в  отдельных
случаях этот срок может быть сокращен до 15 календарных дней.
    Рассмотрение тендерных предложений  происходит  в  присутствии
всех исполнителей, подавших тендерные предложения  в  определенные
дни, время и месте, которые предусмотрены тендерной документацией.
    Тендерный комитет выбирает наиболее  выгодное  предложение  на
основании  критериев  и  методики  оценки  тендерных  предложений,
определенных   в   тендерной   документации.   Победитель   торгов
определяется по следующим критериям: низкая цена; кратчайшие сроки
поставки товара  или  выполнения   работ;  качество,  эстетические  
и  функциональные  характеристики,   экологическая   безопасность;
послепродажное обслуживание; величина  эксплуатационных  расходов,
связанных с использованием объекта; наличие  описания  технологии;
наличие управленческих, научных и производственных кадров, средств
производства, рабочей силы и материалов для изготовления  товаров,
выполнения работ, услуг, предлагаемых  исполнителем.  Кроме  того,
при выборе условий расчетов необходимо помнить о том, что согласно
статье 51 Бюджетного  кодекса ( 2542-14 ) распорядителям бюджетных  
средств  запрещается  осуществлять предоплату  за товары, работы и 
услуги.
    Тендерное   предложение,   признанное   наилучшим,   считается
акцептованным, в случае если заказчик в течение 5 календарных дней
со дня окончания процедуры торгов направляет исполнителю сообщение
об акцепте.  В течение  14  рабочих  дней  заключается  договор  о
закупке.
    Торги  с  ограниченным  участием  проводятся  в  случае,  если
закупка товаров, работ, услуг  составляет  государственную  тайну,
или  в  случае,  когда  они  могут  быть  предложены  ограниченным
количеством   исполнителей,   ввиду  сложных   или   специфических
характеристик.
    Двухступенчатые торги применяются в случае, если заказчику для
принятия  оптимального  решения  о  закупке  необходимо   провести
предварительные переговоры с исполнителями или  если  исполнители,
подавшие тендерные предложения,  не  соответствовали  требованиям,
изложенным    в   тендерной    документации.    Также    процедура
двухступенчатых торгов проводится для строительных работ, подобных
тем, по которым договор о закупке уже был заключен.
    Распространенной процедурой закупки  является  запрос  ценовых
предложений   (котировок).   Применение   этого    вида    закупки
осуществляется при условии, что  стоимость  закупки  не  превышает
сумму, эквивалентную 10 тыс. евро, а для работ - 40 тыс. евро.
    При применении  данной  процедуры  заказчик  подает  запрос  о
ценовых   предложениях   не  менее   чем   трем   исполнителям.  В  
данном  случае  публикация  объявления   о  проведении  закупки  в
информационно-аналитическом  бюллетене  "Вестник   государственных
закупок" не  обязательна.  Предложения  подаются  исполнителями  в
запечатанных конвертах, которые вскрываются  во  время  проведения
заседания тендерного комитета.  Исполнители,  не  присутствовавшие
при вскрытии конвертов и рассмотрении предложений, информируются о
результатах в течение 6 календарных дней.
    Закупка у одного исполнителя производится в случаях отсутствия
конкуренции или в  других ситуациях,  связанных  с  необходимостью
закупки  в  связи  с  особыми   экономическими   или   социальными
обстоятельствами.
    Выбор заказчиком той  или  иной  процедуры  зависит  от  суммы
утвержденного годового сметного  финансирования,  выделенного  для
проведения запланированных закупок.  При этом в пределах избранной
процедуры заказчик по мере необходимости может провести  несколько
торгов.
    Однако следует иметь в виду, что с целью избежания  применения
процедур, предусмотренных законом, запрещается  разделять  закупки
на какие-либо части.

    Представление отчетности

    По результатам осуществления процедур закупок товаров, работ и
услуг за государственные  средства  (причем  независимо  от  суммы
закупки)   составляются    соответствующие    отчеты   по   форме,
утвержденной приказом Министерства экономики Украины от 03.11.2000
г.  №  235  ( z0847-00 ).  Отчет   подается   финансовым   органам
(или  в  органы Госказначейства) вместе с платежным  поручением на
оплату  счета   победителя   торгов   в   случае,   если   закупка
осуществляется на  сумму,  равную или превышающую 5 тыс. евро (для
работ - 100 тыс. евро).  При оплате товаров до 5 тыс. евро  (услуг
- до 10 тыс. евро) отчеты в финансовые органы не предоставляются.
    В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины  от
27.09.2000 г. № 1469 ( 1469-2000-п ) "Об организационных мерах  по
функционированию системы государственных  закупок"  уполномоченным
органом по вопросам координации закупок  за  счет  государственных
средств является Министерство экономики. Этим же постановлением на
органы  Государственной  контрольно-ревизионной  службы  возложена
обязанность  включать  в  программы  проверок  и  ревизий  вопросы
соблюдения  требований  порядка  использования  в  соответствии  с
законодательством государственных средств, направленных на закупку
товаров,  работ,  услуг.  Перечень   вопросов  и  документов,   на
основании   которых   осуществляется   контроль   за   соблюдением
действующего  законодательства  относительно  проведения   закупок
товаров, работ и  услуг  за  государственные  средства,  утвержден
приказом   Министерства  экономики  и  по   вопросам   европейской
интеграции Украины от 06.08.2002 г. № 238 ( z0672-02 ).



------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№ 71/02, стр. 40
[02.09.2002]
С. Замазий
Заместитель главного бухгалтера КРУ в Харьковской области
------------------------------------------------------------------