О правах налогоплательщиков

------------------------------------------------------------------

    При осуществлении налоговыми  органами  контрольно-проверочной
работы не редки случаи,  когда  налогоплательщики  не  согласны  с
выводами проверяющих о допущенных ими тех или иных нарушениях норм
действующего законодательства. Права и обязанности сторон, а также
порядок согласования и реализации результатов проверки  определены
и  регламентируются  рядом    законодательных,    нормативных    и
ведомственных документов.
    Так, статьей 11 Закона Украины  "О  государственной  налоговой
службе  в  Украине" от 04.12.90 г.  № 509-ХII ( 509-12 ) (далее  -
Закон № 509) и  пунктом  12  Инструкции  о  порядке  применения  и
взыскания  сумм    штрафных    (финансовых)    санкций    органами
государственной  налоговой  службы  (утвержденной  приказом    ГНА
Украины от 17.03.2001 г. № 110 ( z0268-01 )) предусмотрено, что во
время проверки руководители  и  должностные  лица  предприятий,  а
также физические лица - субъекты предпринимательской деятельности,
обязаны  представлять  необходимые  документы,  давать  письменные
объяснения  по  всем  вопросам  и    подписать    акт    проверки.
Налогоплательщики имеют право,  в  случае  несогласия  с  выводами
проверяющих  относительно  имеющихся  нарушений,  подать    органу
налоговой  службы,  работники  которого  осуществляли    проверку,
возражения  (разногласия)  к  акту  проверки  и  получить  на  них
письменный ответ.

                   Согласование акта проверки

                            Акт проверки
                   --------------------------->
|----------------|  Возражения (разногласия)     |----------------|
|     Орган      |       к акту проверки         |                |
|государственной | <---------------------------  |Налогоплательщик|
|налоговой службы|      Ответ на возражения      |                |
|----------------|        к акту проверки        |----------------|
                   --------------------------->

    В соответствии с пунктами 7, 8  статьи  11  и  учитывая  нормы
пункта  16  статьи 11  Закона  №  509  ( 509-12 )  по  результатам
рассмотрения  материалов  проверки,    с    учетом    разногласий,
руководителем налогового органа или его  заместителем  принимается
решение  о  применении  и  взыскании  сумм  штрафных  (финансовых)
санкций доначисленных сумм налогов, сборов (обязательных платежей)
и пени за нарушение налогового и  иного  законодательства,  первый
экземпляр  которого  вручается  под  расписку  руководителю    или
главному    бухгалтеру    проверяемого      предприятия        или
гражданину налогоплательщику, или высылается  заказным  письмом  с
уведомлением о вручении.
    Статьей 14 Закона № 509 ( 509-12 ) предусмотрено, что решения,
действия либо бездействие органов государственной налоговой службы
и их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном законом
порядке.
    Порядок и сроки обжалования, а  также  процедура  рассмотрения
жалоб определены  законами  Украины  "Об  обращении  граждан",  "О
порядке  погашения  обязательств  плательщиков    налогов    перед
бюджетами  и  государственными  целевыми фондами" от 21.12.2000 г.
№ 2181-III ( 2181-14 ) (далее - Закон № 2181), кодексом Украины об
административных правонарушениях.
    Со вступлением  в  силу Закона № 2181  ( 2181-14 )  претерпела
изменения  процедура  обжалования   налогоплательщиками    решений
органов относительно начисления налоговых обязательств, применения
штрафных (финансовых) санкций и принятия иных мер  принудительного
воздействия, предусмотренных законодательством.
    В связи  с  этим  приказом  ГНА  Украины от 02.03.2001 г. № 82
( z0238-01 ) были внесены  соответствующие изменения в Положение о
порядке подачи и рассмотрения  жалоб  налогоплательщиков  органами
государственной   налоговой   службы.   В  частности,  значительно
расширился  перечень  вопросов,  которые могут  быть  обжалованы в
налоговых органах в административном порядке, а именно:
    - налоговые извещения о суммах налоговых обязательств;
    - постановления о наложении административных взысканий;
    - решения:
    1) относительно определения сумм обязательств;
    2) о  согласовании    операций    с    заложенными    активами
налогоплательщика;
    3) о  согласовании  плана  реорганизации,  продажи    активов,
которые пребывают в налоговом залоге;
    4) о применении штрафных санкций (финансовых) санкций;
    5) об аресте активов;
    6) о возложении ответственности за погашение остаточного долга
налогоплательщика на третье лицо;
    7) о досрочном  расторжении  договора  о  рассрочке,  отсрочке
налоговых  обязательств  по  инициативе  органа    государственной
налоговой службы.
    Как показал анализ работы налоговых  органов  по  рассмотрению
жалоб  (апелляций),  в  2001  году  в  административном    порядке
плательщиками налогов в основном обжаловались решения о применении
и взыскании сумм штрафных (финансовых) санкций, доначисленных сумм
налогов,  сборов  (обязательных  платежей)  и  пени  за  нарушение
налогового и иного  законодательства  (90%  от  общего  количества
жалоб).
    По  результатам  рассмотрения  207  обжалуемых  в    налоговые
инспекции и налоговую администрацию в  Луганской  области  решений
частично или полностью отменено 67 на общую сумму 20,2  млн  грн.,
оставлено в силе 138 на 9,7 млн грн.  И по 5 - увеличены налоговые
обязательства на сумму 131,4 тыс. грн.
    При этом следует отметить,  что:  в  15  случаях,  в  связи  с
нарушением  сроков  порядка  подачи  жалоб,  они   не    подлежали
рассмотрению;  в  11  -  плательщики  сами  прерывали    процедуру
административного (апелляционного) согласования, в связи с отзывом
жалобы или обращением с иском в хозяйственный суд.
    Хотелось бы обратить внимание плательщиков  налогов,  что  не
всегда поданные в налоговые органы жалобы отвечают  требованиям  к
их оформлению, а это, в свою очередь, не дает возможности быстро и
объективно их рассмотреть. Требования по оформлению жалоб изложены
в  п.  3  Положения  о  порядке  подачи  и   рассмотрения    жалоб
налогоплательщиков органами государственной  налоговой  службы.  А
именно - в жалобе (заявлении) должны быть указаны:  фамилия,  имя,
отчество, место жительства физического лица,  а  для  юридического
лица -  его  наименование,  местонахождение,  наименование  органа
государственной  налоговой  службы,  которым   выдано    налоговое
извещение или решение, которое  обжалуется,  дата  и  номер,  суть
поднимаемого  вопроса,  просьбы  или  требования  о  представлении
(непредставлении) искового заявления в суд (хозяйственный  суд)  о
признании недействительным налогового извещения или решения органа
государственной налоговой службы;  подпись  физического  лица  или
уполномоченного на то лица, а  для  юридического  лица  -  подпись
руководителя  или  представителя  юридического  лица,  скрепленная
печатью юридического лица.
    Жалоба должна быть изложена в письменной "форме и отправлена в
орган государственной  налоговой  службы  по  почте  или  передана
физическим или юридическим лицом через представителя.  Если жалоба
в  интересах  физического  или  юридического  лица  подается   его
представителем,  то  к  жалобе  прилагается  копия    доверенности
(поручения),  оформленной    в    соответствии    с    действующим
законодательством.
    Немаловажным является соблюдение  законодательно  определенных
сроков для проведения процедуры апелляционного (административного)
согласования, а именно:

                   |--------------------------------------|
                   | Сроки подачи жалобы (апелляции) -    |
                   | начало административного обжалования |
                   |-|-----------------|----------------|-|
                     |                 |                |
                     |                 |                |
                                                         
|-----------------------|  |-----------------------|  |-----------------------|
| 10 календарных дней,  |  | 30 календарных дней,  |  | 30 календарных дней   |
| следующих за днем     |  | следующих за днем     |  | со дня принятия       |
| получения налогового  |  | получения налогового  |  | решения о продлении   |
| уведомления или иного |  | уведомления или иного |  | граничного срока      |
| решения налогового    |  | решения налогового    |  | подачи жалобы         |
| органа (при исчислении|  | органа (при           |  | (заявления)           |
| налогового            |  | самостоятельном       |  |-----------------------|
| обязательства в       |  | определении налоговым |
| соответствии с        |  | органом налогового    |
| пп. 4.2, 4.3 ст. 4    |  | обязательства по      |
| Закона № 2181)        |  | причине, не связанной |
|-----------------------|  | с нарушением          |
                           | налогового            |
                           | законодательства)     |
                           |-----------------------|

    При  наличии  определенных  причин   налогоплательщик    может
обратиться в налоговый орган с заявлением о продлении срока подачи
жалобы.  Порядок и сроки подачи таких заявлений, а также процедура
их рассмотрения определены  в  пункте 15.4  ст. 15  Закона  № 2181
( 2181-14 ).
    После граничных сроков подачи жалобы (Порядок применения  норм
пункта  15.4  статьи  15  Закона  Украины  "О  порядке   погашения
обязательств    плательщиков    налогов    перед    бюджетами    и
государственными  целевыми  фондами",  утвержденный  приказом  ГНА
Украины от 19.03.2001 г. № 113 ( z0284-01 )).

                       Продление граничнх сроков

|------------|  Заявление о продлении граничных сроков   |------------|
|            |  (30 календарных дней, следующих за       |            |
|            |  днем окончания обстоятельств, указанных  |            |
|            |  в п. 2.3 Порядка № 113)                  |            |
|            | ----------------------------------------> |            |
| Плательщик |  Решение о рассмотрении заявления         | Налоговый  |
| налогов    |  (п.п. 2.7.1 п. 2.7 Порядка № 113) или    | орган      |
|            |  решение о продлении срока рассмотрения   |            |
|            |  заявления (п.п. 2.7.2 Порядка 113) -     |            |
|            |  20 календарных дней со дня получения     |            |
|            |  заявления                                |            |
|------------| <---------------------------------------- |------------|

    Следует иметь в  виду,  что  жалоба,  поданная  с  соблюдением
сроков и порядка, приостанавливает  выполнение  налогоплательщиком
обязательств, определенных в налоговом  уведомлении  (решении)  на
срок со дня подачи такой жалобы  в  контролирующий  орган  до  дня
окончания  процедуры  административного  обжалования.  В   течение
указанного срока налоговые требования  по  обжалуемому  налогу  не
направляются,  а  сумма  обжалуемого   налогового    обязательства
считается несогласованной.
    В соответствии  с  пунктом 5.2.4  пункта 5.2 статьи  5  Закона
№ 2181 ( 2181-14 )  процедура  административного  (апелляционного)
обжалования заканчивается:
    - последним  днем  срока,  предусмотренного  подпунктом  5.2.2
этого пункта для предоставления  заявления  о  пересмотре  решения
контролирующего органа, в случае, когда такое  заявление  не  было
подано в установленный срок;
    - днем получения  налогоплательщиком  решения  контролирующего
органа о полном удовлетворении жалобы;
    - днем получения  налогоплательщиком  решения  контролирующего
органа,  которое  не  подлежит    дальнейшему    административному
обжалованию;
    - днем возбуждения судом (арбитражным судом)  производства  по
делу  по  иску  налогоплательщика  о  признании   недействительным
решения контролирующего органа.
    День  окончания  процедуры    административного    обжалования
считается    днем    согласования    налогового      обязательства
налогоплательщика.
    С учетом срока исковой давности налогоплательщик  имеет  право
обжаловать в суд (арбитражный суд) решение контролирующего  органа
о начислении налогового обязательства  в  любой  момент  получения
соответствующего налогового извещения.  В  этом  случае  указанное
решение  контролирующего  органа  не  подлежит   административному
обжалованию.   Налогоплательщик    обязан    письменно    сообщать
контролирующему органу о каждом случае судебного  обжалования  его
решений.
    Из  вышеизложенного  следует,   что  с  введением  в  действие
Закона  № 2181 ( 2181-14 )  расширились  права  налогоплательщиков
относительно  защиты  своих  интересов,  а    также    обеспечения
конституционного  права  граждан    на    обращение    в    органы
государственной власти.  Вместе с этим налоговые  органы  получили
дополнительную возможность всесторонне и объективно разобраться  в
возникшем  конфликте  и  при  необходимости  исправить  допущенные
ошибки самостоятельно, отменив ранее принятое  решение  или  более
полно и аргументированно доказать допущенные  плательщиком налогов
ошибки.
    При этом до окончания процедуры административного  обжалования
плательщик  не  имеет  перед  бюджетом  обязательств  по    уплате
доначисленных  налогов  (сборов,    обязательных    платежей)    и
примененных штрафных (финансовых) санкций.


------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№75/02, стр. 40
[19.09.2002]
Л. Капустина
Начальник отдела апелляций ГНА в Луганской области
------------------------------------------------------------------