О правах налогоплательщиков ------------------------------------------------------------------ При осуществлении налоговыми органами контрольно-проверочной работы не редки случаи, когда налогоплательщики не согласны с выводами проверяющих о допущенных ими тех или иных нарушениях норм действующего законодательства. Права и обязанности сторон, а также порядок согласования и реализации результатов проверки определены и регламентируются рядом законодательных, нормативных и ведомственных документов. Так, статьей 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" от 04.12.90 г. № 509-ХII ( 509-12 ) (далее - Закон № 509) и пунктом 12 Инструкции о порядке применения и взыскания сумм штрафных (финансовых) санкций органами государственной налоговой службы (утвержденной приказом ГНА Украины от 17.03.2001 г. № 110 ( z0268-01 )) предусмотрено, что во время проверки руководители и должностные лица предприятий, а также физические лица - субъекты предпринимательской деятельности, обязаны представлять необходимые документы, давать письменные объяснения по всем вопросам и подписать акт проверки. Налогоплательщики имеют право, в случае несогласия с выводами проверяющих относительно имеющихся нарушений, подать органу налоговой службы, работники которого осуществляли проверку, возражения (разногласия) к акту проверки и получить на них письменный ответ. Согласование акта проверки Акт проверки ---------------------------> |----------------| Возражения (разногласия) |----------------| | Орган | к акту проверки | | |государственной | <--------------------------- |Налогоплательщик| |налоговой службы| Ответ на возражения | | |----------------| к акту проверки |----------------| ---------------------------> В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 11 и учитывая нормы пункта 16 статьи 11 Закона № 509 ( 509-12 ) по результатам рассмотрения материалов проверки, с учетом разногласий, руководителем налогового органа или его заместителем принимается решение о применении и взыскании сумм штрафных (финансовых) санкций доначисленных сумм налогов, сборов (обязательных платежей) и пени за нарушение налогового и иного законодательства, первый экземпляр которого вручается под расписку руководителю или главному бухгалтеру проверяемого предприятия или гражданину налогоплательщику, или высылается заказным письмом с уведомлением о вручении. Статьей 14 Закона № 509 ( 509-12 ) предусмотрено, что решения, действия либо бездействие органов государственной налоговой службы и их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Порядок и сроки обжалования, а также процедура рассмотрения жалоб определены законами Украины "Об обращении граждан", "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ) (далее - Закон № 2181), кодексом Украины об административных правонарушениях. Со вступлением в силу Закона № 2181 ( 2181-14 ) претерпела изменения процедура обжалования налогоплательщиками решений органов относительно начисления налоговых обязательств, применения штрафных (финансовых) санкций и принятия иных мер принудительного воздействия, предусмотренных законодательством. В связи с этим приказом ГНА Украины от 02.03.2001 г. № 82 ( z0238-01 ) были внесены соответствующие изменения в Положение о порядке подачи и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы. В частности, значительно расширился перечень вопросов, которые могут быть обжалованы в налоговых органах в административном порядке, а именно: - налоговые извещения о суммах налоговых обязательств; - постановления о наложении административных взысканий; - решения: 1) относительно определения сумм обязательств; 2) о согласовании операций с заложенными активами налогоплательщика; 3) о согласовании плана реорганизации, продажи активов, которые пребывают в налоговом залоге; 4) о применении штрафных санкций (финансовых) санкций; 5) об аресте активов; 6) о возложении ответственности за погашение остаточного долга налогоплательщика на третье лицо; 7) о досрочном расторжении договора о рассрочке, отсрочке налоговых обязательств по инициативе органа государственной налоговой службы. Как показал анализ работы налоговых органов по рассмотрению жалоб (апелляций), в 2001 году в административном порядке плательщиками налогов в основном обжаловались решения о применении и взыскании сумм штрафных (финансовых) санкций, доначисленных сумм налогов, сборов (обязательных платежей) и пени за нарушение налогового и иного законодательства (90% от общего количества жалоб). По результатам рассмотрения 207 обжалуемых в налоговые инспекции и налоговую администрацию в Луганской области решений частично или полностью отменено 67 на общую сумму 20,2 млн грн., оставлено в силе 138 на 9,7 млн грн. И по 5 - увеличены налоговые обязательства на сумму 131,4 тыс. грн. При этом следует отметить, что: в 15 случаях, в связи с нарушением сроков порядка подачи жалоб, они не подлежали рассмотрению; в 11 - плательщики сами прерывали процедуру административного (апелляционного) согласования, в связи с отзывом жалобы или обращением с иском в хозяйственный суд. Хотелось бы обратить внимание плательщиков налогов, что не всегда поданные в налоговые органы жалобы отвечают требованиям к их оформлению, а это, в свою очередь, не дает возможности быстро и объективно их рассмотреть. Требования по оформлению жалоб изложены в п. 3 Положения о порядке подачи и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы. А именно - в жалобе (заявлении) должны быть указаны: фамилия, имя, отчество, место жительства физического лица, а для юридического лица - его наименование, местонахождение, наименование органа государственной налоговой службы, которым выдано налоговое извещение или решение, которое обжалуется, дата и номер, суть поднимаемого вопроса, просьбы или требования о представлении (непредставлении) искового заявления в суд (хозяйственный суд) о признании недействительным налогового извещения или решения органа государственной налоговой службы; подпись физического лица или уполномоченного на то лица, а для юридического лица - подпись руководителя или представителя юридического лица, скрепленная печатью юридического лица. Жалоба должна быть изложена в письменной "форме и отправлена в орган государственной налоговой службы по почте или передана физическим или юридическим лицом через представителя. Если жалоба в интересах физического или юридического лица подается его представителем, то к жалобе прилагается копия доверенности (поручения), оформленной в соответствии с действующим законодательством. Немаловажным является соблюдение законодательно определенных сроков для проведения процедуры апелляционного (административного) согласования, а именно: |--------------------------------------| | Сроки подачи жалобы (апелляции) - | | начало административного обжалования | |-|-----------------|----------------|-| | | | | | | |-----------------------| |-----------------------| |-----------------------| | 10 календарных дней, | | 30 календарных дней, | | 30 календарных дней | | следующих за днем | | следующих за днем | | со дня принятия | | получения налогового | | получения налогового | | решения о продлении | | уведомления или иного | | уведомления или иного | | граничного срока | | решения налогового | | решения налогового | | подачи жалобы | | органа (при исчислении| | органа (при | | (заявления) | | налогового | | самостоятельном | |-----------------------| | обязательства в | | определении налоговым | | соответствии с | | органом налогового | | пп. 4.2, 4.3 ст. 4 | | обязательства по | | Закона № 2181) | | причине, не связанной | |-----------------------| | с нарушением | | налогового | | законодательства) | |-----------------------| При наличии определенных причин налогоплательщик может обратиться в налоговый орган с заявлением о продлении срока подачи жалобы. Порядок и сроки подачи таких заявлений, а также процедура их рассмотрения определены в пункте 15.4 ст. 15 Закона № 2181 ( 2181-14 ). После граничных сроков подачи жалобы (Порядок применения норм пункта 15.4 статьи 15 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами", утвержденный приказом ГНА Украины от 19.03.2001 г. № 113 ( z0284-01 )). Продление граничнх сроков |------------| Заявление о продлении граничных сроков |------------| | | (30 календарных дней, следующих за | | | | днем окончания обстоятельств, указанных | | | | в п. 2.3 Порядка № 113) | | | | ----------------------------------------> | | | Плательщик | Решение о рассмотрении заявления | Налоговый | | налогов | (п.п. 2.7.1 п. 2.7 Порядка № 113) или | орган | | | решение о продлении срока рассмотрения | | | | заявления (п.п. 2.7.2 Порядка 113) - | | | | 20 календарных дней со дня получения | | | | заявления | | |------------| <---------------------------------------- |------------| Следует иметь в виду, что жалоба, поданная с соблюдением сроков и порядка, приостанавливает выполнение налогоплательщиком обязательств, определенных в налоговом уведомлении (решении) на срок со дня подачи такой жалобы в контролирующий орган до дня окончания процедуры административного обжалования. В течение указанного срока налоговые требования по обжалуемому налогу не направляются, а сумма обжалуемого налогового обязательства считается несогласованной. В соответствии с пунктом 5.2.4 пункта 5.2 статьи 5 Закона № 2181 ( 2181-14 ) процедура административного (апелляционного) обжалования заканчивается: - последним днем срока, предусмотренного подпунктом 5.2.2 этого пункта для предоставления заявления о пересмотре решения контролирующего органа, в случае, когда такое заявление не было подано в установленный срок; - днем получения налогоплательщиком решения контролирующего органа о полном удовлетворении жалобы; - днем получения налогоплательщиком решения контролирующего органа, которое не подлежит дальнейшему административному обжалованию; - днем возбуждения судом (арбитражным судом) производства по делу по иску налогоплательщика о признании недействительным решения контролирующего органа. День окончания процедуры административного обжалования считается днем согласования налогового обязательства налогоплательщика. С учетом срока исковой давности налогоплательщик имеет право обжаловать в суд (арбитражный суд) решение контролирующего органа о начислении налогового обязательства в любой момент получения соответствующего налогового извещения. В этом случае указанное решение контролирующего органа не подлежит административному обжалованию. Налогоплательщик обязан письменно сообщать контролирующему органу о каждом случае судебного обжалования его решений. Из вышеизложенного следует, что с введением в действие Закона № 2181 ( 2181-14 ) расширились права налогоплательщиков относительно защиты своих интересов, а также обеспечения конституционного права граждан на обращение в органы государственной власти. Вместе с этим налоговые органы получили дополнительную возможность всесторонне и объективно разобраться в возникшем конфликте и при необходимости исправить допущенные ошибки самостоятельно, отменив ранее принятое решение или более полно и аргументированно доказать допущенные плательщиком налогов ошибки. При этом до окончания процедуры административного обжалования плательщик не имеет перед бюджетом обязательств по уплате доначисленных налогов (сборов, обязательных платежей) и примененных штрафных (финансовых) санкций. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" №75/02, стр. 40 [19.09.2002] Л. Капустина Начальник отдела апелляций ГНА в Луганской области ------------------------------------------------------------------