Распоряжение НБУ о валютном курсе не является нормативно-правовым актом НБУ придерживается практики установления курсов валют служебными распоряжениями В лексикон отечественных предпринимателей и граждан надежно вошел термин "официальный курс НБУ". Достаточно часто используется он и в нормативных актах разной юридической силы. Определение этого термина содержится в статье 1 Закона Украины "О Национальном банке Украины" ( 679-14 ), согласно которой под официальным валютным курсом понимается курс валюты, официально установленный Национальным банком Украины как уполномоченным органом государства. В соответствии со статьей 21 Закона Украины "Об информации" ( 2657-12 ), информация государственных органов и органов местного и регионального самоуправления - это официальная документированная информация, которая создается в процессе текущей деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного и регионального самоуправления. Основными источниками этой информации являются: законодательные акты Украины, другие акты, принимаемые Верховным Советом и его органами, акты Президента Украины, подзаконные нормативные акты, ненормативные акты государственных органов, акты органов местного и регионального самоуправления. Таким образом, согласно приведенной норме, источником официальной информации об установленном курсе валют может быть документ, созданный в процессе текущей деятельности Национального банка (как государственного органа, уполномоченного выполнять функцию по установлению таких курсов), который может иметь статус либо подзаконного нормативного, либо ненормативного акта. Термин "законодательство" довольно широко используется в правовой системе преимущественно в значении совокупности законов и других нормативно-правовых актов, которые регламентируют ту или иную сферу общественных отношений и являются источниками права в определенной области. Этот термин без определения его содержания использует и Конституция Украины ( 254к/96-вр ) (статьи 9, 19, 118, пункт 12 Переходных положений). В законах, в зависимости от важности и специфики общественных отношений, которые они регулируют, этот термин употребляется в разных значениях: в одних имеются в виду лишь законы; в других, прежде всего кодифицированных, в понятие "законодательство" включаются как законы и прочие акты Верховного Совета Украины, так и акты Президента Украины, Кабинета Министров Украины, а в некоторых случаях также и нормативно-правовые акты центральных органов исполнительной власти. Именно такая позиция была изложена в Решении Конституционного Суда Украины в деле по конституционному обращению Киевского городского совета профсоюзов относительно официального толкования части 3 статьи 21 Кодекса законов о труде Украины ( 322-08 ) (дело о толковании термина "законодательство"). Основным в этой позиции является то, что под "законодательством" могут пониматься лишь нормативно-правовые акты. Ненормативные акты при любых условиях не являются составным элементом законодательства Украины. Из изложенного следует, что обязательными к исполнению, согласно Конституции ( 254к/96-вр ), являются именно нормативно-правовые акты. Статьей 56 Закона Украины "О Национальном банке Украины" ( 679-14 ) предусмотрено издание Национальным банком нормативно-правовых актов по вопросам, отнесенным к его полномочиям, которые являются обязательными для органов государственной власти и местного самоуправления, банков, предприятий, организаций и учреждений независимо от формы собственности, а также для физических лиц. Той же статьей определено, что нормативно-правовые акты Национального банка издаются в форме постановлений Правления Национального банка, а также инструкций, положений, правил, которые утверждаются постановлениями Правления Национального банка. Они не могут противоречить законам, другим законодательным актам Украины, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции и вступают в силу в соответствии с законодательством Украины. Согласно пункту 8 Положения об установлении и использовании официального курса гривны к иностранным валютам, утвержденного Постановлением Правления Национального банка Украины N 98 ( z0355-01 ) от 6 марта 2001 года, официальный курс гривны к иностранным валютам используется резидентами и нерезидентами Украины для осуществления бухгалтерского учета операций с иностранной валютой, а также в других случаях, предусмотренных действующим законодательством. Таким образом, акт, которым устанавливается курс валюты, затрагивает права, свободы и законные интересы граждан и имеет межведомственный характер, а потому, в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Украины N 493/92 ( 493/92 ) "О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти", подлежит государственной регистрации. Национальный банк придерживается практики установления курсов валют служебными распоряжениями, которые к тому же подписываются разными должностными лицами (например, распоряжение N 417/163 ( v_163500-01 ) от 12 июля 2001 года - первым заместителем председателя Правления НБУ, распоряжение N 417/200 ( v_200500-01 ) от 7 августа 2001 года - заместителем Председателя Правления НБУ, распоряжение N 417/216 ( v_216500-01 ) от 17 августа 2001 года - членом Правления, директором Департамента валютного регулирования), хотя Законом Украины "О Национальном банке" ( 679-14 ) право подписания распоряжений предоставлено лишь председателю Правления Национального банка. Законом Украины "О Национальном банке" ( 679-14 ) служебное распоряжение не отнесено к категории нормативных актов. Поскольку Национальный банк является юридическим лицом, то свои функции он выполняет через соответствующие органы, в том числе и функцию по установлению курса валют. Учитывая, что акт, которым устанавливается курс валют, должен носить нормативный характер для предоставления ему общеобязательной силы, единственным органом, которому, в соответствии со статьей 15 данного Закона, предоставлено право издавать нормативные акты Национального банка, является Правление НБУ. Приведенный анализ позволяет сделать вывод, что акты Национального банка Украины, которыми устанавливается курс гривны, не могут иметь обязательного характера, поскольку они не являются нормативно-правовыми и соответственно не подпадают под термин "законодательство" даже при его широком толковании. Согласно же статье 19 Конституции Украины ( 254к/96-вр ), правовой порядок на Украине базируется на основах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. Курс гривны широко используется во многих сферах экономики. Так, во внешнеэкономической деятельности курс валюты является одной из составляющих при расчете таможенной стоимости, а соответственно и платежей, которые взимаются при таможенном оформлении грузов. И может оказаться проблематичным по возможному законному требованию декларанта предоставить нормативное обоснование использования примененного таможней курса гривны. Учитывая специфику института курсообразования и его чрезвычайную динамику, уместным было бы внесение соответствующих изменений в действующую редакцию Закона "О Национальном банке" ( 679-14 ) с целью устранения описанных недоразумений. По своей компетенции Национальный банк Украины правомочен своим актом устанавливать курс национальной валюты, однако для того, чтобы такой акт получил обязательную силу, он должен быть издан в определенной форме - форме нормативно-правового акта. Кроме того, придерживаясь требований законодательства, акты, которыми устанавливается официальный курс гривны, должны утверждаться Правлением и вступать в силу в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Украины "О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти" ( 493/92 ), через 10 дней после их регистрации. Очевидно, что такая процедура лишает Национальный банк гибкости и может принести больше вреда, чем пользы, но это является требованием закона. ХРУСТЕНКО Роман - адвокат "Киевской юридической компании" "Юридическая практика", N 46 (256), 12 ноября 2002 года.