Может ли комитент-резидент по договору комиссии купить иностранную валюту и перечислить ее комиссионеру-резиденту для приобретения последним оборудования у нерезидента, избежав при этом штрафных санкций за осуществление расчетов в иностранной валюте на территории Украины? Александр Негода прежде всего обращает внимание на то, что согласно пп. "г: п. 4 ст. 5 Декрета Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля" ( 15-93 ) (далее - Декрет) использование иностранной валюты на территории Украины как средства платежа требует получения индивидуальной лицензии НБУ. После этого, приведя определение термина "использование иностранной валюты как средства платежа", содержащееся в п. 1.3 Положения о валютном контроле ( z0209-00 ) (далее - Положение), он отмечает, что при перечислении комиссионеру валюты расчетов за товар как таковых между комитентом и комиссионером не происходит. Право собственности на приобретаемые комиссионером материальные ценности принадлежит комитенту. Таким образом, автор делает первоначальный вывод: "индивидуальная лицензия комитенту не нужна и штрафные санкции к нему за осуществление указанной в вопросе операции не должны применяться". Однако, с другой стороны, учитывая определение термина "валютные операции", а также требования пп. "а" п. 4 ст. 5 Декрета ( 15-93 ), автор соглашается с тем, что, поскольку у комитента, осуществляющего перечисление иностранной валюты комиссионеру, нет обязательств перед нерезидентом - продавцом оборудования (контракт на приобретение такого оборудования с нерезидентом заключает комиссионер-резидент и от своего имени), то действия комитента-резидента нуждаются в предварительном получении индивидуальной лицензии НБУ. В то же время А.Негода считает, что платеж в иностранной валюте, осуществляемый комитентом комиссионеру для приобретения импортного оборудования, нельзя с полной уверенностью считать "использованием иностранной валюты как средства платежа". "Ведь в п. 1.3 Положения ( z0209-00 ) ничего не сказано о переходе права собственности на такую иностранную валюту. В данном пункте говорится о расчетах за приобретаемые товары (работы, услуги)". Далее, проанализировав нормы пп. 6.1.2 Инструкции об открытии банками счетов в национальной и иностранной валюте ( v0520500-99 ) и п. 2.3 Правил осуществления операций на межбанковском валютном рынке Украины ( z0819-98 ), автор рекомендует комитенту при заключения договора комиссии на покупку импортного оборудования не брать на себя обязательств по покупке и перечислению иностранной валюты комиссионеру. "Если же это уже произошло, то в договоре комиссии должно быть обязательно указано, что именно на комитента возлагаются вышеназванные обязательства". При этом основной довод А.Негоды для защиты от возможных штрафных санкций состоит в следующем: "Согласно Декрету ( 15-93 ) валютные операции - это операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности. Именно отсутствие перехода права собственности на перечисленную от комитента комиссионеру иностранную валюту (а не право собственности на приобретаемые товары) является основным аргументом в пользу комитента. Несмотря на отсутствие у комитента обязательств по оплате перед нерезидентом, перечисление комитентом иностранной валюты комиссионеру не является валютной операцией, то есть не требует наличия у комитента индивидуальной лицензии НБУ, необходимой для осуществления данного вида операций". "НПО Поверхность" www.mdoffice.com.ua