Ответственность бухгалтера

------------------------------------------------------------------

    Вступивший  в  силу  с  01.01.2000  г.  Закон    Украины    "О
бухгалтерском  учете  и  финансовой  отчетности"  от  16.07.99  г.
№ 996-ХIV ( 996-14 ) (далее Закон № 996) устанавливает обязанности
и ответственность должностных  лиц  субъектов  предпринимательской
деятельности.
    Поэтому, прежде  чем  приступить  к  анализу  ответственности,
необходимо определить, что понимается  под  термином  "должностное
лицо".  Согласно статье 364 Уголовного кодекса Украины ( 2341-14 )
(далее - УК) под  должностными  лицами  понимаются  лица,  которые
постоянно или временно осуществляют функции представителей власти,
а  также  занимают  постоянно  или  временно  на  предприятиях,  в
учреждениях или организациях  независимо  от  формы  собственности
должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных
или  административно-хозяйственных  обязанностей,  или   выполняют
такие обязанности по специальным полномочиям.
    Разумеется, бухгалтер предприятия отвечает этому  определению,
а следовательно, считается должностным лицом предприятия.  Занятие
определенной должности или поручение временно исполнять  служебные
обязанности должны быть оформлены приказом по предприятию.

    Обязанности руководителя и бухгалтера

    Согласно  п. 3  ст. 8 Закона № 996 ( 996-14 ) собственник  или
уполномоченный   орган    (должностное    лицо),    осуществляющий
руководство предприятием  в  соответствии  с  законодательством  и
учредительными документами, несет ответственность за:
    - организацию бухгалтерского учета и обеспечение  фиксирования
фактов  осуществления  всех  хозяйственных  операций  в  первичных
документах;
    - сохранность обработанных документов, регистров и  отчетности
в течение установленного срока, но не менее трех лет.
    Руководитель предприятия обязан  создать  необходимые  условия
для  правильного  ведения   бухгалтерского    учета,    обеспечить
неуклонное  выполнение  всеми    подразделениями,    службами    и
работниками,  причастными  к  бухгалтерскому  учету,   правомерных
требований  бухгалтера  по  соблюдению  порядка    оформления    и
представления  к  учету  первичных документов (п. 6 ст.  8  Закона
№ 996 ( 996-14 )).
    Целый  ряд  обязанностей  возложен  на  главного   бухгалтера.
В  соответствии  с  п. 7  ст. 8  Закона  № 996 ( 996-14 )  главный
бухгалтер или лицо,  на которое возложено  ведение  бухгалтерского
учета предприятия, должно:
    - обеспечивать соблюдение на предприятии установленных  единых
методологических принципов  бухгалтерского  учета,  составление  и
представление в установленные сроки финансовой отчетности;
    - организовывать  контроль    за    отражением    на    счетах
бухгалтерского учета всех хозяйственных операций;
    - принимать  участие  в  оформлении  материалов,  связанных  с
недостачей и возмещением потерь  от  недостачи,  хищения  и  порчи
активов предприятия;
    - обеспечивать  проверку  состояния  бухгалтерского  учета   в
филиалах, представительствах,  отделениях  и  других  обособленных
подразделениях предприятия.

    Кто подписал документы?

    В  соответствии  с  п.  8  ст.  9  Закона   №  996  ( 996-14 )
ответственность  за    несвоевременное    составление    первичных
документов и  регистров  бухгалтерского  учета  и  недостоверность
отраженных в них данных несут лица, которые составили и  подписали
эти документы. Примерно аналогичная норма содержится и в Положении
о  документальном  обеспечении  записей  в  бухгалтерском   учете,
утвержденном приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 г.
№ 88 ( z0168-95 ) (далее - Положение № 88).  Подпункт  2.14  этого
документа  гласит,  что  ответственность  за    своевременное    и
качественное  составление  документов,  за  достоверность  данных,
приведенных в них,  несут  лица,  составившие  и  подписавшие  эти
документы.  В подпункте  3.4  говорится,  что  ответственность  за
правильность регистрации  информации  в  учетных  регистрах  также
несут лица, которые составили и подписали их.
    В этих  формулировках  -  ответ  на  один  из  заданных  ранее
вопросов: может ли отвечать бухгалтер за  ошибки,  допущенные  его
предшественником.  Как видим, если первичные документы  и  учетные
регистры были подписаны предшественником, то именно он и должен за
них отвечать.
    Обратите внимание, в приведенных положениях говорится только о
первичных и бухгалтерских документах, да и оба документа  касаются
только бухгалтерского учета.  Как же быть с ошибками,  допущенными
предшественником в налоговом учете  и  содержащимися  в  налоговых
декларациях? Неужели за них придется отвечать? На наш взгляд, нет.
Ведь в самом Законе  № 996 ( 996-14 )  (п. 2 ст. 3)  указано,  что
финансовая, налоговая, статистическая  и  другие  виды отчетности,
которые используют денежный  измеритель,  основываются  на  данных
бухгалтерского  учета.  То  есть  основой  для  налогового   учета
является    бухгалтерский    учет.    Следовательно,      характер
ответственности за  ошибку,  допущенную  в  налоговой  отчетности,
которая стала следствием ошибки, допущенной в бухгалтерском учете,
должен быть такой же.  Иными словами,  положения п. 2 ст. 3 Закона
№ 996 ( 996-14 ) могут быть применимы и к налоговому учету.

    Мнение налоговых органов

    Мнение   налоговых   органов   в   отношении   ответственности
за  действия   предыдущего   бухгалтера  выражено  в  письме  ГНАУ
от 17.04.2002 г.  № 3125/5/26-2119 ( v3125225-02 ) (далее - письмо
№ 3125).  Приводим  его  в  извлечении  (см.  с.  20  сегодняшнего
номера).

    Письмо ГНАУ от 17.04.2002 г. № 3125/5/26-2119 ( v3125225-02 )

    "Государственная  налоговая  администрация  Украины   согласно
    письму  Государственного  комитета   Украины    по    вопросам
    регуляторной политики и предпринимательства от 15.03.2002 г.
    № 2-222/1477 рассмотрела письмо  начальника  "..."  ОАО  "..."
    относительно нарушений налогового законодательства Украины при
    проведении  проверки  указанного  предприятия    и    сообщает
    следующее.
    В  результате  проведенной   проверки    "..."    ОАО    "..."
    специалистами  ГВПМ  ГНИ  в  г.  Северодонецке  составлен  акт
    от 18.01.2002 г.  № 6/В/26,  согласно  которому  за  нарушение
    требований  налогового  законодательства  Украины  предприятию
    доначислено  налогов и пени  на  общую  сумму  379,6 тыс. грн.
    (решение от 19.01.2002 г. № 50-26-20-20188365/63).
    Отделом апелляций ГНА в Луганской области  рассмотрена  жалоба
    начальника "..." ОАО "..." и принято решение в соответствии со
    ст. 5  Закона Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III  "О  порядке
    погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами  и
    государственными целевыми фондами" и п. 7 Положения о  порядке
    подачи и  рассмотрения  жалоб  плательщиков  налогов  органами
    государственной налоговой службы, утвержденного  приказом  ГНА
    Украины  от  02.03.2001  г.  №  82  и  зарегистрированного   в
    Министерстве юстиции Украины 15.03.2001  г.  под  №  238/5429,
    оставить  без  изменений  решение,  принятое    ГНИ    в    г.
    Северодонецке по результатам проверки  финансово-хозяйственной
    деятельности "..." ОАО "...".
    С января 2002 года налоговой милицией ГНИ в  г.  Северодонецке
    было возбуждено уголовное дело в отношении главного бухгалтера
    "..." ОАО "..." Л. по ст. 212 ч. 3 Уголовного кодекса Украины.
    В ходе расследования уголовного  дела  было  установлено,  что
    главный бухгалтер Л.  в  силу  своего  должностного  положения
    обязана была проверить бухгалтерскую документацию, которая при
    вступлении ее в должность оставалась после главного бухгалтера
    П.,  однако  этого  не  сделала.  16.03.2002  в  отношении  Л.
    уголовное  дело по ст. 212 ч. 3,  Уголовного кодекса Украины
    прекращено на основании ст.  6 п.  2  Уголовно-процессуального
    кодекса Украины  в  связи  с  тем,  что  в  ее  действиях  нет
    умышленного    уклонения    от    уплаты    налогов,    однако
    просматривается состав преступления,  предусмотренного ст. 367
    Уголовного кодекса Украины (должностная халатность).
    Учитывая приведенное и руководствуясь требованиями статей  22,
    114 Уголовно-процессуального кодекса Украины, письмо директора
    "..."  ОАО  "..."  направлено  для  приобщения  к   материалам
    уголовного дела.

    Первый заместитель председателя В. Жвалюк"

    Какие выводы следует сделать из этого письма?

    Во-первых, в нем говорится, что новый бухгалтер не может  быть
привлечен к ответственности  за  умышленное  уклонение  от  уплаты
налогов (ст. 212 УК ( 2341-14 )), совершенное предшественником.
    Во-вторых,  ГНАУ  указывает,  что  новый   бухгалтер    обязан
проверить бухгалтерскую документацию, которая при вступлении его в
должность осталась после его предшественника.
    В-третьих, если новый бухгалтер этого не сделает, то его могут
привлечь  к  уголовной  ответственности по ст. 367 УК  ( 2341-14 )
"Должностная халатность".
    Рассмотрим более подробно эти моменты.

    Уголовная ответственность по ст. 212 УК ( 2341-14 )

    Полностью согласны  с  авторами  письма  насчет  невозможности
привлечения к уголовной  ответственности по ст. 212 УК ( 2341-14 )
нового бухгалтера.
    Согласно  ст.  212  УК  ( 2341-14 )  предусмотрена   уголовная
ответственность,  во-первых,  за умышленное  уклонение  от  уплаты
налогов, сборов, других обязательных платежей, которые, во-вторых,
входят в систему налогообложения и введены в установленном законом
порядке.    Причем    ответственность    за    это    преступление
разграничивается в зависимости от размера нанесенного  государству
ущерба (см. с. 22 сегодняшнего номера).
    Самое   главное   в   том,   что  в  ст.  212  УК  ( 2341-14 )
предусмотрена  ответственность  не  за  сам  факт    неуплаты    в
установленный срок налогов и сборов, а за умышленное уклонение  от
их уплаты.  Иными словам, ответственность наступает только  тогда,
когда  лицо  намеревается  вообще  не  выполнять  (полностью   или
частично) возложенные на него налоговые обязательства {1}.
    В этом аспекте новый УК идентичен старому.  Ввиду того что  на
сегодняшний  день  каких-либо  официальных  документов   по    его
применению практически нет, целесообразно обратиться к документам,
разъясняющем порядок применения аналогичной ст.  148  старого  УК.
Так,  в  п.  3  постановления   Пленума  Верховного  Суда  Украины
от 26.03.99 г. № 5 ( v0005700-99 ) указано, что ответственность за
уклонение  от  уплаты  налогов,  предусмотренная  статьей 148 УКУ,
наступает только в случае,  если оно совершено с  прямым  умыслом.
Этой статьей УКУ предусмотрена уголовная ответственность не за сам
факт  неуплаты  в  установленный  срок  налогов,  сборов,   других
обязательных платежей, а за преднамеренное уклонение от их уплаты.
    Согласно ст. 24 нового УК ( 2341-14 ) прямым является  умысел,
если лицо осознавало общественно опасный  характер  своего  деяния
(действия или бездеятельности), осознавало его общественно опасные
последствия и желало их наступления.
    Отсюда следует,  что  если  объективная  сторона  преступления
не характеризуется умышленным уклонением,  то привлечь должностное
лицо    предприятия    невозможно.   Поэтому   в   письме  №  3125
( v3125225-02 ) обращается внимание  на  то,  что уголовное дело в
отношении нового  бухгалтера  по  ст. 212 УК ( 2341-14 )  подлежит
прекращению за отсутствием состава преступления в его действиях.
    Тем не менее, уголовное дело по этой статье  было  заведено  -
типичный случай.  Не секрет,  что  работники  налоговых  инспекций
зачастую, видя неуплату налогов на сумму, превышающую 17000  грн.,
не  разбираясь  в  нюансах  и  не  думая  об  умысле  со   стороны
должностных  лиц   налогоплательщика,    автоматически    передают
материалы в налоговую милицию  для  возбуждения  уголовного  дела.
Например,   в  письме  ГНАУ  от  30.05.2002  г.  №  8673/7/23-1217
( v8673225-02 ) (см. "Налоги  и  бухгалтерский учет", 2002,  № 64)
говорится,  что  "должностные лица,  ответственные  за  проведение
проверок,  во всех случаях, когда сумма доначислений  по  налогам,
сборам,  другим обязательным  платежам  превышает  17  тыс.  грн.,
обязаны представлять материалы таких проверок в установленный срок
в  соответствующие  подразделения  налоговой  милиции".  Со  своей
стороны  отметим,  что  даже  если  такие  уголовные  дела   будут
возбуждены, то при отсутствии  у  обвиняемого  умысла  они  должны
подлежать закрытию.
    Немного отойдя от  темы,  отметим  второй  аспект  возможности
привлечения  к  ответственности  по  ст. 212  УК  ( 2341-14 ).  Он
заключается в том, что ответственность предусмотрена за умышленную
неуплату  налогов,  сборов,  обязательных  платежей,  указанных  в
Законе   Украины   "О  системе  налогообложения"  от  25.06.91  г.
№ 1251-XII  ( 1251-12 ).   Этот  момент  имеет   важное  значение,
поскольку, например,  единый налог в перечне обязательных платежей
(ст. 14 и ст. 15 Закона № 1251)  не  указан.  Следовательно,  если
субъект предпринимательства пусть даже умышленно уклонится от  его
уплаты на  сумму  больше  17000  грн.,  уголовная  ответственность
применяться  не  может   (такого    же    мнения    придерживается
Госкомпредпринимательства  в  письме от 12.11.2001 г. № 2-221/6704
( v6704563-01 )).  В этом  -  одно  из  отличий  нового  УК от его
предшественника (в ст. 148 старого УК не было  связи  с  налогами,
установленными Законом  № 1251 ( 1251-12 ),  т.  е.  речь  шла  об
уклонении от любых налогов, сборов, обязательных платежей).
    Кроме того, немаловажную  роль  играет  минимальная  величина,
сокрытая от налогообложения, начиная с которой возникает уголовная
ответственность. Если лицо уклонилось от налогообложения, но сумма
неуплаченного  налога  оказалась меньше 17000 грн.,  то ст. 212 УК
( 2341-14 ) применяться не может. При  определении  этой  величины
следует исходить из суммы неуплаченного или недоплаченного налога,
сбора,  обязательного  платежа   без   финансовых  санкций  (пени,
штрафа),  применяемых  в  соответствии  с требованиями  налогового
законодательства  {2}.    В    этом    отличие    от    применения
ответственности согластно  Закону  Украины  "О  порядке  погашения
обязательств    плательщиков    налогов    перед    бюджетами    и
государственными целевыми фондами"  от  21.12.2000  г.  № 2181-III
( 2181-14 ) (далее  -  Закон  № 2181)  -  в  нем налоговым  долгом
признается  не  только  собственно согласованное и неуплаченное  в
срок  налоговое  обязательство,  но  и  штрафные  санкции  при  их
наличии, а также пеня.

|-------------------------------|--------------------------------|
|   Размер нанесенного ущерба   |    Характер ответственности    |
|-------------------------------|--------------------------------|
| Если умышленная неуплата      | Штраф от 300 до 500 не         |
| налогов привела к фактическому| облагаемых налогом минимумов   |
| непоступлению в бюджеты или   | доходов граждан (ннмдг) или    |
| государственные целевые фонды | лишение права занимать         |
| средств в значительных        | определенные должности или     |
| размерах                      | заниматься определенной        |
| (от 17000 грн. до 51000 грн.) | деятельностью сроком до 3 лет  |
|-------------------------------|--------------------------------|
| Если умышленная неуплата      | Штраф от 500 до 2000 ннмдг,    |
| налогов  совершена  по        | либо исправительные работы     |
| предварительному сговору      | сроком до 2 лет, либо          |
| группой лиц, или если она     | ограничение свободы сроком     |
| привела к фактическому        | до 5 лет, с лишением права     |
| непоступлению в бюджеты или   | занимать  определенные         |
| государственные целевые фонды | должности или заниматься       |
| средств в крупных размерах    | определенной деятельностью     |
| (от 51000 грн. до 85000 грн.) | сроком до 3 лет                |
|-------------------------------|--------------------------------|
| Если умышленная неуплата      | Лишение свободы на срок        |
| налогов совершена лицом,      | от 5 до 10 лет с лишением      |
| ранее судимым за уклонение от | права занимать определенные    |
| уплаты налогов, сборов, других| должности или заниматься       |
| обязательных платежей, или    | определенной деятельностью     |
| если она привела к            | сроком до 3 лет с конфискацией |
| фактическому непоступлению в  | имущества                      |
| бюджеты или государственные   |                                |
| целевые фонды средств в особо |                                |
| крупных размерах              |                                |
| (более 85000 грн.)            |                                |
|-------------------------------|--------------------------------|

    Обязанность  проверит  документацию,  составленную  предыдущим
    бухгалтером

    В  письме  № 3125  ( v3125225-02 )  утверждается,   что  новый
бухгалтер обязан проверить бухгалтерскую документацию, которая при
вступлении его в должность осталась после  предыдущего бухгалтера.
Насколько правомерно употребление слова "обязан"?
    Мы уже упоминали  об  обязанностях  бухгалтера,  перечисленных
в  п. 7 ст. 8  Закона  № 996  ( 996-14 ).  Там  речь  идет  только
об  обеспечении  учета   всех   текущих  операций,  а  о  проверке
бухгалтерской  документации   за   предыдущий   период  ничего  не
говорится.
    Здесь нельзя не упомянуть о Положении о  главных  бухгалтерах,
утвержденном  постановлением  Совета Министров СССР от 24.01.80 г.
№ 59  (далее  -  Положение № 59),  которое,   несмотря   на  свою
архаичность,  формально еще действует.  Дело в том,  что  согласно
п.  6  этого  документа   прием  и  сдача  дел  при  назначении  и
освобождении главного  бухгалтера оформляются актом после проверки
состояния бухгалтерского учета и отчетности.
    Как  видим,  речь  идет,  во-первых,  о    составлении    акта
приема-передачи  бухгалтерских  дел,  а  во-вторых,  о  проведении
проверки  состояния  бухгалтерского  учета  и   отчетности.    Это
единственный  документ,  регламентирующий    процедуру    подобной
проверки. Получается, авторы письма правы?
    На наш взгляд, нет. И объясняется это рядом причин.
    1. Обратите внимание - в Положении № 59 говорится  о  проверке
состояния    бухгалтерского    учета    и    отчетности.     Ввиду
неопределенности термина "состояние бухгалтерского учета"  рискнем
предположить, что речь идет о внешних характеристиках - ведется ли
вообще бухгалтерский учет, сдается ли  отчетность,  имеются  ли  в
наличии все бухгалтерские регистры и т. п.  Но вряд ли речь идет о
полной  проверке  показателей  этой   отчетности,    бухгалтерских
регистров, первичных документов.  Говорится о "состоянии", но не о
правильности отражения всех хозяйственных операций.
    А    если    предшественник    проработал    на    предприятии
продолжительный период времени, некоторые документы  уже  сданы  в
архив? Придется ехать в архив, забирать документы, проверять их...
    С позиции здравой логики, проведение полной проверки  выглядит
более  чем  странно.  Ведь  понят  но,  что  в  условиях  нынешней
законодательной неразберихи и постоянных  нововведений  проверить,
весь бухучет на предмет правильности просто  физически невозможно.
    2. Хотя  Положение № 59  на  сегодняшний   день    формально
действует, реально оно уже давно устарело (по крайней мере, в этой
части).  На сегодняшний  день  существует  целый  ряд  документов,
регламентирующих обязанности бухгалтера, в которых нет ни слова  о
таких  проверках.  Таким  примером  является уже упомянутый  Закон
№ 996 ( 996-14 ). Кроме того,  в Квалификационных  характеристиках
профессий работников бухгалтерского учета  (в  разделе  "Задачи  и
обязанности")  в  отношении  проверок  на   главного    бухгалтера
возложена  обязанность    по    их    проведению    в    филиалах,
представительствах,    отделениях    и    других      обособленных
подразделениях.  И опять же речь идет только о проверке  состояния
бухгалтерского учета.  Но нет ни  слова  о  проверке  деятельности
предыдущего бухгалтера.
    Отсюда  следует,  что  выводы письма  № 3125 ( v3125225-02 ) в
отношении обязанности проведения проверки  трудно назвать верными,
следовательно, вряд  ли  есть  основания  говорить  о  должностной
халатности нового бухгалтера.
    Единственное объяснение изложенному в письме может заключаться
в том, что такую проверку предусматривали  должностные  инструкции
самого предприятия.

    Должностная халатность

    Кстати,  в отношении ответственности по ст. 367 УК ( 2341-14 )
отметим,  что для  привлечения  по    ней    необходимо    наличие
существенного  вреда,  причиненного  охраняемым  законом   правам,
свободам и интересам отдельных граждан  или  государственным  либо
общественным интересам, или интересам отдельных  юридических  лиц.
Согласно примечанию 3 к ст. 364 УК ( 2341-14 ) в целях ст. 367  УК
( 2341-14 ) существенным считается вред,  если  он  заключается  в
причинении материального  ущерба,  который  в  100  и  больше  раз
превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан.
    Даже если  предположить,  что  против  нового  бухгалтера,  не
проверившего  документацию  своего  предшественника,  может   быть
возбуждено уголовное дело по ст. 367 УК ( 2341-14 ),  то для этого
необходимо, чтобы сумма вреда, причиненного государству, составила
как минимум 1700 грн.  Можно полагать, что в  нашем  случае  сумма
такого вреда будет измеряться суммой неуплаченного налога.
    Кроме того, как указывают специалисты в области права {3}, для
привлечения к уголовной ответственности  по  этой  статье  следует
установить,  что  должностное  лицо  имело  реальную   возможность
выполнить свои обязанности.  Вряд ли стоит еще раз говорить, что у
бухгалтера  нет  такой  возможности;  проверить    все    действия
предшественника просто физически невозможно.
    Кроме  того,  вред,  причиненный    вследствие    неопытности,
недостаточной  квалификации  должностного  лица  либо   по    иным
обстоятельствам, независящим от него  и  не  дававшим  возможности
справиться  надлежащим  образом  с  работой,  не  дают   оснований
говорить о наличии преступной халатности.

    Составление акта приема-передачи дел

    В любом случае, если бухгалтер приходит на новое место работы,
то составление акта приема-передачи бухгалтерских документов в его
интересах.  Практически все специалисты сходятся  во  мнении,  что
этим документом он обезопасит  себя,  даже  если  при  составлении
новых отчетов и деклараций будут использоваться данные документов,
составленных  предыдущим    бухгалтером.    Акт    приема-передачи
бухгалтерской документации обычно состоит из двух частей - вводной
и  основной.  Во  вводной  части  обычно   указывается    название
предприятия, цель составления акта и т. п.  В основной указывается
перечень передаваемых бухгалтерских документов с указанием их  дат
и номеров.
    Акт подписывается бухгалтером, передающим дела, и бухгалтером,
их принимающим, после чего утверждается руководителем предприятия.
    По нашему  мнению,  бухгалтер,  передающий  дела,  ставя  свою
подпись на этом документе, фактически подтверждает, что именно  он
отвечает за правильность ведения  бухгалтерского  учета  в  период
своей работы на предприятии.  Для большей  убедительности  в  акте
можно  указать  соответствующую  фразу  об  ответственности  обоих
бухгалтеров.
    Один экземпляр акта остается в бухгалтерии предприятия, второй
- у передающего дела бухгалтера.
    Если в ходе  приема-передачи  дел  была  обнаружена  недостача
каких-либо документов, об этом обязательно делается запись в акте.
И только если такая запись будет отсутствовать, то можно  говорить
о халатности бухгалтера.  Но даже  в  этом  случае  однозначно  об
уголовной ответственности мы бы говорить не стали.
    Напомним, что руководитель (обратите внимание -  руководитель,
обязанность возлагается на него) в письменном виде должен сообщить
о  пропаже  документов  правоохранительным  органам  и    приказом
назначить  комиссию  для  установления    перечня    отсутствующих
документов и расследования причин их пропажи или уничтожения.  Для
участия в работе комиссии приглашаются представители  следственных
органов, охраны и государственного пожарного  надзора.  Результаты
работы  комиссии  оформляются    актом,    который    утверждается
руководителем предприятия.  Копия акта  направляется  в  орган,  в
сфере  управления  которого  находится  предприятие,  а  также   в
государственную налоговую  инспекцию  -  предприятиями  и  местный
финансовый орган - учреждениями, в 10-дневный срок.
    В заключение  напомним,  что  согласно  п.  7.9  Инструкции  о
порядке  учета  налогоплательщиков,   утвержденной  приказом  ГНАУ
от 19.02.98 г.  № 80 ( z0172-98 ),  в  действующей  редакции,  при
смене  главного  бухгалтера   (бухгалтера,  если  для  обеспечения
ведения  бухгалтерского  учета    по    штату    налогоплательщика
предусмотрена  лишь  одна  должность  бухгалтера   без    создания
бухгалтерской  службы  во  главе  с  главным  бухгалтером)   вновь
назначенное лицо или уполномоченное им  лицо  подает  в  налоговый
орган регистрационное  заявление  с  пометкой  "Изменения",  копию
справки о присвоении идентификационного номера (вновь назначенного
лица).  То есть об увольнении главного бухгалтера и вступлении  на
эту должность нового необходимо известить налоговый орган.

{1} Научно-практический  комментарий  Уголовного кодекса Украины
    от  5  апреля  2001 года  /  Под  ред.  И. И. Мельника,  Н. И.
    Хавронюка. - К.: Каннон; А.С.К., 2002. - 1216 с.
    Ссылка на эту книгу не случайна.  Дело в том, что в  настоящее
    время  отсутствуют  документы,  разъясняющие  новый  УК.  Даже
    Минтруда в письме от 20.12.2001 г. № 06/2-4/169  ссылается  на
    этот Научно-практический комментарий.
{2} Научно-практический  комментарий  Уголовного кодекса Украины
    от  5  апреля  2001 года  /  Под  ред.  И. И. Мельника,  Н. И.
    Хавронюка. - К.: Каннон; А.С.К., 2002. - 1216 с.
{3} Научно-практический  комментарий  Уголовного кодекса Украины
    от  5  апреля  2001 года  /  Под  ред.  И. И. Мельника,  Н. И.
    Хавронюка. - К.: Каннон; А.С.К., 2002. - 1216 с.


------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№79/02, стр. 19
[03.10.2002]
Д. Костюк
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------