Ответственность бухгалтера ------------------------------------------------------------------ Вступивший в силу с 01.01.2000 г. Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" от 16.07.99 г. № 996-ХIV ( 996-14 ) (далее Закон № 996) устанавливает обязанности и ответственность должностных лиц субъектов предпринимательской деятельности. Поэтому, прежде чем приступить к анализу ответственности, необходимо определить, что понимается под термином "должностное лицо". Согласно статье 364 Уголовного кодекса Украины ( 2341-14 ) (далее - УК) под должностными лицами понимаются лица, которые постоянно или временно осуществляют функции представителей власти, а также занимают постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняют такие обязанности по специальным полномочиям. Разумеется, бухгалтер предприятия отвечает этому определению, а следовательно, считается должностным лицом предприятия. Занятие определенной должности или поручение временно исполнять служебные обязанности должны быть оформлены приказом по предприятию. Обязанности руководителя и бухгалтера Согласно п. 3 ст. 8 Закона № 996 ( 996-14 ) собственник или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами, несет ответственность за: - организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах; - сохранность обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет. Руководитель предприятия обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неуклонное выполнение всеми подразделениями, службами и работниками, причастными к бухгалтерскому учету, правомерных требований бухгалтера по соблюдению порядка оформления и представления к учету первичных документов (п. 6 ст. 8 Закона № 996 ( 996-14 )). Целый ряд обязанностей возложен на главного бухгалтера. В соответствии с п. 7 ст. 8 Закона № 996 ( 996-14 ) главный бухгалтер или лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета предприятия, должно: - обеспечивать соблюдение на предприятии установленных единых методологических принципов бухгалтерского учета, составление и представление в установленные сроки финансовой отчетности; - организовывать контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций; - принимать участие в оформлении материалов, связанных с недостачей и возмещением потерь от недостачи, хищения и порчи активов предприятия; - обеспечивать проверку состояния бухгалтерского учета в филиалах, представительствах, отделениях и других обособленных подразделениях предприятия. Кто подписал документы? В соответствии с п. 8 ст. 9 Закона № 996 ( 996-14 ) ответственность за несвоевременное составление первичных документов и регистров бухгалтерского учета и недостоверность отраженных в них данных несут лица, которые составили и подписали эти документы. Примерно аналогичная норма содержится и в Положении о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденном приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 г. № 88 ( z0168-95 ) (далее - Положение № 88). Подпункт 2.14 этого документа гласит, что ответственность за своевременное и качественное составление документов, за достоверность данных, приведенных в них, несут лица, составившие и подписавшие эти документы. В подпункте 3.4 говорится, что ответственность за правильность регистрации информации в учетных регистрах также несут лица, которые составили и подписали их. В этих формулировках - ответ на один из заданных ранее вопросов: может ли отвечать бухгалтер за ошибки, допущенные его предшественником. Как видим, если первичные документы и учетные регистры были подписаны предшественником, то именно он и должен за них отвечать. Обратите внимание, в приведенных положениях говорится только о первичных и бухгалтерских документах, да и оба документа касаются только бухгалтерского учета. Как же быть с ошибками, допущенными предшественником в налоговом учете и содержащимися в налоговых декларациях? Неужели за них придется отвечать? На наш взгляд, нет. Ведь в самом Законе № 996 ( 996-14 ) (п. 2 ст. 3) указано, что финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности, которые используют денежный измеритель, основываются на данных бухгалтерского учета. То есть основой для налогового учета является бухгалтерский учет. Следовательно, характер ответственности за ошибку, допущенную в налоговой отчетности, которая стала следствием ошибки, допущенной в бухгалтерском учете, должен быть такой же. Иными словами, положения п. 2 ст. 3 Закона № 996 ( 996-14 ) могут быть применимы и к налоговому учету. Мнение налоговых органов Мнение налоговых органов в отношении ответственности за действия предыдущего бухгалтера выражено в письме ГНАУ от 17.04.2002 г. № 3125/5/26-2119 ( v3125225-02 ) (далее - письмо № 3125). Приводим его в извлечении (см. с. 20 сегодняшнего номера). Письмо ГНАУ от 17.04.2002 г. № 3125/5/26-2119 ( v3125225-02 ) "Государственная налоговая администрация Украины согласно письму Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 15.03.2002 г. № 2-222/1477 рассмотрела письмо начальника "..." ОАО "..." относительно нарушений налогового законодательства Украины при проведении проверки указанного предприятия и сообщает следующее. В результате проведенной проверки "..." ОАО "..." специалистами ГВПМ ГНИ в г. Северодонецке составлен акт от 18.01.2002 г. № 6/В/26, согласно которому за нарушение требований налогового законодательства Украины предприятию доначислено налогов и пени на общую сумму 379,6 тыс. грн. (решение от 19.01.2002 г. № 50-26-20-20188365/63). Отделом апелляций ГНА в Луганской области рассмотрена жалоба начальника "..." ОАО "..." и принято решение в соответствии со ст. 5 Закона Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" и п. 7 Положения о порядке подачи и рассмотрения жалоб плательщиков налогов органами государственной налоговой службы, утвержденного приказом ГНА Украины от 02.03.2001 г. № 82 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 15.03.2001 г. под № 238/5429, оставить без изменений решение, принятое ГНИ в г. Северодонецке по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности "..." ОАО "...". С января 2002 года налоговой милицией ГНИ в г. Северодонецке было возбуждено уголовное дело в отношении главного бухгалтера "..." ОАО "..." Л. по ст. 212 ч. 3 Уголовного кодекса Украины. В ходе расследования уголовного дела было установлено, что главный бухгалтер Л. в силу своего должностного положения обязана была проверить бухгалтерскую документацию, которая при вступлении ее в должность оставалась после главного бухгалтера П., однако этого не сделала. 16.03.2002 в отношении Л. уголовное дело по ст. 212 ч. 3, Уголовного кодекса Украины прекращено на основании ст. 6 п. 2 Уголовно-процессуального кодекса Украины в связи с тем, что в ее действиях нет умышленного уклонения от уплаты налогов, однако просматривается состав преступления, предусмотренного ст. 367 Уголовного кодекса Украины (должностная халатность). Учитывая приведенное и руководствуясь требованиями статей 22, 114 Уголовно-процессуального кодекса Украины, письмо директора "..." ОАО "..." направлено для приобщения к материалам уголовного дела. Первый заместитель председателя В. Жвалюк" Какие выводы следует сделать из этого письма? Во-первых, в нем говорится, что новый бухгалтер не может быть привлечен к ответственности за умышленное уклонение от уплаты налогов (ст. 212 УК ( 2341-14 )), совершенное предшественником. Во-вторых, ГНАУ указывает, что новый бухгалтер обязан проверить бухгалтерскую документацию, которая при вступлении его в должность осталась после его предшественника. В-третьих, если новый бухгалтер этого не сделает, то его могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 367 УК ( 2341-14 ) "Должностная халатность". Рассмотрим более подробно эти моменты. Уголовная ответственность по ст. 212 УК ( 2341-14 ) Полностью согласны с авторами письма насчет невозможности привлечения к уголовной ответственности по ст. 212 УК ( 2341-14 ) нового бухгалтера. Согласно ст. 212 УК ( 2341-14 ) предусмотрена уголовная ответственность, во-первых, за умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, которые, во-вторых, входят в систему налогообложения и введены в установленном законом порядке. Причем ответственность за это преступление разграничивается в зависимости от размера нанесенного государству ущерба (см. с. 22 сегодняшнего номера). Самое главное в том, что в ст. 212 УК ( 2341-14 ) предусмотрена ответственность не за сам факт неуплаты в установленный срок налогов и сборов, а за умышленное уклонение от их уплаты. Иными словам, ответственность наступает только тогда, когда лицо намеревается вообще не выполнять (полностью или частично) возложенные на него налоговые обязательства {1}. В этом аспекте новый УК идентичен старому. Ввиду того что на сегодняшний день каких-либо официальных документов по его применению практически нет, целесообразно обратиться к документам, разъясняющем порядок применения аналогичной ст. 148 старого УК. Так, в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 26.03.99 г. № 5 ( v0005700-99 ) указано, что ответственность за уклонение от уплаты налогов, предусмотренная статьей 148 УКУ, наступает только в случае, если оно совершено с прямым умыслом. Этой статьей УКУ предусмотрена уголовная ответственность не за сам факт неуплаты в установленный срок налогов, сборов, других обязательных платежей, а за преднамеренное уклонение от их уплаты. Согласно ст. 24 нового УК ( 2341-14 ) прямым является умысел, если лицо осознавало общественно опасный характер своего деяния (действия или бездеятельности), осознавало его общественно опасные последствия и желало их наступления. Отсюда следует, что если объективная сторона преступления не характеризуется умышленным уклонением, то привлечь должностное лицо предприятия невозможно. Поэтому в письме № 3125 ( v3125225-02 ) обращается внимание на то, что уголовное дело в отношении нового бухгалтера по ст. 212 УК ( 2341-14 ) подлежит прекращению за отсутствием состава преступления в его действиях. Тем не менее, уголовное дело по этой статье было заведено - типичный случай. Не секрет, что работники налоговых инспекций зачастую, видя неуплату налогов на сумму, превышающую 17000 грн., не разбираясь в нюансах и не думая об умысле со стороны должностных лиц налогоплательщика, автоматически передают материалы в налоговую милицию для возбуждения уголовного дела. Например, в письме ГНАУ от 30.05.2002 г. № 8673/7/23-1217 ( v8673225-02 ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2002, № 64) говорится, что "должностные лица, ответственные за проведение проверок, во всех случаях, когда сумма доначислений по налогам, сборам, другим обязательным платежам превышает 17 тыс. грн., обязаны представлять материалы таких проверок в установленный срок в соответствующие подразделения налоговой милиции". Со своей стороны отметим, что даже если такие уголовные дела будут возбуждены, то при отсутствии у обвиняемого умысла они должны подлежать закрытию. Немного отойдя от темы, отметим второй аспект возможности привлечения к ответственности по ст. 212 УК ( 2341-14 ). Он заключается в том, что ответственность предусмотрена за умышленную неуплату налогов, сборов, обязательных платежей, указанных в Законе Украины "О системе налогообложения" от 25.06.91 г. № 1251-XII ( 1251-12 ). Этот момент имеет важное значение, поскольку, например, единый налог в перечне обязательных платежей (ст. 14 и ст. 15 Закона № 1251) не указан. Следовательно, если субъект предпринимательства пусть даже умышленно уклонится от его уплаты на сумму больше 17000 грн., уголовная ответственность применяться не может (такого же мнения придерживается Госкомпредпринимательства в письме от 12.11.2001 г. № 2-221/6704 ( v6704563-01 )). В этом - одно из отличий нового УК от его предшественника (в ст. 148 старого УК не было связи с налогами, установленными Законом № 1251 ( 1251-12 ), т. е. речь шла об уклонении от любых налогов, сборов, обязательных платежей). Кроме того, немаловажную роль играет минимальная величина, сокрытая от налогообложения, начиная с которой возникает уголовная ответственность. Если лицо уклонилось от налогообложения, но сумма неуплаченного налога оказалась меньше 17000 грн., то ст. 212 УК ( 2341-14 ) применяться не может. При определении этой величины следует исходить из суммы неуплаченного или недоплаченного налога, сбора, обязательного платежа без финансовых санкций (пени, штрафа), применяемых в соответствии с требованиями налогового законодательства {2}. В этом отличие от применения ответственности согластно Закону Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ) (далее - Закон № 2181) - в нем налоговым долгом признается не только собственно согласованное и неуплаченное в срок налоговое обязательство, но и штрафные санкции при их наличии, а также пеня. |-------------------------------|--------------------------------| | Размер нанесенного ущерба | Характер ответственности | |-------------------------------|--------------------------------| | Если умышленная неуплата | Штраф от 300 до 500 не | | налогов привела к фактическому| облагаемых налогом минимумов | | непоступлению в бюджеты или | доходов граждан (ннмдг) или | | государственные целевые фонды | лишение права занимать | | средств в значительных | определенные должности или | | размерах | заниматься определенной | | (от 17000 грн. до 51000 грн.) | деятельностью сроком до 3 лет | |-------------------------------|--------------------------------| | Если умышленная неуплата | Штраф от 500 до 2000 ннмдг, | | налогов совершена по | либо исправительные работы | | предварительному сговору | сроком до 2 лет, либо | | группой лиц, или если она | ограничение свободы сроком | | привела к фактическому | до 5 лет, с лишением права | | непоступлению в бюджеты или | занимать определенные | | государственные целевые фонды | должности или заниматься | | средств в крупных размерах | определенной деятельностью | | (от 51000 грн. до 85000 грн.) | сроком до 3 лет | |-------------------------------|--------------------------------| | Если умышленная неуплата | Лишение свободы на срок | | налогов совершена лицом, | от 5 до 10 лет с лишением | | ранее судимым за уклонение от | права занимать определенные | | уплаты налогов, сборов, других| должности или заниматься | | обязательных платежей, или | определенной деятельностью | | если она привела к | сроком до 3 лет с конфискацией | | фактическому непоступлению в | имущества | | бюджеты или государственные | | | целевые фонды средств в особо | | | крупных размерах | | | (более 85000 грн.) | | |-------------------------------|--------------------------------| Обязанность проверит документацию, составленную предыдущим бухгалтером В письме № 3125 ( v3125225-02 ) утверждается, что новый бухгалтер обязан проверить бухгалтерскую документацию, которая при вступлении его в должность осталась после предыдущего бухгалтера. Насколько правомерно употребление слова "обязан"? Мы уже упоминали об обязанностях бухгалтера, перечисленных в п. 7 ст. 8 Закона № 996 ( 996-14 ). Там речь идет только об обеспечении учета всех текущих операций, а о проверке бухгалтерской документации за предыдущий период ничего не говорится. Здесь нельзя не упомянуть о Положении о главных бухгалтерах, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 24.01.80 г. № 59 (далее - Положение № 59), которое, несмотря на свою архаичность, формально еще действует. Дело в том, что согласно п. 6 этого документа прием и сдача дел при назначении и освобождении главного бухгалтера оформляются актом после проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности. Как видим, речь идет, во-первых, о составлении акта приема-передачи бухгалтерских дел, а во-вторых, о проведении проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности. Это единственный документ, регламентирующий процедуру подобной проверки. Получается, авторы письма правы? На наш взгляд, нет. И объясняется это рядом причин. 1. Обратите внимание - в Положении № 59 говорится о проверке состояния бухгалтерского учета и отчетности. Ввиду неопределенности термина "состояние бухгалтерского учета" рискнем предположить, что речь идет о внешних характеристиках - ведется ли вообще бухгалтерский учет, сдается ли отчетность, имеются ли в наличии все бухгалтерские регистры и т. п. Но вряд ли речь идет о полной проверке показателей этой отчетности, бухгалтерских регистров, первичных документов. Говорится о "состоянии", но не о правильности отражения всех хозяйственных операций. А если предшественник проработал на предприятии продолжительный период времени, некоторые документы уже сданы в архив? Придется ехать в архив, забирать документы, проверять их... С позиции здравой логики, проведение полной проверки выглядит более чем странно. Ведь понят но, что в условиях нынешней законодательной неразберихи и постоянных нововведений проверить, весь бухучет на предмет правильности просто физически невозможно. 2. Хотя Положение № 59 на сегодняшний день формально действует, реально оно уже давно устарело (по крайней мере, в этой части). На сегодняшний день существует целый ряд документов, регламентирующих обязанности бухгалтера, в которых нет ни слова о таких проверках. Таким примером является уже упомянутый Закон № 996 ( 996-14 ). Кроме того, в Квалификационных характеристиках профессий работников бухгалтерского учета (в разделе "Задачи и обязанности") в отношении проверок на главного бухгалтера возложена обязанность по их проведению в филиалах, представительствах, отделениях и других обособленных подразделениях. И опять же речь идет только о проверке состояния бухгалтерского учета. Но нет ни слова о проверке деятельности предыдущего бухгалтера. Отсюда следует, что выводы письма № 3125 ( v3125225-02 ) в отношении обязанности проведения проверки трудно назвать верными, следовательно, вряд ли есть основания говорить о должностной халатности нового бухгалтера. Единственное объяснение изложенному в письме может заключаться в том, что такую проверку предусматривали должностные инструкции самого предприятия. Должностная халатность Кстати, в отношении ответственности по ст. 367 УК ( 2341-14 ) отметим, что для привлечения по ней необходимо наличие существенного вреда, причиненного охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан или государственным либо общественным интересам, или интересам отдельных юридических лиц. Согласно примечанию 3 к ст. 364 УК ( 2341-14 ) в целях ст. 367 УК ( 2341-14 ) существенным считается вред, если он заключается в причинении материального ущерба, который в 100 и больше раз превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан. Даже если предположить, что против нового бухгалтера, не проверившего документацию своего предшественника, может быть возбуждено уголовное дело по ст. 367 УК ( 2341-14 ), то для этого необходимо, чтобы сумма вреда, причиненного государству, составила как минимум 1700 грн. Можно полагать, что в нашем случае сумма такого вреда будет измеряться суммой неуплаченного налога. Кроме того, как указывают специалисты в области права {3}, для привлечения к уголовной ответственности по этой статье следует установить, что должностное лицо имело реальную возможность выполнить свои обязанности. Вряд ли стоит еще раз говорить, что у бухгалтера нет такой возможности; проверить все действия предшественника просто физически невозможно. Кроме того, вред, причиненный вследствие неопытности, недостаточной квалификации должностного лица либо по иным обстоятельствам, независящим от него и не дававшим возможности справиться надлежащим образом с работой, не дают оснований говорить о наличии преступной халатности. Составление акта приема-передачи дел В любом случае, если бухгалтер приходит на новое место работы, то составление акта приема-передачи бухгалтерских документов в его интересах. Практически все специалисты сходятся во мнении, что этим документом он обезопасит себя, даже если при составлении новых отчетов и деклараций будут использоваться данные документов, составленных предыдущим бухгалтером. Акт приема-передачи бухгалтерской документации обычно состоит из двух частей - вводной и основной. Во вводной части обычно указывается название предприятия, цель составления акта и т. п. В основной указывается перечень передаваемых бухгалтерских документов с указанием их дат и номеров. Акт подписывается бухгалтером, передающим дела, и бухгалтером, их принимающим, после чего утверждается руководителем предприятия. По нашему мнению, бухгалтер, передающий дела, ставя свою подпись на этом документе, фактически подтверждает, что именно он отвечает за правильность ведения бухгалтерского учета в период своей работы на предприятии. Для большей убедительности в акте можно указать соответствующую фразу об ответственности обоих бухгалтеров. Один экземпляр акта остается в бухгалтерии предприятия, второй - у передающего дела бухгалтера. Если в ходе приема-передачи дел была обнаружена недостача каких-либо документов, об этом обязательно делается запись в акте. И только если такая запись будет отсутствовать, то можно говорить о халатности бухгалтера. Но даже в этом случае однозначно об уголовной ответственности мы бы говорить не стали. Напомним, что руководитель (обратите внимание - руководитель, обязанность возлагается на него) в письменном виде должен сообщить о пропаже документов правоохранительным органам и приказом назначить комиссию для установления перечня отсутствующих документов и расследования причин их пропажи или уничтожения. Для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора. Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем предприятия. Копия акта направляется в орган, в сфере управления которого находится предприятие, а также в государственную налоговую инспекцию - предприятиями и местный финансовый орган - учреждениями, в 10-дневный срок. В заключение напомним, что согласно п. 7.9 Инструкции о порядке учета налогоплательщиков, утвержденной приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80 ( z0172-98 ), в действующей редакции, при смене главного бухгалтера (бухгалтера, если для обеспечения ведения бухгалтерского учета по штату налогоплательщика предусмотрена лишь одна должность бухгалтера без создания бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером) вновь назначенное лицо или уполномоченное им лицо подает в налоговый орган регистрационное заявление с пометкой "Изменения", копию справки о присвоении идентификационного номера (вновь назначенного лица). То есть об увольнении главного бухгалтера и вступлении на эту должность нового необходимо известить налоговый орган. {1} Научно-практический комментарий Уголовного кодекса Украины от 5 апреля 2001 года / Под ред. И. И. Мельника, Н. И. Хавронюка. - К.: Каннон; А.С.К., 2002. - 1216 с. Ссылка на эту книгу не случайна. Дело в том, что в настоящее время отсутствуют документы, разъясняющие новый УК. Даже Минтруда в письме от 20.12.2001 г. № 06/2-4/169 ссылается на этот Научно-практический комментарий. {2} Научно-практический комментарий Уголовного кодекса Украины от 5 апреля 2001 года / Под ред. И. И. Мельника, Н. И. Хавронюка. - К.: Каннон; А.С.К., 2002. - 1216 с. {3} Научно-практический комментарий Уголовного кодекса Украины от 5 апреля 2001 года / Под ред. И. И. Мельника, Н. И. Хавронюка. - К.: Каннон; А.С.К., 2002. - 1216 с. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" №79/02, стр. 19 [03.10.2002] Д. Костюк Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------