Были маленькие - плохо, стали больше - еще хуже В каких пределах небюджетное предприятие может варьировать размер загрансуточных ------------------------------------------------------------------ До недавнего времени много копий ломалось вокруг проблемы ограничения загрансуточных 252 гривнями и процедуры пересчета этой суммы через валюту (в одну сторону - через прогнозный курс, а в обратную - через курс НБУ), который зачастую приводил к уменьшению загрансуточных в конкретных ситуациях. Подробнее об этом - см. "Бухгалтер" № 18'2002, с. 38-39. Постановление КМУ от 11.07.2002 г. № 977 ( 977-2002-п ) {1}, внесшее изменения в Постановление КМУ от 23.04.99 г. № 663 "О нормах возмещения расходов на командировки в пределах Украины и за границу", положило конец подобным недоразумениям (по крайней мере - с момента вступления в силу изменений), изъяв из процедуры расчета суточных применение прогнозного курса, а заодно - увеличив предельную норму с 252 грн. до 280 грн. Теперь подлежащая выдаче сумма аванса в части суточных определяется просто делением предельных 280 грн. на курс соответствующей валюты, установленный НБУ на дату выдачи денежных средств из кассы, и умножением на количество дней командировки. Например, при выдаче аванса в долларах США на 5-дневную командировку при курсе на день выдачи 5,33 грн. за 1 доллар США сумма суточных составит: 280 : 5,33 х 5 = $262,66. Но речь сейчас не об этих упростившихся арифметических действиях. Среди прочих изменений, внесенных в Постановление № 663 ( 663-99-п ), следует отметить появившийся абзац следующего содержания: "11(1). Размер суточных расходов, выплачиваемых работникам, направленным в командировки предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности (кроме предприятий, учреждений и организаций, полностью или частично содержащихся (финансируемых) за счет бюджетных средств), не может быть ниже норм суточных расходов, установленных приложением к Постановлению Кабинета Министров Украины [от 23 апреля 1999 года № 663 в редакции Постановления КМУ] от 11 июля 2002 года № 977". Как оказалось, далеко не все предприятия были ранее озабочены выдачей командированному максимально возможной суммы суточных (видимо, пока дело не касалось командировок руководства). Более того, для предприятий, активно работающих с зарубежьем в сфере предоставления монтажных, наладочных и т. п. услуг на объектах нерезидентов-заказчиков, экономия на суточных - не только и не столько проявление жадности, сколько элемент конкурентной борьбы на рынке этих самых услуг: ведь в конечном счете суммы командировочных расходов закладываются в общую цену, которая выставляется заказчику. Пример из жизни В своё время предприятие заложило в калькуляцию величину загрансуточных для своих работников на уровне норм, утвержденных для бюджетников. Поэтапное выполнение договора продолжается. Но на сегодняшний день, во-первых, появилось вышеуказанное ограничение нижнего уровня суточных, во-вторых - повысились нормы для бюджетников. Есть большое желание продолжать платить суточные в прежних размерах, которые теперь оказались меньше установленных для бюджетников. Законно ли это? своё право платить суточные в размере меньше предельных норм, установленных Постановлением КМУ № 663 для работников предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности (в том числе меньше предельных норм для бюджетников, приведенных в приложении к Постановлению), "экономное" предприятие обосновывает преимущест- венно следующими аргументами: - Закон О Прибыли предписывает Кабмину установить предельные суммы суточных, которые могут быть отнесены на валовые затраты предприятия, но не должны рассматриваться как минимальные гарантированные для работника; к тому же п/п. 5.4.8 позволяет руководителю вводить дополнительные ограничения по командировочным расходам; - командировочные расходы не относятся к выплатам, входящим в фонд оплаты труда, а значит, на них не должны распространяться минимальные государственные гарантии в отношении оплаты труда; - существующие нормы суточных нельзя считать законодательно установленными, поскольку они введены не законом, а Постановлением Кабмина. К сожалению, ни один из этих аргументов серьезного основания для абсолютно произвольного установления предприятием размера суточных собой не представляет. Рассмотрим их по порядку и кратко проанализируем. Действительно, Постановление КМУ № 663 принято в связи с существованием в Законе О Прибыли п/п. 5.4.8 и во многом его смысловая нагрузка сориентирована на очерчивание круга расходов, которые могут быть включены в состав валовых затрат предприятия. Однако же нельзя ограничивать применение норм суточных расходов только целями Закона О Прибыли. Во-первых, принятие Постановления Кабмина под требование Закона О Прибыли сопровождалось отменой действия ранее существовавшего порядка командирования {2}, что свидетельствует о возложении на принятое Постановление функции по урегулированию "командировочных" вопросов вообще, а не только для узких "прибыльных" целей. Во-вторых, если вдруг признать действительность норм суточных только для целей налогообложения прибыли, то придется признать отсутствие таких норм, например, для целей обложения подоходным налогом и облагать им любые суммы, выплачиваемые в связи с командировками. Абсурдные предпосылки приводят к абсурдным результатам. Тот факт, что Инструкция по статистике заработной платы {3} указывает на невключение расходов на командировки в фонд оплаты труда, никак не может повлиять на гарантии, устанавливаемые ст. 121 Кодекса законов о труде "Гарантии и компенсации при служебных командировках" ( 322-08 ). В частности, в статье указывается: "Работникам, направляющимся в командировки, выплачиваются: суточные за время нахождения в командировке, стоимость проезда до места назначения и обратно и расходы по найму жилого помещения в порядке и размерах, устанавливаемых законодательством". Как раз здесь и можно иногда услышать, что "установ- ленные законодательством" - значит, установленные законом или совокупностью законов, а не другими актами... Толкование термина "законодательство" является делом весьма непростым. Напомним, что существует даже решение Конституционного Суда Украины по делу по конституционному обращению Киевского городского совета профессиональных союзов относительно официального толкования части третьей статьи 21 Кодекса законов о труде Украины (дело о толковании термина "законодательство") от 9 июля 1998 года № 12-рп/98 ( v012p710-98 ). В ходе анализа материалов дела для принятия решения непосредственно по сформулированному запросу Конституционным Судом было, в частности, установлено: "Термин "законодательство" достаточно широко используется в правовой системе в основном в значении совокупности законов и других нормативно-правовых актов, регламентирующих ту или иную сферы общественных отношений и являющихся источниками определенной отрасли права. Данный термин без определения его содержания использует и Конституция Украины (статьи 9, 19, 118, пункт 12 "Переходных положений"). В законах в зависимости от важности и специфики регулируемых общественных отношений данный термин употребляется в различных значениях: в одних имеются в виду только законы; в других, прежде всего кодифицированных, в понятие "законодательство" включаются как законы и другие акты Верховной Рады Украины, так и акты Президента Украины, Кабинета Министров Украины, а в некоторых случаях - также и нормативно-правовые акты центральных органов исполнительной власти. В Кодексе законов о труде Украины термин "законодательство" в целом употребляется в широком значении, хотя его объем четко не определен". Видимо, с этих позиций - то есть в широком значении - следует рассматривать понятие "устанавливаемые законодательством" и в отношении оговоренных ст. 121 КЗоТ ( 322-08 ) суточных и других компенсационных расходов, связанных с командировками. Напомним, что о возможности выплачивать суточные меньше предельных норм, установленных для предприятий всех форм собственности, высказывался в своё время Минфин. Так, в газете "Урядовий кур'єр" № 228-229 за 28.11.98 г. (см. "Бухгалтер" № 33'2001, с. 56) в рубрике "Из разъяснения Минфина Украины" отмечалось, что могут устанавливаться дополнительные ограничения относительно сумм и целей использования денежных средств, предоставленных на командировку, в том числе - ограничения относительно размера норм суточных для командировок за границу. Там же говорилось, во-первых, что такие ограничения устанавливают- ся приказом (распоряжением) руководителя предприятия, а во-вторых, что указанные нормы не должны быть ниже норм суточных, установленных для работников предприятий, полностью или частично содержащихся за счет бюджетных средств. Чуть позже - в письме Минфина от 16.05.2001 г. № 041-407-349/13-3295 ( v3295201-01 ) (см. "Бухгалтер" № 33'2001, с. 57) - было высказано еще более строгое отношение к "неприкасаемости" величины суточных: "Размер суточных расходов, возмещаемых работникам, направлен- ным в командировки предприятиями всех форм собственности, не может быть ниже норм суточных расходов, установленных указанным Постановлением Кабинета Министров Украины. Что касается ограничений относительно суммы и целей использования денежных средств, предоставленных на командировки, которые устанавливаются приказом (распоряжением) руководителя предприятия, то они могут быть применены к расходам на проезд и наем жилого помещения". Теперь же, как видим, возобладала точка зрения, высказанная Минфином ранее, будучи закрепленной уже в Постановлении КМУ, регулирующем осуществление командировочных расходов. Заметим, что такое положение дел вполне примиряет возможность установления руководителем дополнительных ограничений по командировочным расходам (в том числе суточным), предусмотренную п/п. 5.4.8 Закона О Прибыли ( 283/97-ВР ), с позицией сторонников существования гарантированного минимума суточных. Следовательно, Закон О Прибыли и Постановление КМУ № 663 гармонично дополняют друг друга. По нашему мнению, это всё-таки довольно взвешенный подход, который, с одной стороны, позволяет руководителю варьировать суммы суточных в определенных границах {4}, а с другой - защищает работника от "лишней" начальнической бережливости. На месте шефов уменьшать командировочные до уровня ниже установленного для бюджетников мы бы не рисковали. Может выйти себе дороже (с учетом возможности со стороны работников отсудить недоданные суммы). {5} {1} См. "Бухгалтер" № 28'2002, с. 12-17. {2} Такая отмена была осуществлена еще при принятии Постановления КМУ от 05.01.98 г. № 10 - предшественника Постанов- ления КМУ № 663. {3} См. "Бухгалтер" № 17'2002, с. 15т. {4} Например, для командировок в Россию в осовремененном приложении к Постановлению КМУ № 663 размер суточных равен $37. Если же брать предельные нормы суточных для небюджетников, то при курсе на момент написания материала 5,329 грн. за $1 они составят в день $52,5 (280 : 5,329). Пределы для варьирования - вполне достаточные. Чем больше дней и количество командированных - тем большей может быть экономия. {5} Если же говорить о перспективах признания противоречащим действующему законодательству ограничения минимального уровня суточных, содержащегося ныне в Постановлении КМУ № 663, то они не слишком реальны: как показывает практика, даже одиозные положения вроде содержащихся в п. 9 Постановления КМУ от 10.01.2002 г. № 21 ( 21-2002-п ), ограничившего сферу применения налоговых векселей, выдерживают "судебный" натиск (об этом - см. "Бухгалтер" № 21'2002, с. 32). ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 30(II)-31, стр. 72 [22.08.2002] Александр Ключник Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------