А деньги факсом не пробовали?

    Копия налоговой накладной не дает права на налоговый кредит

------------------------------------------------------------------

    На момент проверки на нашем предприятии имелась факсовая копия
    налоговой  накладной.  Проверяющие  исключили  соответствующую
    сумму из налогового  кредита  и  начислили  штрафные  санкции.
    Вскоре нами был получен оригинал налоговой накладной. Можно ли
    теперь  восстановить   налоговый   кредит  и   учесть   уплату
    доначисленных  в  ходе  проверки  налоговых  обязательств  как
    переплату? И что делать с уже уплаченными штрафными санкциями?

    К сожалению, изменить результаты проверки в части  непризнания
налогового кредита ваше предприятие уже не сможет. Увы: отсутствие
на момент проверки налоговой накладной,  подтверждающей  налоговый
кредит, является основанием для применения финансовых санкций, как
это предусмотрено абз. 2 п/п. 7.4.5  Закона об  НДС ( 168/97-ВР ).  
И  если  в  отношении  момента  отражения  налогового  кредита  по  
осуществленной  плательщиком предоплате среди специалистов сущест-
вуют разногласия  - увеличивать налоговый кредит  сразу  в периоде 
предоплаты или лишь по получении налоговой накладной,- то в  одном  
все  сходятся:  на момент проверки налоговая накладная должна быть 
в наличии. {1}
    Правда, в далеком уже 1999 году  Г.  Оперенко  было  подписано
довольно либеральное письмо (от 07.10.99 г. № 15085/7/16-1220-6 "О
налоге на добавленную стоимость" ( v5085225-99 ) - см. "Бухгалтер" 
№  23'2000,  с.  65),   в   котором  в   отношении   определенного  
конкретного случая сообщалось, что поскольку
    "предприятием в налоговый орган представлялись не оригиналы, а
ксерокопии налоговой отчетности, ГНА Украины  не  имеет  оснований
без  результатов  документальной  проверки  разрешить  предприятию
относить в состав налогового кредита суммы НДС, не  подтвержденные
первичными документами".
    То есть проверка, дескать, шансы на налоговый кредит  всё-таки
дает.
    Еще в одном письме ГНАУ (от 30.06.2000 г.  № 9070/7/16-1220-26
( v9070225-00 ) - см. там  же,  с.  64)  в отношении  уже  другого 
предприятия  - имевшего налоговые  накладные  хоть  и  не  в  виде  
факсовых  или ксерокопий,  но  всё  же "с изъянами" - предлагалось  
провести встречные проверки его поставщиков, поскольку
    "в случае подтверждения соответствия включения продавцом  сумм
налога на добавленную стоимость в  состав  налоговых  обязательств
такие суммы при условии исполнения требований  п/п.  7.4.1  ст.  7
Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" ( 168/97-ВР ) и 
использования  таких  материально-технических  ресурсов на налого-
облагаемые  операции  могут  быть  включены  в  состав  налогового    
кредита, формируемого <...> заводом".
    Но удивляться, что  к  вашему  предприятию  подошли  не  столь
душевно, как в описанных выше ситуациях, не стоит.  Даже будь ваши
проверяющие  вполне  лояльно  к  вам   настроены,  вряд   ли   они
согласились  бы  по  результатам встречной  проверки  предприятия-
поставщика  сохранить  проблемный  налоговый кредит: письма-то эти 
касались вполне конкретных  ситуаций  с конкретными участниками, и  
подробности  нам  неизвестны. А  Законом об  НДС подобные "телячьи  
нежности" всё-таки не  предусмотрены, да и времена нынче (впрочем, 
как и всегда) для бюджета нелегкие. Другое  дело, что Инструкция о 
порядке   применения   штрафных   (финансовых)   санкций  органами  
государственной   налоговой  службы (далее  -  Инструкция)  {2}  в 
последнем абзаце п. 9 уточняет: 
    "В случае если в результате проверки уменьшается сумма  налога
на добавленную стоимость, заявленная к возмещению, которая не была
возмещена из бюджета, штрафные санкции не применяются".
    Следовательно, штрафоваться {3} должен не  сам  по  себе  факт
неподтверждения налогового кредита  налоговой  накладной,  а  лишь
такое   неподтверждение   (приравниваемое  законом   к   завышению
налогового  кредита),  при  котором  соответствующая  сумма   была
возмещена из бюджета (на текущий счет или в счет уменьшения суммы,
подлежащей уплате в бюджет).  Если же возмещения не было, то штраф
к вашему предприятию был применен неправомерно и подобные действия
проверяющих нужно было обжаловать (возражать  против  админштрафа,
видимо, не приходится).
    Ну а если доначисления и штраф были "по делу", то  теперь  вам
остается просто учесть запоздавшую налоговую  накладную  так,  как
если бы  ваше  предприятие  получило  её  вовремя:  по  строке  10
декларации за текущий период (период получения оригинала).
    Почему? Дело в том,  что  прошедшая  проверка  окончательно  и
бесповоротно "убить" право на налоговый кредит  не  могла.  Просто
это  право  не  имело  документального  подтверждения  на   момент
проверки, за  что  предприятие  и  поплатилось.  Теперь  же  такое
подтверждение  появилось.   Поэтому   говорить    следует   не   о
восстановлении налогового кредита, как это звучит в вопросе,  а  о
его появлении.  И поможет вам отстоять этот момент как раз позиция
налоговых органов, настаивающих на том, что до получения налоговой
накладной право на налоговый  кредит  вообще  не  возникает  (см.,
например, "Бухгалтер" № 32'2001, с. 69).  Ну а финансовые  санкции
(если  только  они  были  применены  с  учетом  приведенного  выше
положения Инструкции) остаются справедливыми, поскольку  относятся
к периоду, когда имело место нарушение.




    {1}  В  этом  смысле  Закон  О  Прибыли  немного   добрее    к
плательщику.  В  соответствии  с  его  п/п.  5.3.9,  если   подать
заявление об утере, уничтожении или порче первичных документов, то
"соответствующие" валовые затраты в  течение  налогового  периода,
следующего за отчетным, еще не убираются - это время отводится  на
принятие мер по восстановлению утраченного.  И только если за этот
срок не удастся восстановить документы,  следует  убирать  валовые
затраты - с уплатой пени за время "неподтвержденности". Однако и в
этом случае остается возможность их  возобновления  при  появлении
полноценной первички ( 168/97-ВР ).
    {2} Утверждена  приказом  ГНАУ  ( z0268-01 ) от  17.03.2001 г.  
№  110, с изменениями, внесенными приказом ГНАУ от 11.03.2002 г. № 
98 ( z0327-02 ),-  см. "Бухгалтер" № 14'2002, с. 8-13.
    {3} Пункт 9 Инструкции в этом случае  отсылает  к  её  же п/п.
6.1.3, в котором речь идет о штрафах, предусмотренных п/п.  17.1.3
Закона "О порядке погашения..." (прямого упоминания  этого  Закона
нет, но такая увязка вытекает из контекста).



------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 35, стр. 34
[19.09.2002]
Александр Ключник
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------