В этой статье много воды

    (из которой важно не выплеснуть ребенка - "единоналожие")

------------------------------------------------------------------

    В "Бухгалтере" № 21'02 (с. 28 - 29) мы писали о том, как ГНАУ,
якобы выводя "единоналожников"  на  чистую  воду,  на  самом  деле
просто пытается их извести.  Там же мы выразили робкую, но большую
надежду  на  родной  Госкомпредпринимателъства,  который    должен
постараться сберечь свое упрощенное дитятко.
    (ГНАУ,  правда,  тоже  претендует  на  свое  (со)    авторство
исторического президентского Указа о Едином Налоге - причем  обеих
его редакций.  Все, однако, знают, что центральный налоговый орган
находится с "единоналожием" в том самом родстве, которое называют
"седьмой водой на киселе", - с той  лишь  разницей,  что  даже  не
седьмой, а ваше никакой.)
    Так или иначе, оказалось - мы как в воду глядели. Понимая, что
малому бизнесу без "единоналожия" будет сложно, как  без  воды  (в
смысле "и ни туды, и никуды"), Госкомпредпринимательства предложил
свой вариант "Единоналожного" Закона, и уже наша общая задача - за
него побороться, чтобы он не остался вилами по воде писанным.
    Ведь отстаивать в этом законопроекте нам есть что.  Пока  ГНАУ
толкла воду в ступе, развивая  тему  "все  они  жулики"  (вариант:
"скоро  вместо  заводов  будут  совокупности  предпринимателей  на
едином налоге"), Государственный комитет по вопросам  регуляторной
политики и предпринимательства разработал Закон, который - будь он
принят именно в таком виде - сделает  пребывание  и  юр-,  и  физ-
в "тени" совершенно бессмысленным.  Даже те,  кто  давно  научился
прятать концы  в  воду,  выходя  при  этом  из  воды  сухим,  кого
с "тенью" не разольешь  и  водой,  с  удовольствием  легализуются,
когда законопроект станет Законом (и здесь вода заканчивается).
    Дело не только  в  том,  что  он  добавляет  хорошее.  Гораздо
важнее, что он  хорошее,  уже  имеющееся,  сохраняет,  из-за  чего
"единоналожные"  послабления  выглядят  не  разовыми    случайными
поблажками,  а воплощением стратегического курса на стимулирование
малого бизнеса и смягчение (по отношению хотя бы к нему)  действия
налогового пресса.
    Основанный на нормах того самого  Указа Президента от 03.07.98
№ 727/98 ( 727/98 )  в  редакции  Указа  от  28.06.99 г.  № 746/99
( 746/99 ) {1},  проект весьма существенно  его  совершенствует  с
учетом выявленных несовершенств, а также накопленного опыта борьбы
ГНАУ с "единоналожием", часто, кстати, борьбы незаконной. Развивая
идеи  Указов,  Госкомпредпринимательства  дополняет    действующий
"единоналожный" механизм следующими моментами:
    обложение "мелких" ЧПЕНов (до 5 "наемников", а годовая выручка
- до 120 тыс. грн.) должно производиться в пределах уменьшенной  в
2 раза максимальной ставки (то есть не 200, а 100 грн./мес.);
    дозволенный   оборот   ЮРЕНов  увеличен  в  3  раза  (с  1  до
3 млн грн.);
    ясно указано, что именно не включается в облагаемую выручку  -
в том числе  НДС  (!),  акциз,  суммы,  полученные  на  возвратной
основе, а для посредников - и суммы  стоимости  самих  товаров  (в
отличие от вознаграждения таких посредников);
    четко оговорено: новые сборы в ПФУ (и тем более - всевозможные
соцстрахи)  "единоналожники"  не    уплачивают,    а    дивиденды,
выплаченные  ЮРЕНом  физлицу,  у  такого  физлица  подоходным   не
облагаются. (При этом, понятно, подразумевается, что и ЮРЕН  налог
на выплачиваемые дивиденды не платит, ведь  налог  этот  для  него
заменен - как разновидность налога на прибыль - единым.) {2}
    Не обошлось, правда,  без "юридической"  фикции  и  здесь:  в
выручку от реализации включили... внереализационные доходы!
    Но главное, повторимся, - сохранено все хорошее,  что  было  в
Указах (выше перечислены лишь позитивные дополнения).  Стало быть,
если проект воплотится  в  реальность  -  жизнь  в  Украине  будет
продолжаться. Может, еще что и получится...

{1} См. "Бухгалтер" № 14'01, с. 48-50.
{2} Правда, для ГНАУ это может оказаться не  очень  понятным.  Как
    говорится,  обжегшись на молоке,  на воду дуем.  Впрочем, вода
    (см. выше) уже закончилась.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№36/02, стр. 37
[01.09.2002]
Александр Кирш
Главный редактор
------------------------------------------------------------------