У                 бухгалтерского
             ___ ценка в целях ________________ учета:
             Доо                  налогового

                           а почему нет?

------------------------------------------------------------------

    Когда появилось разъяснение  Минюста  о  том,  что  применение
косвенных методов по отношению  к  людям  является  противоречащим
Конституции ("Бухгалтер" № 23-24'02, с. 27), возник вопрос: почему
же в таком случае эти методы  могут  применяться  по  отношению  к
частным предпринимателям. Разве они - не люди?!
    Пока, однако, выходит, что нет - по  крайней  мере,  "в  целях
налогообложения".  В тех же целях, если помните,  всех  украинских
физлиц в свое время даже не  считали  резидентами  (см.  по  этому
поводу, например, "Бухгалтер" № 13'97, с. 8, и № 2'99, с. 16).
    И если с людьми так поступают, то что там говорить о  каких-то
уценках-дооценках! Уж они-то в целях налогообложения наверняка  не
должны быть такими, как на  самом  деле,  и  тем  более  -  как  в
бухучете.
    Ведь о различии чего угодно одного и того  же  в  налоговом  и
бухгалтерском учете не писал только ленивый. А ни, например, ГНАУ,
ни, например, Минфин такими  лодырями  не  являются  -  см.,  если
нечего делать, № 22'02,  с. 12-13  (ГНАУ),  но  главное  -  письмо
Минфина (от 21.11.2001г. № 053-19177 ( v9177201-01 )) в № 10-11'02 
на с. 27,  а  о  связанных  с  таким различием  проблемах (с точки 
зрения Минфина же) - № 33'02, с. 26-27.
    Всеобщее    осознание    налогово-бухгалтерских      различий,
наблюдающееся  даже  там,   где  в  действительности  (между  нами
говоря) этих различий, может, и нет, создает соблазн взглянуть  на
уценочно-дооценочные нюансы (№ 20'00, с. 13-16) уже по-новому.
    Решающими  доводами  при  этом будут документы, уже упомянутые 
на с. 41-42  -  в материале,  гораздо более взвешенном,  чем этот.  
Речь   идет,  во-первых,   о   вышеназванном  минфиновском  письме 
от 21.11.2001 г., а во-вторых,  о позиции ВХС,  изложенной  в  его 
постановлении от 09.10.2001 № 6/519-11 (которое - с "прилегающими"  
к  нему документами и комментариями - см. в "Бухгалтере" № 8'02 на 
с. 14-17).
    Цитата из "во-первых":

    "Положения  (стандарты)  бухгалтерского  учета,   утверждаемые
    Министерством финансов Украины, направлены в  соответствии  со
    статьей б Закона Украины "О бухгалтерском учете  и  финансовой
    отчетности в  Украине"  {1}  исключительно  на  урегулирование
    вопросов  методологии  бухгалтерского  учета  и    составления
    финансовой отчетности.
    Порядок ведения учета прироста  (убыли)  балансовой  стоимости
    материальных ресурсов  направлен  на  урегулирование  вопросов
    определения  стоимости  материальных  ресурсов   (материальных
    затрат в незавершенном производстве и в готовой продукции) для
    налоговых целей.
    Таким образом, пункт 3 приказа Министерства  финансов  Украины
    от  20  октября  1999  года  №  246 ( z0751-99 ) {2},  которым  
    предусмотрены  ограничения  в  применении  других  нормативных 
    актов Министерства финансов Украины по вопросам бухгалтерского    
    учета,  противоречащих  Положению  (стандарту)  бухгалтерского   
    учета 9 ( z0751-99 )  "Запасы"  {3},  не  распространяется  на 
    Порядок  ведения  учета прироста (убыли) балансовой  стоимости  
    материальных  ресурсов {4} как не содержащий ни одной нормы по  
    вопросам методологии бухгалтерского учета".

    Цитата из "во-вторых":

    "дальнейшая корректировка валовых затрат в таких  случаях  [то
    есть при уменьшении стоимости. - А.  К.] "..." не вытекает  из
    Закона [о Прибыли.- А. К.]",-

что  особенно  важно  в  контексте  рассмотренного  тогда  же    и
поддержанного постановления нижестоящего (Хмельницкого) арбитража,
в котором прямо было сказано:

    "норма, записанная  в  абзаце 3 п. 1.4 Порядка № 124,  Законом
    [все тем же.- А. К.] не предусмотрена".

    Ну а в указанной норме из длинноназываемого Порядка применения
5.9 (от  11.06.98 г.  № 124  ( z0417-98 )) как раз  и  говорится о  
корректировке  начальных  остатков для целей "5.9-перерасчета"  на  
суммы  дооценок  (прибавление  к  начальным  остаткам)   и  уценок  
(вычитание из начальных остатков).
    И если она  противоречит  Закону,  то  вместе  с  ней  ему  же
противоречит и дублирующий ее (а  заодно  дублирующий  дооценочные
ограничения, о  которых  см.  ниже)  п.  4.9  Порядка  составления
декларации о прибыли предприятия.
    Соединив  "во-первых"  и  "во-вторых"  вместе,  получим,   что
бухуценки ну никак не должны влиять на налоговый учет!  {5})  Хотя
лучше их тогда уж вообще не делать - все равно проведение уценок в
бухучете {6} никто не контролирует...
    Что  же  касается  дооценок,  то  их,  наоборот,  есть   смысл
производить только для налогового учета! Но  для  этого  придется,
любя "во-первых",  не  соглашаться  с  "во-вторых".   Ведь    если
"во-первых" отметает бухограничения для дооценок из  п.  24  и  28
П(С)БУ  9  ( z0751-99 ) {7}  и   на  налоговый  учет  все  это  не  
распространяет, то  "во-вторых" отменяет уже  не  ограничения  для  
дооценок, а сами дооценки - "в целях налогообложения".
    Впрочем, признаемся:

    "дооценка только  для  налогового  учета"  будет  еще  большей
    экзотикой, чем "уценка только для бухгалтерского".

    Оно, конечно, можно, используя п/п. 4.4,1  Закона  "О  порядке
погашения...", пытаться доказывать и то, и другое, то есть что  не
прошедшая  через  бухучет:  дооценка  влияет  на  учет   налоговый
(увеличивая затраты), а  прошедшая  через  бухгалтерию  уценка  на
налоги не влияет (и затраты для налога на прибыль не уменьшает)  и
что при этом 5.9 соответственно "тут играет, а тут - не играет".
    Но позиции эти не могут защищаться одновременно на одном и том
же предприятии.  Хотя, с другой стороны,  параллельно  две  разные
фирмы, используя 4.4.1, в принципе могут добиться  противоположных
друг другу решений, и при этом  оба  они  будут  правильны  -  как
наиболее благоприятные для данного (!) налогоплательщика  (см.  на
этот счет № 20'01, с. 44-45).
    То  есть  теоретически  возможен  в  принципе  вариант,  когда
дешевые продажи проводит од"о предприятие,  а  дооценки  -  другое
(лишь  бы  хватило  юрлиц  -  см.  № 32'02,  с. 30-31).  Первое  -
ориентируется на "во-первых" и  "во-вторых",  не  пачкая  .щенками
налоговый учет, второе - на "во-первых", играясь в налоговом учете
с полезными для него дооценками, в бухучете недопустимыми. {8}
    Только бы не заиграться...

{1} См. "Бухгалтер" № 1-2'01, с. 35. - А. К.
{2} См. "Бухгалтер" № 22'99, с. 49. - А. К.
{3} См. "Бухгалтер" № 1-2'01, с. 79-81. - А. К.
{4} См. "Бухгалтер" № 32'02, с. 26т-27т. - А. К.
{5} См. по этому поводу также № 13'02, с. 37.
{6} Цитату из п. 25 П(С)БУ 9 см. на с. 40.
{7} Напомним и эти пункты:

    "24. Запасы отражаются в бухгалтерском учете и  отчетности  по
    наименьшей из двух оценок: первоначальной стоимости или чистой
    стоимости реализации.

    "..."

    28. Если чистая  стоимость  реализации  тех  запасов,  которые
    ранее были уценены и являются  активами  на  дату  баланса,  в
    дальнейшем  увеличивается,  то  на  сумму  увеличения   чистой
    стоимости реализации,  но  не  более  суммы  предшествовавшего
    уменьшения сторнируется запись о  предшествовавшем  уменьшении
    стоимости этих запасов".

{8} Кстати,  пример  избирательного  отношения  к  вышеупомянутому
    дооценочно-уценочному  абз. 3  п. 1.4  Порядка № 124  (правда,
    с  другой   стороны)  показала   в    свое  время  сама   ГНАУ
    (см. "Бухгалтер" № 21'99, с. 10).


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№39/02, стр. 44
[01.10.2002]
Александр Кирш
Главный редактор
------------------------------------------------------------------