У бухгалтерского ___ ценка в целях ________________ учета: Доо налогового а почему нет? ------------------------------------------------------------------ Когда появилось разъяснение Минюста о том, что применение косвенных методов по отношению к людям является противоречащим Конституции ("Бухгалтер" № 23-24'02, с. 27), возник вопрос: почему же в таком случае эти методы могут применяться по отношению к частным предпринимателям. Разве они - не люди?! Пока, однако, выходит, что нет - по крайней мере, "в целях налогообложения". В тех же целях, если помните, всех украинских физлиц в свое время даже не считали резидентами (см. по этому поводу, например, "Бухгалтер" № 13'97, с. 8, и № 2'99, с. 16). И если с людьми так поступают, то что там говорить о каких-то уценках-дооценках! Уж они-то в целях налогообложения наверняка не должны быть такими, как на самом деле, и тем более - как в бухучете. Ведь о различии чего угодно одного и того же в налоговом и бухгалтерском учете не писал только ленивый. А ни, например, ГНАУ, ни, например, Минфин такими лодырями не являются - см., если нечего делать, № 22'02, с. 12-13 (ГНАУ), но главное - письмо Минфина (от 21.11.2001г. № 053-19177 ( v9177201-01 )) в № 10-11'02 на с. 27, а о связанных с таким различием проблемах (с точки зрения Минфина же) - № 33'02, с. 26-27. Всеобщее осознание налогово-бухгалтерских различий, наблюдающееся даже там, где в действительности (между нами говоря) этих различий, может, и нет, создает соблазн взглянуть на уценочно-дооценочные нюансы (№ 20'00, с. 13-16) уже по-новому. Решающими доводами при этом будут документы, уже упомянутые на с. 41-42 - в материале, гораздо более взвешенном, чем этот. Речь идет, во-первых, о вышеназванном минфиновском письме от 21.11.2001 г., а во-вторых, о позиции ВХС, изложенной в его постановлении от 09.10.2001 № 6/519-11 (которое - с "прилегающими" к нему документами и комментариями - см. в "Бухгалтере" № 8'02 на с. 14-17). Цитата из "во-первых": "Положения (стандарты) бухгалтерского учета, утверждаемые Министерством финансов Украины, направлены в соответствии со статьей б Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" {1} исключительно на урегулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Порядок ведения учета прироста (убыли) балансовой стоимости материальных ресурсов направлен на урегулирование вопросов определения стоимости материальных ресурсов (материальных затрат в незавершенном производстве и в готовой продукции) для налоговых целей. Таким образом, пункт 3 приказа Министерства финансов Украины от 20 октября 1999 года № 246 ( z0751-99 ) {2}, которым предусмотрены ограничения в применении других нормативных актов Министерства финансов Украины по вопросам бухгалтерского учета, противоречащих Положению (стандарту) бухгалтерского учета 9 ( z0751-99 ) "Запасы" {3}, не распространяется на Порядок ведения учета прироста (убыли) балансовой стоимости материальных ресурсов {4} как не содержащий ни одной нормы по вопросам методологии бухгалтерского учета". Цитата из "во-вторых": "дальнейшая корректировка валовых затрат в таких случаях [то есть при уменьшении стоимости. - А. К.] "..." не вытекает из Закона [о Прибыли.- А. К.]",- что особенно важно в контексте рассмотренного тогда же и поддержанного постановления нижестоящего (Хмельницкого) арбитража, в котором прямо было сказано: "норма, записанная в абзаце 3 п. 1.4 Порядка № 124, Законом [все тем же.- А. К.] не предусмотрена". Ну а в указанной норме из длинноназываемого Порядка применения 5.9 (от 11.06.98 г. № 124 ( z0417-98 )) как раз и говорится о корректировке начальных остатков для целей "5.9-перерасчета" на суммы дооценок (прибавление к начальным остаткам) и уценок (вычитание из начальных остатков). И если она противоречит Закону, то вместе с ней ему же противоречит и дублирующий ее (а заодно дублирующий дооценочные ограничения, о которых см. ниже) п. 4.9 Порядка составления декларации о прибыли предприятия. Соединив "во-первых" и "во-вторых" вместе, получим, что бухуценки ну никак не должны влиять на налоговый учет! {5}) Хотя лучше их тогда уж вообще не делать - все равно проведение уценок в бухучете {6} никто не контролирует... Что же касается дооценок, то их, наоборот, есть смысл производить только для налогового учета! Но для этого придется, любя "во-первых", не соглашаться с "во-вторых". Ведь если "во-первых" отметает бухограничения для дооценок из п. 24 и 28 П(С)БУ 9 ( z0751-99 ) {7} и на налоговый учет все это не распространяет, то "во-вторых" отменяет уже не ограничения для дооценок, а сами дооценки - "в целях налогообложения". Впрочем, признаемся: "дооценка только для налогового учета" будет еще большей экзотикой, чем "уценка только для бухгалтерского". Оно, конечно, можно, используя п/п. 4.4,1 Закона "О порядке погашения...", пытаться доказывать и то, и другое, то есть что не прошедшая через бухучет: дооценка влияет на учет налоговый (увеличивая затраты), а прошедшая через бухгалтерию уценка на налоги не влияет (и затраты для налога на прибыль не уменьшает) и что при этом 5.9 соответственно "тут играет, а тут - не играет". Но позиции эти не могут защищаться одновременно на одном и том же предприятии. Хотя, с другой стороны, параллельно две разные фирмы, используя 4.4.1, в принципе могут добиться противоположных друг другу решений, и при этом оба они будут правильны - как наиболее благоприятные для данного (!) налогоплательщика (см. на этот счет № 20'01, с. 44-45). То есть теоретически возможен в принципе вариант, когда дешевые продажи проводит од"о предприятие, а дооценки - другое (лишь бы хватило юрлиц - см. № 32'02, с. 30-31). Первое - ориентируется на "во-первых" и "во-вторых", не пачкая .щенками налоговый учет, второе - на "во-первых", играясь в налоговом учете с полезными для него дооценками, в бухучете недопустимыми. {8} Только бы не заиграться... {1} См. "Бухгалтер" № 1-2'01, с. 35. - А. К. {2} См. "Бухгалтер" № 22'99, с. 49. - А. К. {3} См. "Бухгалтер" № 1-2'01, с. 79-81. - А. К. {4} См. "Бухгалтер" № 32'02, с. 26т-27т. - А. К. {5} См. по этому поводу также № 13'02, с. 37. {6} Цитату из п. 25 П(С)БУ 9 см. на с. 40. {7} Напомним и эти пункты: "24. Запасы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по наименьшей из двух оценок: первоначальной стоимости или чистой стоимости реализации. "..." 28. Если чистая стоимость реализации тех запасов, которые ранее были уценены и являются активами на дату баланса, в дальнейшем увеличивается, то на сумму увеличения чистой стоимости реализации, но не более суммы предшествовавшего уменьшения сторнируется запись о предшествовавшем уменьшении стоимости этих запасов". {8} Кстати, пример избирательного отношения к вышеупомянутому дооценочно-уценочному абз. 3 п. 1.4 Порядка № 124 (правда, с другой стороны) показала в свое время сама ГНАУ (см. "Бухгалтер" № 21'99, с. 10). ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №39/02, стр. 44 [01.10.2002] Александр Кирш Главный редактор ------------------------------------------------------------------