Арбитражное соглашение как обязательный элемент внешнеэкономического договора (контракта) ------------------------------------------------------------------ Опытных специалистов в сфере внешнеэкономической деятельности имеет не каждое предприятие. К тому же предусмотреть все ошибки и злоупотребления, конечно, невозможно. Но можно избежать многих неприятностей, руководствуясь в своей деятельности положениями приказа Минэкономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 06.09.2001 г. № 201 ( z0833-01 ), которым утверждено Положение о форме внешнеэкономических договоров (контрактов). Именно этот приказ является своеобразным правовым указателем, руководствуясь которым можно правильно заключить внешнеэкономический контракт, поскольку документ содержит разделы, так или иначе способствующие нормальному выполнению контрагентами своих обязательств. Однако даже правильно заключенный контракт не является гарантией надлежащего выполнения контрагентом взятых на себя обязательств. Пунктом 1.12 указанного Положения одним из важных (обязательных) условий внешнеэкономического контракта, без согласования которого договор может считаться незаключенным или может быть признан недействительным вследствие несоблюдения формы согласно действующему законодательству Украины, является включение в контракт раздела об урегулировании спора в судебном порядке (арбитражное соглашение). В этом разделе определяются условия и порядок решения споров в судебном порядке относительно толкования, невыполнения или ненадлежащего выполнения контракта с определением названия суда или четких критериев определения суда любой из сторон в зависимости от предмета и характера спора, а также согласованный сторонами выбор материального и процессуального права, которое будет применяться этим судом, и правила процедуры судебного урегулирования. Цель настоящей статьи - выяснить, как правильно составить арбитражное соглашение, а также определить юридические последствия его заключения. Но сначала рассмотрим вопрос, который возникает в результате осуществления практической внешнеэкономической деятельности и законодательно урегулирован в хозяйственном судопроизводстве Украины, однако в Международном коммерческом арбитраже такого законодательно установленного требования нет. Речь идет о "джентльменском" способе решения спора - доарбитражном урегулировании спора. Доарбитражное урегулирование внешнеэкономических споров Как правило, подаче иска стороной, считающей нарушенным свое право и имеющей какие-либо претензии к другой стороне относительно невыполнения или ненадлежащего выполнения ею обязательств по контракту, предшествует доарбитражное урегулирование спора. И хотя в Международном коммерческом арбитраже такого требования, установленного законом или международной конвенцией, нет, это - общепринятое положение, предусматривающее соблюдение сторонами принципа добросовестности в осуществлении внешнеэкономической деятельности. В основном положение о доарбитражном урегулировании спора указывается сторонами в контракте при заключении арбитражной оговорки. Доарбитражное урегулирование спора происходит преимущественно в форме проведения переговоров, при этом под понятием "проведение переговоров" следует понимать как переговоры в обычном значении, так и телефонные переговоры, переписку с использованием электронной почты, факса, телетайпа и т. п. То есть со временем в процессе подготовки искового заявления ссылка на то, что несмотря на проведенные переговоры сторона, допустившая нарушение обязательства, не выполнила его надлежащим образом, будет достаточной и будет подтверждать попытки истца сначала решить спор мирным путем. Более сложной является ситуация, при которой положение о доарбитражном урегулировании спора является более конкретизированным, например, в контракте указано, что в случае невыполнения одной стороной условий контракта другая сторона предъявляет ей претензию в письменной форме. Если спор не согласован в течение 15 (20,30...) дней с момента получения претензии, он передается на решение в Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Украины (далее - МКАС при ТПП Украины). В этом случае право на обращение в суд возникает у истца на основании неудовлетворения его претензии в ходе доарбитражного урегулирования спора, подтверждением чего для суда является предоставление претензии и доказательств ее отправки. Несоблюдение же истцом предусмотренного контрактом порядка доарбитражного урегулирования спора позволяет ответчику оспорить обоснованность принятия дела в производство, поскольку нарушено его право на урегулирование спора мирным путем. Производство по делу в таком случае будет закрыто или приостановлено с целью предоставления сторонам возможности решить спор в порядке доарбитражного урегулирования. Учитывая вышеизложенное, не следует усложнять договорные условия каким-либо сложным доарбитражным порядком урегулирования спора. Достаточно включить в контракт положение о мирных переговорах, в результате проведения которых истец сможет самостоятельно определить: есть ли возможность решить спор, требующая дальнейшего согласования, устраивает ли его такое согласование; если же нет, тогда истец имеет возможность немедленно обратиться в арбитражный суд. Завершая рассмотрение этого вопроса, считаем необходимым напомнить, что в контракте следует указывать полное название суда, который в случае возникновения конфликта будет рассматривать дело, а не ограничиваться общим понятием "арбитражный суд", а также обязательно указывать, какое материальное и процессуальное право при этом будет применяться. Что же касается МКАС при ТПП Украины, то его преимущество перед любым другим иностранным арбитражным судом - небольшие суммы судебной таможенной пошлины. Арбитражное соглашение Как отмечалось выше, арбитражное соглашение является обязательным условием внешнеэкономического контракта. Это - основа арбитражного процесса в целом, поскольку именно этим соглашением определяются юрисдикция третейского суда, компетенция и процессуальные полномочия арбитров, именно это соглашение влечет за собой определенные процессуальные последствия для сторон и определяет их поведение. Поэтому следует особое внимание уделить содержанию соглашения в момент его составления, для того чтобы в дальнейшем сберечь время, нервы и собственные деньги. Статьей 7 Закона Украины от 24.02.94 г. № 4002-ХII ( 4002-12 ) "О международном коммерческом арбитраже" (с изменениями и дополнениями) определено, что арбитражное соглашение - это соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с любыми конкретными правоотношениями, независимо от того, имеют они договорной характер или нет. Обычно арбитражное соглашение заключается в форме арбитражной оговорки в контракте, однако, что на практике встречается реже, может быть заключено и путем составления отдельного соглашения как самостоятельного документа о передаче будущих споров в арбитраж. Как уже подчеркивалось, при составлении текста арбитражного соглашения следует быть очень внимательным. Регламентом МКАС при ТПП Украины рекомендован текст типовой арбитражной оговорки (приводится в конце статьи). Этим текстом стоит пользоваться, поскольку он составлен специалистами и проверен многолетней практикой. Что же касается внесения изменений и дополнений в арбитражную оговорку, то это лучше поручить специалистам. Иногда текст арбитражной оговорки стараются сократить, что не всегда оправдано, поскольку излишняя лаконичность иногда делает невозможным выполнение арбитражной оговорки. Так, часто во внешнеэкономических контрактах указывают: "Все споры по контракту передаются на решение в арбитражный суд Украины". Такую арбитражную оговорку практически выполнить невозможно, так как не указано название компетентного суда, а что касается арбитражного процесса ad hoc (разовый арбитраж для рассмотрения конкретного спора), то нет даже минимума условий для его начала. Установление же дополнительных правил и процедур может затянуть арбитражный процесс, сделать его необоснованно дорогим и обременительным или даже сделать невозможным его выполнение. При составлении арбитражной оговорки следует обратить внимание но ряд существенных условий: вид арбитража; круг спорных вопросов, подлежащих решению в арбитраже; право, которое будет применяться при решении спора; язык арбитражного рассмотрения; место арбитража и количество арбитров. Стороны при составлении арбитражной оговорки должны четко и однозначно определить вид арбитража: определенный постоянно действующий арбитражный суд или арбитраж ad hoc. На наш взгляд, указание постоянно действующего арбитражного суда является лучшим, поскольку наличие регламента конкретного арбитражного суда лишает стороны необходимости в арбитражной оговорке четко и полностью описывать способ организации арбитража. Указывая название компетентного постоянно действующего арбитражного суда, следует быть очень внимательным, поскольку даже незначительная неточность в названии может иметь важное значение для определения компетенции арбитражного суда. И хотя МКАС при ТПП принимает к рассмотрению споры, если в арбитражной оговорке указано "арбитражный суд при ТПП Украины" или "арбитражная комиссия при ТПП Украины", все же лучше правильно указать название арбитражного учреждения - Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Украины. Что касается второго существенного условия арбитражной оговорки, то четко определенный круг вопросов избавит вас от лишних хлопот, поскольку определение "все спорные вопросы или несогласования, связанные с этим контрактом" позволяет сделать вывод, что эта арбитражная оговорка охватывает все возможные споры, в том числе и о признании контракта недействительным. В то время как указание в тексте арбитражной оговорки "все споры, связанные с выполнением этого контракта" лишит возможности широко толковать текст и четко ограничит круг споров, касающихся контракта. В соответствии со ст. 8.1 Регламента МКАС при ТПП Украины арбитражный суд решает спор в соответствии с нормами права, которые определили стороны. Это позволяет сторонам более ясно и четко очертить для себя круг прав и обязанностей, последствия их нарушения. Хотя иногда арбитражный суд может решить спор вообще без определения материального права, которое следует применять при решении определенного спора, руководствуясь только условиями контракта и торговыми обычаями. Определяя язык арбитражного рассмотрения, стороны должны исходить из принципа экономии и удобства. При этом следует помнить, что соглашение о языке арбитражного рассмотрения касается и составления всех документов по делу, проведения самого процесса (то есть это может повлечь за собой дополнительные расходы). Регламентом МКАС при ТПП Украины предусматривается, что при отсутствии договоренности о языке арбитражного производства рассмотрение дела ведется на украинском или на русском языке. Одним из основных условий арбитражной оговорки является указание места арбитража, поскольку именно оно определяет субсидиарно примененное арбитрами процессуальное право, а также имеет значение для дальнейшего выполнения решения арбитража: только по месту нахождения арбитража может быть подано ходатайство в компетентный суд об отмене арбитражного решения (в этом случае опять-таки применяется законодательство места арбитража). Согласно ст. 4.3 Регламента МКАС при ТПП Украины местонахождением и местом проведения заседаний по рассмотрению дел является г. Киев. И хотя статьями 4.4 и 4.5 этого Регламента предусматривается, что стороны могут договориться и о другом месте арбитража, а при отсутствии такой договоренности место арбитража определяется арбитражным судом самостоятельно с учетом фактора удобства для сторон, следует помнить, что при этом увеличатся расходы на арбитражное производство. Что касается количества арбитров, требований к их квалификации и национальности, то правила и процедура формирования состава постоянно действующего арбитражного суда определяются его регламентом. Раздел 3 Регламента МКАС при ТПП Украины определяет: "Стороны могут по своему усмотрению определять количество арбитров, в том числе одного. Если нет согласия сторон о количестве арбитров, назначаются три арбитра. Арбитр или арбитры, рассматривающие дело, независимо от их количества, именуются при рассмотрении дела составом арбитражного суда. Ни одно лицо не может быть лишено права выступать арбитром по причине его гражданства, если стороны не договорились об ином. Стороны могут по своему усмотрению согласовать процедуру назначения арбитра или арбитров при условии соблюдения положений настоящего Регламента". А в случае рассмотрения дела арбитражом ad hoc стороны должны предусмотреть свои правила формирования состава арбитражного суда, особые требования к национальности и квалификации арбитров. Из-за отсутствия таких договоренностей формирование суда происходит, как уже указывалось, в соответствии с законодательством места арбитража. Ниже приведен текст арбитражной оговорки, рекомендованный МКАС при ТПП Украины. "Любой спор, возникающий в связи с выполнением настоящего договора, подлежит передаче на рассмотрение и окончательное разрешение в Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Украины. Стороны согласны с тем, что в процессе рассмотрения и разрешения спора будет применяться Регламент Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Украины. Правом, регулирующим настоящий договор, является материальное право ______________________________________________________________ /страны/ Арбитражный суд состоит из ______________________________________________________________ /единоличного (или трех) арбитра (арбитров)/ Место проведения заседания Арбитражного суда ______________________________________________________________ /город/ Язык (языки) арбитражного разбирательства ______________________________________________________________ /украинский, русский или иной/ Подытоживая вышеизложенное, отметим, что арбитражное соглашение - обязательный элемент внешнеэкономических отношений. Грамотно составленное арбитражное соглашение значительно облегчит процедуру арбитражного рассмотрения дела, позволит предусмотреть возможные нюансы процесса и, кроме того, гарантирует защиту нарушенных интересов. ------------------------------------------------------------------ "Вестник налоговой службы Украины" №42/02, стр. 40 [01.11.2002] Оксана Войчук Юрисконсульт "Вестника" ------------------------------------------------------------------