О добыче золота

                             из РРО

------------------------------------------------------------------

    Время  от  времени  предприятия  обнаруживают,    что    некие
драгметаллосодержащие вещи им уже не нужны, в связи с чем  от  них
(старых моделей РРО, компьютеров и т. п.) такие предприятия желают
избавиться.  И не было бы здесь никаких проблем,  если  б  не  эти
злосчастные драгметаллы.
    Что  может  грозить  предприятию,  которое  такие    предметы,
например, просто выбрасывает, а  не  сдает  их  в  переработку  на
соответствующие предприятия  для  извлечения  драгметаллов?  Сразу
поспешим успокоить читателей: уголовная ответственность по ст. 214
УК ( 2341-14 ) "Нарушение  правил  сдачи  драгоценных  металлов  и  
драгоценных камней" {1} вам  не  грозит,  поскольку  такое  деяние  
данной  статьей не предусмотрено  {2}.  Хотя  все  равно  остается    
опасность  привлечения  руководителя   предприятия    за    данное  
правонарушение  по  ст.  367  "Служебная  халатность"  {3},   если  
вследствие деяния руководителя государство или предприятие понесет 
ущерб  в  размере более 1700 грн.  Но столько драгметаллов РРО или  
компьютеры, как правило, не содержат.
    А вот  под  штраф по ч. 2 ст. 189 КоАП ( 80731-10 ) в  размере 
от 8 до 20 НМ вполне можно угодить.  Правда некоторых смущает, что 
в этой статье речь идет об отходах и ломе драгоценных металлов,  а 
не  об  отходах  и  ломе, содержащих  драгметаллы.  Однако из п. 1  
и  18  ст. 1  Закона  "О  государственном   регулировании  добычи,  
производства  и  использования драгоценных  металлов и драгоценных 
камней  и  контроле за операциями с ними" ( 637/97-ВР )  (далее  - 
Закон) следует, что это одно и то же.
    Кроме того,  убытки,  причиненные  предприятию  руководителем,
виновным в  уничтожении  вышеуказанных  предметов,  исчисляются  в
двойном  размере  стоимости  пропавших    драгметаллов.    Правда,
ответственность  руководителя в данном случае все равно ограничена
среднемесячной  зарплатой   в   соответствии   со   ст.  133  КЗоТ 
( 322-08 ).
    Обязанность  же  субъектов  предпринимательской   деятельности
сдавать  предметы,  содержащие  драгметаллы,  на   соответствующую
переработку вытекает из ст. 12 Закона.
    Порядок такой сдачи определен Положением о  порядке  приема  и
переработки отходов и  лома  драгоценных  металлов  и  драгоценных
камней, а также о порядке расчетов со сдатчиками  за  принятые  от
них драгоценные металлы и драгоценные камни в виде отходов и лома,
утвержденным приказом Минфина, Минэкономики, Госкомресурсов,  НБУ,
Госреддрагмета от 23.06.94 г. № 54/11/161/91/15 ( z0158-94 ).  Это  
Положение  распространяется  на  все  предприятия,   учреждения  и  
организации  независимо  от  форм  собственности  и  ведомственной 
принадлежности, а также лиц, которые занимаются сбором и первичной  
обработкой  отходов и лома  драгоценных   металлов  и  драгоценных  
камней  или  используют в своей деятельности  изделия  электронной 
и  другой  техники,   радиоэлементы,  электропусковую  аппаратуру,   
кабельную  продукцию,  светочувствительные  материалы,  содержащие  
драгоценные  металлы и драгоценные камни.  Оно  содержит также ряд  
запретов, в частности:

    "6.2.  Запрещается  использовать  изделия,  детали  и    узлы,
    содержащие  драгоценные  металлы  и  драгоценные  камни,    от
    отработавшей  техники,  аппаратуры,  приборов  и  т.  п.    на
    изготовление  любых  изделий  без   специального    разрешения
    руководителя предприятия.
    6.3. Запрещается уничтожать, выбрасывать,  сдавать  в  лом  из
    цветных и  черных  металлов  технику,  аппаратуру,  приборы  и
    другие изделия, содержащие драгоценные металлы  и  драгоценные
    камни, без  предварительного  их  изъятия  и  с  одновременным
    оприходованием.
    Запрещается выливать в канализацию  отработанные  фиксажные  и
    другие    растворы,    содержащие      серебро,        сжигать
    кинофоторентгеноматериалы, за исключением фотобумаги.
    6.4. Непригодные для дальнейшей эксплуатации изделия  подлежат
    демонтажу с изъятием деталей и узлов,  содержащих  драгоценные
    металлы и драгоценные камни.

    "..."

    6.7.  Бесплатная  передача  техники,  аппаратуры,  приборов  и
    других изделий, содержащих драгоценные металлы  и  драгоценные
    камни и подлежащих списанию, а также реализация  их  по  ценам
    ниже стоимости драгоценных металлов,  содержащихся  в  них,  -
    запрещаются".

    В приложении 1 к этому  Положению  дан  также  Перечень  из  5
предприятий, осуществляющих прием и  переработку  лома  и  отходов
драгоценных металлов и драгоценных камней.
    При этом согласно п. 2.10 Положения

    "предприятия, на которых в течение года  собираются  отходы  и
    лом с содержанием менее 5000 г серебра,  либо  100  г  золота,
    либо 100 г платины  и  [других  металлов]  платиновой  группы,
    осуществляют отправку указанных  отходов  на  перерабатывающие
    предприятия один раз в год (не позднее 15 ноября)".

    Все  это  хорошо,  скажете  вы,  но,  во-первых,  как  узнать,
содержит ли предмет  драгметаллы  и  сколько  их  в  нем,  ведь  в
паспортах в большинстве случаев эта информация  не  содержится,  а
во-вторых, если драгметаллов в предмете  настолько  мало,  что  их
стоимость не окупит расходов на транспортировку и переработку,  то
стоит ли вообще связываться с переработкой? Вопрос верный.
    Конечно, в п. 2.1 Положения предусмотрено, что при  отсутствии
у сдатчика  лаборатории  для  определения  содержания  драгоценных
металлов в изделиях, отходах и ломе изделия отходы и лом  подлежат
отправке  на  перерабатывающие  предприятия,  которые   определяют
содержание драгоценных металлов в установленном на них порядке. Но
в большинстве случаев  для  обыкновенных предприятий, в отличие от
государства, эта овчинка выделки не  стоит  (одна  транспортировка
обойдется недешево).
    Что  же  делать?  Ну,    разумеется,    лучше    всего    быть
законопослушным гражданином и исполнять требования государства. Но
если очень уж не хочется, то можно сделать следующее.
    Во-первых,  сослаться  на  то,  что,  по  вашему  мнению,    в
соответствующих предметах не было драгметаллов (это подтверждается
соответствующим тех-паспортом или его отсутствием), и вам  даже  в
голову не приходило, что они могут там быть.  Если  у  проверяющих
нет данных о том, сколько  драгметаллов  содержит  ваша  модель  и
содержит ли она их вообще, то, скорее всего, они отцепятся.
    Во-вторых,    продать    свое      старье        какому-нибудь
гражданину-непредпринимателю  {4}  по  цене  выше   предполагаемой
стоимости драгметаллов, тем более что  цены  на  них  сравнительно
невысоки: 43,68 грн.  с  учетом НДС  за  1 г золота  и  0,564 грн.
за 1 г серебра {5}.
    Ну и, наконец, даже если наплевать на все  предосторожности  и
выбросить РРО или компьютер на  свалку,  то  шансов  попасть  "под
утюг"  все  равно  очень  мало:  протоколы  по  ч. 2 ст. 189  КоАП 
( 80731-10 ) могут  составлять  только  органы  внутренних  дел  и    
Государственная пробирная служба, которые на обычные предприятия в 
поисках золота обычно  не  заявляются.  Что же касается возмещения    
ущерба предприятию, то разве родился директор, который  станет сам  
себя наказывать?

{1} См. "Бухгалтер" № 15'2001, с. 21.
{2} Речь в ней идет лишь об уклонении от  предусмотренных  законом
    обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи добытых
    из  недр,  полученных  из  вторичного  сырья,  поднятых    или
    найденных драгоценных металлов или  драгоценных  камней,  если
    это деяние совершено в крупном размере, а также  уклонении  от
    обязательной сдачи на аффинаж  или  для  обязательной  продажи
    скупленных драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных
    или бытовых изделий из них либо лома таких изделий.
{3} См. там же, с. 26.
{4} Кстати, по поводу РРО не мешало бы напомнить еще одну норму из
    п. 7 Положения о порядке  и  сороках  вывода  из  эксплуатации
    электронных контрольно-кассовых аппаратов, не  соответствующих
    Техническим требованиям  к  ЭККА,  утвержденного  протокольным
    решением  Государственной  комиссии  по  вопросам    внедрения
    электронных систем и средств контроля и управления товарным  и
    денежным оборотом при КМУ  от  21.05.97  г.  (см.  "Бухгалтер"
    № 5-6'99, с. 61):

    "С 1 августа 1997 года запрещаются продажа, перепродажа, сдача
    в аренду,  бесплатная  передача  на  баланс  другим  субъектам
    предпринимательской деятельности и регистрация в ГНА:
    имеющихся ЭККА (КС) всех марок и  модификаций  без  фискальной
    памяти;
    имеющихся ЭККА (КС) всех  марок  и  модификаций  с  фискальной
    памятью, если их технические характеристики  не  соответствуют
    Техническим требованиям  к  ЭККА  и  если  они  не  внесены  в
    Государственный реестр".

{5} Согласно распоряжению НБУ от 31.07.2001 г. № 340-р.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№41/02, стр. 44
[01.11.2002]
Леонид Карпов
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------