У рекламных агентств налог с рекламы не относится на  расходы.
    Каков бухгалтерский и налоговый учет операций по  получению  и
    перечислению налога с рекламы?

    * * *

    Рекламные агентства  аккумулируют  на  своих  счетах  налог  с
рекламы, перечисленный им рекламодателями,  и  должны  перечислять
его в полном  объеме  в  местный  бюджет  в  сроки,  установленные
органом местного самоуправления.
    Налог с рекламы уплачивают рекламодатели, причем  в  платежном
поручении сумма налога указывается отдельной строкой.
    Рекламодатель   -   это  лицо,   которое  является  заказчиком  
рекламы  для ее производства  и/или  распространения,  т. е. лицо,
рекламирующее  свою  продукцию (ст. 1  Закона  Украины "О рекламе"  
от 03.07.96г. № 270/96-ВР ( 270/96-ВР )). Уплачивают рекламодатели 
сумму  налога с рекламы  на  основании счета рекламному агентству,  
выполняющему их заказ - предоставляющему услуги по размещению  или  
установлению изготовленной рекламы.
    То  есть  фактически  налогоплательщиком  с  рекламы  является
рекламодатель, а рекламное агентство выступает  посредником  между
налогоплательщиком и его получателем (местным бюджетом).
    Таким образом, для рекламного агентства сумма налога с рекламы
является транзитным платежом, поэтому она не является выручкой  от
реализации услуг и при получении от рекламодателя не включается  в
состав валового дохода рекламного агентства, а при перечислении  в
бюджет - не включается в валовые расходы.
    Рекламное агентство имеет право  включить  указанный  налог  в
состав  валовых  расходов  в  случае  рекламы  собственных   услуг  
в   соответствии  с  пп. 5.4.4  п. 5.4  ст. 5   Закона  о  Прибыли 
( 334/94-ВР ), или при привлечении  к  изготовлению рекламы других 
организаций (пп. 5.2.1 Закона о Прибыли).
    В бухгалтерском учете  все  расходы  на  изготовление  рекламы
отражаются  в  составе расходов  на  сбыт  в  соответствии с п. 19
ПБУ  16  "Расходы",  утвержденного  приказом    Минфина    Украины
от 31.12.99 г. № 318 ( z0027-00 ).

    Пример

    Предприятие  заказало  рекламному  агентству   изготовить    и
разместить рекламу в  печатном  издании,  для  чего  был  заключен
договор.  Ставка налога с рекламы -  0,5%  (для  рекламы,  которая
передается с помощью СМИ, и других видов рекламы,  предоставляемой
на длительное время).
    Рекламное  агентство  заказало  изготовить  макет  рекламы   в
дизайнерской фирме.

                                                              грн.
|----------------------------------------|-------|-----|---------|
|             Стоимость услуг            | Сумма | НДС | Налог с |
|                                        |       |     | рекламы |
|----------------------------------------|-------|-----|---------|
| по договору с заказчиком               | 3 800 | 760 |    19   |
|----------------------------------------|-------|-----|---------|
| по договору с дизайнерской фирмой      | 2 400 | 480 |    12   |
|----------------------------------------|-------|-----|---------|

    В бухгалтерском и налоговом  учете  рекламного  агентства  эта
операция отражается следующим образом:

|---|--------------------------|---------------|-------|-----------|
| № |    Содержание операции   | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый |
|п/п|                          |      учет     |  грн. |    учет   |
|   |                          |-------|-------|       |-----|-----|
|   |                          |  Д-т  |  К-т  |       |  ВД |  ВР |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 1 | Получены средства на     |  311  |  681  |  4 579|3 800|  -  |
|   | изготовление рекламы,    |  643  |641/ндс|    760|     |     |
|   | в т. ч. НДС и налог с    |  645  |641/рек|     19|     |     |
|   | рекламы                  |  {1}  |       |       |     |     |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 2 | Перечислен налог с       |641/рек|  311  |     19|   - |  -  |
|   | рекламы в бюджет         |       |       |       |     |     |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 3 | Перечислены средства     |  377  |  311  |  2 892|   - |2 412|
|   | дизайнерской фирме за    |641/ндс|  644  |    480|     |     |
|   | изготовление макета      |       |       |       |     |     |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 4 | Подписан акт о           |  361  |  703  |  4 579|   - |  -  |
|   | предоставлении услуг     |  703  |  643  |    760|     |     |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 5 | Начислен налог с         |  703  |  645  |     19|   - |  -  |
|   | рекламы                  |       |       |       |     |     |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 6 | Списана себестоимость    |   23  |  377  |  2 412|   - |2 412|
|   | услуг на изготовление    |   23  |65, 661|  1 000|     |1 000|
|   | рекламы                  |  903  |   23  |  3 412|     |     |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 7 | Определен финансовый     |  703  |  791  |  3 800|   - |  -  |
|   | результат                |  791  |  903  |  3 412|     |     |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|

{1} Такого  счета  не  существует,  но  его  следует  открыть  для
    накопления сумм налога с рекламы (для удобства в работе).


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№45/02, стр. 69
[11.11.2002]
Наталия Радченко
Бухгалтер-консультант еженедельника "ГлавБух"
------------------------------------------------------------------