Бухгалтерский учет на предприятии ведется в электронной форме.
    Обязательно ли дублировать его на бумажных носителях?

    * * *

    Бухгалтерский учет является обязательным видом учета,  который
ведется всеми юридическими лицами,  созданными  в  соответствии  с
законодательством    Украины,       независимо        от        их
организационно-правовых  форм  и  форм  собственности,  а    также
представительствами    иностранных    субъектов      хозяйственной
деятельности.  Финансовая, налоговая, статистическая и прочие виды
отчетности,  использующие  денежный  измеритель,  основываются  на
данных бухгалтерского учета.
    Ответственность  за  организацию  бухгалтерского    учета    и
обеспечение фиксирования фактов осуществления  всех  хозяйственных
операций в первичных документах, хранение обработанных документов,
регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее
трех лет, несет владелец или уполномоченный орган,  осуществляющий
руководство предприятием  в  соответствии  с  законодательством  и
учредительными документами.
    Предприятие  самостоятельно  определяет   учетную    политику,
избирает  форму  организации  бухгалтерского   учета    и    форму
бухгалтерского учета как  определенную  систему  регистров  учета,
порядка и способа регистрации  и  обобщения  информации  в  них  с
соблюдением единых основ, установленных
    Законом  Украины  от  16.07.99 г.   №  996-ХIV  ( 996-14 )  "О  
бухгалтерском учете  и  финансовой отчетности в Украине" (далее  - 
Закон № 996-ХIV)  и  с  учетом  особенностей своей деятельности  и 
технологии обработки учетных данных, разрабатывает систему и формы 
внутрихозяйственного  учета,  отчетности и контроля  хозяйственных  
операций, определяет права работников на  подписание бухгалтерских    
документов,  утверждает  правила  документооборота   и  технологию 
обработки учетной информации,  дополнительную  систему  счетов   и    
регистров аналитического учета, может выделять на отдельный баланс  
филиалы,  представительства,  отделения  и  другие  подразделения,  
обязанные  вести бухгалтерский учет,  с  последующим включением их  
показателей в финансовую отчетность предприятия.
    Основанием для  бухгалтерского  учета  хозяйственных  операций
являются  первичные  документы,  которые  составляются  в   момент
проведения каждой хозяйственной операции или, если это невозможно,
непосредственно после ее завершения.
    Документы,  созданные  средствами  вычислительной  техники  на
машиносчитываемых носителях, применяются в бухгалтерском учете при
условии придания им юридической силы и доказательности. Документы,
изготовленные  машинным  способом,  должны  быть    записаны    на
материальном  носителе  (магнитном,  бумажном),   изготовлены    и
размещены по требованиям соответствующего стандарта и закодированы
согласно утвержденной системе кодификации.  Первичные документы на
бумажных и машиносчитываемых  носителях  информации  должны  иметь
обязательные реквизиты:
    название документа (формы);
    дату и место его составления;
    название предприятия, от имени которого составлен документ;
    указание содержания и объема хозяйственной  операции,  единицы
измерения хозяйственной операции;
    должности лиц. ответственных  за  осуществление  хозяйственной
операции и правильность ее оформления;
    личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать
лицо, которое  принимало  участие  в  осуществлении  хозяйственной
операции.
    Информация,  содержащаяся  в  принятых  к   учету    первичных
документах, систематизируется на  счетах  бухгалтерского  учета  в
регистрах синтетического  и  аналитического  учета  путем  двойной
записи  их  на  взаимосвязанных  счетах   бухгалтерского    учета.
Хозяйственные операции должны быть отражены в учетных регистрах  в
том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.
    В соответствии  с  п. 6  ст. 9  Закона  № 996-ХIV ( 996-14 ) в  
случае составления  и  хранения  первичных  документов и регистров
бухгалтерского учета на машинных носителях информации  предприятие
обязано за свой счет изготавливать их копии на бумажных  носителях
по требованию других участников хозяйственных  операций,  а  также
правоохранительных органов и соответствующих органов в пределах их
полномочий, предусмотренных законами.
    Финансовая    отчетность    субъектов      предпринимательской
деятельности составляется на основе данных бухгалтерского учета.


------------------------------------------------------------------
"Вестник налоговой службы Украины"
№44/02, стр. 55
[01.11.2002]
В. Пархоменко; Нач. Упр. методол. бух. уч., зам. предс. Методолог.
совета по бух. уч. Мин. фин. Украины, акад. АЭН Украины, доцент
------------------------------------------------------------------