Относятся ли расходы на изготовление каталогов цен  на  товары
    (прайс-листов) к рекламным расходам?

    * * *

    Да, относятся.
    Согласно ст. 1 Закона  Украины  "О  рекламе"  от  03.07.96  г.
№ 270/96-ВР ( 270/96-ВР ) реклама - это специальная  информация  о
лицах или продукции, которая  распространяется  в  любой  форме  и
любым способом  с  целью  прямого  или  опосредованного  получения
прибыли.  То есть  в  данном  случае  любая  информация  о  товаре
является рекламой.
    Расходы предприятия на изготовление рекламы (как и все расходы
на проведение предпродажных и рекламных  мероприятий  по  товарам,
которые продаются (предоставляются) таким предприятием)  относятся
к составу валовых расходов согласно пп. 5.4.4 п. 5.4 ст. 5  Закона
о Прибыли ( 334/94-ВР ).  Причем  необходимо  иметь  подтверждение
связи расходов на рекламу  товара  с  хозяйственной  деятельностью
предприятия.  В  каталогах цен,  прайс-листах  должна  размещаться
информация только о тех товарах, которые реализует предприятие  на
основании накладных на  полученный  товар,  договоров  о  поставке
рекламированных товаров и т. п.
    Сами же каталоги  цен  на  товары  (прайс-листы)  не  являются
товаром,  а  лишь  специальной  информацией  о  товарах.   Поэтому
бесплатная передача (предоставление, распространение) каталогов не
является безвозмездной передачей товаров (которая, в свою очередь,
приравнивается  к  продаже    со    всеми    вытекающими    отсюда
последствиями).  Следовательно,   расходы    на    распространение
каталогов цен включаются в состав валовых расходов без ограничений
(ограничения относительно включения  расходов  на  изготовление  и
распространение каталогов цен в состав валовых расходов в  размере
2% в данном случае не применяются).
    В  бухгалтерском  и  налоговом  учете  операция   изготовления
каталогов цен на товары отражается следующим образом:

|---|--------------------------|---------------|-------|-----------|
| № |    Содержание операции   | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый |
|п/п|                          |      учет     |  грн. |    учет   |
|   |                          |-------|-------|       |-----|-----|
|   |                          |  Д-т  |  К-т  |       |  ВД |  ВР |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 1 | Перечислена предоплата   |  631  |  311  |  1 205|  -  |1 005|
|   | полиграфической фирме за |641/ндс|  644  |    200|     |     |
|   | изготовление каталогов   |       |       |       |     |     |
|   | цен на товары, в т. ч.   |       |       |       |     |     |
|   | НДС - 200 грн. и налог   |       |       |       |     |     |
|   | с рекламы - 5 грн.       |       |       |       |     |     |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 2 | Оприходованы каталоги цен|  209  |  631  |  1 005|  -  |  -  |
|   |                          |  644  |  631  |    200|     |     |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 3 | Отражены расходы по      |   84  |  209  |  1 005|  -  |  -  |
|   | безвозмездной раздаче    |   93  |   84  |  1 005|     |     |
|   | каталогов                |       |       |       |     |     |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 4 | Определен финансовый     |  791  |   93  |  1 005|  -  |  -  |
|   | результат                |       |       |       |     |     |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№46/02, стр. 67
[18.11.2002]
Наталия Радченко
Бухгалтер-консультант еженедельника "ГлавБух"
------------------------------------------------------------------