Ответственность за нарушение "больничного" законодательства

------------------------------------------------------------------

    В этой статье речь пойдет об ответственности,  возлагаемой  на
плательщиков взноса в Фонд социального  страхования  по  временной
потере  трудоспособности  (далее  -  Фонд  по  временной    потере
трудоспособности).
    Для этого будут использованы следующие документы:
    - Закон  Украины    "Об    общеобязательном    государственном
социальном  страховании    в    связи    с    временной    потерей
трудоспособности  и  расходами,   обусловленными    рождением    и
погребением" от 18.01.2001г. № 2240-III ( 2240-14 ), с изменениями
и дополнениями (далее - Закон № 2240);
    - Инструкция  о  порядке  поступления,  учета  и  расходования
средств  Фонда  социального  страхования  по   временной    потере
трудоспособности,  утвержденная  постановлением  правления   Фонда
социального  страхования  по  временной  потере   трудоспособности
от 26.06.2001г. № 16 ( v0016503-01 ), с изменениями и дополнениями
(далее - Инструкция № 16).
    В первую очередь хотелось бы отметить,  что  положения  Закона
Украины "О порядке  погашения  обязательств  плательщиков  налогов
перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000
№ 2181-III ( 2181-14 ), в частности положения по штрафным санкциям
и  пене,  не распространяются на взносы в Фонд по временной потере
трудоспособности  (см.  письмо  исполнительной   дирекции    Фонда
социального  страхования   по  временной  потере  трудоспособности
от 11.03.2002 г. № 01-16-341 ( v-341598-02 )).
    Поэтому для определения ответственности плательщиков взноса  в
Фонд по  временной  потере  трудоспособности  необходимо  исходить
только из положений Закона № 2240 ( 2240-14 )  и  Инструкции  № 16
( v0016503-01 ).
    Ответственность плательщиков взноса в Фонд по временной потере
трудоспособности определена в статье 30 Закона № 2240 ( 2240-14 ).
    Так, в соответствии с данной статьей страхователь-работодатель
несет ответственность за уклонение от регистрации как  плательщика
страховых взносов,  несвоевременность  уплаты  и  неполную  уплату
страховых взносов, в том числе страховых взносов,  которые  платят
застрахованные  лица  через  счета  работодателей,  а  также    за
нарушение порядка использования страховых средств.
    Исходя  из  этого,  рассмотрим  отдельно  ответственность   за
указанные  выше  виды  нарушений,   а    также    ответственность,
предусмотренную за несвоевременное представление или представление
не по установленной форме отчетности (ф. 4-ФСС з ТВП).

    Ответственность за уклонение от  регистрации  как  плательщика
    страховых взносов

    Согласно   ст.  30   Закона  №  2240  ( 2240-14 )   в   случае
несвоевременной уплаты  страховых  взносов  страхователем,  в  том
числе из-за уклонения от  регистрации  как  плательщика  страховых
взносов, или неполной  их  уплаты  страхователь  уплачивает  сумму
доначисленных контролирующим органом страховых взносов (недоимки),
штраф и пеню.
    За нарушение срока регистрации  страхователя  как  плательщика
страховых взносов на него налагается штраф в размере 50  процентов
суммы надлежащих  к  уплате  страховых  взносов  за  весь  период,
который  прошел  со  дня,   когда    страхователь    должен    был
зарегистрироваться.
    Пеня исчисляется исходя  из  величины  120  процентов  учетной
ставки Национального банка Украины, которая действовала на  момент
уплаты, начисленной на полную сумму недоимки (без  учета  штрафов)
за весь ее срок.
    Рассмотрим  отдельно  порядок    начисления    контролирующими
органами страховых взносов (недоимки), штрафа и пени.
    Что касается определения доначисленной суммы страховых взносов
(недоимки), то она рассчитывается следующим образом.

    Пример 1.

    Предположим,  что  в  сентябре  2002  года  на  предприятие  с
проверкой  пришли  работники    Фонда    по    временной    потере
трудоспособности.  Данное  предприятие  было  зарегистрировано   в
исполкоме 27 июня 2002 года.  Работники были приняты на работу с 1
июля 2002 года.  По данным бухгалтерского учета  заработная  плата
работникам за июль и август составляла  по  350  грн.  Численность
работников - 15 человек.  Предприятие в период своей  деятельности
не  зарегистрировалось  в  органах  Фонда  по  временной    потере
трудоспособности  и  соответственно  взносы  в  Фонд  при  выплате
заработной платы не уплачивало.
    Обращаем ваше внимание, что в данном примере заработная  плата
начислялась и выплачивалась. Если бы заработная плата начислялась,
но не выплачивалась, штрафные санкции применены бы не были.
    Рассчитаем сумму доначисленных страховых  взносов  в  Фонд  по
временной потере трудоспособности.

    Начисления - 5250 х 2,9 : 100 = 152,25 (грн.),

    где 5250 - сумма фонда оплаты  труда,  облагаемого  подоходным
налогом (15 х 350);
    2,9%  -  размер  взноса  в   Фонд    по    временной    потере
трудоспособности для работодателей.

    Удержания - 350 х 0,5 : 100 х 15 = 26,25 (грн.),

    где 350 - сумма оплаты труда работников, облагаемая подоходным
налогом;
    0,5%  -  размер  взноса  в   Фонд    по    временной    потере
трудоспособности для наемных работников.
    Общая сумма доначисленных страховых взносов в месяц  составила

    178,50 грн. (152,25 + 26,25).

    Общая сумма доначисленных страховых взносов за июль - август -

    357,00 грн. (178,50 + 178,50).

    Сумма  штрафа  в  данном  случае  составит  50%    от    суммы
доначисленных страховых взносов за июль - август 2002 года и равна
178,50 грн.
    Что касается порядка начисления пени, то  остановимся  на  нем
более подробно.
    Как  мы  уже  указывали,   согласно  ст.  30   Закона  №  2240
( 2240-14 ) пеня  исчисляется  исходя  из  120  процентов  учетной
ставки НБУ,  которая действовала на момент уплаты,  начисленной на
полную сумму недоимки (без учета штрафов) за весь ее срок.
    В  Инструкции   № 16  ( v0016503-01 )   относительно   порядка
начисления пени указано следующее.
    Пеня исчисляется исходя из 120 процентов учетной  ставки  НБУ,
действовавшей  на  момент  уплаты,  начисленной  на  полную  сумму
недоимки (без учета штрафов) за  весь  ее  срок.  Моментом  уплаты
считается день возникновения недоимки.
    Как   видим,  в  Инструкции  №  16  ( v0016503-01 )  несколько
подкорректировали  положения Закона  № 2240 ( 2240-14 ).  То  есть
согласно  Инструкции № 16 ( v0016503-01 ) пеня исчисляется  исходя
из  120  процентов  учетной  ставки  НБУ,  действовавшей  на  день
возникновения недоимки.
    По нашему мнению, если бы именно это подразумевалось в  Законе
№ 2240 ( 2240-14 ),  то  так  бы  прямо и было написано.  А так, в
Законе № 2240 ( 2240-14 ) указано,  что  учетная  ставка  НБУ  для
расчета  пени  принимается  на  момент уплаты (скорее всего момент
уплаты доначисленных страховых платежей).
    Но как показывает практика, работники контролирующих органов в
отношении  начисления  пени  применяют  положения  Инструкции № 16
( v0016503-01 ).  Поэтому  дальше  на  условном  числовом  примере
рассмотрим  порядок начисления пени с учетом требований Инструкции
№ 16 ( v0016503-01 ).
    Используем данные числового примера 1.
    Предположим, что день выплаты заработной платы в банке  -  5-е
число  месяца.    Заработная    плата    работникам    предприятия
выплачивалась из средств, полученных в банке, при этом предприятие
не  уплачивало  страховых  взносов  в  Фонд  по  временной  потере
трудоспособности,  поскольку  не  было  зарегистрировано  в   нем.
Доначисленные суммы страховых взносов были погашены 1 октября.
    Рассчитаем сумму  пени,  начисляемой  на  доначисленные  суммы
страховых взносов по заработной плате за июль и август.

   Однодневный размер пени = (8% х 120% : 100% : 365) - 0,026%,

   где 8% - учетная ставка НБУ на момент  возникновения  недоимки.
Поскольку на даты возникновения недоимки по  заработной  плате  за
июль и август учетная ставка НБУ не менялась,  для  расчета  суммы
пени по каждой возникшей сумме недоимки будет использоваться  один
и тот же размер однодневной пени (0,026%).
    Порядок расчета сумм пени по возникшей недоимке по  заработной
плате за июль и август представим в таблице.

|------------|-----------------------|---------|------|-------|---------|------|
|Дата выплаты|Сумма страховых взносов|Сумма    |Коли- |Учетная|Процент  |Сумма |
|заработной  |-----------|-----------|просро-  |чество|ставка |одноднев-|начис-|
|платы и дата|  подлежит | уплачено, |ченного  |дней  |НБУ    |ного     |ленной|
|фактической |  уплате,  |    грн.   |платежа  |прос- |       |размера  |пени  |
|уплаты      |    грн.   |           |(недоим- |рочки |       |пени     |      |
|            |           |           |ки), грн.|      |       |         |      |
|------------|-----------|-----------|---------|------|-------|---------|------|
|   05.08    |      178,5|          -|    178,5|  31  |   8   |  0,026  | 1,43 |
|------------|-----------|-----------|---------|------|-------|---------|------|
|   05.09    |      178,5|          -|    357,0|  26  |   8   |  0,026  | 2,41 |
|------------|-----------|-----------|---------|------|-------|---------|------|
|   01.10    |          -|      357,0|        -|   x  |   x   |    x    |   x  |
|------------|-----------|-----------|---------|------|-------|---------|------|
|   Итого    |      357,0|      357,0|        x|   x  |   x   |    x    | 3,84 |
|------------|-----------|-----------|---------|------|-------|---------|------|

    При расчете  пени  необходимо  учитывать  следующие  положения
Инструкции № 16 ( v0016503-01 ).
    Пеня  начисляется  на  суммы  просроченного  платежа  в  целых
гривнях.  Так, в рассматриваемом нами примере сумма  просроченного
платежа по заработной плате за  июль  составляет  178,5  грн.  Для
расчета суммы  пени  копейки  отбрасываются,  сумма  просроченного
платежа в таком случае равна 178 грн.
    Определив  ответственность  предприятий  за    уклонение    от
регистрации  как  плательщика  страховых    взносов,    рассмотрим
ответственность предприятий за  несвоевременную  уплату  страховых
взносов.

    Ответственность за несвоевременную уплату страховых взносов

    Прежде чем рассмотреть порядок начисления штрафных санкций  за
несвоевременную уплату страховых взносов, приведем в таблице сроки
своевременной  уплаты  взносов  в  Фонд  по    временной    потере
трудоспособности.

|------------------|---------------------------------------------|
| Порядок выплаты  |   Сроки уплаты взносов в Фонд по временной  |
| заработной платы |          потере трудоспособности            |
|------------------|---------------------------------------------|
| Денежные средства| Одновременно с получением средств на оплату |
| для выплаты      | труда в учреждениях банков                  |
| заработной платы |---------------------------------------------|
| поступили из     | В случае выплаты заработной платы за вторую |
| банка            | половину или другую часть месяца начисленные|
|                  | страховые взносы должны быть перечислены в  |
|                  | Фонд не позднее дня, установленного для     |
|                  | выплаты заработной платы за вторую половину |
|------------------|---------------------------------------------|
| Заработная плата | В день перечисления средств                 |
| перечисляется    |---------------------------------------------|
| своим работникам | В случае перечисления заработной платы на   |
| на текущие счета | счета физических лиц за первую половину или |
| в учреждениях    | другую часть месяца начисленные страховые   |
| банков           | взносы должны быть перечислены в Фонд не    |
|                  | позднее дня, установленного для выплаты     |
|                  | заработной платы за вторую половину месяца  |
|------------------|---------------------------------------------|
| Заработная плата | Не позднее следующего дня после             |
| выплачивается из | осуществления выплат                        |
| выручки от       |---------------------------------------------|
| реализации       | В случае выплаты заработной платы из выручки|
| товаров (работ,  | за реализацию товаров (работ, услуг)        |
| услуг)           | начисленные страховые взносы должны быть    |
|                  | перечислены в Фонд не позднее дня,          |
|                  | установленного для выплаты заработной платы |
|                  | за вторую половину месяца                   |
|------------------|---------------------------------------------|
| В случае выплаты | Не позднее следующего дня после             |
| заработной платы | осуществления выплат                        |
| натурой          |---------------------------------------------|
|                  | В случае выплаты заработной платы натурой   |
|                  | начисленные страховые взносы должны быть    |
|                  | перечислены в Фонд не позднее дня,          |
|                  | установленного для выплаты заработной платы |
|                  | за вторую половину месяца                   |
|------------------|---------------------------------------------|

    В случае если в указанные сроки взносы  в  Фонд  по  временной
потере трудоспособности не  уплачиваются  предприятием,  за  такое
нарушение Законом № 2240 ( 2240-14 ) предусмотрены следующие "меры
наказания":
    - штраф - в размере 50 процентов  суммы  надлежащих  к  уплате
страховых взносов;
    - пеня  -  исходя  из  120  процентов  учетной  ставки    НБУ,
действовавшей на момент возникновения недоимки.
    Несмотря на то что  размер  штрафа  в  случае  несвоевременной
уплаты  страховых  взносов  в    Фонд    по    временной    потере
трудоспособности такой же, как и  в  случае  если  предприятие  не
зарегистрировалось вовремя в органах  Фонда  по  временной  потере
трудоспособности,  порядок  его  начисления  несколько  иной.   Из
примера,  приведенного  в  письме  Фонда  по   временной    потере
трудоспособности (см. фрагмент письма), следует, что  просроченные
платежи погашаются строго в хронологической последовательности  их
возникновения.  Другими  словами,  предприятие  не  имеет    права
самостоятельно выбирать последовательность погашения  просроченных
платежей.
    Представим  в  таблице    условный    числовой    пример    2,
иллюстрирующий  порядок  начисления  штрафа  за  просрочку  уплаты
взносов в Фонд по временной потере трудоспособности.

|-------------|-----------------|-------|-------------|------|-------|
|     Дата    |       Сумма     | Сумма |Неуплаченная |Размер|Сумма  |
|установленных|--------|--------|просро-|сумма взносов|штрафа|начис- |
|    сроков   |подлежит|уплачено|ченного|текущего     | (%)  |ленного|
|  платежей и | уплате |        |платежа|платежа      |      |штрафа |
|     дата    |        |        |       |             |      |       |
| фактической |        |        |       |             |      |       |
|   уплаты    |        |        |       |             |      |       |
|-------------|--------|--------|-------|-------------|------|-------|
|    05.07    |   500  |    -   |  500  |     500     |  50  |  250  |
|-------------|--------|--------|-------|-------------|------|-------|
|    05.08    |   300  |   300  |  500  |     300     |  50  |  150  |
|-------------|--------|--------|-------|-------------|------|-------|
|    05.09    |   400  |   600  |  300  |     300     |  50  |  150  |
|-------------|--------|--------|-------|-------------|------|-------|
|    04.10    |   500  |   700  |  100  |     100     |  50  |   50  |
|-------------|--------|--------|-------|-------------|------|-------|
|    10.10    |     -  |   100  |    -  |       -     |   -  |    -  |
|-------------|--------|--------|-------|-------------|------|-------|
|    Всего    |  1700  |  1700  |    -  |       -     |  50  |  600  |
|-------------|--------|--------|-------|-------------|------|-------|

    Как видим,  из  примера  следует,  что  если  предприятие  при
наступлении очередной даты платежа по взносам в Фонд по  временной
потере  трудоспособности  не  погасит  недоимку  по    предыдущему
просроченному платежу, то на текущую сумму  подлежащего  к  уплате
платежа по взносам в Фонд  по  временной  потере  трудоспособности
будет начислен штраф в  размере  50%  неуплаченной  суммы  взносов
текущего платежа.
    Так, 05.08 предприятие уплатило 300 грн.  Поскольку эта  сумма
не погасила задолженность по сумме страховых взносов, возникшей на
05.07, то на сумму текущего платежа 300 грн. начисляется  штраф  в
размере 50% недоимки - 150 грн.
    Что  касается  пени,  то  она  начисляется  в  общем  порядке.
Поскольку в примере 1  мы  уже  рассматривали  порядок  начисления
пени, то в данном примере повторяться не будем.

    Фрагмент письма

    Фонда  социального    страхования    по    временной    потере
трудоспособности от 30.07.2002 г. № 01-16-1155:

    "Согласно  статье  30  Закона  Украины   "Об  общеобязательном
    государственном социальном страховании  в  связи  с  временной
    потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением
    и погребением" за несвоевременную уплату страховых взносов  на
    страхователя налагается штраф в  размере  50  процентов  суммы
    надлежащих к уплате страховых взносов.
    Штраф начисляется на сумму просроченного  платежа  по  каждому
    месяцу отдельно.  Например, если 10 января следовало  уплатить
    страховые взносы в размере 1000 грн., а уплаты не было, то  на
    указанную сумму  начисляется  штраф  50%,  который  составляет
    500 грн.  Следующий платеж  100  грн.  следовало  уплатить  10
    февраля.  Уплачено было 100 грн., но в связи с тем, что уплата
    была осуществлена в погашение платежа предыдущего  месяца,  на
    100  грн.,  которые  необходимо  было  уплатить  в    феврале,
    начисляется штраф (50 грн.)".

    Ответственность за неполную уплату страховых взносов

    Согласно ст.  30  Закона  № 2240 ( 2240-14 ) в случае неполной
уплаты  страховых    взносов    предприятие    уплачивает    сумму
доначисленных контролирующим органом страховых взносов (недоимки),
штраф и пеню.
    За  неполную  уплату  страховых  взносов    на    страхователя
налагается штраф в размере сокрытой (заниженной) суммы  заработной
платы, на которую  в  соответствии  с  Законом  № 2240 ( 2240-14 )
начисляются страховые взносы,  а в случае повторного нарушения - в
трехкратном размере указанной суммы.
    Наиболее  распространенными  случаями,  в  результате  которых
страховые взносы  в  Фонд  по  временной  потере  трудоспособности
уплачены не полностью, являются следующие:
    1. Неначисление и соответственно неуплата сумм взносов в  Фонд
по  временной  потере  трудоспособности  по   заработной    плате,
начисленной работникам предприятия - совместителям.  Напомним, что
на заработную плату совместителей  необходимо  начислять  взнос  в
Фонд по временной  потере  трудоспособности  (2,9%)  и  удерживать
взнос (0,25%, или 0,5%).  Часто данную категорию работников путают
с  физическими  лицами,  которые  выполняют  работу  по  договорам
подряда.  При этом сумма вознаграждения, выплачиваемая таким лицам
по  договорам  подряда,  взносами  в  Фонд  по  временной   потере
трудоспособности не облагается.
    2. На  сумму  компенсации  за  неиспользованный    отпуск    в
соответствии с Законом  № 2240  ( 2240-14 )  следует  начислять  и
удерживать взнос в  Фонд  по  временной  потере  трудоспособности.
Некоторые на практике забывают о произошедших изменениях  в  связи
со вступлением в силу  Закона  № 2240 ( 2240-14 ).  Напомним,  что
ранее, до вступления в силу данного Закона, на  сумму  компенсации
за неиспользованный отпуск сбор  в  Фонд  социального  страхования
Украины,  правопреемником  которого  является  Фонд  по  временной
потере трудоспособности, не начислялся.  Теперь о  размере  самого
штрафа.
    Анализируя  положения  Закона  № 2240 ( 2240-14 ) сразу  после
вступления  его   в  силу,  мы  отмечали    "драконовскую"    меру
ответственности предприятий за неполную уплату взноса  в  Фонд  по
временной потере трудоспособности.

    Пример 3.

    Предположим,  что  работнику-совместителю    была    выплачена
заработная плата в размере 200 грн.  С этой суммы не были уплачены
взносы в Фонд по временной потере трудоспособности.
    Доначисленная сумма взноса составит:
    начисления - 200 х 2,9 : 100 = 5,8 грн,
    удержания - 200 х 0,5 : 100 = 1 грн.
    Общая сумма доначисленных страховых взносов равна 6,8 грн.
    При  этом  штраф  в  соответствии  со  ст. 30  Закона  №  2240
( 2240-14 )  составит 200 грн.,  что  в  29 раз больше,  чем сумма
недоимки.
    Долгое время  многие  сомневались,  что  данные  жесткие  меры
наказания  за  такое  нарушение  будут   претворены    в    жизнь.
Подтверждением этому также послужили положения п.  5.2  Инструкции
№ 16 ( v0016503-01 ) в первой своей редакции:

    "5.2. За неполную уплату  страховых  взносов  на  страхователя
    налагается  штраф  в  размере  скрытой   (заниженной)    суммы
    страховых  взносов,  исходя  из  суммы  заработной  платы,  на
    которую  согласно  Закону   Украины    "Об    общеобязательном
    государственном социальном страховании  в  связи  с  временной
    потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением
    и погребением" насчитываются  страховые  взносы,  а  в  случае
    повторного нарушения - в трехкратном размере указанной суммы".

    Однако  здравого  смысла  хватило  ненадолго.   Постановлением
правления  Фонда  социального  страхования  по  временной   потере
трудоспособности от 29.03.2002 г. № 4 ( v0004598-02 ) (см. "Налоги 
и бухгалтерский  учет",  2002,  № 32)  были  внесены  изменения  в  
Инструкцию   №  16  ( v0016503-01 ),  в  соответствии  с  которыми  
положения п. 5.2 Инструкции № 16 ( v0016503-01 ) были приведены  в  
соответствие с Законом № 2240 ( 2240-14 ).  Все вернулось на круги 
своя.  Так что бухгалтерам никак нельзя ошибаться  при  начислении 
взносов в Фонд по временной потере трудоспособности.  Что касается 
начисления пени в случае  неполной  уплаты  страховых взносов,  то 
оно (начисление) производится в общем порядке.

    Ответственность за нарушение  порядка  расходования  страховых
    средств

    За нарушение  порядка  расходования  страховых  средств  штраф
налагается в  размере  50  процентов  надлежащей  к  уплате  суммы
страховых взносов.
    Прежде чем рассмотреть порядок  определения  суммы  указанного
выше  штрафа,  укажем,  какие    расходы    могут    производиться
предприятием  за  счет  средств  Фонда   по    временной    потере
трудоспособности.
    Согласно п. 6.7 Инструкции № 16 ( v0016503-01 )  страхователем
осуществляются расходы на:
    - выплату    пособия    по    временной    нетрудоспособности,
беременности и родам, при рождении ребенка и по уходу за  ребенком
до достижения им трехлетнего возраста, на погребение;
    - проведение    расходов    на     частичное        содержание
санаториев-профилакториев,     находящихся    на     хозяйственном
содержании страхователя, в пределах ассигнований,  предусмотренных
сметой;
    - проведение расходов  на  внешкольное  обслуживание  детей  и
частичное содержание детских оздоровительных лагерей.
    Наиболее  распространенной  ошибкой,  в  результате    которой
происходит  нарушение  порядка  расходования  средств  Фонда    по
временной потере  трудоспособности,  является  излишне  заявленная
сумма к возмещению из Фонда по временной  потере  трудоспособности
по суммам "больничных".

    Пример 4.

    Предположим, что сумма страховых взносов  за  месяц  составила
400 грн.  При этом зачтена  за  счет  Фонда  по  временной  потере
трудоспособности  сумма  больничного  листка    (начиная    с    6
календарного дня  временной  потери  трудоспособности)  в  размере
70 грн.  Вместе с тем в действительности зачету  подлежала  сумма,
равная 60 грн.
    Данное  нарушение    произошло    в    результате    неверного
использования  положений  статьи  37  Закона № 2240 ( 2240-14 ), в
которой  указано,  что  пособие  по  временной  нетрудоспособности
выплачивается  застрахованным  лицам  в  зависимости от страхового
стажа в следующих размерах:
    60  процентов  средней    заработной    платы    (дохода)    -
застрахованным лицам, имеющим страховой стаж до пяти лет;
    80  процентов  средней    заработной    платы    (дохода)    -
застрахованным лицам, имеющим страховой стаж  от  пяти  до  восьми
лет;
    100  процентов    средней    заработной    платы    (дохода) -
застрахованным лицам, имеющим страховой стаж свыше восьми лет;
    100  процентов  средней   заработной    платы    (дохода)    -
застрахованным  лицам,  отнесенным  к  1  -  4   категории    лиц,
пострадавших  вследствие  Чернобыльской  катастрофы;  одному    из
родителей или лицу, которое их заменяет  и  ухаживает  за  больным
ребенком в возрасте  до  14  лет,  пострадавшим  от  Чернобыльской
катастрофы; ветеранам войны и лицам, на  которых  распространяется
действие Закона Украины "О статусе ветеранов войны,  гарантиях  их
социальной защиты".
    Оплата  больничного  листа  была  произведена  в  размере  80%
средней заработной платы вместо 60%, что привело к завышению сумм,
подлежащих  возмещению    из    Фонда    по    временной    потере
трудоспособности.
    В  результате  такого  нарушения  по  результатам  проверки  у
предприятия к зачету не принимается сумма, равная 10  грн.,  и  на
него (предприятие) налагается штраф в размере 5 грн.
    Обращаем ваше внимание, что если по одному больничному  листку
была допущена ошибка, в результате  которой  сумма,  заявленная  к
возмещению из Фонда по  временной  потере  трудоспособности,  была
завышена, а по другому -  занижена,  то  такие  суммы  зачесть  на
момент проведения проверки нельзя.

    Административная ответственность

    Статьей  165  КУоАП   ( 80731-10 )    установлена    следующая
административная ответственность должностных  лиц  предприятия  за
такие нарушения:
    1. За сокрытие  (занижение)  должностными  лицами  предприятия
сумм доходов, с которых исчисляются страховые взносы.
    2. За  нарушение  сроков  перечисления  взносов  в  Фонд    по
временной потере трудоспособности.
    3. За нарушение установленного порядка расходования средств на
указанный вид страхования.
    4. За несвоевременное  представление  или  непредставление  по
установленной форме (4-ФСС з ТВП).
    За указанные нарушения налагается  административный  штраф  на
должностных лиц предприятий в размере от восьми до  пятнадцати  не
облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
    Те же действия, совершенные лицом, на которое в  течение  года
было  наложено   административное    взыскание    за    одно    из
правонарушений, упомянутое в  части  первой  настоящей  статьи,  -
влекут наложение  штрафа  от  десяти  до  двадцати  не  облагаемых
налогом минимумов доходов граждан.
    За уклонение предприятий от регистрации в Фонде  по  временной
потере    трудоспособности    административная     ответственность
должностных лиц не предусмотрена.

    Отражение  в  бухгалтерском  и  налоговом  учете   результатов
    проверки

    Что касается сумм начисленных по результатам проверки штрафных
санкций и пени, то они не относятся в налоговом учете  на  валовые
расходы предприятия.
    Что касается  суммы  недоимки,  то  она  включается  в  состав
валовых расходов предприятия согласно п.п. 5.2.7 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в  редакции  от  22.05.97  г.
№ 283/97-ВР ( 283/97-ВР ), с изменениями и дополнениями, как сумма
расходов,  не  учтенных  в  прошлых налоговых периодах  в  связи с
допущением  ошибок и  выявленных  в  отчетном  периоде  в  расчете
налогового обязательства.
    При этом  предприятию  необходимо  помнить  об  обязательности
подачи уточненной декларации о прибыли предприятия.
    В  бухгалтерском  учете    доначисленная    сумма    недоимки,
начисленные  штрафные  санкции  и  пеня   отражаются    следующими
записями:

|---|------------------------------------|-----------------------|
| № |        Содержание операции         |Корреспондирующие счета|
|п/п|                                    |-----------|-----------|
|   |                                    |   дебет   |   кредит  |
|---|------------------------------------|-----------|-----------|
| 1 | Начислены штрафные санкции и пеня  |    948    |     652   |
|---|------------------------------------|-----------|-----------|
| 2 | Доначислена сумма недоимки         |    949    |     652   |
|---|------------------------------------|-----------|-----------|
| 3 | Уплачены суммы недоимки, штрафных  |    652    |     311   |
|   | санкций и пени                     |           |           |
|---|------------------------------------|-----------|-----------|

    В  заключение  рассмотрения  ответственности  предприятий   по
взносам в Фонд по временной потере  трудоспособности  хотелось  бы
отметить следующее.
    Согласно п. 15.14 Инструкции о порядке  проведения  ревизий  и
проверок по средствам Фонда социального страхования  по  временной
потере  трудоспособности,  утвержденной  постановлением  правления
Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности
от 19.09.2001г. № 38 ( va038503-01 ) (см. "Налоги и  бухгалтерский
учет", 2002, № 85),  при  наличии  возражений или замечаний к акту
ревизии (проверки)  руководитель,  главный  бухгалтер  или  другие
лица, подписывающие акт, в день его передачи делают оговорки перед
своими подписями с указанием даты и делают запись "с требованиями
п. 15.14 Инструкции о порядке проведения  ревизий  и  проверок  по
средствам  Фонда  социального  страхования  по  временной   потере
трудоспособности от 19.09.2001 г. № 38 ( va038503-01 ) ознакомлен"
и не позднее чем через пять календарных дней со дня  подписания  с
замечаниями представляют ему письменные объяснения или возражения.
Если в  течение  указанного  срока  объяснения  или  замечания  не
поступят,  то   акт    ревизии    считается    согласованным,    а
контрольно-ревизионный отдел имеет  право  осуществить  надлежащие
мероприятия по материалам ревизии.  В  исключительных  случаях  по
письменному обращению руководителя предприятия срок  представления
объяснения или замечания  может  быть  продлен  руководителем,  по
поручению которого проводилась ревизия. Контролирующий орган Фонда
по  временной  потере  трудоспособности  обязан  не   позднее    5
календарных дней со  дня  получения  замечаний  рассмотреть  их  и
вынести мотивированное решение, которое  вручается  заявителю  под
расписку или направляется плательщику по почте  с  уведомлением  о
вручении.
    Надеемся, что представленная информация поможет вам  уберечься
от ошибок.  Ну, а если не убережетесь, то сможете и  перепроверить
контролирующие органы  относительно  правильности  начисления  ими
штрафных санкций и пени.


------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№91/02 стр. 21
[14.11.2002]
Татьяна Онищенко
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------