Если для увеличения спроса на свою продукцию предприятие изготовило рекламные носители информации (прайс-листы, рекламные проспекты, брошюры, каталоги, буклеты и т. п.) и раздает их теоретически потенциальным покупателям, то такие раздачи рекламных материалов не являются объектом налогообложения НДС и налогом на прибыль. * * * Статьей 1 Закона Украины "О рекламе" от 03.07.96 г. № 270/96-ВР ( 270/96-ВР ) определено, что реклама - это специальная информация о лицах или продукции, которая распространяется в какой-либо форме и каким-либо способом с целью прямого или опосредованного получения прибыли. При этом Законом обусловлено, что реклама должна быть четко отделена от другой информации независимо от форм или средств распространения. Пути изготовления рекламного продукта различны: он может быть самостоятельно изготовленным (приобретенным) и распространенным налогоплательщиком или может быть изготовленным и распространенным другим лицом по заказу налогоплательщика. Рекламные носители информации налогоплательщика могут быть оприходованы как материальные ценности (рекламные щиты, подарки с логотипами, брошюры, прайс-листы, рекламные проспекты, каталоги и т. п.) и как такие, которые нельзя оприходовать (реклама в газете, на транспорте и другая, в зависимости от формы договоров). Одной из особенностей рекламных носителей информации является то, что во время раздачи такие товарно-материальные ценности или работы (услуги) выполняют только одну функцию - функцию распространения информации о налогоплательщике или о товарах (работах, услугах), которые продаются таким налогоплательщиком. Для налогоплательщика, который рекламирует или себя, или свои товары (работы, услуги), на этапе раздачи рекламных носителей информации еще не возникает операции, которая приводит к увеличению дохода. Эта операция направлена на увеличение дохода налогоплательщика в будущем. Подпунктом 5.2.1 пункта 5.2 статьи 5 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР) установлено, что в состав валовых расходов относятся суммы любых расходов, уплаченных (начисленных) в течение отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) и охраной труда, с учетом ограничений, установленных пунктами 5.3 - 5.8 этой статьи. В одном из подпунктов такое ограничение есть, но оно касается только части расходов относительно рекламных носителей информации, потому что такие расходы относятся в расходы двойного назначения. Суть двойного назначения заключается в том, что такие расходы могут включаться в состав валовых расходов в полном объеме (назовем их - нелимитированные расходы) и в расходы с соответствующим ограничением (назовем их - лимитированные). Нелимитированные расходы - это расходы на проведение предпродажных и рекламных мероприятий, направленных на рекламирование товаров (работ, услуг), которые продаются (предоставляются) такими налогоплательщиками. В лимитированные расходы относятся расходы на организацию приемов, презентаций и праздников, приобретение и распространение подарков, включая бесплатную раздачу образцов товаров или бесплатное предоставление услуг в рекламных целях. Абзацем первым подпункта 5.4.4 статьи 5 Закона определено, что в состав валовых расходов налогоплательщика относятся расходы налогоплательщика на проведение предпродажных и рекламных мероприятий относительно товаров (работ, услуг), которые продаются (предоставляются) такими налогоплательщиками. Абзацем вторым подпункта 5.4.4 статьи 5 Закона определено, что в состав валовых расходов налогоплательщика могут быть отнесены расходы на организацию приемов, презентаций и праздников, приобретение и распространение подарков, включая бесплатную раздачу образцов товаров или бесплатное предоставление услуг (выполнение работ) в рекламных целях, но не более двух процентов от облагаемой налогом прибыли налогоплательщика за предыдущий отчетный (налоговый) квартал. При этом следует обратить внимание на то, что нелимитированные расходы, о которых речь идет в первом абзаце подпункта 5.4.4, касаются только рекламных мероприятий относительно товаров (работ, услуг), которые продаются (предоставляются) такими налогоплательщиками. Что же касается положений второго абзаца подпункта 5.4.4 статьи 5 Закона, а в нем идет речь о лимитированных расходах, то в нем указывается более широкий спектр рекламных мероприятий, потому что в нем нет ограничений относительно рекламных мероприятий только относительно товаров (работ, услуг), а указано - в рекламных целях. Напомним, что согласно Закону Украины "О рекламе" ( 270/96-ВР ) налогоплательщик имеет право рекламировать и себя (как юридическое или физическое лицо) с целью прямого или опосредованного получения прибыли. Из приведенного сделаем вывод - если налогоплательщик изготовил (приобрел) и распространяет материальный носитель рекламы, который содержит в себе информацию о товарах (работах, услугах), которые продаются (выполняются, предоставляются) налогоплательщиком, и который нельзя использовать ни в хозяйственной деятельности, ни в любой другой, кроме применения его как носителя (источника) информации (например, прайс-листы, рекламные проспекты, брошюры, каталоги, буклеты и т. п.), то у рекламодателя расходы, связанные с изготовлением (приобретением) и распространением рекламной продукции, которую можно использовать как исключительно носитель информации о товарах (работах, услугах), включаются в полном объеме в состав валовых затрат производства в соответствии с абзацем первым подпункта 5.4.4 пункта 5.4 статьи 5 Закона о налоге на прибыль ( 283/97-ВР ). В случае если налогоплательщик изготовил (приобрел) и распространяет материальный носитель рекламы, который содержит в себе информацию о налогоплательщике как о лице и нет информации о его товарах (работах, услугах) (например, прайс-листы, рекламные проспекты, брошюры, каталоги, буклеты и т. п.), то у рекламодателя расходы, связанные с изготовлением (приобретением) и распространением рекламной продукции, включаются в состав валовых расходов также только в размере не более двух процентов от облагаемой налогом прибыли налогоплательщика за предыдущий отчетный (налоговый) квартал. При этом напомним еще одно условие Закона о Прибыли. Подпунктом 5.4.8 статьи 5 Закона установлено, что не включаются в состав расходов налогоплательщика наличные, израсходованные на цели, определенные подпунктом 5.4.4 этой статьи. Поэтому расчеты за изготовление рекламных носителей информации желательно осуществлять только в безналичной форме (для возможности отнесения в состав валовых расходов или всей суммы понесенных расходов на изготовление носителей рекламной информации, или хотя бы ее части). Что касается налога на добавленную стоимость, то учитывая то обстоятельство, что такие материальные носители рекламы являются исключительно средствами распространения информации, то такое распространение рекламного продукта по своей сути не подпадает под понятие "продажа товаров (работ, услуг)", определение которого установлено в пункте 1.4 статьи 1 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР ( 168/97-ВР ). Именно поэтому операции раздачи (предоставления) рекламных носителей информации, которые могут выполнять только функции распространения информации, не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Поскольку пунктом 1.7 статьи 1 Закона установлено, что налоговый кредит - это сумма, на которую налогоплательщик имеет право уменьшить налоговое обязательство отчетного периода, а по таким операциям налоговое обязательство не возникает, то по таким операциям у налогоплательщика не возникает и налоговый кредит. Подпунктом 5.3.3 статьи 5 Закона о Прибыли ( 283/97-ВР ) определено, что в случае если плательщик налога на прибыль, зарегистрированный как плательщик налога на добавленную стоимость, осуществляет операции по продаже товаров (работ, услуг), не являющихся объектом обложения таким налогом, налог на добавленную стоимость, уплаченный в составе расходов на приобретение товаров (работ, услуг), которые относятся в состав валовых расходов и основных фондов и нематериальных активов, подлежащих амортизации, включается соответственно в валовые расходы или балансовая стоимость соответствующей группы основных фондов увеличивается на сумму, которая не включена в состав налогового кредита такого налогоплательщика в соответствии с Законом Украины "О налоге на добавленную стоимость" ( 168/97-ВР ). При этом особое внимание следует обратить на случаи, когда стоимость носителей рекламной информации относится в состав валовых расходов в ограниченных размерах, ведь для расчета "не более двух процентов от налогооблагаемой прибыли налогоплательщика за предыдущий отчетный (налоговый) квартал" необходимо будет учитывать и сумму НДС, которая была уплачена при приобретении (изготовлении) такого носителя информации. Что касается налога на прибыль, то учитывая то обстоятельство, что такие материальные носители рекламы являются исключительно средствами распространения информации, то такое распространение рекламного продукта по своей сути не подпадает и под понятие "продажа товаров (работ, услуг)", определение которого предоставлено в пункте 1.31 статьи 1 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ), и поэтому во время раздачи (передачи) носителей рекламной информации, которые могут выполнять только такую функцию, валовый доход не возникает. При этом связь с хозяйственной деятельностью налогоплательщика есть, ведь реклама - это средство для получения будущих доходов налогоплательщика от продажи его товаров (работ, услуг), потому что именно это является основной целью создания субъекта предпринимательской деятельности. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 442-91-71 №47/02, стр. 34 [19.12.2002] Александра Винцевич Гл. гос. нал. инспектор ГНИ в Деснянском районе г. Киева ------------------------------------------------------------------